План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.
проект (младшая группа)
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 231.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное учреждение ХМАО-Югры Урайский специализированный « Дом ребенка»
План по самообразованию
Приобщение детей к культуре народов ханты и манси
через устное народное творчество
Подготовила: воспитатель
группы №5 Вотинова С.А.
г. Урай 2019г-2020
По тайге летают сказки,
По тайге легенды бродят
«Язык есть самая живая,
самая обильная и прочная связь,
соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения народа
в то великое, исторически живое и целое»
К.Д.Ушинский
Пояснительная записка:
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций. Цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе взаимодействия образовательной системы с представителями национальной науки, экономики и культуры…
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.
Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны.
Культура народов Севера – достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую культуру. Каждый народ вносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Наша задача состоит в том, чтобы возродить национальные традиции и обычаи народов Севера, потому что малочисленному народу традиции и обычаи нужнее, чем большому народу; только благодаря им, он может сохранить себя как народ. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Актуальность проекта:
Сейчас, как никогда актуальна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Проблема: проведя беседы с детьми, и проанализировав перспективное планирование, выяснилось: дети мало знают произведения устного народного творчества народов ханты и манси и о том, как живут они на территории Югры.
Причины:
Недостаточное оснащение познавательно - развивающей среды и художественно - методической литературой в Доме Ребенка.
Недостаточное проведение времени НОД по теме.
Низкий уровень заинтересованности родителей в работе с детьми и педагогами по данной теме.
Целевая аудитория: воспитатели, методист ИКТ, музыкальный работник, воспитанники группы, родители.
Социальные связи: Библиотека.
Цель: Приобщить детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество (сказки, легенды).
Повысить активность родителей в воспитании у ребенка любви к родному краю.
Задачи:
-Познакомить детей с устным народным творчеством коренных народов Севера-ханты и манси.
- учить чувствовать и понимать образный язык коренных народов севера;
- формировать у детей эмоционально - образное восприятие произведений устного народного творчества ханты и манси;
- расширять знания и представления родителей воспитанников о традициях коренных народов севера;
- расширить и углубить представления детей о родном крае, быте, жизни народов ханты и манси.
- развивать наблюдательность, речь, память, творческие способности.
-раскрыть творческие способности в семье.
- воспитывать умение ценить красоту и богатство родной природы, любовь к родному краю.
Этапы реализации:
Подготовительный:
подборка и оформление книжного уголка для детей;
подборка методической литературы;
подборка наглядно - иллюстративного материала
поиск материалов, опираясь на интернет ресурсы;
обогащение развивающей среды в пространстве группы Дома ребенка;
создание презентаций, видео роликов по теме проекта
• Основной:
экскурсия в библиотеку на тему «Детские писатели и поэты Югры»,
чтение произведений коренных народов севера (фольклор, авторские);
проведение познавательных бесед из цикла «А знаете ли вы…»;
НОД «Югра - мой край родной»;
просмотр мультимедийных презентаций;
рассматривание иллюстраций к сказкам;
рассматривание картинок на тему «Животные нашего края», «Растения нашего края»;
рассматривание иллюстраций на тему «Северный край;
знакомство и обыгрывание подвижных игр ханты и манси;
знакомство с творчеством художников Югры;
выставка рисунков «Хозяева тайги»;
художественно-продуктивная деятельность;
просмотр мультфильмов;
беседа на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси»;
консультации для родителей.
беседа «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа».
проведение дидактических игр.
• Заключительный:
создание альбома иллюстраций к сказкам ханты и манси «Сказки, легенды народов ханты и манси» (пластилинография),
выставка рисунков «Хозяева тайги»,
развлечение «Легенды народов Севера».
Ожидаемые результаты:
-расширились знаний у детей об устном народном творчестве народов ханты и манси;
-расширились знания о промысле, быте, традициях, одежде коренных жителях севера,
-сформировались у детей интерес и уважения к национальной культуре, коренным народам Севера, любви к родному краю.
-расширились творческие способности детей.
- повысилась активность родителей.
Вид проекта: познавательно – воспитательный, творческий.
Срок реализаций проекта: 2год
По составу участников: групповой.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип энциклопедичности.
2. Краеведческий (региональный) принцип.
3. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
4. Принцип наглядности.
Методы и приемы реализации проекта: Беседы, чтение произведений о родном крае, сказок народов ханты и манси, мультимедийные презентации, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наблюдения, подвижные игры народов ханты и манси, прослушивание музыки, просмотр мультфильмов, экскурсия в библиотеку.
Основные направления работы с детьми:
• совместная деятельность взрослого и ребенка;
• самостоятельная деятельность ребенка.
Образовательные области:
Познавательное развитие (Раздел мир природы и Мир человека):
НОД на тему «Югра - мой край родной»,
беседы «Национальная одежда ханты и манси», «Северный олень», «Символы округа»,
дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «С какого дерева ветка».
Речевое развитие (Раздел Связная речь):
Словесная игра: «Угадай по описанию»; дидактические игры: «Кто где?», «Кто спрятался на картинке?», «Один – много», «Чья, чей, чьи?», «Кто лишний».
Художественно – эстетическое развитие (Раздел художественная литература):
отгадывание загадок о животных, чтение сказок «Трусливый заяц», «Мальчик Идэ», «Бесстрашная Татья» «Легенда о берёзе», « Легенда о лиственнице», Е. Айпин «Клюквинка и травяная косичка», «Кави», Мария Вагатова «Зайчик - черный хвостик», «Зайчиха и лисица», «Хлебушко», А.М. Конькова «Как окунь полосатым стал», «Откуда северное сияние пошло»,
Физическое развитие (Раздел Физическое развитие):
подвижные игры: «Хейро», «Каюр и собаки», «Олени и пастухи». «Ловля оленей», «Рыбаки и рыбки» и т.д.
Художественно – эстетическое развитие (Раздел Изобразительное искусство):
Рисование хантыйского орнамента по образцу на тему «Узоры ханты и манси», лепка животных Севера. Рассматривание картин художников Югры (Николай Фомин).
Художественно – эстетическое развитие (Раздел ручной труд):
Пластилинография иллюстраций по сказкам и легендам народов ханты и манси», НОД «Украшение предметов одежды».
Художественно – эстетическое развитие (раздел музыка):
Слушанье хантыйской музыки, беседа «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».
Работа с родителями:
Участие в выставке рисунков «Хозяева тайги», развлечние «Легенды народов севера». Консультации для родителей: «Подвижные игры народов севера», «Роль фольклора в формировании бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста», «традиции народов севера».
Подборка и оформление книжного уголка для детей; наглядно-иллюстрированного материала, создание презентаций, видео роликов.
Анализ ресурсов:
Кадровые ресурсы: воспитатели
Материально технические средства: средства ИКТ.
Информационные ресурсы:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
2.Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
3 .Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982
4.Ушинский К.Д. Собр. соч. – т.5, М., 1991
5.Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
6.Флерина Е.А. Художественное слово в детском саду// Эстетическое воспитание дошкольников, М.,1961
Интернет ресурсы:
planetadetstva.net/other/..
http://video.meta.ua/5649311.video
video.meta.ua/5649311.video
Список художественной литературы для чтения детям.
1.Буровичок – Югорка. / Лебедева, О. / Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 2008. – 87с.
2.Буровичок – Югорка. Раскраска./ Лебедева, О. / Екатеринбург: ОАО «ИПП «Уральский рабочий», 2008. – 20с.
3.Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., 1993.
4.Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
5.Сказки народов Севера / Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. Л., Просвещение, 1991.
Перспективный план мероприятий по проекту
Неделя | Месяц | Совместная деятельность с детьми. | Совместная деятельность с родителями | Ответственные | ||
Организационно-подготовительный этап | ||||||
Сентябрь Сентябрь | Диагностика Беседа «Мой край» Беседа на тему: «Где ты живёшь?» Отгадывание загадок народов Севера. | Анкетирование | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководитель | |||
2 | Беседа «Я юный житель города Урай». Рассматривание фотографий «Мой город» Выставка рисунков «С Днем рождения мой любимый город» Тематическая экскурсия в музей, в рамках реализации проекта «Мой город родной». | Консультация: «История нашего города» Участие родителей в подборке фотографий города. | Воспитатели Учитель – логопед | |||
3 | Драматизация сказки «Хлебушко» (Хантыйская народная сказка) | Участие родителей в изготовлении атрибутов. | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководитель | |||
4 | Беседа «Проводы лебедей» НОД оригами «Лебедь» Викторина: «Югорские загадки» | Создание первых страниц энциклопедии «Моя малая Родина» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | |||
Практический этап | ||||||
1 | октябрь | «Дары осени Югры» (фотовыставка с ярмарки) Изготовление атласа. «Щедрая осень» аппликация | Участие родителей в изготовлении поделок | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | ||
2 | НОД «Ознакомление детей с кустарниковыми растениями Югры» Дидактическая игра «Узнай по описанию». | Создание второй страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Флора края – деревья и кустарники» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | |||
3 | Викторина «Грибная пора» НОД Чтение стихотворения Т. Царенко «Обь – река» | Создание третьей страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Дары нашего края» (грибы, ягоды, орехи). | Воспитатели | |||
4 | Чтение художественной литературы «Лиса и гуси» (хантыйская сказка), Познавательное мероприятие «Удивительные птицы нашего края» совместно с параллельной группой. | Участие родителей в изготовлении масок к мероприятию | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководит. | |||
1 | Ноябрь | Тематическое занятие «Животный мир Югры» Викторина «Животные Югры» Дидактическая игра: «Обитатели природы» Подвижная игра: «Важенка и оленята». | Создание четвертой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Животные края». Консультация «О любви к родному краю» | Воспитатели Учитель – логопед | ||
2 | Чтение хантыйской сказки «Мышка» Постановка и драматизация сказки «Мышка» | Участие родителей в изготовлении атрибутов | Воспитатели Муз.руководит | |||
3 | НОД «Как белки приспосабливаются к условиям зимы» Сказкотерапия «Давайте жить дружно». Разучивание стихов о родном крае – Югре, городе. Конкурс чтецов, посвященный дню Народного единства. Разучивание танца. | Участие родителей в конкурсе чтецов. | Воспитатели Педагог – психолог Учитель - логопед Муз.руководит. логопед | |||
1 | декабрь | Беседа «Как приходит зима». «Красота зимнего леса» - рисование зимнего леса. Дидактическая игра «Зимние забавы» «Отчего у зайца длинные уши» (хантыйская сказка) Слушание музыки народов Севера и разучивание песни | Рекомендации «Прогулка зимой » Участие родителей в изготовлении дидактической игры «Зимние забавы». | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководит. | ||
2 | «Откуда пришла книга» - экскурсия в городскую библиотеку Беседа «Как создается книга» Рассматривание Красной книги Югры. Викторина :«Маленький мыслитель» | Совместная целевая экскурсия в библиотеку. | Воспитатели Педагог – психолог Учитель - логопед | |||
3 | «Про семью, про дружную, всем такую нужную» (быт народов севера). Выставки поделок «Кукла народов ханты» (одежда из бисера с | Создание пятой страницы энциклопедии «Народы ханты и манси» | Педагог – психолог Воспитатели Муз.руководит. | |||
хантыйским орнаментом) Прослушание музыки народов Севера. | ||||||
4 | Тематическое занятие «К нам приходит Новый год» (про Дедов морозов) Психологический этюд «Мое разноцветное настроение» Конструирование «Мои любимые игрушки» (изготовление куклы «Акань») Подвижная игра: «Льдинки, ветер и мороз» | Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры» (со слов детей) | Учитель – логопед Педагог – психолог Воспитатели | |||
1 | Январь | Беседа «Ханты и манси – жители Севера» НОД Рисование: «Украшение хантыйской утвари орнаментом» | Консультация «Орнаменты ханты и манси» | Воспитатели | ||
2 | Беседа «Культура, обычаи народов ханты – манси» Чтение художественной литературы: Г.Слинкина «Сказка про Мозым Ики-Пох». | Целевая экскурсия в музей (мастер – класс) | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | |||
3 | НОД Аппликация «Девочка в малице и кисах» Рассказ воспитателя об оленеводах и северных оленях. Подвижная игра «Ловля оленей». | Создание шестой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Игры и одежда народов нашего края» | Воспитатели Педагог – психолог. | |||
1 | Февраль февраль | Психологический этюд «Учимся понимать друг друга» Рассматривание альбома «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера». Беседа «Коренные жители нашего края». Разучивание пословицы «Человек без роду, что дерево без корней» | Консультация «Орнаменты на одежде и обуви народов Севера» | Педагог – психолог Воспитатели Учитель – логопед | ||
2 | Рассматривание картинок на тему: «Средства передвижения народов ханты-манси». Сюжетно – ролевая игра «Водитель» Рисование «Едем на машине по городу» | Изготовление атрибутов к подвижным играм | Воспитатели Педагог – психолог | |||
3 | Беседа «Коренные жители Югры, их основные занятия» (презентация слайдов) НОД «Профессии взрослых Югры» (с использованием интерактивной игры) Сказкотерапия «Давайте жить дружно» | Фотовыставка «Мои родители работают в Югре» Создание седьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | |||
4 | НОД «Наши защитники». «Дружат люди всей земли» Конкурс «Таланты Югры» Дидактическая игра «Почини здание» | Выставка поделок «Таланты Югры», посвященных ко дню защитника отечества. | Воспитатели Учитель – логопед | |||
1 | Март рт | Беседа «Пришла весна» Рисование «Весенний день» Заучивание стихотворений для участия в конкурсе чтецов «Голоса книг Югорских авторов» | Создание восьмой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Пословицы, стихи, рассказы, сказки и писатели нашего края» | Воспитатели Учитель – логопед | ||
2 | Психологический этюд «Все мы разные, все мы удивительные!» Слушание музыки народов Севера Рассказ «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» (презентация слайдов) | Создание девятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Флора края – цветы» | Педагог – психолог, муз.руководит., воспитатели. | |||
3 | Дидактическая игра «Разложи предметы по домам». Выставка рисунков на тему: «Национальный костюм народов севера». | Фотоколлаж «Национальный костюм народов севера». | Воспитатели | |||
4 | Создание красной книги Югры «День Земли» (красная книга Югры) | КВН «Мы друзья природы» | Воспитатели Учитель – логопед | |||
5 | Тематическое занятие «Что мы знаем о рыбах нашего края?» Оригами «Щука» | Создание десятой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Рыбы нашего края» | Воспитатели | |||
1 | Апрель | Презентация «Перелетные птицы нашего края ». Дидактическая игра «Четвертый лишний» Слушание музыки народов Севера Рассказ воспитателя «Вороний день» | Создание одиннадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» на тему «Птицы нашего края» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководит. | ||
2 | Беседа «Страна моя родная». Дидактическая игра «Расскажи про свой край». НОД Аппликация «Наш край» Слушание музыки народов Севера | Творческая мастерская «Наш край» - поделки из природного материала. Помощь в создании макета Создание двенадцатой страницы энциклопедии «Все мы жители Югры» «Достопримечательности края» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед Муз.руководит. | |||
3 | НОД «Мой город – моя малая Родина». Дидактическая игра «Расскажи про свой город». Сюжетно-ролевая игра «Добываем нефть» Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». | Создание макета города. Создание карты – схемы «Мой город - Урай» | Воспитатели Педагог – психолог Учитель – логопед | |||
Обобщающе-аналитический этап | ||||||
4 | Мероприятие «Все мы жители Югры» Презентация энциклопедии. Обобщение опыта по реализации проекта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»
Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа, считаться его представителем? ...
"Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями"
План по самообразованию...
«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»
Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
План саморазвития воспитателя по теме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественной литературе, через устное народное творчество»
Годовой план по саморазвитию для воспитателя 2 мл. группы...
Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...
Консультация для родителей "Приобщение детей к культуре русского народа через устное народное творчество"
Данный материал поможет ответить на вопрос родителей:- "Как можно воспитывать патриотизм у детей 3-4 лет?"...