НОД с применением ИКТ «Живущие по Солнцу»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лопарёва Юлия Петровна

Цель: продолжать знакомить детей с традициями и бытом коренных народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

- ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление.

Воспитательные:

- формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

Материалы и оборудование: использование ИКТ, презентация о быте хантов, орнаменты хантыйский костюмов, Серсо, медведь, маска медведя, бубен

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_i_byt_narodov_hanty.docx987.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 «Рябинка»

НОД с применением ИКТ

Тема: «Живущие по Солнцу»

Количество присутствующих: __19__детей

Подготовила: Лопарева Юлия Петровна, воспитатель

Дата проведения:

Цель: продолжать знакомить детей с традициями и бытом коренных народов Севера.

Задачи:

Образовательные:

- дать знания о своеобразии жизни народов Севера: природа, жилища, одежда, труд.

- ввести в словарь детей новые слова: лесотундра, стойбище, оленеводы, нарты, малица, каюр, хорей, кисы.

Развивающие:

- развивать внимание, память, восприятие, словесно- логическое мышление.

Воспитательные:

- формировать навыки работы в группе, понимание, доброжелательность.

Материалы и оборудование: использование ИКТ, презентация о быте хантов, орнаменты хантыйский костюмов, Серсо, медведь, маска медведя, бубен

 Ход НОД

 Ребята, у меня есть ГЛОБУС, он вам уже знаком. Что на нем изображено?

Правильно, это страна - Россия. Наша страна огромная, в ней много городов, сел, деревень, рек, озер, лесов. В России живет много разных народов, не только русские. Сегодня мы с вами поговорим о народах Севера – Ханты. Давайте закроем глазки и представим, что мы летим над огромной страной Россией. А когда откроем глазки, то окажемся с вами на Севере.

В наших краях на многие - многие километры тянется тундра. В тундре вся растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками. Здесь произрастает много ягод. Ребята, какие северные ягоды вы знаете? (морошка, брусника, клюква, голубика, черника).

А какие животные живут в тундре? (песец, заяц, лиса, полярная сова). Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы, которые населяют тундру (ханты, манси, ненцы).

Ребята, как называют людей, которые разводят оленей? (оленеводы). Можно ли в тундре разводить коров, овец, свиней, выращивать хлеб, овощи? Почему нет? (Не позволяют климатические условия, вечная мерзлота). Чем занимаются коренные народы Севера? Какое их основное занятие? (рыболовство, оленеводство).

Оленеводы - это те, кто разводит оленей. Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переходят с одного места на другое. Съедят олени корм, идут дальше, а за ними оленеводы.

То место, где живут оленеводы, называется – стойбище. Оленеводы живут в стойбище в специальных домах – чумах. Чум делают из длинных палок – жердей. На жерди натягивают оленьи шкуры. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место. (Свой рассказ воспитатель может сопровождать показом презентации по теме).

А теперь, я предлагаю вам ребята, отдохнуть и поиграть в игру «Белый шаман».

Ход игры: Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Это белый шаман – добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.

Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.

Вот мы с вами отдохнули, а теперь продолжим. Олень – это животное, которое кормит и одевает оленеводов. Основная пища – это оленье мясо и рыба. Рыбу ловят в реках и озерах. Из шкуры оленя шьется одежда. Демонстрация на куклах национальной одежды.

Ребята, кто из вас знает, как называется одежда из оленьей шкуры у коренных народов Севера? (малица). Малица шьется из оленьей шкуры, мехом внутрь. В ней зимой и ходят, и работают. Некоторые рукодельницы очень красиво украшают малицы. На празднике «День оленевода» проходит конкурс на самую нарядную малицу. На ногах обувь тоже из оленьего меха. Как они называются? (кисы).

Олень, ребята, не только кормит и одевает коренные народы Севера, он для них основной вид транспорта. Кто скажет, как называются сани, в которые впрягают оленей? (нарты). Правильно, нарты. Это легкие длинные сани. Зимой это незаменимый вид транспорта. Управляет оленями каюр. В руках у него длинный шест – хорей. Он нужен чтобы погонять оленей.

А еще у оленеводов есть длинная веревка – тынзян, с помощью ее они отлавливают оленей, набрасывая веревку на рога. На «Дне оленевода» среди оленеводов проводится соревнование на меткость «Метание тынзяна на хорей».

Ребята, хотите потренироваться в меткости? Предлагаю поиграть в игру «Серсо». Выставляю 2 набора «Серсо», и дети по 2 человека пробуют набросить колечки на палочки.

Ну что, ребята, трудно было выполнять задание? Чтобы быть метким нужно много тренироваться, что оленеводы и делают.

Коренные народы Севера очень талантливы. Долгими зимними вечерами женщины создают изделия из меха, расшивают одежду, рукавицы, обувь. (демонстрирую готовые изделия, фотографии или показываю презентацию). Вот так трудно и интересно живут те, кто родился в тундре. Девочки с 4 х лет включались в хозяйскую деятельность. Подметали, вышивали, занимались изготовлением игрушек. Кукла «Акакнь» безликая кукла. Как вы думаете, почему ее делали без лица?

Сегодня мы с вами вспомним еще и самый главный праздник народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным? (Медведь).

Воспитатель: Как выдумаете, как называется праздник, посвященный этому животному? ("Медвежий праздник") А празднуют этот праздник зимой.

Воспитатель: После охоты на медведя, в чуме охотника устраивают праздник. Шкуру вместе с головой укладывают на почетном месте в юрте и украшают разноцветными лентами, бисером, сережками, а глаза монетами, а перед медведем ставят вкусное угощение, которое любят медведи - рыбу, мясо, конфеты, печенье.

Воспитатель: Гости, которые приходят на праздник, прежде, чем занять свое место, подходят к медведю и кланяются ему. Затем начинается целое представление, сначала кукольное, а затем и театрализованное. Охотники надевают маски из бересты и разыгрывают истории

Воспитатель: Вот так весело проходит этот праздник, его празднуют несколько дней

Рефлексия: Ребята, вам понравилось наше путешествие в гости к коренным народам Севера?

О каком народе я вам сегодня рассказывала? Что вы уже знали о этом народе?

Что нового вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие "Знакомство с птицами, живущими на участке".

Это занятие на улице  лучше проводить зомой....

Практико-ориентированная работа по теме «ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия....

Комплексное занятие по развитию речи в 1-й младшей группе «Птицы, живущие в нашем городе».

Комплексное занятие по развитию речи в 1-й младшей группе «Птицы, живущие в нашем городе»....

Занятие по познавательному развитию "Краденое солнце" с применением ИКТ

Занятие в младшей группе по познавательному развитию...

Конспект коррекционной НОД по развитию конструктивных навыков с применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRA у детей со сложной структурой дефекта четвертого года обучения «В гости к солнцу».

Конспект коррекционной НОД  по развитию конструктивных навыковс применением ИКТ (интерактивная программа «Фантазеры»), светового стола с песком, материала PERTRAу детей со сложной стр...

Методическая разработка сценарный план занятия с применением интерактивного оборудования в средней группе Тема: «Краденое солнце»

Сценарий план занятия для детей среднего возраста с применением интерактивного оборудования. Тема:"Краденое солнце".Целью методической разработки НОД "Краденое солнце" является зак...

Конспект оздоровительного занятия по физкультуре в подготовительной группе «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» с применением йоги для детей с двигательными нарушениями.

  Дети с особенностями развития из-за ограниченных физических возможностей мало двигаются. В некоторых случаях физические нагрузки им противопоказаны в силу каких-либо медицинских ограниче...