«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
консультация на тему
Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Современное российское общество восстанавливать, утерянные в 90-2000-х годах, духовно-нравственные идеалы. Нравственно -патриотическое воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью нравственно –патриотического воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Систематическое нравственно - патриотическое воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Нравственно -патриотическое воспитание на основе ознакомления с родным городом и краем формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние.
Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по нравственно -патриотическое образованию и воспитанию детей! Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
1. Предлагается:
- Познакомить детей с историей, культурой родного города, края;
- развивать в детях нравственно –патриотические качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;
- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;
- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;
- способствовать всестороннему развитию личности.
3. Цель:
Формирование основ у детей старшего дошкольного возраста начал гражданственности посредством ознакомления воспитанников с родным краем, городом.
4. Задачи:
- Расширить представления детей об истории, символиках города.
- Способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни народов ханты.
- Формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- Формировать осознанно - правильное отношение к природе родного края.
- Развивать творческие способности детей на местном материале, познакомить с народными промыслами.
- Увеличить охват родительской общественности, принимающих
активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках ДОУ, города.
5. Предполагаемый результат:
- Будет создан учебно-методический комплекс с материалами о родном городе;
- Будет создана микроразвивающая среда в группе, способствующая патриотическому воспитанию детей;
3.Расширятся знания детей о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера.
4. Повысятся знания детей о государственных символиках города (герб, флаг, гимн города);
Будут сформированы интегративные качества ребенка: любящий свою семью, дом, родной город, край; знающий культуру своего народа и историю своей Родины; бережно относящийся к окружающему миру
6. Трудности:
На сегодняшний день существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание:
- «Наследие» М.Ю.Новицкой
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
- система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
- «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
- «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой и др.
Но все предлагаемые методические пособия недостаточно учитывают специфику региона, где они будут применяться, т.е. не вариативны, а статичны, применимы только в том регионе, где были разработаны, и в данное время. Таким образом, возникает ряд проблем:
- между потребностью ознакомления детей с родным краем и отсутствием адаптированных программ обучения дошкольников для конкретного региона.
- между необходимостью реализации принципа интеграции в образовательном процессе дошкольного учреждения и недостаточной разработкой подходов к ее организации;
- между потребностью вовлечения родительской общественности в образовательный процесс для совместной деятельности и отсутствием их заинтересованности в этом.
Программа направлена на формирование основ у детей старшего дошкольного возраста начал гражданственности посредством ознакомления воспитанников с родным краем, городом.
В программе учитываются региональные особенности, которые не могут не сказаться на содержание реализуемого образовательного процесса в ДОУ:
- что обуславливается тематикой ознакомления детей с трудом взрослых: нефтяников; в округе проживают малочисленные народы Севера. Воспитанники знакомятся с условиями жизни, промыслами народов ханты, манси; систематически посещают этнографические выставки, музеи, совершают экскурсии по городу, знакомятся с достопримечательностями города;
- в образовательном учреждении создан музей по ознакомлению детей с родным краем. Вместе с тем, в образовательной деятельности ДОУ используется краеведческий материал, иллюстративная серия учебных пособий «Детям об истории ХМАО-Югра».
Программно-методическое:
- совершенствование системы работы по формированию интереса у детей и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем, городом.
- корректировка тематических планов, интегрированного плана взаимодействия с профильными специалистами;
- корректировка содержания диагностического инструментария.
Материально-техническое:
- создание картотеки, альбомов, коллажей, панорам, макетов, видео, аудио материалов, конспектов мероприятий
В основу реализации проекта положены следующие принципы:
- принцип регионализации – изучаемый материал отражает региональные, географические, исторические, архитектурные, сведения об общественной жизни города, его особенностях, интересен, увлекателен для детей.
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика ребенка. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом и родителями, а не просто пассивно перенимают их опыт.
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим напрвлениям.
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Для реализации задач патриотического воспитания дошкольников необходимы определенные условия:
- создание благоприятных социальных условий;
- организация развивающей образовательной среды;
- обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала c опорой на опыт и чувства детей;
- повышение компетентности педагогов в вопросах патриотического воспитания;
- тесный контакт c семьей, опора на ее традиции и опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Нынешние дети растут в эпоху, отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. Действительно, утрачиваются понятия долга перед обществ...
презентация "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях"
В условиях глубошайших изменений,происходящих в жизни общества,одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поеоления...
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - разрушение личности. Ныне материальные ценности до...
Взаимодействие с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в современных условиях.
Главной задачей нравственно-патриотического воспитания дошкольников является формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству; расширение представл...
Педагогический совет в форме "устного журнала" «Россия – отчий дом» Тема «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в современных условиях»
Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы и самостоятельности. Прежде всего, следует создать в детско...
Статья "Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников в современных условиях"
Статья содержит описание работы педагогов структурного подразделения "отделение дошкольного образования" с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию при помощи разнообразных средств и...
Консультация "«Особенности нравственно – патриотического воспитания дошкольников в современных условиях»
Консультация для педагогов....