"Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Верещагина Елена Александровна

План по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_2014-2017_gg.docx62.12 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

План по самообразованию

Воспитателя

Верещагиной Елены Александровны

2014

План работы по самообразованию на 2014-2017 годы

Тема: Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями.

I этап: Организационно – подготовительный.

Сентябрь 2014 – август 2015

Изучение литературы

II этап: Планово – прогностический.

Сентябрь 2015 – август 2016

Определение форм, методов, составление плана работы на год (перспективное планирование)

III этап: Практико – ориентированный.

Сентябрь 2016 – июнь 2017

Внедрение в практику и подведение итогов.

I этап: Организационно – подготовительный.

Сентябрь 2014 – август 2015

Изучение литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
  2. Андросенко В.И.  Ханты – Мансийск. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979.
  3. Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  4. Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
  5. ВинокуроваВ.В., Сем.Ю.А. Сказки народов Севера. Л.: Просвещение, 1991.
  6. Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2007
  7. Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск Средне-Уральское книжное издательство, 1985
  8. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982
  9. Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985
  10. Западнова Н.Л. Сказание о земле Югорской. Тюмень: ИФА, 2005.
  11. Кенеман А.В., ОсокинаТ.И. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995 г.
  12. Кердан А.Блинов.В.Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. Екатеринбург: Сократ, 2002.
  13. Конькова А.М. Конькова. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. - ГИСТЕЛ ДРУК, А-1031, 1993.
  14. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
  15. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
  16. Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
  17. Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
  18. Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
  19. Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
  20. Мазуренко М.Т.,  МоскалюкТ.А. Краски северного лета. СПб., Алфавит, 1997.
  21. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
  22. Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
  23. Орлова Е.М. Край Большой Нефти. М.: «Советкая Россия», 1980.
  24. Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
  25. Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005
  26. Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
  27. Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
  28. Соколова З. На просторах Сибири. М.: «Русский язык», 1986. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
  29. Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.

II этап: Планово – прогностический.

Сентябрь 2015 – август 2016

Определение форм, методов, составление плана работы на год (перспективное планирование)

Месяц

Мероприятие

Материалы

Сентябрь

1-4 неделя

1 неделя

3 неделя

 

1.Чтение «Сказки народа Ханты»

2. Беседа «Ханты и манси – жители Севера».

3. Символы Югры.

 

Книга

Сюжет. картины, материал о народах

Основная символика

Октябрь

1-4 неделя

1 неделя

3 неделя

1. Чтение «Сказки народа Ханты»

2. Знакомство с народом Ханты и Манси

3. Художественное творчество. Раскраска по мотивам национальной одежды народов Севера.

Книга

Презентация по теме

Раскраска, карандаши, фломастеры

Ноябрь

1-4 неделя

1 неделя

3 неделя

1. Чтение «Сказки народа Манси»

2. Рассматривание иллюстраций «О оленеводах и северных оленях»

3. Беседа Коренные жители Югры. Промыслы

Книга

Иллюстративный материал по теме.

Мини-выставка изделий народных промыслов

Декабрь

1-4 неделя

2-3 неделя

1.Чтение «Сказки народа Манси»

2. Знакомство с жизнью народов Севера. «Медвежий праздник». Подвижные игры

Книга

Атрибуты к играм

Январь

1-4 неделя

2-4 неделя

1.Чтение «Сказки народа Ханты»

2.Просмотр мультфильмов:

-Гора самоцветов - Проделки лиса.  Хантская сказка

-Гора самоцветов – Пумасипа.

Сказка народа Манси

- В гостях у деда Краеведа. Югра. Ханты-Мансийский автономный округ.

Книга

Видео файлы

Февраль

1-4 неделя

3 неделя

1.Чтение «Сказки народа Ханты» 

 2. Аппликация «Узоры Севера»

Книга

Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, виды орнамента

Март

1-4 неделя

3 неделя

1.Чтение «Сказки народа Манси»

2.Подвижные игры Ханты и Манси.

  • Солнце (Хейро)
  • Каюр и собаки
  • Олени и пастухи.
  • Ловля оленей

Книга

Атрибуты к играм

Апрель

1-4 неделя

2-3 неделя

1.Чтение «Сказки народа Ханты» 

2.Слушание музыки народов Севера

Книга

Мелодии, проигрыватель

Май

1-4 неделя

1-4 неделя

 

1.Чтение «Сказки народа Ханты»

Подведение итогов. Обобщение опыта. Создание тематической папки

Книга

III этап: Практико – ориентированный.

Сентябрь 2016 – июнь 2017

Внедрение в практику и подведение итогов.

Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
         Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
         Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
         В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий
 (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.
         Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.

           Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

 Сейчас, как никогда важна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.

Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.

Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

В завершении моей работы была изготовлена тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси». Папка предназначена для работы воспитателя. В ней размещены:

  1. Мини – галерея работ Николая Фомина «Сибирь сокровенная»  с краткой биографией художника.
  2. «Загадки народов Северного края (ханты и манси)». Картотека загадок с иллюстрациями.
  3. «Орнаменты ханты и манси». Небольшие элементы орнамента с их названием на обратной стороне.
  4. «Хантыйские народные подвижные игры». Картотека игр с иллюстрациями и правилами игры.
  5. «Животные Севера».  Картотека иллюстраций С. Вохринцевой.
  6. «Символы Югры». Губернатор, флаг, герб, памятник Ф. Салманову.
  7. Дидактические игры «Ханты – Мансийский округ Югра». Картотека игр.
  8. Как наглядное пособие для рассматривания и обсуждения на титульном листе папки расположены ханты в национальном костюме (мужской и женский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и культура народов ханты и манси.

Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями....

План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.

                 В настоящее время, в условиях современной социально -  экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлен...

Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))

Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...

Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»

Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...

2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"

2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"...

проект "Музыкальная культура народов ханты и манси"

Проект "Музыкальная культура народов ханты и манси"...