Традиции и культура народов ханты и манси.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. С творчеством национальных поэтов. Их произведениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_i_prazdniki_hantov_i_mansi.docx | 172.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиции и культура народов ханты и манси.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов ханты и манси. Национальные поэты. Их произведения.
Обогащение словаря: коренные жители, малица, ягушка, нарты, каюр, юрта, чум.
Предварительная работа: знакомство с праздниками народов ханты и манси: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой. Разучивание танца охотники. Чтение сказок Таисии Чучелиной «Сказки Югры».
Материал: хантыйские костюмы, лук, маска медведя, хантыйские узоры палка, фотографии национальной одежды, чума, священного медведя в юрте, упряжки северных олений .
Оборудование: цветная бумага, силуэт хантыйской девочки и мальчика, пластилин фломастеры.
Участники: группа детей.
^ Ход занятия
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?
Дети.: Мы живем в России.
Воспитатель: В каком городе?
Дети: В городе Покачи.
Воспитатель: Где находиться наш город?
Дети: В ХАНТЫМАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ-ЮГРА.
Воспитатель: Кто коренные жители ХМАО_Югра?
Дети: Ханты и манси.
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами вспомним традиции народов ханты и манси. Вспомним праздники которые являются традиционными . У Как и у всех народов , у хантов и манси свои традиции. И конечно же есть священное животное. Какое это животное?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
Воспитатель: В какое время года его празднуют?
Дети: Осенью.
Воспитатель: После, какого события ханты устраивают праздник?
Дети: После охоты на медведя.
Воспитатель: Где устраивают праздник?
Дети: Охотник который добыл медведя в своей юрте устраивает праздник.
Воспитатель: С головой и шкурой медведя, что делает охотник?
Дети: Для неё предназначается самое почётное место в юрте. Голову медведя украшают лентами бисером, даже вешают серёжки а на глаза кладут монеты.
Воспитатель: А что ещё делают ханты?
Дети: Они кладут перед головой медведя угощения. Конфеты, печенье, мясо, рыбу.
Воспитатель: Что делают гости прежде, чем занять свое место?
Дети: Подходят к медведю и кланяются ему.
Воспитатель: Часто показывают кукольные представления или театрализованное. В театрализованном охотники надевают маски из бересты и начинается представление. В котором рассказывается какая нибудь история. А дети покажут вам танец охотников. В этом танце танцующие передают ловкость охотников. Их внимательность. Как они выслеживаю добычу и добывают её.
Танец охотников.
Воспитатель: Этот праздник празднуют несколько дней. Он проходит очень весело. А мясо медведя съедают в последний день. Вы все знаете что весна у нас бурная . Началом весны считается время когда начинают прилетать птицы. Ну и конечно солнце начинает греть сильнее. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше
Весна, весна - Ворнэ
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
Воспитатель: Ребята, а какая птица по мнению хантов и манси пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
Воспитатель: Правильно. Своим криком она пробуждает природу. А вы знаете , что ворона является покровительницей женщин и детей. И конечно же в в честь этой птицы тоже есть праздник. Как Он называется?
Дети: "Вороний день".
Воспитатель: В этот день женщины на священном месте в стойбище - арашкан ( место костра), готовили пищу на костре и молились духам. Около какого дерева собирались дети и женщины?
Дети: У сосны.
Воспитатель: Для чего они там собирались?
Дети: на сосну привязывали цветные тряпочки, ленточки.
Воспитатель: Зачем они это делали?
Дети: Женщины кланялись дереву и просили о благополучии семьи и здоровье детей.
Воспитатель: Чем еще занимались женщины и дети на этом празднике?
Дети: Пели и плясали.
Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть. И мы с вами сейчас поиграем в игру, которая называется "Хейро", значит солнышко.
П/и "Хейро".
Воспитатель: Какой еще праздник народов Севера вы знаете? Дети: "День оленевода".
Воспитатель: Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый. Воспитатель: А как они это определяют? Дети: Они устраивают соревнования. Воспитатель: Какие? Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках. Воспитатель: Как называется человек, который управляет оленями. Дети: Каюр.
Воспитатель: Какой приз получает победитель? Дети: Буран.
Воспитатель: Какие еще соревнования проводятся на этом празднике? Дети: Прыжки через нарты.
Воспитатель: Нарты ставят боком друг к другу в ряд, надо перепрыгнуть через большее число нарт. Еще одно забавное состязание - это перетягивание палки, давайте, и мы с вами устроим такие состязания, посмотрим кто у нас самый ловкий.
"Перетягивание палки" - садятся на пол, уперевшись друг в друга ступнями ног и перетягивают палку.
А сейчас устоим еще одно соревнование - это "Хват без перехвата".
Двое становятся спиной друг к другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. Выигрывает тот, кто заставит другого оторвать ноги от земли.
Воспитатель: Вот так весело и задорно отмечают праздники, отмечают ханты и манси..
на праздник все одевают самые лучшие одежды. Как называется одежда мужчин?
Дети: «Малица»
Восп-ль: А женская одежда?
Дети: «Ягушка».
Воспитатель: Чем отличается малица от ягушки?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.
Воспитатель: Чем украшали ягушку?
Дети: Орнаментом.
Воспитатель: Орнаменты на одежде хантов и манси не только для красоты. Она может рассказать о тайге о животных тайги. У каждого орнамента есть своё название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
Воспитатель: Я вам предлагаю выбрать силуэт хантыйской девочки или мальчика и разукрасить их одежду фломастерами и пластелином..
Литература:
Л.В.Федоров. Северные родники.Тюмень,2001г.
Здравствуй,Югра.ХМАО,1998 г. Таисия Чучелина «Сказки Югры» «наш современник», Москва 1995 «Ханты-манси, кто мы?» издательство «Стерх» 1993 Привалова Р.В. «Лесные сказки», РИИЦ «Нефть Приобъя» Сургут 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры (из опыта работы)
В статье рассказывается о духовно-нравственном воспитании детей на традициях русской культуры....
Консультация для воспитателей на тему: "Проблемы в работе воспитателей по формированию интереса у детей к жизни народа, его традициям и культур"
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, посредством формирования у них патриотических чувств и развития духовности....
Воспитание детей в традициях национальной культуры Республики Татарстан
Методы и приемы, используемые в группах с воспитанием и обучением на двух государственных языках в равном обеме...
Праздники, традиции и культура народов Севера ханты и манси.
Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера. Знакомитьс произведениями национациональных поэтов.Познакомить с праздниками народов ханты и манси. Воспитывае...
Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси (фото). Экскурсия в библиотеку (фото)
1. Фото-отчет о подготовке и проведении 23 февраля2. Знакомство с традициями и культурой народов Севера-ханты и манси3. Экскурсия в библиотеку...
Консультация: Тема «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к традициям, быту народов ханты и манси через разные виды деятельности»
Мы живем в необыкновенном крае, с красивым названием – Югра. Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты и манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них ...
Формирование духовной культуры дошкольника посредством ознакомления с традициями народной культуры как фактора личностного развития
Нравственное воспитание – одна из актуальных сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что заложим в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее, стане...