“Знакомство с нашим городом Кяхта”
план-конспект занятия (старшая группа)
В увлекательной форме познакомить детей с историей нашего города, с архитектурой старых исторических зданий, используя фотографии и иллюстрации, проводя прогулки и экскурсии к разным историческим памятникам. Познакомить детей с исторической ролью города Кяхта как города с развивающейся торговлей с разными странами, с разными людьми (учёными, революционерами, путешественниками и т. д.).
Обратить внимание на неповторимую красоту города Кяхта и выразить восхищение архитектурой строений и значением нашего исторического города для истории всей России. Воспитывать любовь к родному городу, побуждая детей гордиться и восхищаться им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kyahta_konspekt_zanyatiya.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятий по патриотическому воспитанию в подготовительно группе: “Знакомство с нашим городом Кяхта”
Цель работы
В увлекательной форме познакомить детей с историей нашего города, с архитектурой старых исторических зданий, используя фотографии и иллюстрации, проводя прогулки и экскурсии к разным историческим памятникам. Познакомить детей с исторической ролью города Кяхта как города с развивающейся торговлей с разными странами, с разными людьми (учёными, революционерами, путешественниками и т. д.).
Обратить внимание на неповторимую красоту города Кяхта и выразить восхищение архитектурой строений и значением нашего исторического города для истории всей России. Воспитывать любовь к родному городу, побуждая детей гордиться и восхищаться им.
Задачи:
1. Обучить детей вести посильную исследовательскую работу,
собирать материалы, классифицировать, сопоставлять их.
2. Создать условия для восприятия сведений об историческом
прошлом и культурном облике родного города.
3. Приобщить детей к миру прекрасного, формировать чувство
патриотизма и уважения к народу, к его обычаям, традициям.
4. Обучить детей умению использовать различные источники
информации.
5. Развивать у дошкольников навыки познавательной,
творческой деятельности, связную речь, обогащать и
активизировать словарь.
Предварительная работа
- Учили стихи, песни наших земляков о Кяхте.
- Провели экскурсии к разным историческим местам города Кяхта (Потаниной, М.И. Калинину, Сухэ-Батора, войнам-кяхтинцам, погибшим во время Великой Отечественной войны, к разным домам с мемориальными табличками и т. д.).
- Посетили музеи: краеведческий музей им. Обручева, музей Сухэ - Батора - '1ый съезд Монголо-Советской Дружбы.
- Рисовали на занятиях наги город - дома, церкви, Торговые ряды, Торговую Слободу и т. д.
- Для закреплений и впечатлений о своём городе оформили стенд «Мы любим свой город. Мы любим свой сад».
Ведущая: Дети, мы живём в Кяхте - одном из
исторических городов России. Чтобы гордиться им и называть себя кяхтинцем. Нужно хорошо знать свой город, его историю. А история Кяхты неотделима от истории всей нашей Родины.
Летом 1727г.чрезвычайный и уполномоченный посол России- Савва Рагузинский в торжественной обстановке заложил первый камень в основании торговой слободы Кяхту, который с того времени до конца 19 века стала одним из крупнейших центров русско-китайской и русско-монгольской торговли.
29 августа 1728г. было объявлено, что на
«Кяхте торг открыт»
2003г. - юбилейный год для нашего города.
Кяхте исполняется 275лет.
А сегодня мы будем воспевать в честь юбилея наш Родной город. Стихами и песнями разных
ПОЭТОВ композиторов. А начнём мы со стихотворения Анатолия Дубинина: « Наш город»
1 ребёнок: В Сибири есть не мало городов,
Но этот городок мне всех милее.
В закате дня жемчужиной алеет
Он на границе в бархате лесков.
По замыслу Великого Петра
Основан был форпостом он России
И, выполнив торговую миссию,
Встал прочно, принимая все ветра.
2 ребёнок: Какие люди посещал вас,
Большие улицы и переулки!
Они историей далёкой, гулкой
Табличками с домов глядят на нас.
Узоры твоих стареньких домов.
Как кружева троицкосавских модниц,
Напоминая облик богородиц,
Не потемнели от пыли веков.
3 ребёнок: Дарила Кяхта миру лучший чай,
Не зря гордясь своим духовным саном.
История верблюжьим караваном
Уходит в глубину восточных тайн.
3 ребёнок: Встречая новый, двадцать первый век,
Песчаная Венеция тоскует,
О славе прошлой сон её волнует,
Не позволяя поднимать ей век.
Она ещё проснётся ото сна
И распахнёт вселенной чудо-двери.
Пусть только каждый кяхтенец поверит,
Что Кяхта на весь мир одна.
5 ребёнок: Мы очень любим город свой.
Сияет солнце пусть кругом, Или дожди стучат в окно
Его мы любим всё равно.
Мы в этом городе живём,
И он растёт, и мы растём.
Ребята мы с вами ходили на экскурсии к разным историческим местам, к памятникам архитектуры, в музеи, а сейчас песней по городу мы вспомним об этом.
Песня: «По городу»
1.По городу, по городу
С весёлым ветерком
Шагаем дружно парами
И песенку поём.
Навстречу нам автобусы,
Машины и такси.
А детям очень нравиться
По городу идти.
2. Идём мы все по площади.
Здесь главный наш проспект.
Теперь идём к музею мы И шлём ему привет.
Здесь столько интересного,
Что мимо не пройти,
А детям очень нравиться
По городу идти!
Ведущая: Почти полтора столетия наша Кяхта была
известна как главный торговый пункт. Особенно известность возросла, когда в России повысился интерес к чаю. Через Кяхту проходил великий чайный путь. В торговую « Слободу» приезжало много богатых людей-купцов. Были отстроены Торговые Ряды, каменные здания Трицкосавской Таможни, гостиный двор. Торговли разными товарами - чаем, шёлком, кожей, мылом, свечами, а так же и игрушками для детей.
( Дети читают стихи)
1 ребёнок: Как ведётся с давних пор,
Продаёт Гостиный двор
Всё, что нам необходимо,
Всё, что модно, что любимо.
Раньше гостем назывался
Уважаемый купец.
Он совсем, как на базар.
Вёз сюда любой товар.
Оттого Гостиный двор
Назван был с далёких пор.
2 ребёнок: В нём отдел игрушек есть
И, конечно, их не счесть.
Это просто чудный рай.
Приходи и выбирай!
Ведущая : В нашем городе на площади Советов есть
маленькая филармония, там проходят концерты разных артистов, разные конкурсы, выступления, смотры.
Ребята, как вы думаете о какой филармонии я рассказала? ( О доме Культуры)
Стихи о Доме Культуры.
1 ребёнок: Фило-филормония
Для любящих гармонию,
Для увлечённых музыкой,-
Таких, как мы с тобой.
2 ребёнок: Сами будем выступать
Мы в детской филармонии,
Будем петь, плясать, играть,
Чтоб выразить гармонию.
Ведущая:
Наш город знаменит своим краеведческим
музеем, где собраны бесценные уникальные экспонаты. В музее мы узнали, что в Кяхту приезжало много просвящённых людей:
Бичурин, Ковалевский, поэт Дэви Дол- автор песни «Славное море, Священный Байкал», первый бурятский учёный- Д. Банзаров. С Кяхтой связаны имена многих декабристов: братья Николай и Михаил Бестужевы, Трубецкой, Волконский. В Кяхте служил будущий маршал И. И. Рокоссовский, учился космонавт Н. Н. Рукавишников.
Наш город награжден орденом Сухэ-Батора, об этом нам расскажут дети строками стихотворения Лидии Чумаковой « История Кяхты».
1 ребёнок: Средь холмов и сопок,
Где идёт граница,
Где с восходом солнца
Обжигает степь,
Расположен город.
Можно им гордиться,
О котором можно
Просто песни петь.
2 ребёнок: Город невеликий,
Городочек малый,
«Но богат историей»,
В народе говорят.
Здесь купцы когда-то
Торг вели на славу,
За свободу бились русский и бурят.
3 ребенок: Приезжали в Кяхту
Люди просвящённые:
Шиллинг и Бестужев,
Потанин и Козлов,
Здесь музей, памятники-
Как визитка в прошлом.
Нам они о многом
Говорят без слов.
4ребёнок: А потом Советы,
И борьба, и съезды,
Ведь не даром орден
На груди его.
Люди разных наций
Зашагали вместе
На парад,
На праздничное торжество.
4 ребёнок: С каждым днём он лучше,
Чище и прекраснее.
Музыка и песни
Прямо на ходу.
В Кяхту едут гости-
Юбилейный праздник!
Пожелаем доброго пути ему!
Песня:
«Там где зореньки, алые, алые...»
1. Там, где зореньки, алые, алые
Утром рано над степью встают.
Город есть с пограничной заставою
И его милой Кяхтой зовут.
В нашем городе светлые ночи.
Кяхта с миром наводит мосты.
И мы любим тебя очень- очень,
Ведь на свете единственный ты.
2. Русский воин стоит там на страже
День и ночь, охраняя покой,
Чтобы не было в мире тревоги,
И спокойно жилось нам с тобой.
Ведущая: На государственной охране в Кяхте
Состоит 97 памятников истории, культуры и архитектуры. В нашем городе каждая улица названа в честь того или иного революционера, руководителей экспедиций (улицы Козлова, Пржевальского, Потанина, Обручева, Серова, т. д.). По красоте и величию, по своей архитектуре одними из лучших строений у нас в городе являются церкви: Воскресенская, Успенская, Троицкий собор. Об этом нам расскажут дети.
Дети читают стихи.
1 ребёнок: Есть на юге огромнейшей
Нашей страны
Незаметный простой уголочек
Переулки, сады, вековые «ряды»,
Наш старинный село - Городочек.
2 ребёнок: Через речку пройдёшь
И с вершины холма
Развернётся пейзаж необычный:
Купола, дерева,
Крыш весёлых дома-
Это наш городок пограничный.
3 ребёнок: Ряд больших тополей,
В каждом доме музей,
Уголка нет в Бурятии краше.
Город белых церквей,
Город песни моей,
Город славной истории нашей.
Стихотворения о Кяхте.
1 ребёнок: Кяхта - это летопись веков,
Кяхта - это звон колоколов,
Кяхта - это вехи старины,
Кяхта - это наш форпост страны.
2 ребёнок: Кяхта, ты глубина моей души,
Кяхта, ты гордость, честь твоих людей,
Кяхта, ты свежесть утренней зари,
Кяхта, ты город Мира и любви.
3 ребёнок: Кяхта, мы новой жизни ждём,
Кяхта, мы нечисть всю сметём,
Кяхта, мы свой украсим край,
Кяхта, живи и расцветай!
Чтение стихов (взрослые)
1 чтец: Люблю я крохотную Кяхту,
Не изменившую векам,
Где купола церквей, как яхты.
Плывут по белым облакам.
Где исторические вехи
Её Гостиные ряды -
Стоят, как ратники в доспехах,
у низкой Кяхтинской воды.
2 чтец: Кяхта, ты вечно со мною.
Город старинный, родной,
Словно немеркнущий свет,
Ты стоишь много лет.
В горькой памяти ты
Сохранила былые мечты,
И остался вечный след,
От ушедших и прожитых лет,
Здесь, в азиатской России
Просторы, дороги большие.
Холодное солнце встаёт.
Кяхта нас снова зовёт.
3 чтец: Есть в дальней стране
Большие города.
Но почему- то мне,
Не хочется туда.
А в городке родном,
Живущем без реклам,
Как память о былом
В саду белеет Храм,
И тополиный сад,
Прохладною листвой,
Как много лет назад
Шумит над головой.
И вновь влекут меня
Гостиные ряды,
В любые времена
Прекрасны и чисты.
2 чтец: Вдалеке от столиц
И проезжих дорог,
Он у самой границы,
Тихий мой городок.
Посмотрите на карту,
Среди жёлтых песков,
Вы отыщите Кяхту -
Город прежних веков.
Караваны тянулись,
Чай везли и шелка.
Помнят тихие улицы
«Золотые века».
Город славных традиций,
Город памятных дат.
Здесь, у самой границы
Обелиски стоят.
«Песня о Кяхте»
1. Он в Бурятии, знатный и славный,
На Руси его Кяхтой зовут.
Город Кяхта торговлей прославлен,
Он с Китаем открыл чайный путь.
Здесь, над Кяхтой встаёт голубой небосвод,
А над сопками - сосен ресницы.
Третий век здесь народ в крепкой дружбе живёт.
Разве можно в неё не влюбиться.
2. Кяхта почести гостю окажет,
Встретить старых и новых друзей.
О потомках своих всё расскажет
Наш известный, старинный музей.
Память всюду, везде о былой старине:
Слобода, ряд торговый и церкви.
Кяхта нежно её сохраняет в себе,
В наших душах она не померкнет
3.Здесь с Монголией - дружбы граница.
И бессмертно стоит гарнизон.
Кяхтой нашей нельзя не гордиться,
Каждый кяхтинец в город влюблен.
Здесь багульник весною ласкает земля
И рассветы с зарею все выше
Казаками в строю здесь соят тополя
А подворья черемухой дышат.
Вывод
Встречая новый 21 век
Песчанная Венеция тоскует
О славе прошлой сон ее волнует.
Не позволяя поднимать ей век.
Она еще проснется ото сна
И распахнет вселенной чудо-двери.
Пусть только каждый кяхтинец поверит,
Что Кяхта на весь мир дна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.
Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...
ПЛОЩАДИ НАШЕГО ГОРОДА. Конспект игры-путешествия «Площади нашего города» в рамках проекта: «Мой город Санкт-Петербург» с детьми подготовительной к школе группы.
Проект "Мой город Сант-Петербург" рассчитан на два года. В течении этого времени дошкольники знакомятся с достопримечательностями своего города не только с помощью видео и звуко записей, но и по...
Презентация " Знакомство с решётками нашего города"
При знакомстве с архитектурой мы можем погнакомить детей старшего возраста с решётками мостов, парков, набережных нашего города....
Проект "Мой город Кяхта"
Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями....
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей по реализации проекта «Смоленск - мой город»...
Технологическая карта проекта по знакомству с родным городом Санкт-Петербургом «Люблю по городу гулять» для детей среднего дошкольного возраста.
Данная техногогическая карта поможет воспитателям установить единство всех компонентов образовательной деятельности. Позволит успешно планировать образовательную деятельность по знакомству детей с Сан...
Методическая разработка по знакомству детей с городом Смоленском, его достопримечательностями и историей (в рамках реализации проекта «Смоленск - мой город» в подготовительной к школе группе)
Паспорт проекта:Воспитатель, инструктор ФК, дети подготовительной группы №8«Веснушка», родители.Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.Тип проекта: краткосрочный, групповой.Форма организ...