Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».
рабочая программа (старшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ». Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komi_yazyk_karpova_e.a._osadchaya_v.v._1.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 общеразвивающего вида»
(МДОУ «Д/с № 11»)
ПРИНЯТО Педагогическим советом МДОУ «Д/с № 11» от « ___ »_________ 20__г. протокол заседания № __ | УТВЕРЖДЕНО приказом МДОУ «Д/с № 11» от «____» ________ 20___г. № _____________ ________________________ (подпись руководителя ДОУ) |
Дополнительная образовательная программа
«ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».
(Название программы)
Возрастная группа 5-7 лет .
Срок реализации: 1 год .
Составитель: Карпова Е.А., воспитатель Осадчая В.В., воспитатель |
г.Ухта, 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………………………… | 2 |
2. | Цель и задачи программы …………………………………………... | 6 |
3. | Содержание программы ………………………………………......... | 7 |
4. | Планируемые результаты …………………………………………... | 21 |
5. | Характеристика организационно-педагогических условий………. | 22 |
6. | Список литературы ……………………………………………......... | 24 |
Приложение №1 Стихи на коми языке | ||
Приложение №2 Скороговорки | ||
Приложение №3 Считалки | ||
Приложение №4 Сказка про веселого язычка |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Положениями «Концепции развития дополнительного образования детей» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014г. №1726).
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015г. №729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- СанПиН 2.4.1. 3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
- Уставом МДОУ «Д/с № 11».
- Положением о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».
- Изменениями, вносимые в Положение о дополнительной образовательной программе МДОУ «Д/с №11».
Направленность дополнительной образовательной программы «Обучение русскоговорящих детей 5-7 лет коми языку»: социально-педагогическое (Порядок 1008, п.9).
Исторический поворот в жизни народов, населяющих сегодня Российскую Федерацию, заметно изменил в национальных регионах, в том числе и Республике Коми, языковую ситуацию. Коми язык приобрёл наравне с русским языком статус государственного языка Республики.
Это изменило отношение к нему не только самих коми, но и русскоязычных людей, проживающих в регионе и контактирующих с коренным населением во всех областях жизнедеятельности. Многие из них изъявили желание, чтобы их дети овладевали коми языком, а вместе с ним приобщались к культуре коренного населения, начиная с детского сада.
Дошкольник пойдёт скоро в школу. И, конечно же, родители хотят, чтобы школьная жизнь для него началась как можно более успешно. Будущему первокласснику необходимо накопить определённый багаж знаний, умений и навыков, которые послужат базой для последующего школьного обучения. Важное место в таком багаже занимает и знание коми языка.
Обучение коми языку русскоязычных детей в системе дошкольного воспитания обладает большими потенциальными возможностями. Оно позволяет использовать психофизиологические особенности ребёнка дошкольного возраста, у которого отмечается быстрое усвоение языков в данном возрасте. Раннее обучение языкам играет положительную роль не только в развитии интеллектуальных способностей ребёнка, но и даёт возможность приобщения к национальному языку и культуре, с целью воспитания у них уважения и толерантности к носителям любой другой культуры.
Дополнительная образовательная программа составлена с учётом принципов:
- развивающего и воспитывающего характера;
- систематичности и последовательности;
- сознательности, творческой активности и самостоятельности;
- наглядности.
- интеграции – коми кружок должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее задач по воспитанию у детей патриотических чувств;
- гуманизации и партнерства – коми кружок должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок".
В дополнительной образовательной программе «Обучение русскоговорящих детей 5-7 лет Коми языку» использованы различные формы организации детской деятельности: игры, творческие задания, фронтальная работа с демонстрационным материалом, элементы театрализованной деятельности.
Программа «Обучение русскоговорящих детей 5-7 лет Коми языку» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Она предполагает проведение 1 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, во второй половине дня. Для успешного освоения программы на занятиях численность детей не должна превышать 15 человек. Занятия проводятся с октября по май . Общее количество занятий в год – 32. Зачисление детей в кружок проходит на основе учёта интересов детей. Занятия проводятся в коми избе, где собран богатый материал предметов коми быта.
Срок реализации программы один год.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: развитие элементарной устной разговорной коми речи.
Задачи:
- Сформировать у детей коммуникативные умения и лежащие в их основе речевые навыки.
- Развивать фонематический слух, учить правильному произношению коми слов.
- Ввести в словарь детей : 1) названия диких и домашних животных, и их детёнышей; 2)названия игрушек; 3)всё о человеке; 4) всё о семье; 5) названия посуды и продуктов.
- Активизировать в потоке речи детей коми звуки «Ö», «дж», «дз», «тш».
- Развивать способность воспринимать своеобразие звучания коми речи, чувствовать её красоту.
- Повышать общую культуру ребёнка, его познавательные возможности и способности.
- Воспитывать ребёнка как личность, уважающего добрые традиции, культуру народа коми.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
Таблица 1
Наименование программы | Максимально допустимое количество занятий | ||
Неделя | Месяц | год | |
Дополнительная образовательная программа «Обучение русскоговорящих детей 5-7 лет коми языку» | 1 | 4 | 32 |
Календарно-тематическое планирование
Таблица 2
Месяц | Тематика | Кол. часов |
Октябрь | Медводдза аддзысьÖм (Первая встреча) | 1 |
ТÖдмасьÖм (Знакомство) | 3 | |
Ноябрь | ВорсÖм | 4 |
Декабрь | Морт | 4 |
Январь | Гортса пемÖсъяс | 4 |
Февраль | ВÖрса пемÖсъяс | 4 |
Март | Семья | 4 |
Апрель | Сёян-юан | 4 |
Май | Экспонаты музея (изделия народных промыслов) | 3 |
Творческий отчёт. Театральное представление «Морошковая земля» | 1 |
Работая над темой «ТдмасьÖм» (Знакомство) , удачным моментом будет введение куклы Настук. Дети с помощью этого персонажа с удовольствием познакомятся со сверстниками. Ещё детям необычным покажется гимнастика язычка Гажа кыв. Дети с большим желанием повторят все звуки. Очень понравится им игра «Кодi тэ?» Дети с удивлением узнают, что мальчик- это зонка, а девочка- нывка. Наиболее удачным приёмом можно посчитать игру с мячом «Скажи наоборот». Детям называют слово на коми или русском языке, они должны дать перевод. Так дети быстрее запомнят коми слова. Зная, что дети очень любят играть, можно провести игру «Пышкай». Игра «Выполни правильно команды» позволит тоже быстрее выучить коми слова.
В теме «Морт» (Человек) дети быстро запоминают всё о себе. Большую помощь здесь окажет кукла. Ребята все свои знания с желанием используют в игре «ТайÖ ки, тайÖ кок», а также в считалке «Öтик-мÖтик…».
В теме «ВорсÖм» (Игра) можно широко использовать разные игрушки, как мягкие, так и резиновые. Делая разные манипуляции с игрушками, дети очень быстро запомнят коми слова. Также дети с удовольствием поиграют в монолог «Менам чача». Благодаря колориту коми разговорной речи, дети с удовольствием разучат стихи про игрушки.
В теме «Гортса пемÖсъяс» (Домашние животные) большую помощь окажут не только картинки, игрушки, но и маски, звукозаписи животных. Надевая маски, дети начнут внимательно слушать грамзаписи звуков животных и быстрее запомнят их названия. Почти у всех детей дома есть домашнее животное, поэтому в этой теме можно заучивать с детьми стихи о них.
В теме «ВÖрса пемÖсъяс» (Дикие животные) можно широко использовать маски, игрушки. Дети хорошо знают русскую народную сказку «Теремок» (Чом), поэтому они с удовольствием обыграют её на коми языке.
Структура занятия.
1 часть.
Обязателен приход игрового персонажа. Игровой персонаж: кукла, мягкая игрушка, животное. Фонетическая разминка для подготовки артикуляционного аппарата к коми языку. Загадки, стихи на коми языке.
2 часть.
В течение 10 минут даётся новый языковой материал. Включает в себя мотивацию, целеполагание детской деятельности. Затем 2 минуты - физминутка, зарядка, подвижная или хороводная игра.
3 часть.
Повторение пройденного ранее языкового материала или закрепление нового в игровых ситуациях. Учёт индивидуальных особенностей детей.
4 часть.
Рефлексия. Подведение итогов, описание положительных действий детей, определение перспективы.
В конце занятия дети под весёлую музыку прощаются с игровым персонажем на коми языке.
Чёткость и постоянство структуры облегчает проведение занятий. Дети быстро привыкают к последовательности частей занятий.
СОДЕРЖАНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Таблица 3
Месяц | № занятия | Тема занятия | Содержание деятельности | Предметно-пространственная среда / Информационно-методическое обеспечение |
Октябрь | 1. | Медводдза аддзысьÖм. (Первая встреча) | Задачи: показать красоту звучания коми речи, красоту костюма, вышивки; вызвать интерес к изучению коми языка. Методы и приемы: 1. Приход воспитателя в национальной одежде. Рассматривание костюма. 2. Рассказ воспитателя о Коми республике с использованием иллюстраций. 3. Слушание песни на коми языке. 4. Чтение стихотворения о коми языке. | Коми национальная одежда; иллюстрации Республики Коми; музыкальный центр. |
2. | ТÖдмасьÖм (Знакомство» | Задачи: познакомить детей с коми словами : нывка, зонка, видза оланныд, аддзысьлытÖдз, ме, тэ; работать над постановкой звуков Ö, дз; учить вести короткий диалог. Методы и приемы: 1. Приход куклы Настук в коми костюме. 2. Рассказ Настук о себе. 3. Диалог между Настук и детьми. 4. Песенка весёлого язычка. 5.Игра «Кодi тэ?» | Кукла Настук. | |
3. | ТÖдмасьÖм. | Задачи: формировать умение понимать и употреблять вопросительное предложение «Кыдзи тэнÖ шуÖны?» ;ввести новые слова—сувт-сувтÖй, мун-мунÖй, котÖрт-котÖртÖй, пуксьы-пуксьÖй, чеччав-чеччалÖй; развивать диалогическую речь. Методы и приемы: 1. Приход Настук. 2. 00 Приветствие. 003. Диалог Настук с детьми. 4. Упражнение звукопроизношения. 5. Игра «ТŐдмав» (с картинками) 6. Игра « Выполни правильно команду» (с опорой на картинки) | Кукла, картинки. | |
4. | ТÖдмасьÖм (обобщающее занятие) | Задачи: активизировать в речи слова : нывка, зонка, ме, тэ, видза оланныд, аддзысьлытÖдз; развивать диалогическую речь; упражнять в использовании глаголов в единственном и множественном числе. Методы и приемы: 1. Приход Настук. 2. Диалог между Настук и детьми. 3. Игра «Кодi тэ?» 4. Игра с мячом «Скажи наоборот» 5. Игра «Выполни правильно команду» 6. Песенка весёлого язычка. | Кукла, мяч. | |
Ноябрь | 5. | «ВорсÖм» (Игра) | Задачи: научить детей понимать слова – чача, акань, мач, машина, ворсны; закрепить правильное звукопроизношение звуков: Ö, дз,дж; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация « День рождение куклы Настук». 2. Рассматривание игрушек. 3. Игра «Чудесный мешочек». 4. Фонетические упражнения. 5. Пение песни «Каравай». | Кукла, игрушки. |
6. | ВорсÖм. | Задачи: формировать умение понимать значение слов – босьтны, вайны, уна, этша; - употреблять в речи слова : ыджыд, ичÖт, мича; - развивать умение отвечать на вопросы при рассматривании игрушек; -развивать диалогическую речь; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Методы и приемы: 1. Знакомство с куклой Ванюк. 2. Вопросы. 3. Закрепление названия игрушек. 4. Монолог «Менам чача». 5. Прослушивание коми песни «Вот кыдзи ми ворсам». | Кукла, музыкальный центр, аудиозапись. | |
7. | ВорсÖм. | Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы при рассматривании игрушек; формировать правильное звукопроизношение звука дз; развивать умение определять величину; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Методы и приемы: 1. Фонетическое упражнение. 2. Отгадывание загадок. 3. Разучивание стихотворения «ТанялÖн мач». 4. Игра с мячом «Скажи наоборот». | Мяч. | |
8. | ВорсÖм (обобщающее занятие) | Задачи: - упражнять детей в ведении несложного диалога; закрепить умение называть величину; формировать умение рассказывать стихотворение на коми языке; упражнять в правильном произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к игрушкам. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: покупка игрушек для группы. 2. Поедем в магазин игрушек. 3. Фонетическое упражнение. 4. Игра «НьÖбасьÖм» 5. Рассказывание детьми стихотворения «ТанялÖн мач». | Игрушки. | |
Декабрь | 9 | Морт (Человек) | Задачи: познакомить детей с частями тела на коми языке; формировать умение понимать значение слов- висьны, узьны; развивать умение отвечать на вопросы воспитателя: Мый висьÖ?; упражнять в произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Методы и приемы: 1. Экскурсия в медкабинет. 2. Введение новых слов. 3. Диалоги. 4.Работа по звуковой культуре речи. 5. Разучивание стихотворения «Учим новые слова». | Медицинский кабинет. |
10 | Морт | Задачи: продолжать знакомить с частями тела; развивать умение обозначать множественность предметов, используя окончание имён существительных; закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее; воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: Настук заболела. 2. Приход врача. Приветствие. 3. Рассматривание частей тела Настук. 4. Диалоги. 5. Звуковая культура речи. 6. Рассказывание стихотворения «Учим новые слова». | Кукла. | |
11 | Морт. | Задачи: закрепить слова, обозначающие части тела, выученные ранее; продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя, подтверждая в ответе соответствующие названия данному предмету; активизировать знакомые слова; упражнять в произношении коми звуков; воспитывать бережное отношение к своему здоровью Методы и приемы: 1. Приход врача. Настук выздоровела. 2. Диалоги. 3.Игра с Настук -«Мый висьÖ?» 4. Звуковая культура речи. 5. Зарисовка «Мый оз тырмы?» (на закрепление частей тела). | Кукла. | |
12 | Морт (обобщающее занятие) | Задачи: закрепить умение детей понимать и употреблять в разговорной речи слова, обозначающие части тела; развивать диалогическую речь; активизировать знакомые слова; воспитывать бережное отношение к здоровью. Методы и приемы: 1. Приход куклы Настук. Приветствие. 2. Рассматривание частей тела Настук. 3. Диалоги. 4. Чтение стихотворения «КÖч йÖктÖ, йÖктÖ». 5. Игра «Мый тайÖ?» | Кукла. | |
Январь | 13 | Гортса пемÖсъяс (Домашние животные) | Задачи: познакомить детей с домашними животными на коми языке; закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; формировать умение отчётливо произносить слова при заучивании стихотворения; воспитывать любовь к домашним животным. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация «Настук просит расколдовать зверей». 2. Загадки. 3. Закрепление названия зверей и введение нового слова «ПемÖс». 4. Фонетическое упражнение. 5. Заучивание стихотворения «Сера кань». | Кукла, животные или картинки с изображением животных. |
14 | Гортса пемÖсъяс. | Задачи: закрепить слова, обозначающие домашних животных; формировать умение называть детёнышей животных; закрепить умение называть величину предмета; воспитывать любовь к животным. Методы и приемы: 1. Игровой приём «Мы у бабушки в гостях». 2. Игра «Кодi танi олÖ?» 3. Рассматривание картин и закрепление называния детёнышей животных; 4. Рассказывание стихотворения «Сера кань». 5. Фонетическое упражнение. | Картинки с изображением детенышей животных. | |
15 | Гортса пемÖсъяс. | Задачи: закрепить умение называть детёнышей животных; формировать умение называть животных во множественном числе; развивать диалогическую речь; воспитывать заботливое отношение к животным. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: животные заболели. 2. Приход Айболита. 3. Игра «Кодi висьÖ?» (с использованием масок) 4. Рассматривание альбома «Домашние животные». 5. Игра «Уна-этша». | Животные, Айболит, маски, альбом «Домашние животные». | |
16 | Гортса пемÖсъяс (Обобщающее занятие) | Задачи: закрепить названия животных на коми языке; развивать диалогическую речь; воспитывать заботливое отношение к братьям нашим меньшим. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: превращение детей в сказочных зверей. 2. Игра «Кодi тэ?» 3. Игра с язычком. 4. Игра «Кодi воши?» 5. Игра с мячом «Скажи наоборот». | Мяч. | |
Февраль | 17 | ВÖрса пемÖсъяс (Дикие животные) | Задачи: формировать умение детей понимать и употреблять в речи слова, связанные с названиями диких животных; понимать значение слов- скÖр, полысь, мудер; продолжать работать над закреплением правильного звукопроизношения коми звуков; воспитывать доброе отношение к диким животным. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: «Зайчик забежал к нам» 2. Игра «Кодi тайÖ?» 3.Рассматривание зайчика, описание. 4. Чтение стихотворения «КÖчиль». 5. Игра с язычком. | Игрушка зайчик. |
18 | ВÖрса пемÖсъяс. | Задачи: активизировать в речи слова: ош, кÖч, руч, кÖин,ур; формировать умение называть детёнышей диких животных; упражнять детей введении несложного диалога; воспитывать уважение к диким животным. Методы и приемы: 1. Путешествие в лес. 2. Игра «Кодi танi олÖ» 3. Отгадывание загадок. 4. Игра с мячом «Скажи наоборот» 5. Игра «Волшебный мешок». | Мяч. | |
19 | ВÖрса пемÖсъяс. | Задачи: закрепить умение отвечать на вопросы при рассматривании диких животных; формировать умение называть животных во множественном числе; закрепить умение называть величину животных; воспитывать любовь к природе. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: «У нас в гостях бабушка сказочница». 2. Предложение послушать сказку «Теремок» (Чом). 3. Работа по содержанию после чтения сказки. 4. Театрализованная постановка сказки. 5. Рассматривание картин и закрепление называния животных во мн. числе. | Музыкальный центр, аудиосказка, ширма, кукольный театр, картинки с изображением картинок. | |
20 | ВÖрса пемÖсъяс (обобщающее занятие) | Задачи: закрепить умение называть диких животных по-коми; формировать умение играть ту или иную роль в драматизации сказки; упражнять в правильном произношении звуков: Ö, дз, дж. Методы и приемы: 1. Драматизация сказки «Теремок». 2. Игра с мячом «Скажи наоборот» 3. Прослушивание песни «Шань пи-ош». 4. Разучивание песни. 5. Игра « ОшкÖ-бабÖ». | Мяч, маски, муз.центр, аудозапись песни. | |
Март | 21 | Семья | Задачи: формировать умение понимать и употреблять в речи слова – мам, бать, пÖль, пÖч; понимать значение слов- шань, муса; строить диалоги, используя повествовательные и вопросительные предложения; развивать умение воспринимать небольшое стихотворение; воспитывать уважение к своим родителям. Методы и приемы: 1. Приход куклы Настук с семейным альбомом. 2. Рассматривание фотографий, название членов семьи. 3. Повторение детьми. 4. Чтение стихотворения «Бур мам». 5. Разучивание наизусть. 6. Задание на дом: принести фотографии семьи. | Фотографии. |
22 | Семья | Задачи: продолжать знакомить с членами семьи; активизировать лексику предыдущего занятия; развивать монологическую речь; воспитывать уважение к своим родным. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: подготовить рассказ о своих семьях. 2. Рассматривание фотографий, называя членов семьи, их имена. 3. Знакомство с новыми членами семьи. 4. Игра с пальчиками. 5. Прослушивание коми песни «Менам мамÖ медся мича». | Фотографии, муз.центр, аудиозапись песни. | |
23 | Семья | Задачи: продолжать знакомить с членами семьи; активизировать лексику предыдущего занятия; закрепить правильное произношение звуков Ö, дз,дж; воспитывать уважение к своим близким. Методы и приемы: 1. Рассказ о своих семьях (продолжение). 2. Рассматривание фотографий, называние членов семьи. 3. Игра с пальчиками. 4. Разучивание песни «Менам мамÖ медся мича». 5.Игра с мячом «Скажи наоборот». | Фотографии, мяч. | |
24 | Семья. (обобщающее занятие) | Задачи: закрепить слова, обозначающие членов семьи; формировать умение отвечать на вопросы воспитателя, задавать друг другу вопросы; развивать умение петь на коми языке; воспитывать уважение к близким. Методы и приемы: 1. Игровая мотивация: в гости пришли мамы. 2. Знакомство с мамами. 3. Пение песни «Менам мамÖ медся мича». 4. Игра с пальчиками. 5. Игра «Кодi тайÖ» | ||
Апрель | 25 | 25. Сёян-юан. (Продукты). Тасьтi-пань. (Посуда) | Задачи: развивать умение понимать и употреблять в речи слова – тасьтi-пань, сёян-юан, пань, тасьтi, сёйны, юны; закрепить правильное звукопроизношение звуков: Ö, тш; воспитывать умение правильно вести себя за столом. Методы и приемы: 1. Кукла Настук принесла подарок детям (чайный набор). 2. Загадки. 3. Рассматривание подарка. 4. Игра «Мый тайÖ?» 5. Игра «Волшебный мешочек». | Кукла, чайный набор. |
26 | Сёян- юан. Тасьтi-пань. | Задачи: продолжать знакомить детей с продуктами - нянь, сов, рок, шыд, йÖв; формировать умение понимать значение коми слов – вый, рысь, кольк, чÖскыд; развивать диалогическую речь; воспитывать умение правильно вести себя за столом. Методы и приемы: 1. Игровая ситуация: мы в столовой. 2. Игра «Что закажем?» 3. Диалог между детьми и работником столовой. 4. Игра с мячом «Скажи наоборот». 5. Разучивание считалки «Тiрс-торс». | Мяч. | |
27 | Сёян-юан. Тасьтi-пань. | Задачи: продолжать знакомить детей с продуктами и посудой; развивать диалогическую речь; закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; воспитывать умение сервировать стол. Методы и приемы: 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Настук. 2. Поможем накрыть на стол. 3. Игра «Мый тайÖ?» 4. Считалка «Тiрс-торс». 5. Игра «Пышкай». | Набор столовых принадлежностей, мяч. | |
28 | Сёян-юан. Тасьтi-пань. (Обобщающее занятие) | Задачи: закрепить знания детей о продуктах и посуде; развивать дилогическую и монологическую речь; закрепить правильное звукопроизношение коми звуков; воспитывать культуру поведения на природе. Методы и приемы: 1. Игровая ситуация: мы идём в поход. 2. Игра «Мый босьтам?» 3. Гимнастика язычка. 4. Игра «Выполни правильно команды». 5. Игра с мячом «Скажи наоборот». | Мяч. | |
Май | 29 | Экспонаты музея (предметы быта) | Задачи: знакомить детей с предметами быта: туесок, ухват, пестер, чугунок, утюг, веретено, лукошко, решето; формировать умение понимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа. Методы и приемы: 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с предметами быта. 3. Игра «Кошка, бабушка и горшки для сметаны». 4. Загадки о предметах быта. 5. Игра «Яг керка». | Предметы быта. |
30 | Экспонаты музея (одежда) | Задачи: знакомить детей с одеждой: сарафан, кофта, кокошник, пояс, рубаха, штаны; формировать умение понимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа. Методы и приемы: 1.Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с одеждой. 3. Игра «Укрась одежду коми узором». 4. Считалка «Тiрс-торс». 5. Игра «Баба Ёма». | Картинки с изображением одежды. | |
31 | Экспонаты музея (изделия народных промыслов) | Задачи: знакомить детей с предметами народных промыслов народа коми: изделия из бересты, из меха оленя, вязаные изделия; формировать умение понимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа. Методы и приемы: 1. Игровая ситуация: мы в гостях у Зарань. 2. Знакомство с предметами народных промыслов. 3. Игра «Чум». 4. Считалка «Тірс-торс». 5. Игра «Магазин». | Картинки с изображением предметов народных промыслов. | |
32 | Творческий отчёт. Театральное представление «Морошковая земля» | Задачи: закрепить знания детей о коми крае; формировать умение понимать значение коми слов; развивать диалогическую речь; прививать любовь к культуре коми народа. Методы и приемы: Игровая ситуация: Путешествие по земле Коми (использование мультимедийной презентации). | Мультимедийная презентация. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат к концу года:
- Повышение интереса к коми языку и культуре народа через устное коми народное творчество.
- Обогащение словаря детей; активизация в потоке речи детей коми звуков Ö, дз, тш, дж.
- Формирование форм устного высказывания, монологической и диалогической речи.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Занятия проводятся в группе
Для проведения занятий по обучению русскоговорящих детей 5-7 лет коми языку необходимы следующие технические средства обучения:
- Музыкальный центр, аудиозапись «Сьылыштам, дзолюк».
- Аудиозапись «Ворсыштам, дзолюк».
- Аудиозапись «Ворсам театрысь бать-мамкÖд тшÖтш».
В течение года заполняется карта индивидуального развития ребёнка.
Критерии оценки ожидаемых результатов
Таблица 3
№ п/п | Критерий | Показатель | Задания | |
1. | Звукопроизношение | Умение произносить отличительные звуки коми языка | [ Ö]- вÖв, мÖс, кÖч, кÖин… [дз]- видза оланныд, аддзысьлытÖдз, дзоля, дзоридз, кÖдзыд… [дж]- джодж, ыджыд, джыдж… [тш]- этша, | Сформировано – ребёнок отчётливо произносит все отличительные звуки коми языка. Стадия формирования – допускает небольшие неточности в произношении отличительных звуков коми языка. Не сформировано– не умеет произносить отличительные звуки коми языка. |
2. | Сформированность словаря | Умение называть слова по коми определённой тематики | На тему: Морт (человек). Назвать части тела; Гортса пемÖсъяс(Домашние животные). Назвать домашних животных; Семья. Назвать членов семьи. | Сформировано- ребёнок всё сам называет. Стадия формирования– ребёнок называет с подсказкой. Не сформировано– ребёнок не может назвать даже с подсказкой. |
3. | Грамматический строй речи | Умение образовывать форму множественного числа существительных | Педагог показывает картинку с изображением одного предмета, ребёнок называет предмет во множественном числе. | Сформировано – ребёнок правильно ставит суффикс множественного числа. Стадия формирования - иногда допускает ошибки. Не сформировано – ребёнок не умеет называть существительные в форм множественного числа. |
4. | Связная речь | Умение вести на коми языке небольшой диалог с воспитателем и со сверстниками. | Контроль диалогической речи по темам «Знакомство», «Части тела». | Сформировано - ребёнок умеет свободно общаться на коми языке. Стадия формирования – ребёнок общается с подсказкой. Не сформировано – ребёнок не может продолжить диалог на коми языке. |
Умение пользоваться речевым этикетом в зависимости от ситуации. | Попросить ребенка поздороваться на коми языке, сказать до свидания. | Сформировано– ребёнок свободно пользуется речевым этикетом. Стадия формирования – ребёнок нуждается в помощи воспитателя. Не сформировано – не умеет пользоваться речевым этикетом. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Остапова З.В. Вильышпоз. Ичöт челядьлы лыддьöм вылö книга .--Сыктывкар: Коми небÖг лэдзанiн, 2000. – 416с.
2. Остапова З.В. Программа для детских садов по обучению коми разговорной речи детей, не владеющих коми языком. Коми ФИПКРО,1995. –23с.
3..Остапова З.В, Каракчиева А.Н. Сёрни сöвмö ворсiгöн. Сыктывкар,1997. –66с.
4. Полякова Э.И. Öшкамöшка: первой класслы лыддьысян небöг.—Сыктывкар: Коми небÖг лэдзанiн, 2001. –192с.
5. Потолицына Н.Б. Обучение детей дошкольного возраста коми языку. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2004. –18с.
Приложение №1
Стихи на коми языке
1. КÖч йÖктÖ, йÖктÖ
Мича табъя кокнас,
Вый тупыль юрнас,
Шабдi пачÖс бÖжнас,
Ёсь йыла пиньнас,
Сыла-госа кывнас,
ЛьÖм пу кор пельнас,
СьÖд сэтÖр синнас,
Аслас дона кунас.
2. ТанялÖн мач
Миян Таня бÖрдÖ гора:
МачсÖ уськÖдÖма шорÖ.
Öвсьы, Таня, тэ эн бÖрд,
Оз вÖй мачыд—кутам бÖр.
3. Ошпи
ОшкÖс джоджÖ уськÖдiсны,
Сылысь коксÖ нетшыштiсны.
Ог сет шыбитны ме сiйÖс:
Кута бурдÖдны ошпиÖс.
4. КÖчиль
БÖрдÖ кÖчиль лабич вылын,
СылÖн бÖрдÖм ылÖдз кылÖ.
Талун сiйÖ вывтi нэр –
ДзикÖдз кÖтÖдÖма зэр.
5. Бур мам
Менам мамÖ медся бур,
Сыысь мусаыс оз сюр.
МенÖ пасьтÖдÖ и вердÖ,
ШонтÖ аслас сьÖлÖм бердас,
ИчÖт юрÖ кÖдзÖ сям…
Тiян эм-Ö татшÖм мам?
6. Кань
ПаччÖр дорын дыр пукалÖ,
Войнас шыръясÖс куталÖ.
КургÖ-мойдÖ вывтi шань
Еджыд уска сера кань.
7. ПÖчÖ
Менам пÖчÖ ок и шань!
ШуÖ меным : «Рочакань».
ВыйÖн мавтÖм кÖвдум сетiс,
Сетiс – аслас нюмыс петiс.
8. Чуньяс
ТайÖ чуньыс - пÖль,
ТайÖ чуньыс - пÖч,
ТайÖ чуньыс – бать,
ТайÖ чуньыс – мам,
А тайÖ чуньыс –дзоля пиук,
Нимыс сылÖн Витюк.
Приложение №2
Кывпесанъяс (Скороговорки)
1. Тэрыб ПедÖр
Ветлiс недыр.
Вайис ПедÖр
Китыр сэтÖр.
2. Пуыс сiсь,
Пуас сизь.
ПусÖ сизьдÖ,
Розьыс письтÖ.
3. ЙÖрын,
ШÖрын,
ПолÖкалÖ.
ПолÖкалÖ
ВÖрышталÖ.
4. РуксÖ порсь,--
Мун дай корсь.
ГÖгÖр няйт,--
Он и чайт.
5. Сюра мегÖ,
БÖжыс легÖ,
Öти сюрыс
Регыд чегÖ
ЛюкасьÖмысла.
6. Тыра йÖрын
ПолÖкалÖ,
Лун шÖр бÖрын
ГудÖкалÖ.
7. СюйÖ пÖчÖ
ПачÖ сÖчÖн.
СёйÖ сÖчÖн
ЧайÖн пÖчÖ.
8. Тасьтi-пань.
Черинянь.
Чери корÖ
Сера кань.
9. ЙÖра юрысь
Усис сюрыс,
УсьÖм сюрыс
Нюрысь сюрис.
10. Кор нин арÖс
Шырлы тырлÖ,
Кор нин шогыс
ШырлÖн бырлÖ?
11. Дзиръя дорын
Дзоля чибÖ.
СэтшÖм мича,
Да оз сибÖд.
12. Шоныд гожÖм,
Шоныд рыт.
Шуим пуны
Шома шыд.
13. Пызан сайын
СёйÖ Коля.
Пызан сайÖ
СтавсÖ коляс.
14. ТатшÖм вÖрад
Тшакыд эм.
ТатшÖм вÖрад
Тшакыд тшем.
15. Ыджыд мыджÖд джыджыд вуджис,
Джуджыд кÖджын джыджлÖн поз.
Джыджыд гыджгÖ -- ыджыд уджыс,
Джыджлы уджавтÖг оз позь.
16. Китш, китш,--тшапа
Катша китшкÖ,
Нитшкысь нетшкÖ
ТшÖгÖм тшак.
ТшаклÖн тшыкÖма нин пытшкыс,
ТшыкÖм тшакыд век на тшап.
Приложение №3
Пудъясянкывъяс (Считалки)
1. Öтик-мÖтик,
Кык- мык,
Куим-муим,
Нёль- моль,
Вит-мит,
Квайт-няйт,
Сизим-мизим,
КÖкъямыс-мÖкъямыс,
Öкмыс-прÖмыс,
Дас-пас,
Пес чипас!
2. Öтик, мÖтик,
Кык, куим,
Ме—тулан,
Тэ --кÖин.
Тури, тури,
ИстÖг кок,
КытчÖ кора,
СэтчÖ лок!
3. Эник, беник, кÖлеса.
Эник, беник –ба!
Эник, беник, тэныд –ва!
Эник, беник, меным –ма!
4. Тiрс-торс,
Куим стÖкан морс,
Он кÖ вÖдит,
Он и ворс!
5. ЭкÖтÖ, пекÖтÖ,
ЧукÖртÖма,
Абуль, бабуль,
ДÖмÖма,
Экс, пекс,
Туля, пуля,
На ур !
6. Шпана вÖр
Гуис кÖр,
Öбес костi
Оз нин тÖр.
7. ПерÖ-нарÖ,
Слугу-лугу,
ПьянÖ-сÖтÖ,
СивÖ-ивÖ,
Дубу-лубу.
Крест!
8. Öтик-мÖтик,
Кык – мык,
Куим- муим,
Нёль- моль,
Вит- мит,
Квайт- бать,
Сизим- мизим,
КÖкъямыс- прÖвыс,
Дас-пас.
9. Öнь- вынь-вань,
КÖза- Öза, друнь-дрань,
МугÖм чашка изйÖ потi.
Пульс-пальс.
Мынi!
10. БабÖлÖн вÖлÖма кань,
ПаччÖрÖ кайÖма,
ЛоÖма нянь.
11. Меным мамÖ ньÖбис ботi,
Öти ботi регыд потi,
МÖдсÖ пачын сотi.
12. Йи кылалÖ- калалÖ,
Казна ÖбÖс долалÖ,
Няр гач кылалÖ,
Ёма-баба куталÖ.
13. Вичко дорті пон котÖртiс,
ИчÖт дядьÖ юалiс:
«Кымын арÖс тэн тырис?»
14. Ати-кути,
КÖрма , лия,
Дзия- вия,
Соломпита,
Вата, карнан,
Быч!
15. Öтик, кык , куим
ВÖрын олÖ кÖин,
Лэчыд пиня да руд гÖна,
Да и тшыг кынÖма.
16. Чашка босьтi,
ИзйÖ сетi,
Пусь-пась мунi.
Кымын пельÖ жугалi?
Приложение №4
Сказка про весёлого язычка Гажа кыв
1. Коми язычок Гажа кыв живёт в большом красивом доме. Когда в доме становится холодно, он идёт во двор и пилит дрова: дж-дж-дж-джи, дж-дж-дж-джи…
Потом растапливает печку, дрова в печке трещат, а пламя шумит вот так: тш-тш-тшу, тш-тш-тш-тшу…
Приходят к язычку Гажа кыв гости и дёргают колокольчик, который звенит так: дз-дз-дзон, дз-дз-дзон…
Гажа кыв радостно встречает своих друзей, накрывает стол и разливает чай: сь-сь-си, сь-сь-си…
Гости ушли. Гажа кыв лёг спать . Выключил свет «тшик». Вдруг слышит – кто-то ревёт под окном: «Ö-Ö-Ö-Ö…»
Не пугайтесь, это приятель язычка – медведь. Он желает ему спокойной ночи. Бура узь, Гажа кыв!
2. Проснулся как-то утром Гажа кыв, слышит ревёт его приятель-медведь под окном : «Ö-Ö-Ö-Ö…»
--Бур асыв, Гажа кыв!
-- Бур асыв, ошиль!—ответил ему Гажа кыв. Вскочил с кровати и побежал умываться. Крутит он кран, а вода не льётся –кран сердится: с-с-с-с… А потом вдруг побежала из крана водичка: сь-сь-сь-сь… Весело журчит водичка, и кран повеселел.
Умылся Гажа кыв, выбежал во двор, начал пилить дрова: джи-джи-джи-джик…
Затем истопил дровами печку, поставил чайник. Быстро закипел чайник: тш-тш-тш-тш… Но тут зазвонил телефон: дзин-дзин-дзин-дзин… Этозвонят друзья нашего язычка, зовут его играть в мяч. Гажа кыв позавтракал и побежал к своим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ОСНОВАМ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА С ОПОРОЙ НА ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ »
Дополнительная образовательная программа для детского сада . Студия изобразительного творчества " Умелые ручки"....
Дополнительная образовательная программа «Обучение моделированию художественных произведений детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время предлагается множество методических пособий, в которых представлены занятия с и использованием готовых моделей, схем и условных обозначений. Они рассчитаны на усвоение ча...
Рабочая программа по реализации дополнительной образовательной программы «Здоровейка» для детей от 5 до 7 лет
Программа направлена на формирование у воспитанников старшего дошкольников возраста основ здорового образа жизни через использование специально - организованных форм обучения и реали...
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ».
Дополнительная образовательная программа «ОБУЧЕНИЕ РУССКОГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ КОМИ ЯЗЫКУ»....
Дополнительная образовательная программа кружка "Подготовка детей к обучению в школе " для детей 6-7 лет. 2019-2020г
Дополнительная образовательная программа кружка в ДОУ...
Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа «Обучение чтению» детей дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования» для детей 5-6 лет...