План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.
проект (младшая группа)

Вотинова Светлана Андреевна

                   В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры… 

                   Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx231.37 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный « Дом ребенка»

План по самообразованию

Приобщение детей к культуре народов ханты и манси

через устное народное творчество

Подготовила: воспитатель

                группы №5  Вотинова С.А.        

г. Урай 2019г-2020

                        

                  По тайге летают сказки,

                По тайге легенды бродят

«Язык есть самая живая,

самая обильная и прочная связь,

 соединяющая отжившие,

живущие и будущие поколения народа

 в то великое, исторически живое и целое»

К.Д.Ушинский

Пояснительная записка:

                   В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…  

                   Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.

                       Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.

Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.

В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.

                     Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

                     Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.

                            Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

                           Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Актуальность проекта:

                       Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.

                            Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.

                        О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

                     Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Проблема: проведя беседы с детьми, и проанализировав перспективное планирование, выяснилось: дети мало знают произведения устного народного творчества народов ханты и манси и о том, как живут они на территории Югры.

Причины:

 Недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в Доме Ребенка.

Недостаточное проведение времени НОД по теме.

Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме.

Целевая аудитория: воспитатели, методист ИКТ, музыкальный работник, воспитанники  группы, родители.

Социальные связи: Библиотека.

Цель: Приобщить детей к  культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).

Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.

Задачи:

-Познакомить детей с устным народным творчеством коренных народов Севера-ханты и манси.

-  учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера;

- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси;

- расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях коренных народов севера;

-  расширить и углубить представления детей о родном крае, быте, жизни народов ханты и манси.

- развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.

-раскрыть творческие способности в семье.

- воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.

Этапы реализации:

Подготовительный:

        подборка и оформление книжного уголка для детей;

        подборка методической литературы;

        подборка наглядно - иллюстративного материала

        поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы;

        обогащение развивающей среды в пространстве группы Дома ребенка;

        создание презентаций, видео роликов по теме проекта

        

        • Основной: 

        экскурсия в библиотеку на тему «Детские писатели и поэты Югры»,

        чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские);

        проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;

        НОД «Югра -  мой край родной»;

        просмотр мультимедийных презентаций;

        рассматривание иллюстраций к сказкам;

        рассматривание картинок на тему «Животные нашего края», «Растения нашего края»;

        рассматривание иллюстраций на тему «Северный край;

        знакомство и обыгрывание подвижных игр ханты и манси;

        знакомство с творчеством художников Югры;

        выставка рисунков «Хозяева тайги»;

        художественно-продуктивная деятельность;

        просмотр мультфильмов;

        беседа на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»;

        консультации для родителей.

        беседа «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа».

        проведение дидактических игр.

• Заключительный:

        создание альбома иллюстраций к сказкам ханты и манси «Сказки, легенды народов ханты и манси» (пластилинография),

        выставка рисунков «Хозяева тайги»,

        развлечение «Легенды народов Севера».

Ожидаемые результаты:

-расширились знаний у детей об устном народном творчестве народов ханты и манси;

 -расширились знания о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера,

-сформировались у детей интерес и уважения к национальной культуре, коренным народам Севера, любви к родному краю.

-расширились творческие способности детей.

- повысилась активность родителей.

Вид проекта: познавательно – воспитательный, творческий.

Срок реализаций проекта: 2год

По составу участников: групповой.

Принципы реализации проекта:

1.        Принцип энциклопедичности.

2.        Краеведческий (региональный) принцип.

3.        Культурологический  принцип – приобщение детей к истокам культуры.

4.        Принцип наглядности.

Методы и приемы  реализации проекта: Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, подвижные игры народов ханты и манси, прослушивание музыки, просмотр мультфильмов, экскурсия в библиотеку.

Основные направления работы с детьми:

• совместная деятельность взрослого и ребенка;

• самостоятельная деятельность ребенка.

Образовательные области:

Познавательное развитие (Раздел мир природы и Мир человека):

НОД на тему «Югра -  мой край родной»,

 беседы «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа»,

 дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «С какого дерева ветка».

Речевое развитие (Раздел Связная речь):

 Словесная игра: «Угадай по описанию»; дидактические игры:  «Кто где?», «Кто спрятался на картинке?», «Один – много», «Чья, чей, чьи?», «Кто лишний».

Художественно – эстетическое развитие (Раздел художественная литература):

отгадывание загадок о животных, чтение сказок «Трусливый заяц», «Мальчик Идэ», «Бесстрашная Татья» «Легенда  о берёзе», « Легенда  о лиственнице», Е. Айпин «Клюквинка и травяная косичка», «Кави», Мария Вагатова «Зайчик - черный хвостик», «Зайчиха и лисица», «Хлебушко», А.М. Конькова «Как окунь полосатым стал», «Откуда северное сияние пошло»,

Физическое развитие (Раздел Физическое развитие):

подвижные  игры: «Хейро», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи». «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки» и т.д.

Художественно – эстетическое развитие (Раздел Изобразительное искусство):

Рисование хантыйского орнамента по образцу на тему «Узоры ханты и манси»,  лепка животных Севера.   Рассматривание картин художников Югры (Николай Фомин).

Художественно – эстетическое развитие (Раздел ручной труд):

Пластилинография иллюстраций по сказкам и легендам народов ханты и манси», НОД «Украшение предметов одежды».

Художественно – эстетическое развитие (раздел музыка):

Слушанье хантыйской музыки, беседа «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».

Работа с родителями:

Участие в выставке рисунков «Хозяева тайги», развлечние «Легенды народов севера». Консультации для родителей: «Подвижные игры народов севера», «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «традиции народов севера».

Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно-иллюстрированного материала, создание презентаций, видео роликов.

Анализ ресурсов:

Кадровые ресурсы: воспитатели

Материально  технические средства: средства ИКТ.

Информационные ресурсы:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000

2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.

3 .Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982

4.Ушинский К.Д. Собр. соч. – т.5, М., 1991

5.Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.

6.Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников, М.,1961

Интернет ресурсы:

planetadetstva.net/other/..

http://video.meta.ua/5649311.video

video.meta.ua/5649311.video

Список художественной литературы для чтения детям.

1.Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.

2.Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург:  ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.

3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.

4.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.

5.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем.  Л., Просвещение, 1991.

Перспективный план мероприятий по проекту

Неделя

     Месяц

Совместная деятельность с детьми.

Совместная деятельность  с родителями

Ответственные

Организационно-подготовительный   этап

Сентябрь

               Сентябрь    

Диагностика

Беседа «Мой край»

Беседа на тему: «Где ты живёшь?»

Отгадывание загадок народов Севера.

Анкетирование

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководитель

2

Беседа «Я юный житель города Урай».

Рассматривание фотографий

«Мой город»

Выставка рисунков «С Днем рождения мой любимый город»

Тематическая экскурсия  в музей, в рамках реализации проекта «Мой город родной».

Консультация: «История нашего города»

Участие родителей в подборке фотографий  города.

Воспитатели

Учитель – логопед

3

Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка)

Участие родителей в изготовлении атрибутов.

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководитель

4

Беседа «Проводы лебедей»

НОД оригами «Лебедь»

Викторина: «Югорские загадки»

Создание первых страниц энциклопедии «Моя малая  Родина»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Практический этап

1

октябрь

«Дары осени Югры» (фотовыставка с ярмарки)

Изготовление атласа.

«Щедрая осень» аппликация

Участие родителей  в  изготовлении поделок  

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

2

НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры»

 Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Создание второй страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Флора края – деревья и кустарники»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

3

Викторина «Грибная пора»

НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река»

Создание третьей страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи).

Воспитатели

4

Чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка),

Познавательное мероприятие «Удивительные птицы нашего края» совместно с параллельной группой.

Участие родителей  в  изготовлении масок к мероприятию

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководит.

1

Ноябрь

Тематическое занятие «Животный мир Югры»

Викторина «Животные Югры»

Дидактическая  игра: «Обитатели природы»

Подвижная игра: «Важенка и оленята».

Создание четвертой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Животные края».

Консультация  «О любви к родному краю»

Воспитатели

Учитель – логопед

2

Чтение хантыйской сказки «Мышка»

Постановка и  драматизация сказки «Мышка»

Участие родителей в изготовлении атрибутов

Воспитатели

Муз.руководит

3

НОД «Как белки приспосабливаются к условиям зимы»

Сказкотерапия «Давайте жить дружно».

Разучивание стихов о родном крае – Югре, городе.

Конкурс чтецов, посвященный дню Народного единства.

Разучивание танца.

Участие родителей в конкурсе чтецов.

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель - логопед Муз.руководит.

логопед

1

декабрь

Беседа «Как приходит зима».

«Красота зимнего леса» - рисование зимнего леса.

Дидактическая игра «Зимние забавы»

«Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка)

Слушание музыки народов Севера и разучивание песни

Рекомендации «Прогулка  зимой »

Участие родителей в

изготовлении дидактической игры «Зимние забавы».

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководит.

2

«Откуда пришла книга» - экскурсия в городскую библиотеку

Беседа «Как создается книга»

Рассматривание Красной книги Югры.

Викторина :«Маленький мыслитель»

Совместная целевая экскурсия в библиотеку.

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель - логопед

3

«Про семью, про  дружную, всем такую нужную» (быт народов севера).

Выставки поделок  «Кукла народов ханты» (одежда из бисера с

Создание пятой страницы энциклопедии «Народы ханты и манси»

Педагог – психолог

Воспитатели

Муз.руководит.

хантыйским орнаментом)

Прослушание музыки народов Севера.

4

Тематическое занятие «К нам приходит Новый год» (про Дедов морозов)

Психологический этюд «Мое разноцветное настроение»

Конструирование «Мои любимые игрушки» (изготовление куклы «Акань») Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз»

Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры» (со слов детей)

Учитель – логопед

Педагог – психолог

Воспитатели

1

Январь

Беседа «Ханты и манси – жители  Севера»

НОД Рисование: «Украшение

хантыйской  утвари  орнаментом»

Консультация «Орнаменты ханты и манси»

Воспитатели

2

Беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси»

Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым  Ики-Пох».

Целевая экскурсия в музей (мастер – класс)

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

3

НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах»

Рассказ воспитателя об оленеводах  и северных оленях.

 Подвижная игра «Ловля оленей».

Создание шестой  страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Игры и одежда народов нашего края»

Воспитатели

Педагог – психолог.

1

Февраль

февраль

Психологический этюд «Учимся понимать друг друга»

Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера».

Беседа «Коренные жители нашего края». Разучивание пословицы «Человек без роду, что дерево без корней»                

Консультация «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера»

Педагог – психолог

Воспитатели

Учитель – логопед

2

Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси».

Сюжетно – ролевая игра «Водитель»

Рисование «Едем на машине по городу»

Изготовление атрибутов к подвижным играм

Воспитатели

Педагог – психолог

3

Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия» (презентация слайдов)

НОД «Профессии взрослых Югры» (с использованием интерактивной игры)

Сказкотерапия «Давайте жить дружно»

Фотовыставка «Мои родители

работают в Югре»

Создание  седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

4

НОД «Наши защитники».

«Дружат люди всей земли»

Конкурс «Таланты Югры»

Дидактическая игра «Почини здание»

Выставка поделок «Таланты Югры», посвященных ко дню защитника отечества.

Воспитатели

Учитель – логопед

1

Март

рт

Беседа «Пришла весна»

Рисование «Весенний день»

Заучивание стихотворений для участия   в конкурсе чтецов  «Голоса книг  Югорских авторов»

Создание  восьмой  страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Пословицы, стихи, рассказы, сказки и писатели

нашего края»

Воспитатели

Учитель – логопед

2

Психологический этюд «Все мы разные, все мы удивительные!»

Слушание музыки народов Севера Рассказ  «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» (презентация слайдов)

Создание  девятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Флора края  – цветы»

Педагог – психолог,

муз.руководит., воспитатели.

3

Дидактическая игра «Разложи предметы по домам».

Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера».

Фотоколлаж  «Национальный костюм народов севера».

Воспитатели

4

Создание красной книги Югры «День Земли» (красная книга Югры)

КВН  «Мы друзья природы»

Воспитатели

Учитель – логопед

5

Тематическое занятие «Что мы знаем о рыбах нашего края?»

Оригами «Щука»

Создание  десятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему  «Рыбы нашего края»

Воспитатели

1

Апрель

Презентация «Перелетные птицы нашего края ».

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Слушание музыки народов Севера Рассказ воспитателя «Вороний день»

Создание  одиннадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему  «Птицы нашего края»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководит.

2

Беседа «Страна моя родная».

Дидактическая игра «Расскажи про свой край». НОД

Аппликация «Наш край»

Слушание музыки народов Севера

Творческая мастерская

«Наш край» - поделки из природного материала.

Помощь в создании макета

Создание  двенадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» «Достопримечательности края»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Муз.руководит.

3

НОД «Мой город – моя малая Родина».

Дидактическая игра «Расскажи про свой город».

Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть»

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Создание макета города.

Создание карты – схемы «Мой город -  Урай»

Воспитатели

Педагог – психолог

Учитель – логопед

Обобщающе-аналитический  этап

4

Мероприятие «Все мы жители Югры»

Презентация энциклопедии.

Обобщение опыта по реализации  проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество"

Данный материал поможет ответить на вопрос родителей:- "Как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?"...