проект "Музыкальная культура народов ханты и манси"
проект (подготовительная группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Педагогический дебют
– 2022»
в номинации «Молодые педагоги дошкольного образования»
ФИО, должность: Якушева Анастасия Анатольевна, музыкальный руководитель
Организация: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №40 «Золотая рыбка»
г. Нижневартовск, 2022
№ п/п | Содержание |
1 | Введение |
2 | Основная часть |
3 | Заключение |
4 | Список использованной литературы |
5 | Приложения |
- Введение
«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в то великое, исторически
живое и целое».
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.
Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Актуальность
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях, которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Именно малочисленные народы Севера с помощью легенд, мифов, сказок сохранили свои обычаи и традиции. Ведь еще 100 лет назад у ханты и манси не было своей письменности, поэтому передавалась информация из уст в уста и называлось - устное народное творчество, которое нужно приумножать и обогащать.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Проблема: проведя беседы с детьми, и проанализировав перспективное планирование, выяснилось: дети мало знают произведения устного народного творчества народов ханты и манси и о том, как живут они на территории Югры.
Причины:
- недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой;
- низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми по данной теме.
Тема: «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси, через устное народное творчество».
Объект: Процесс развития художественного восприятия фольклора ханты и манси дошкольниками 5л.-6л.
Предмет: Система работы по ознакомлению дошкольников с фольклором народов ханты и манси.
Цель: Приобщить детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды). Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с устным народным творчеством коренных народов Севера-ханты и манси;
- учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера;
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси.
Развивающие:
- расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях коренных народов севера;
- расширить и углубить представления детей о родном крае, быте, жизни народов ханты и манси;
- развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.
Воспитательные:
- раскрыть творческие способности в семье;
- воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.
Обеспечение проекта:
- Материально-техническое: (смарт доска, ноутбук).
- Учебно-методическое: (детская художественная литература, методическая литература, дидактические игры, конспекты занятий, мультимедийные презентации к занятиям и беседам).
Технологичность: позволяет достигать хороших результатов в образовательном процессе при сравнительно незначительных затратах сил, времени и средств.
Новизна проекта: комплексное приобщение детей к культуре, традиции народов Югры, изучение истории, богатств родного края через устное народное творчество ханты и манси.
Практическая значимость:
- Разработана технологическая карта проведения совместной деятельности (приложение 1).
- Составлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми (приложение 2).
- Составлена консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения для формирования двигательных умений» (приложение 3).
- Проведен мастер-класс с педагогами по использованию устного народного творчества ханты и манси в совместной деятельности с детьми (приложение 4).
- Составлена методическая рекомендация для родителей по использованию устного народного творчества ханты и манси в домашних условиях (приложение 5).
- Подобран инструментарий овладения знаниями о фольклоре народа ханты и манси у старших дошкольников (приложение 6).
Данная технология может быть использована педагогами других общеобразовательных учреждений, родителями в домашних условиях без значительных затрат.
Принципы:
- принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально -личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные участники совместно с педагогами, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
- принцип краеведения и системности - доступные детям дошкольного возраста материалы (традиции, произведения, песни, танцы, игры, представители живой и неживой природы). С учетом принципа системности построено содержание занятий, праздников.
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятники, достопримечательности и т.д.
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Методы:
- метод «оживления» теоретического материала – сказок, песен посредством театрализованной постановки;
- эвристический метод – логические приемы и методические правила, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации;
- концентрический метод – от простого к сложному.
- Основная часть
Содержательная форма педагогического опыта включает в себя работу со всеми участниками образовательного процесса ДОУ. Работа осуществлялась в 3 этапа (таблица 1):
Таблица 1.
Этапы реализации педагогического опыта
На 1 этапе была проведена педагогическая диагностика (приложение 7) с целью выявления первоначальных знаний о фольклоре народов ханты и манси у старших дошкольников. Количественный анализ результатов представлен в диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Первоначальные результаты знаний дошкольников
Количественный анализ результатов показал, что детей с высоким уровнем знаний о фольклоре народов ханты и манси у старших дошкольников не оказалось.
Средний уровень знаний показали 12 детей (50%). 12 детей показали низкий уровень, что составляет 50%.
Качественный анализ результатов показал, что многие дети не знакомы с фольклором народов ханты и манси, нет представлений о содержании сказок (понимания героев, их поступков, переживаний и мотивов поведения).
Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости проведении специальной целенаправленной работы по формированию знаний о устном народном творчестве народов ханты и манси.
Работа с детьми будет осуществляться в интеграции с другими образовательными областями (таблица 2)
Таблица 2
Интеграция образовательного процесса
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; Формирование готовности к совместной деятельности; Формирование позитивных установок к различным видам деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения, готовы к совместной деятельности со сверстниками. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | Тематические досуги, рассказы детям о животном, растительном мире нашего края. |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. | Беседы по ознакомлению о устном народном творчестве народов ханты и манси. Чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального); реализация самостоятельной творческой деятельности. | Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, знакомство с одеждой народов ханты и манси, разучивание народных песен и элементов танца. |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторику обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Разучивание подвижных игр народов ханты и манси, виды спортивных состязаний коренных народов Севера |
Диаграмма 2.
Итоговые результаты знаний дошкольников
На заключительном этапе появились дети с высоким уровнем знаний – 50% (12 детей).
Средний уровень знаний составил 50% (12 детей).
Детей с низким уровнем не выявлено.
Заключение
Фольклор оказывает на дошкольников большое психологическое воздействие. Народное творчество ханты и манси не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт. Фольклор, прививает понятия о нравственных ценностях и этике, воссоздает картину исторического прошлого. В фольклоре проступают представления об отсутствии резкой грани между человеком, животными, душами, духами, божествами. Таким образом, хантыйский и мансийский фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – занимает важное место в выполнении задач социально – педагогического направления, нравственного и эстетического воспитания детей. А сказка – это универсальный язык, способный в доступной форме донести нужную информацию. Сказки ханты и манси - это душа народа, в них наблюдения за жизнью, природой, стремление познать окружающий мир, мечта и надежда о лучшей жизни. Большинство сказок ханты и манси посвящено животным, которые наделяются человеческими качествами, помогают людям. Через отношение к животным так же просматривается мировоззрение ханты и манси.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что работа с использованием проектного метода свидетельствует об успешном воспитании интереса детей старшего дошкольного возраста к традициям, культуре народов Югры. Традиции и быт народов ханты и манси является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с духовно – нравственными компонентами воспитания, способностью видеть красоту и гармонию, но и средством развития таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Список использованных источников:
1 | Национальный проект РФ «Образование» (от 24.12.2018г.) |
2 | Закон РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.64). |
3 | Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года науки и технологий» от 25.12.2020г. №812. |
4 | Муниципальная программа «Развитие образования города Нижневартовска на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» (Постановление администрации города от 20.12.2018г.) |
5 | Сказки моего леса: хантыйские и мансийские сказки/ МБУК «Централизованная библиотечная система» г.Сургута; сост.Г.Н.Библая; отв.ред.Н.В.Жукова. –Томск:Издательский Дом ТГУ, 2015.-80 с.:цв.ил. |
6 | Сказки народов Севера / Составитель, . Л., Просвещение, 1991. |
7 | Н.В.Жукова, Т.В.Кобелева, Ю.Б.Неруш, Г.Н.Библая, Е.А.Вирачев Сказка моя! Мифы и сказки Югры.// «Библио-Глобус»,2015.-263с. |
8 | Г.Слинкина. Сказки земли Югорской// Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2010.-228 с.:илл. |
9 | Сказки обских угров/ сост.хант.текста Г.Л.Нахрачева, сост.манс.текста С.С.Динисламова, редактор хант.текста А.А.Шиянова, редактор манс.текста Т.Д.Слиникина, редактор рус.текста Е.В.Косинцева, художник И.В.Соколова. – Ханты-Мансийск: Югорский формат, 2015.-100с. |
10 | В диалоге культур. Т.П.Антипова и др. ХМАО-Югра. 2005г. |
Ссылки на источники педагогических сообществ: | |
11 | https://multiurok.ru/files/uchiebno-issliedovatiel-skaia-rabota-skazki-khanty.html |
Приложение 1
Технологическая карта проведения совместной деятельности педагога с детьми
Группа №8 общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста 5л.-6л.
Музыкальный руководитель: Якушева Анастасия Анатольевна
Тема: «Музыкальная культура народов ханты и манси»
Задачи:
Обучающие: учить детей действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве; учить детей отличать особенности звучания музыки ханты и манси от русской музыки;
Развивающие: развивать умение согласовывать свои действия с действиями других игроков; развивать умение двигаться в колонне друг за другом.
Соответствие требованиям ФГОС ДО | ||
Образовательные области | Интеграция образовательных областей | Виды активности |
«Социально-коммуникативное развитие» | Развитие эмоциональной отзывчивости; Формирование готовности к совместной деятельности; Формирование позитивных установок к различным видам деятельности. | Выражают свои эмоции, восхищения, готовы к совместной деятельности со сверстниками. |
«Познавательное развитие» | Развитие интересов, познавательной мотивации; становление сознания; развитие воображения и творческой активности. | Тематические досуги, рассказы детям о животном, растительном мире нашего края. |
«Речевое развитие» | Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря. | Беседы по ознакомлению о устном народном творчестве народов ханты и манси. Чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе. |
«Художественно-эстетическое развитие» | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального); реализация самостоятельной творческой деятельности. | Продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, знакомство с одеждой народов ханты и манси, разучивание народных песен и элементов танца. |
«Физическое развитие» | Развивают координацию движения и гибкость, равновесие, крупную моторику обеих рук; овладевают элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | Разучивание подвижных игр народов ханты и манси, виды спортивных состязаний коренных народов Севера |
Воспитательные: воспитывать уважение и признание культуры народов Севера
Культурные практики: игровые, коммуникативные, музыкальные.
Методы и приемы:
1 | Распевка «Музыкальное приветствие» |
2 | Танец «Куренька», танец «Медвежий» |
3 | Подвижная игра «Ручейки и озёра», «Важенка и оленята» |
4 | Использование интерактивного сундука, проектора |
Материалы и оборудование: интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, сундук, презентация «Музыкальные инструменты ханты и манси», аудио и видеозаписи с выступлениями ханты и манси, платки с кистями (по количеству девочек), костюмы народов севера для девочки мальчика.
Ход совместной деятельности
Этапы | Основные моменты | Ход |
Мотивационный этап | Распевка «Музыкальное приветствие» | - Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть! Давайте поздороваемся нашей песенкой. Дети исполняют музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята». |
Мотивация детей | Слышны звуки музыки народов ханты и манси. - Ребята, слышите? – звучит музыка. Кому из вас приходилось слышать эту мелодию? Что она вам напоминает? (Ответы детей). - Музыку, которую вы слышите, напоминает звучание песен народов ханты и манси. А народы ханты и манси являются коренными жителями нашего края. Коренными их называют за то, что они живут на нашей земле очень давно. - Вы любите путешествовать? (Ответы детей). - Давайте совершим маленькое путешествие по нашему краю и узнаем, откуда звучит эта необычная музыка. Дети идут змейкой под народную музыку. | |
Актуализация знаний детей. | На экране изображение стойбища. Выходят мальчик и девочка в хантыйских костюмах: Мальчик: привет! Меня зовут Айпух. Девочка: А я Мейте. - ребята, давайте поздороваемся с Айпухом и Мейте. -здравствуйте! Айпух, Мейте, как будет по хантыйски - привет? - Вуща. - Давайте скажем все вместе – вуща! Мейте: «Уважаемые гости отгадайте загадку: «В доме лишь одна стена, Очень круглая она До того она кругла – Ни единого угла. (Чум).(на экране чум) | |
Содержательный этап | Работа детей в центрах активности | - Начинаем нашу экскурсию. Располагайтесь удобнее. Перед вами чум – это хантыйский дом. Дети располагаются на ковре. - Айпух и Мейта любят свой край и хотят познакомить вас с народными музыкальными хантыйскими инструментами. Выносится интерактивный сундук. Презентация «Знакомство с музыкальными инструментами». -Айпух и Мейта хотят познакомить вас со своими народными танцами. У хантов и манси, как и у многих народов, танцы подразделяются на мужские и женские. Сейчас мы познакомимся с женским танцем. Мейта, какой танец будем учить? Мейта: «Танец Куренька» - что нам для этого нужно? Мейта: Платки. Ведь без платка - не прилично! Девочкам раздают платки, которые они надевают на плечи. «Танец куренька» (Исполняют девочки, по показу Мейте. На экране - видео танца) - А теперь Айпух научит танцевать мальчиков «Медвежий танец». «Медвежий танец» (исполняют мальчики по показу Айпуха. На экране - видео танца.) - Айпух и Мейта, как и все дети, любят играть. Айпух, Мейта, какая у вас самая любимая игра? Айпух: «Важенка и оленята». - Важенка – это мама-олениха, ею будет.. а волком будет… Волк сидит в своем домике (стульчик). Здесь сделаем домик для важенки и оленят (черта из верёвки). Будем говорить слова: Бродит в тундре важенка, с нею оленята, Объясняет каждому, всё что непонятно. Топают по лужам оленята малые, Терпеливо слушают наставленья мамины. Игра «Важенка и оленята» Под музыку оленята бегают, резвятся. На слова важенки: «Волк идёт!» - быстро убегают за черту (домой). -Мейта, а какая твоя самая любимая игра? Мейта: игра «Ручейки и озёра». Игра «Ручейки и озёра» Дети стоят в 5 колоннах с одинаковым количеством игроков в разных концах зала. Это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озёра. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. -Ребята, я предлагаю отдохнуть и послушать волшебную музыку «Северное сияние», автором которой является композитор Виктор Шесталов. Давайте сядем поудобней и приготовимся слушать. Слушание музыки «Северное сияние» -Какой темп у этой музыки? (умеренный) -Какая динамика? -Какой характер у произведения? (спокойный, сказочный, завораживающий, мягкий) -Вам понравилась эта музыка? |
Рефлексивный этап | Итог | Что необычного сегодня у нас произошло? Что мы делали в гостях у Айпуха и Мейты? |
Рефлексия | Ребята, мы с вами засмотрелись на северное сияние, а ведь нам пора возвращаться в детский сад. Здороваться мы с вами научились по-хантыйски? -Какие танцы бывают у ханты и манси? Как назывались танцы, которые мы с вами сегодня исполняли? Какая игра вам понравилась больше всего? -Айпух, Мейта, спасибо, что пригласили нас в гости. Нам с ребятами у вас очень понравилось. До свидания! | |
Поддержка детской инициативы | 1. Возможность пробовать, делать ошибки, исправлять, высказывать свои суждения. 2. Оказывать взаимопомощь своим сверстникам в доброжелательном тоне. 3. Похвала детей за достигнутый результат. 4. Самооценка детьми своих действий. |
Приложение 2
Комплексно-тематическое планирование
для детей дошкольного возраста 6л.-7л
Месяц | Тема | Цели | Форма проведения |
Сентябрь | «Отгадай загадку» «Народы ханты и манси» | Определить уровень знаний детей по устному народному творчеству ханты и манси Повысить уровень знаний детей по теме | Конкурс Беседа |
Октябрь | «Мой край» Хантыйская сказка «Мышка» | Приобщать детей к важной части духовной культуры северных народов, привитие бережного отношения к национальной культуре и традициям. | Беседа Музыкальное занятие |
Ноябрь | «Культура, обычаи народов ханты и манси» «Сказки народов манси» | Формировать знания детей о быте, традициях народов ханты и манси | Беседа Театрализованный мини-спектакль |
Декабрь | «Хочу, не хочу» «Мы на севере живём» | Познакомить детей со сказкой устного народного творчества народов ханты и манси. Расширять знания о природных условиях и обитателях тундры, воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера. | Музыкальное занятие Викторина |
Январь | «Когда куропатки смеются» | Стимулировать познавательный интерес к изучению устного народного творчества народов ханты и манси. | Театральное представление |
Февраль | «Сказки древней Югры» Хантыйская сказка «Богатырь» | Развитие психических процессов, таких как восприятие, образное мышление, воображение. Развитие эмоциональной отзывчивости; воспитывать патриотические чувства. | Театрализованное представление Развлечение |
Март | «Вороний день» | Закреплять и расширять знания о народном празднике. | Музыкальное занятие |
Апрель | «Мой край родной» «В гостях у бабушки Аннэ» | Закреплять знания детей об особенностях быта жителей коренных народов Севера; продолжать знакомить с народным творчеством народов Севера. Воспитывать у детей любовь к родному краю. | Дидактическая игра Музыкальное занятие |
Май | «Легенды народов севера» | Воспитание духовно – нравственных качеств ребенка; развивать способностью видеть красоту и гармонию. | Театральное представление |
Приложение 3
Музыкально-ритмические упражнения для формирования двигательных умений
(консультация для воспитателей)
Музыкально-ритмические упражнения – это
- Система упражнений, включающая упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме
- Форма обучения, которая является комфортной, интересной и дающая возможность самовыражения.
- это темп, интенсивность движений, работа всех мышц и суставов. Они направлены на воспитание у детей чувства ритма движений, способствуют развитию у них музыкальности и пластичной выразительности
Содержание музыкально-ритмических упражнений составляют:
- движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;
- разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;
- элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;
- танцевально-хореографические элементы.
На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого я подбираю композиции с интенсивными по физической нагрузке движениями, соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается. Например, в средней группе мы используем игровую композицию «Лесная зверобика». В подготовительной группе дети с удовольствием исполняют композицию «Веселый зоосад» - упражнение на различные виды ходьбы, импровизируя игровые движения и изображая различных животных.
В бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому я подбираю упражнения игрового характера и спокойные по темпу. С этой целью мы используем упражнения «Мы проснулись», «Солнышко». Используем данные упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, элементами игрового самомассажа.
Игровой самомассаж
«Ладошки»
Поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме. Для кистей и пальцев.
Разотру ладошки сильно (растирание ладоней)
Каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик)
Поздороваюсь с ним сильно (у основания и выкручивающим движением)
И вытягивать начну (движением дойти до ногтевой фаланги).
Затем руки я помою («моют» руки)
Пальчик в пальчик я вложу (пальцы в «замок»)
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики (пальцы расцепить)
Пусть бегут как зайчики (перебирать ими).
Музыкально-ритмические упражнения я использую и в НОД.
На занятии по развитию речи дети разговаривают о птицах и насекомых, которых мы можем увидеть в лесу, на лесной поляне летом, они рассматривают картинку с изображением кузнечика, составляют небольшие рассказы про этого насекомого. Итогом этого занятия стало исполнение знакомой детям танцевальной композиции «Кузнечик» на музыку В. Шаинского. На занятии по теме «Доброта» я использовала музыкально-ритмические упражнения для физкультминутки.
На занятии по ознакомлению с окружающим миром «Дети и природа» дети рассказывают об осени, о том, что происходит в это время года в природе: часто идет дождь, на улице становится холоднее, листья желтеют и когда подует ветер - плавно и мягко падают на землю. Изображая покачивания деревьев, кружение листьев, дети выполняют творческое задание на выразительность пластического образа в танце «Мы - осенние листочки».
На математическом занятии, которое отмечается высокой умственной активностью и малой подвижностью использование игровых, танцевальных композиций «Кот Леопольд», «Танцуйте сидя» в качестве физкультминуток является средством расслабления, переключения внимания, а также повышения психофизического тонуса детей.
Для активизации внимания детей, пробуждения и поддержания у них интереса к музыке, к творчеству, развития творческого воображения я включаю некоторые виды музыкально-ритмической деятельности и на занятия по изобразительной деятельности. Так, например, композиция «Волшебный цветок» (муз. Ю. Чичкова) включила в занятие по теме: «Цветок в подарок маме». Дети слушали песню, после чего выполняли пластическую импровизацию: старались представить, как выглядит «волшебный» цветок, как колышатся на ветру его стебелек и листья, и показывали это в движении. Затем выполняли работу.
Воспитательное воздействие музыкально-ритмическая деятельность оказывает и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулке является летний период. В это время на участке мы организуем интересные игры: «Четыре шага», «Тетя Весельчак», «Зоопарк», «Дружба» и другие. Вместе с музыкальным руководителем организуем подвижные игры с пением. Например, в игре «Теремок» дети образно-игровыми движениями стараются «оживить» сказочных персонажей - лягушку, мышку, зайчика, медведя, петушка, используя элементы костюмов, шапочки героев сказки.
Некоторые виды музыкально-ритмической деятельности я включаю и в досуговые мероприятия: развлечения и вечера досуга, которые могут иметь общую игровую тему и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, играми и другими видами занимательных заданий. Очень весело и увлекательно в нашем дошкольном учреждении прошли развлечения и праздники: «Кафе «Чайный дворик», «Новогодний карнавал», «Наша Армия сильная, смелая». Исполнение танцевальной композиции «Самовар» сочеталось с аттракционом «Кто больше принесет воды?», отгадыванием загадок. Веселый танец «Салажата» доставили много положительных эмоций как самим детям, так и их родителям (в рамках проекта «Моя армия сильная, смелая»).
Считая проектную деятельность эффективной технологией, использую её в разных направлениях работы с детьми. Готовясь к 70-летию Великой Победы, мы выучили композицию «Возвращайтесь», которая тронула до слез всех зрителей.
Подготовку танцевальных композиций к утренникам я проводила на занятиях кружка по хореографии, который я веду уже пятый год, а также в свободное от НОД время. Кружок по хореографии я начала проводить с младшей группы, разработав рабочую программу. К подготовительной группе мои воспитанники уже многое умели и принимали участие в разных мероприятиях: городской флешмоб ко Дню рождения города, семинар-практикум «Организация и содержание утренней гимнастики» - показ ритмической гимнастики, городское методическое объединение воспитателей старших групп - проект «Моя армия сильная, смелая», заочный международный конкурс «Радуга талантов».
Игра является одной из форм организации самостоятельной музыкальной деятельности ребенка. Среди таких игр у детей основное место занимают «музыкальные занятия», «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми на музыкальных занятиях, праздниках, утренниках. Очень часто можно наблюдать, как в группе дети - «артисты» исполняют полюбившийся танец, музыкально-ритмическую композицию для своих товарищей - «зрителей». Значимыми для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Например, к праздникам девочки и мальчики помогают мне придумывать движения к танцам. Дети по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт, накопленный в музыкально-ритмической деятельности.
Таким образом, средствами ритмопластики, движений под музыку за считанные минуты я могу снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысит настроение детей, сконцентрировать их внимание.
Следовательно, музыкально-ритмические движения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.
Такая система работы способствует достижению следующих результатов:
• дети легко и свободно используют в импровизации разнообразные движения, тонко передавая музыкальный образ;
• процесс разучивания нового репертуара занимает немного времени - два-три занятия;
• дети владеют определенным репертуаром, готовым для показа на выступлении.
- легко снимается напряжение детей
Приложение 4
Мастер-класс с педагогами по использованию устного народного творчества ханты и манси в совместной деятельности с детьми
Вступление: Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Темой моей методической работы называется «Этнический фольклор народа ханты в жизни детей».
Целью этой работы является: способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь
Северные народы создали свою своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Сказки были одним из самых любимых развлечений у людей. После того, как они возвращались с работы после трудового дня, она скрашивала тяжёлое существование людей. С самого детства народы Севера приобщают своих детей к национальной культуре, так как в этом возрасте они любознательны, пытливы и с большим удовольствием воспринимают всё новое. Сказки, легенды – любят и взрослые и дети, они быстро воспринимаются, поэтому позволяют детям легко усваивать традиции своего народа, нравственные нормы, знакомят с обычаями, праздниками. В сказке прослеживается история народа, в ней содержится его социальная память. Каждый ребенок и даже взрослый задаётся вопросом «Кто я? Откуда? И какого рода, племени?». Она погружает нас в яркий, красочный мир этнической культуры, раскрывает бытовой уклад жизни, знакомит нас волшебниками и шаманами, завораживает своей своеобразностью. Суровый северный край, тяжёлый труд сформировал в людях не только физическую силу, выносливость, закалку, сноровку, но и глубокое уважение друг к другу, к старшим, к соседям, к членам семьи, к окружающему миру. Северный фольклор отличается своей самобытностью и неповторимостью, благодаря этому, делает эти сказки интересными и занимательными. В нравственно – эстетическом и трудовом воспитании детей сказки имеют большое значение в жизни людей проживающих на Севере. Сказки народов Севера пронизаны художественной выразительностью, национальным колоритом, житейской мудростью и всё это характерно для народных сказаний, легенд, преданий.
2. Основная часть (звучит музыка из сказки)
Дорогие педагоги, я предлагаю вам сейчас отправиться в чудесную страну сказок. Где мы с вами попробуем инсценировать сказку «Кукушка». Распределим слова и роли между собой и предоставить возможность увидеть сказку нашим детям.
(Показ сказки педагогами).
3. Заключительная часть: Молодцы! Вы отличные сказочники!
Северные сказки самобытны, интересны, поучительны и, конечно, полезны для чтения. Они могут способствовать формированию нравственных ценностей у детей, воспитывает уважение к своей нации, к традициям своих предков.
Приложение 5
Методические рекомендации для родителей
по приобщению детей
к устному народному творчеству ханты и манси
в домашних условиях
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В 21 веке, веке скоростей, научно-технического прогресса, роста интеллектуального потенциала, логическое познание превалирует над эмоционально-чувственным. Ощущение смыслоутраты, по признанию многих философов, социологов, психологов, является отличительной чертой нашего времени, что приводит к обнищанию духовной сферы человека. Телевидение, так любимое нашими детьми, наводнено иностранными фильмами со сценами насилия, драками, в мультфильмах зачастую главными героями являются мутанты, киборги и т.д., да и детские издания часто изобилуют уродливыми картинками, что разрушительным образом действует на души наших детей. А ведь всем известно, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Национальное чувство целительно для каждого народа. Без Родины нет Человека, Индивидуальности, Личности. Поэтому, воспитание, если оно не хочет быть бессильным – должно быть народным. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, добрым, мудрым. Народная культура обладает удивительной способностью вытягивать из души ребенка самые скрытые положительные качества и ребенок раскрывается как цветок.
Обратиться к народным истокам поможет фольклор, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир человека, его мысли, чувства, переживания.
Советую широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, загадки.
Загадки.
Термин «загадка» очень древний. Он происходит от слова «гадать», что значит – думать, рассуждать. Отсюда «гадание» - мнение, умозаключение, раскрытие чего-то скрытого. И «загадка» - слово со скрытым смыслом.
Загадки используются для проверки знаний, наблюдательности и сообразительности. Загадка – мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего-либо. Следует подбирать загадки, которые позволят ребенку увидеть многообразие мира, приоткрыть завесу над его тайнами.
Много загадок посвящено животным:
Стройны, быстрый,
Рога ветвисты
Посеется весь день
Кто же это? (Олень).
Посмотрите – ка какая:
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой
На увертки мастерица,
А зовут ее … (Лисица).
Сама мала, шубка пышна
В дупле живет, орехи грызет. (Белка).
Некоторые загадки о явлениях природы. Например:
Загадочное существо
Утром глаза раскрывает.
(Солнце глаза утром раскрывает.)
Старший брат к сестре приходит.
Когда брат приходит
Сестра уходит.
(Солнце уходит, когда месяц приходит.)
Чтобы помочь ребенку научится отгадывать подобные загадки, стоит организовывать наблюдения, в данном случае за солнцем в разное время суток, в разное время года. Так же можно предложить изобразить на нескольких рисунках один и тот же пейзаж, но с разным цветом неба в зависимости от погоды.
Очень полезно научить ребенка составлять загадки. Составить загадку – это значит придать обычным мыслям метаморфическую форму выражения. И наоборот, разгадать загадку – её метаморфические образы заменить образами реальными. Составить загадку бывает довольно трудно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым мышлением, во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть, создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому, важно показать ребенку способы создания загадок, их виды и формы. А результат – составленные детьми загадки.
Т.е. приобщение детей к устному народному творчеству позволит создать яркие образы, воспитать вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу. В итоге формируются культурно-ценностные ориентации в русле православных традиций, а у ребенка остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.
Любимые сказки наших детей:
- «Берестяной нос»
- «Идэ»
- «Ими-Хиты и Вошинг Урт
- «Тала-медведь и великий колдун»
- «Ермак»
- «Ими-хиты»
- «Нарты с золотом»
- «Мышка и лось»
- «Мышка»
- «Кот»
- «Злодейства не проходят бесследно»
- «Хилы и Менги»
Приложение 6
Инструментарий овладения знаниями о фольклоре народа ханты и манси у старших дошкольников
Для отслеживания результатов деятельности по данному направлению был разработан диагностический инструментарий по усвоению знаний о фольклоре ханты и манси с прилагающийся к нему диагностической картой.
Диагностический инструментарий.
Цель:
- выявление уровня сформированности восприятия и понимания устного народного творчества ханты и манси дошкольниками шестого года жизни.
- изучить особенности понимания детьми содержания сказки (понимания героев, их поступков, переживаний и мотивов поведения), исследовать эмоциональное отношение дошкольников к хантыйской сказке.
Вопросы по тексту сказки «Отчего у зайца длинные уши».
1.О ком эта сказка?
2.Что произошло с зайцем?
3.Почему он так поступил?
4.Почему народ ханты так назвал эту сказку?
5.Что осуждается в этой сказке и почему?
Характеристика уровня знаний детей.
1 уровень (низкий) – отсутствие понимания прочитанного. В ответ на вопросы беседы ребёнок чаще всего молчит или говорит «не знаю», «не помню». Для пересказа характерна передача сцен, имеющих частное значение к наиболее значимым для понимания идеи. На предложение «нарисовать» ту или иную картину, ребёнок отвечает отказом.
2 уровень (средний) – не полное понимание сказки. Ребёнок устанавливает внешние связи между отдельными фактами, не видит смысла сказки. В поведении героя выделяет лишь поступки, не вникает в тонкости переживания героев. Пересказ отличается логичностью передачи сюжетной линии, однако дети воспроизводят чаще внешние поступки и действия героев, оставляя без внимания их внутренний мир. Дети пытаются создать словесные рисунки, но они представляют собой описание связанных между собой предметов, признаков или простой пересказ текста.
3 уровень (высокий) – правильное понимание текста. Верное осознание мотивов поступков героев, их переживаний, мыслей, чувств. Пересказы свидетельствуют о проникновении в замысел. Герой в них выступает в полной психологической характеристике. Словесные рисунки детей отличается отчётливым видением изображаемых ситуаций. Создавая их, дети опираются на текст.
Овладение знаниями о фольклоре народа ханты и манси
на начало (конец) года.
№ | Фамилия Имя | О ком эта сказка? | Что произошло с героем? | Почему он так поступил? | Почему народ ханты так назвал эту сказку? | Что осуждается в этой сказке и почему? |
1 | ||||||
2 |
Ценность фольклорного материала не только в его образности, художественности, важно и то, что он помогает развивать у детей разнообразные способности и умения. Это: развитие речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции. Хочется, чтобы дети через устное народное творчество переняли мудрость коренных народов Севера, научились также любить и беречь свой край и свою землю.
Игры:
«Теремок»- развитие образно-игровых движений
«Заячьи следы» - развитие координации движений
«Лебедь» - развитие внимательности
«Прыжки на одной ноге» - развитие ловкости, выносливости
Упражнения:
«Танцуйте, сидя» - способствует переключению внимания, повышает психофизический тонус.
«Волшебный цветок» - активизация внимания, развитие творческого воображения.
«Мы осенние листочки» - развитие способности к импровизации
«Дружба» - стимулирует активность, самостоятельность.
Повысился интерес к устному народному творчеству народов ханты и манси через игры и упражнения, а также способствует развитию речи, памяти, чувства ритма, разнообразных двигательных умений и творческих способностей. Устное народное творчество приобщает детей к национальной культуре, содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, его культуру и традиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и культура народов ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями....
Конспект НОД по ручному труду “Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси”.
Погружая ребенка в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к малой и большой Род...
"Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями"
План по самообразованию...
План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлен...
Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...
Статья на тему "Культура народов Ханты и Манси"
Работа с родителями...
2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"
2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"...