"Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
План по самообразованию
Воспитателя
Верещагиной Елены Александровны
2014
План работы по самообразованию на 2014-2017 годы
Тема: Приобщение детей к культуре народа ханты и манси через знакомство с художественными произведениями.
I этап: Организационно – подготовительный.
Сентябрь 2014 – август 2015
Изучение литературы
II этап: Планово – прогностический.
Сентябрь 2015 – август 2016
Определение форм, методов, составление плана работы на год (перспективное планирование)
III этап: Практико – ориентированный.
Сентябрь 2016 – июнь 2017
Внедрение в практику и подведение итогов.
I этап: Организационно – подготовительный.
Сентябрь 2014 – август 2015
Изучение литературы
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000
- Андросенко В.И. Ханты – Мансийск. Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1979.
- Богатеева, З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя дет. сада. / М.: Просвещение, 1986. – 207с.
- Вагатова М. Маленький тундровый человек. Тюмень, СофтДизайн, 1996.
- ВинокуроваВ.В., Сем.Ю.А. Сказки народов Севера. Л.: Просвещение, 1991.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2007
- Гордеев Ю. Птицы тайги. Свердловск Средне-Уральское книжное издательство, 1985
- Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга: Книга для воспитателя детского сада/ Под ред. В.И. Логиновой, М.: Просвещение, 1982
- Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985
- Западнова Н.Л. Сказание о земле Югорской. Тюмень: ИФА, 2005.
- Кенеман А.В., ОсокинаТ.И. Детские народные подвижные игры. М.: Просвещение, 1995 г.
- Кердан А.Блинов.В.Приключения Морошки. Стихи, рассказы, сказки. Екатеринбург: Сократ, 2002.
- Конькова А.М. Конькова. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. - ГИСТЕЛ ДРУК, А-1031, 1993.
- Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996.
- Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ. М., Мария, 1993.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Кречмар А.В., Забродин В.А. Животный мир Севера России. Россельхозиздат, 1987.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Лагунов К. Как искали тюменскую нефть. М., Малыш, 1981.
- Мазуренко М.Т., МоскалюкТ.А. Краски северного лета. СПб., Алфавит, 1997.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников». Страна чудес. М., 1998.
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Орлова Е.М. Край Большой Нефти. М.: «Советкая Россия», 1980.
- Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
- Сердце Югры: Нефтеюганский район. Екатеринбург, Баско, 2005
- Синявский, Н.И., Власов, В.В., Фынтынэ, О.А. Игры, состязания и самибытные физические упражнения народов Севера. Учебно-методические пособие. / Ханты-Мансийск: Изд-во «Институт повышения квалификации и развития регионального образования», 2003. – 83с.
- Сказки народов ханты. СПб., Алфавит, 1995.
- Соколова З. На просторах Сибири. М.: «Русский язык», 1986. Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Чучелина Т. Сказки Югры. М., Наш современник, 1995.
II этап: Планово – прогностический.
Сентябрь 2015 – август 2016
Определение форм, методов, составление плана работы на год (перспективное планирование)
Месяц | Мероприятие | Материалы | |
Сентябрь 1-4 неделя 1 неделя 3 неделя |
1.Чтение «Сказки народа Ханты» 2. Беседа «Ханты и манси – жители Севера». 3. Символы Югры. |
Книга Сюжет. картины, материал о народах Основная символика | |
Октябрь 1-4 неделя 1 неделя 3 неделя | 1. Чтение «Сказки народа Ханты» 2. Знакомство с народом Ханты и Манси 3. Художественное творчество. Раскраска по мотивам национальной одежды народов Севера. | Книга Презентация по теме Раскраска, карандаши, фломастеры | |
Ноябрь 1-4 неделя 1 неделя 3 неделя | 1. Чтение «Сказки народа Манси» 2. Рассматривание иллюстраций «О оленеводах и северных оленях» 3. Беседа Коренные жители Югры. Промыслы | Книга Иллюстративный материал по теме. Мини-выставка изделий народных промыслов | |
Декабрь 1-4 неделя 2-3 неделя | 1.Чтение «Сказки народа Манси» 2. Знакомство с жизнью народов Севера. «Медвежий праздник». Подвижные игры | Книга Атрибуты к играм | |
Январь 1-4 неделя 2-4 неделя | 1.Чтение «Сказки народа Ханты» 2.Просмотр мультфильмов: -Гора самоцветов - Проделки лиса. Хантская сказка -Гора самоцветов – Пумасипа. Сказка народа Манси - В гостях у деда Краеведа. Югра. Ханты-Мансийский автономный округ. | Книга Видео файлы | |
Февраль 1-4 неделя 3 неделя | 1.Чтение «Сказки народа Ханты» 2. Аппликация «Узоры Севера» | Книга Цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, виды орнамента | |
Март 1-4 неделя 3 неделя | 1.Чтение «Сказки народа Манси» 2.Подвижные игры Ханты и Манси.
| Книга Атрибуты к играм | |
Апрель 1-4 неделя 2-3 неделя | 1.Чтение «Сказки народа Ханты» 2.Слушание музыки народов Севера | Книга Мелодии, проигрыватель | |
Май 1-4 неделя 1-4 неделя |
1.Чтение «Сказки народа Ханты» Подведение итогов. Обобщение опыта. Создание тематической папки | Книга |
III этап: Практико – ориентированный.
Сентябрь 2016 – июнь 2017
Внедрение в практику и подведение итогов.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом: рассказывали сказки обычно на досуге, после трудового дня. Но сказка играла и большую воспитательную роль. В недалёком прошлом сказки у народов Севера и Сибири являлись не только развлечением, но и своего рода школой жизни. Молодые охотники и оленеводы слушали и старались подражать героям, которые прославлялись в сказках.
Сказки рисуют яркие картины жизни и быта охотников, рыбаков и оленеводов, знакомят с их представлениями и обычаями. Героями многих сказок являются бедняки. Они бесстрашны, ловки, сообразительны и находчивы.
В сказках фигурируют разнообразные элементы волшебства, вещие силы, духи — хозяева стихий (подводного царства, подземного и небесного миров, духи воды, земли, леса, огня и т. д.), смерть и оживление.
Большое место в фольклоре народов Севера и Сибири занимают сказки о животных. Они по-своему объясняют повадки и внешний вид животных, рассказывают о взаимопомощи человека и зверя.
Основная мысль сказки проста: на земле не должно быть места страданиям и бедности, зло и обман должны быть наказаны. Сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Сейчас, как никогда важна задача воспитания у детей чувства любви к Родине. Для этого необходимо воспитывать у них эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его. Возросло внимание общества к самобытной культуре малочисленных народов Севера, несущей в себе богатство и красоту их духовного мира.
Знакомство детей с фольклором и бытом народов Севера приобретает в данный момент особенную актуальность, т. к. воспитывает у подрастающего поколения интерес и уважение к культуре и быту народов Севера, а также способствует расширению их кругозора, развитию художественного вкуса, воспитание уважения и сохранения этнической и национально-культурной самобытности народов Севера – ханты, манси, гуманистических традиций их культур, любви к «малой» Родине – к краю, в котором они живут.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию родного края воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру народов родного края. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, включает в себя воспитание патриотических чувств, формирование чувства национальной гордости, изучение истоков национальной культуры и многое другое.
Мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
В завершении моей работы была изготовлена тематическая папка «Приобщение детей к культуре народа ханты и манси». Папка предназначена для работы воспитателя. В ней размещены:
- Мини – галерея работ Николая Фомина «Сибирь сокровенная» с краткой биографией художника.
- «Загадки народов Северного края (ханты и манси)». Картотека загадок с иллюстрациями.
- «Орнаменты ханты и манси». Небольшие элементы орнамента с их названием на обратной стороне.
- «Хантыйские народные подвижные игры». Картотека игр с иллюстрациями и правилами игры.
- «Животные Севера». Картотека иллюстраций С. Вохринцевой.
- «Символы Югры». Губернатор, флаг, герб, памятник Ф. Салманову.
- Дидактические игры «Ханты – Мансийский округ Югра». Картотека игр.
- Как наглядное пособие для рассматривания и обсуждения на титульном листе папки расположены ханты в национальном костюме (мужской и женский).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и культура народов ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями....
План по самообразованию Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество.
В настоящее время, в условиях современной социально - экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлен...
Приложение к папке по самообразованию «Приобщение детей к культуре народов ханты и манси через устное народное творчество» (Развлечения, праздники, игры и конспекты, сказки, загадки, беседы))
Народы Севера и Сибири создали своеобразную культуру, в том числе богатое устное народное творчество — фольклор. Наиболее распространённым жанром фольклора являются сказки. Сказка скрашивала тяж...
Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»
Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...
Статья на тему "Культура народов Ханты и Манси"
Работа с родителями...
2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"
2 Презентация "Музыкальная культура народов ханты и манси"...
проект "Музыкальная культура народов ханты и манси"
Проект "Музыкальная культура народов ханты и манси"...