Конспект оздоровительного занятия по физкультуре в подготовительной группе «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» с применением йоги для детей с двигательными нарушениями.
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Дети с особенностями развития из-за ограниченных физических возможностей мало двигаются. В некоторых случаях физические нагрузки им противопоказаны в силу каких-либо медицинских ограничений. Нередко такие дети просто привыкли к малоподвижному образу жизни, да и их родители не понимают важность их физического развития. В таких случаях на помощь им может прийти йога – один из самых безопасных и не требующих каких-то особых физических возможностей методов приучить ребенка к физической активности. Особая йога – очень бережная и внимательная к детскому организму практика, разработанная на основе традиционных практик йоги. Она специально адаптирована для детей с нарушениями развития . Противопоказаний к занятиям особой йогой практически не существует, в т.ч. и для детей с тяжелыми формами инвалидности и множественными нарушениями развития. Занятия особой йогой включают физические и дыхательные упражнения, элементы массажа, музыкальную и звуковую терапию, в которых используются различные мелодии, ритмика, пропевание отдельных звуков и т.п. Особая йога помогает детям с инвалидностью успокоить нервную систему, снизить уровень тревожности, уменьшить болевые ощущения, познакомиться со своим собственным телом и найти его границы, расширить его физические возможности, выйти из замкнутого круга стереотипных движений, лучше управлять дыханием, контролировать свои эмоции и поведение.
Цель:
Прививать основы здорового образа жизни, используя асаны хатха-йоги
Задачи:
- Совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений.
-Формирование дыхательного аппарата.
- Воспитывать доброжелательные отношения и внимание друг к другу.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор: Лучше спорта - друга нет! Всем друзьям физкульт…
Дети: Привет!
Дети: Здравствуйте!
Инструктор: Сегодня девиз нашего занятия будет
«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но начнём мы как всегда с веселой игры «Летчики на аэродром» (под музыку)
Дети слушают инструктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети, сидя по-турецки (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
После игры дети садятся на коврики.
Инструктор:
Пусть банальна эта фраза,
И на первый взгляд проста,
Но в природе, как - ни странно,
Происходят чудеса.
Чудеса целебной силы,
Те, что дарят радость нам,
Чем являются отныне
Солнце, воздух и вода.
- Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны для здоровья солнце воздух и вода?
Ответы детей
Инструктор:
- Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? - Дети: Солнце
- Итак, наша любимая разминка «Приветствие солнцу!» («Сурья Намаскар»)
Основная часть
Инструктор. Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника. Чем более гибким будет позвоночник, тем здоровее будет человек. В далекой стране Индии люди, которые называют себя йогами. Они придумали много упражнений для гибкости позвоночника и правильного дыхания. На нашем занятии мы с ними познакомимся.
Асаны
Поза потягивания
И.п.: лежа на спине, туловище находится на одной прямой линии.
В.: (техника выполнения) закинув руки за голову, вытянуть их, потянуться обеими ногами вместе, вытягивая пятки вперед, а пальцы ног на себя. В таком положении держать ноги в течение 5-6 секунд. Затем расслабиться на 2-3 секунды. Повторить 3-4 раза. Дыхание при этом спокойное, произвольное.
Эффект. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает усталость, укрепляет позвоночник, готовит его к нагрузке.
Поза «Собака»
И. п. – стоя на четвереньках. Т. в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.
Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.
Поза «Бабочка»
И. п. – сидя, ноги прямые. Т. в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.
Поза «Лодка»
И. п. – сед, ноги прямые, руки ладонями упираются пол рядом с ягодицами.
Т. в. – слегка отклониться назад и удерживать равновесие, оторвав ноги от пола. Выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы, и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Дыхание произвольное. Находиться в позе 5- 10 секунд.
Эффект. Укрепляет спину, тонизирует органы брюшной полости.
Поза «Ролик»
И. п. – сед в группировке, руками плотно обхватить ноги у лодыжек.
Т. в.: резко и быстро откинуться назад на спину и быстро вернуться в и. п. Дыхание произвольное, через нос. Повторить 5- 8 раз.
Эффект. Способствует укреплению памяти, а также развитию гибкости и подвижности позвоночника, тренирует вестибулярный аппарат.
Поза «Алмаз»
И. п. - сесть на пятки, колени вместе, спину держите прямо, голову не наклонять.
Т. в. - руки положить на бедра, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы (символ концентрации внимания). Дыхание спокойное.
Удерживать позу 5-10 секунд.
Эффект. Упражнение улучшает работу голеностопных и коленных суставов, полезно при плоскостопии.
Поза верблюд
И.п.: стоя на коленях, ноги вместе.
Т.в.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.
ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.
Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.
Поза стол
И.п.: сидя, ноги вытянуты вперед, спина прямая, руки опущены к полу.
Т.в.: упереться прямыми руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя, согнуть ноги в коленях и приблизить стопы к ягодицам. Поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется на стопы и руки. Отталкиваясь ногами, тянуть таз вверх. Удерживать 4-8 секунд и вернуться в и.п.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, рук, бедер и передней части тела. Растягивает лопатки и кисти.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Инструктор: И так наша первая эстафета «Солнечные зайчики»
Дети делятся на две команды , поочерёдно прыгают по обручам, обегают флажок , бегом возвращаются в команду. Затем задание выполняет следующий ребенок
Инструктор:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети: Вода
Инструктор: Следующая эстафета «Капельки»
В начале зала стоят пустые ведёрки в конце зала обручи , в каждом по 5 голубых маленьких мячика. Дети по 2 человека переносят мячики из обруча в ведёрко по 1 штуке.
Инструктор:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.п.: Стоя на полу ноги на ширине плеч, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Заключительная часть
Инструктор:
Ребята мы с вами знаем что
Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровья укреплять
Дух и тело развивать
Телевизор только в меру
Чаще в руки брать гантели
На диване не валяться
Лучше спортом заниматься.
- занятие завершается, а полезное упражнение начинается.
Упражнение – напоминание «Я позвоночник берегу»
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, сижу!
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу,
И от болезней убегу!
У нас славная осанка,
Мы сведём лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята.
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес!
( выполнить действия в соответствии со словами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntse_vozduh_i_voda.docx | 25.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект оздоровительного занятия по физкультуре в подготовительной группе «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» с применением йоги для детей с двигательными нарушениями.
Дети с особенностями развития из-за ограниченных физических возможностей мало двигаются. В некоторых случаях физические нагрузки им противопоказаны в силу каких-либо медицинских ограничений. Нередко такие дети просто привыкли к малоподвижному образу жизни, да и их родители не понимают важность их физического развития. В таких случаях на помощь им может прийти йога – один из самых безопасных и не требующих каких-то особых физических возможностей методов приучить ребенка к физической активности. Особая йога – очень бережная и внимательная к детскому организму практика, разработанная на основе традиционных практик йоги. Она специально адаптирована для детей с нарушениями развития . Противопоказаний к занятиям особой йогой практически не существует, в т.ч. и для детей с тяжелыми формами инвалидности и множественными нарушениями развития. Занятия особой йогой включают физические и дыхательные упражнения, элементы массажа, музыкальную и звуковую терапию, в которых используются различные мелодии, ритмика, пропевание отдельных звуков и т.п. Особая йога помогает детям с инвалидностью успокоить нервную систему, снизить уровень тревожности, уменьшить болевые ощущения, познакомиться со своим собственным телом и найти его границы, расширить его физические возможности, выйти из замкнутого круга стереотипных движений, лучше управлять дыханием, контролировать свои эмоции и поведение.
Цель:
Прививать основы здорового образа жизни, используя асаны хатха-йоги
Задачи:
- Совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений.
-Формирование дыхательного аппарата.
- Воспитывать доброжелательные отношения и внимание друг к другу.
Ход занятия:
Вводная часть
Дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор: Лучше спорта - друга нет! Всем друзьям физкульт…
Дети: Привет!
Дети: Здравствуйте!
Инструктор: Сегодня девиз нашего занятия будет
«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но начнём мы как всегда с веселой игры «Летчики на аэродром» (под музыку)
Дети слушают инструктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети, сидя по-турецки (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
После игры дети садятся на коврики.
Инструктор:
Пусть банальна эта фраза,
И на первый взгляд проста,
Но в природе, как - ни странно,
Происходят чудеса.
Чудеса целебной силы,
Те, что дарят радость нам,
Чем являются отныне
Солнце, воздух и вода.
- Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны для здоровья солнце воздух и вода?
Ответы детей
Инструктор:
- Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? - Дети: Солнце
- Итак, наша любимая разминка «Приветствие солнцу!» («Сурья Намаскар»)
Основная часть
Инструктор. Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника. Чем более гибким будет позвоночник, тем здоровее будет человек. В далекой стране Индии люди, которые называют себя йогами. Они придумали много упражнений для гибкости позвоночника и правильного дыхания. На нашем занятии мы с ними познакомимся.
Асаны
Поза потягивания
И.п.: лежа на спине, туловище находится на одной прямой линии.
В.: (техника выполнения) закинув руки за голову, вытянуть их, потянуться обеими ногами вместе, вытягивая пятки вперед, а пальцы ног на себя. В таком положении держать ноги в течение 5-6 секунд. Затем расслабиться на 2-3 секунды. Повторить 3-4 раза. Дыхание при этом спокойное, произвольное.
Эффект. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает усталость, укрепляет позвоночник, готовит его к нагрузке.
Поза «Собака»
И. п. – стоя на четвереньках. Т. в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.
Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.
Поза «Бабочка»
И. п. – сидя, ноги прямые. Т. в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.
Поза «Лодка»
И. п. – сед, ноги прямые, руки ладонями упираются пол рядом с ягодицами.
Т. в. – слегка отклониться назад и удерживать равновесие, оторвав ноги от пола. Выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы, и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Дыхание произвольное. Находиться в позе 5- 10 секунд.
Эффект. Укрепляет спину, тонизирует органы брюшной полости.
Поза «Ролик»
И. п. – сед в группировке, руками плотно обхватить ноги у лодыжек.
Т. в.: резко и быстро откинуться назад на спину и быстро вернуться в и. п. Дыхание произвольное, через нос. Повторить 5- 8 раз.
Эффект. Способствует укреплению памяти, а также развитию гибкости и подвижности позвоночника, тренирует вестибулярный аппарат.
Поза «Алмаз»
И. п. - сесть на пятки, колени вместе, спину держите прямо, голову не наклонять.
Т. в. - руки положить на бедра, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы (символ концентрации внимания). Дыхание спокойное.
Удерживать позу 5-10 секунд.
Эффект. Упражнение улучшает работу голеностопных и коленных суставов, полезно при плоскостопии.
Поза верблюд
И.п.: стоя на коленях, ноги вместе.
Т.в.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.
ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.
Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.
Поза стол
И.п.: сидя, ноги вытянуты вперед, спина прямая, руки опущены к полу.
Т.в.: упереться прямыми руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя, согнуть ноги в коленях и приблизить стопы к ягодицам. Поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется на стопы и руки. Отталкиваясь ногами, тянуть таз вверх. Удерживать 4-8 секунд и вернуться в и.п.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, рук, бедер и передней части тела. Растягивает лопатки и кисти.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Инструктор: И так наша первая эстафета «Солнечные зайчики»
Дети делятся на две команды , поочерёдно прыгают по обручам, обегают флажок , бегом возвращаются в команду. Затем задание выполняет следующий ребенок
Инструктор:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Дети: Вода
Инструктор: Следующая эстафета «Капельки»
В начале зала стоят пустые ведёрки в конце зала обручи , в каждом по 5 голубых маленьких мячика. Дети по 2 человека переносят мячики из обруча в ведёрко по 1 штуке.
Инструктор:
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Дети: Воздух.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
И.п.: Стоя на полу ноги на ширине плеч, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Заключительная часть
Инструктор:
Ребята мы с вами знаем что
Провели мы состязанья
И желаем на прощанье
Всем здоровья укреплять
Дух и тело развивать
Телевизор только в меру
Чаще в руки брать гантели
На диване не валяться
Лучше спортом заниматься.
- занятие завершается, а полезное упражнение начинается.
Упражнение – напоминание «Я позвоночник берегу»
Я повторяю по утрам:
Мой позвоночник гибок, прям!
Когда лежу, стою, сижу!
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу,
И от болезней убегу!
У нас славная осанка,
Мы сведём лопатки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята.
Ну, а если надоест,
То пойдём все косолапо,
Как медведи ходят в лес!
( выполнить действия в соответствии со словами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...
Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»...
Сценарий летнего развлечения в старшей и подготовительной группе "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!""
Предлагаю Вам конспект летнего развлечения для старших групп на тему «Дружба». Данный материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп....
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наш...
Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»
Конспект занятия в старшей группе«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешни...
Занятие в старше – подготовительной группе : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде...
Оздоровительный досуг в средней группе "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Досуг проведен для знакомства детей с такими природными факторами как солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека....