Конспект оздоровительного занятия по физкультуре в подготовительной группе «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» с применением йоги для детей с двигательными нарушениями.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бабинцева Наталья Алексеевна

    Дети с особенностями развития из-за ограниченных физических возможностей мало двигаются. В некоторых случаях физические нагрузки им противопоказаны в силу каких-либо медицинских ограничений. Нередко такие дети просто привыкли к малоподвижному образу жизни, да и их родители не понимают важность их физического развития. В таких случаях на помощь им может прийти йога – один из самых безопасных и не требующих каких-то особых физических возможностей методов приучить ребенка к физической активности.  Особая йога – очень бережная и внимательная к детскому организму практика, разработанная на основе традиционных практик йоги. Она специально адаптирована для детей с нарушениями развития . Противопоказаний к занятиям особой йогой практически не существует, в т.ч. и для детей с тяжелыми формами инвалидности и множественными нарушениями развития. Занятия особой йогой включают физические и дыхательные упражнения, элементы массажа, музыкальную и звуковую терапию, в которых используются различные мелодии, ритмика, пропевание отдельных звуков и т.п. Особая йога помогает детям с инвалидностью успокоить нервную систему, снизить уровень тревожности, уменьшить болевые ощущения, познакомиться со своим собственным телом и найти его границы, расширить его физические возможности, выйти из замкнутого круга стереотипных движений, лучше управлять дыханием, контролировать свои эмоции и поведение.

Цель:

 Прививать основы здорового образа жизни, используя асаны хатха-йоги

Задачи:

- Совершенствовать двигательные умения и навыки.

- Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений.

-Формирование дыхательного аппарата.

- Воспитывать доброжелательные отношения и внимание друг к другу.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор: Лучше спорта - друга нет! Всем друзьям физкульт…

Дети: Привет!

Дети: Здравствуйте!

Инструктор: Сегодня девиз нашего занятия будет

«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но начнём мы как всегда с веселой игры «Летчики на аэродром» (под музыку)

Дети слушают инструктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети, сидя по-турецки (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

 Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. 

После игры дети садятся на коврики.

 Инструктор:

Пусть банальна эта фраза,
И на первый взгляд проста,
Но в природе, как - ни странно,
Происходят чудеса.
Чудеса целебной силы,
Те, что дарят радость нам,
Чем являются отныне
Солнце, воздух и вода.

- Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны для здоровья солнце воздух и вода?

Ответы детей

Инструктор:

  • Что выше леса,
    Краше света,
    Без огня горит?
  • Дети: Солнце

- Итак, наша любимая разминка «Приветствие солнцу!» («Сурья Намаскар»)

Основная часть

Инструктор. Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника. Чем более гибким будет позвоночник, тем здоровее будет человек. В далекой стране Индии люди, которые называют себя йогами. Они придумали много упражнений для гибкости позвоночника и правильного дыхания. На нашем занятии мы с ними познакомимся.

Асаны

Поза потягивания

И.п.: лежа на спине, туловище находится на одной прямой линии.
В.: (техника выполнения) закинув руки за голову, вытянуть их, потянуться обеими ногами вместе, вытягивая пятки вперед, а пальцы ног на себя. В таком положении держать ноги в течение 5-6 секунд. Затем расслабиться на 2-3 секунды. Повторить 3-4 раза. Дыхание при этом спокойное, произвольное.
Эффект. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает усталость, укрепляет позвоночник, готовит его к нагрузке.

 

Поза «Собака»

И. п. – стоя на четвереньках. Т. в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

Поза «Бабочка»

И. п. – сидя, ноги прямые. Т. в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.

Поза «Лодка»

И. п. – сед, ноги прямые, руки ладонями упираются пол рядом с ягодицами.

Т. в. – слегка отклониться назад и удерживать равновесие, оторвав ноги от пола. Выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы, и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Дыхание произвольное. Находиться в позе 5- 10 секунд.

Эффект. Укрепляет спину, тонизирует органы брюшной полости.

Поза «Ролик»

И. п. – сед в группировке, руками плотно обхватить ноги у лодыжек.

Т. в.: резко и быстро откинуться назад на спину и быстро вернуться в и. п. Дыхание произвольное, через нос. Повторить 5- 8 раз.

Эффект. Способствует укреплению памяти, а также развитию гибкости и подвижности позвоночника, тренирует вестибулярный аппарат.

Поза «Алмаз»

И. п. - сесть на пятки, колени вместе, спину держите прямо, голову не наклонять.

Т. в. - руки положить на бед­ра, ладонями вверх, соединив большой и указатель­ный пальцы (символ концентрации внимания). Дыха­ние спокойное.

Удерживать позу 5-10 секунд.

Эффект. Упражнение улучшает работу голеностопных и коленных суставов, полезно при плоскостопии.

Поза верблюд

И.п.: стоя на коленях, ноги вместе.

Т.в.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.

ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.

Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.

Поза стол

И.п.: сидя, ноги вытянуты вперед, спина прямая, руки опущены к полу.
Т.в.: упереться прямыми руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя, согнуть ноги в коленях и приблизить стопы к ягодицам. Поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется на стопы и руки. Отталкиваясь ногами, тянуть таз вверх. Удерживать 4-8 секунд и вернуться в и.п.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, рук, бедер и передней части тела. Растягивает лопатки и кисти.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. 

 Инструктор: И так наша первая эстафета «Солнечные зайчики»

Дети делятся на две команды , поочерёдно прыгают по обручам, обегают флажок , бегом возвращаются в команду. Затем задание выполняет следующий ребенок

Инструктор:

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

 А как наскучит ей летать,

 На землю падает опять.
Дети: Вода

 Инструктор: Следующая эстафета «Капельки»

В начале зала стоят пустые ведёрки  в конце зала обручи , в каждом по 5 голубых маленьких мячика. Дети по 2 человека переносят мячики из обруча в ведёрко по 1 штуке.

Инструктор:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Дети: Воздух.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: Стоя на полу ноги на ширине плеч, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 Дыхательная гимнастика  «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 

Заключительная часть

Инструктор:

Ребята мы с вами знаем что

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровья укреплять

Дух и тело развивать

Телевизор только в меру

Чаще в руки брать гантели

На диване не валяться

Лучше спортом заниматься.

- занятие завершается, а полезное упражнение начинается.

Упражнение – напоминание «Я позвоночник берегу»

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу!

За позвоночником слежу.

Я позвоночник берегу,

И от болезней убегу!

У нас славная осанка,

Мы сведём лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята.

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес!

( выполнить действия в соответствии со словами)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntse_vozduh_i_voda.docx25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект оздоровительного занятия по физкультуре в подготовительной группе «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» с применением йоги для детей с двигательными нарушениями.

    Дети с особенностями развития из-за ограниченных физических возможностей мало двигаются. В некоторых случаях физические нагрузки им противопоказаны в силу каких-либо медицинских ограничений. Нередко такие дети просто привыкли к малоподвижному образу жизни, да и их родители не понимают важность их физического развития. В таких случаях на помощь им может прийти йога – один из самых безопасных и не требующих каких-то особых физических возможностей методов приучить ребенка к физической активности.  Особая йога – очень бережная и внимательная к детскому организму практика, разработанная на основе традиционных практик йоги. Она специально адаптирована для детей с нарушениями развития . Противопоказаний к занятиям особой йогой практически не существует, в т.ч. и для детей с тяжелыми формами инвалидности и множественными нарушениями развития. Занятия особой йогой включают физические и дыхательные упражнения, элементы массажа, музыкальную и звуковую терапию, в которых используются различные мелодии, ритмика, пропевание отдельных звуков и т.п. Особая йога помогает детям с инвалидностью успокоить нервную систему, снизить уровень тревожности, уменьшить болевые ощущения, познакомиться со своим собственным телом и найти его границы, расширить его физические возможности, выйти из замкнутого круга стереотипных движений, лучше управлять дыханием, контролировать свои эмоции и поведение.

Цель:

 Прививать основы здорового образа жизни, используя асаны хатха-йоги

Задачи:

- Совершенствовать двигательные умения и навыки.

- Развивать физические качества: силу, ловкость, быстроту, гибкость, координацию движений.

-Формирование дыхательного аппарата.

- Воспитывать доброжелательные отношения и внимание друг к другу.

Ход занятия:

Вводная часть

Дети входят в зал, строятся в шеренгу.

Инструктор: Лучше спорта - друга нет! Всем друзьям физкульт…

Дети: Привет!

Дети: Здравствуйте!

Инструктор: Сегодня девиз нашего занятия будет

«Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья!» Но начнём мы как всегда с веселой игры «Летчики на аэродром» (под музыку)

Дети слушают инструктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети, сидя по-турецки (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, в которые прилетают самолеты.

 Дыхательная гимнастика «Вырасти большой» 

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

И.п.: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз. 

После игры дети садятся на коврики.

 Инструктор:

Пусть банальна эта фраза,
И на первый взгляд проста,
Но в природе, как - ни странно,
Происходят чудеса.
Чудеса целебной силы,
Те, что дарят радость нам,
Чем являются отныне
Солнце, воздух и вода.

- Ребята, а вы знаете, зачем нам нужны для здоровья солнце воздух и вода?

Ответы детей

Инструктор:

  • Что выше леса,
    Краше света,
    Без огня горит?
  • Дети: Солнце

- Итак, наша любимая разминка «Приветствие солнцу!» («Сурья Намаскар»)

Основная часть

Инструктор. Как дерево не может существовать без ствола, так и человек не может обойтись без крепкого позвоночника. Чем более гибким будет позвоночник, тем здоровее будет человек. В далекой стране Индии люди, которые называют себя йогами. Они придумали много упражнений для гибкости позвоночника и правильного дыхания. На нашем занятии мы с ними познакомимся.

Асаны

Поза потягивания

И.п.: лежа на спине, туловище находится на одной прямой линии.
В.: (техника выполнения) закинув руки за голову, вытянуть их, потянуться обеими ногами вместе, вытягивая пятки вперед, а пальцы ног на себя. В таком положении держать ноги в течение 5-6 секунд. Затем расслабиться на 2-3 секунды. Повторить 3-4 раза. Дыхание при этом спокойное, произвольное.
Эффект. Потягивание пробуждает организм, нормализует кровообращение, снимает усталость, укрепляет позвоночник, готовит его к нагрузке.

Поза «Собака»

И. п. – стоя на четвереньках. Т. в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.

Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.

Поза «Бабочка»

И. п. – сидя, ноги прямые. Т. в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.

Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы.

Поза «Лодка»

И. п. – сед, ноги прямые, руки ладонями упираются пол рядом с ягодицами.

Т. в. – слегка отклониться назад и удерживать равновесие, оторвав ноги от пола. Выпрямить ноги так, чтобы ступни оказались выше головы, и вытянуть руки горизонтально вперед ладонями друг к другу. Дыхание произвольное. Находиться в позе 5- 10 секунд.

Эффект. Укрепляет спину, тонизирует органы брюшной полости.

Поза «Ролик»

И. п. – сед в группировке, руками плотно обхватить ноги у лодыжек.

Т. в.: резко и быстро откинуться назад на спину и быстро вернуться в и. п. Дыхание произвольное, через нос. Повторить 5- 8 раз.

Эффект. Способствует укреплению памяти, а также развитию гибкости и подвижности позвоночника, тренирует вестибулярный аппарат.

Поза «Алмаз»

И. п. - сесть на пятки, колени вместе, спину держите прямо, голову не наклонять.

Т. в. - руки положить на бедра, ладонями вверх, соединив большой и указательный пальцы (символ концентрации внимания). Дыхание спокойное.

Удерживать позу 5-10 секунд.

Эффект. Упражнение улучшает работу голеностопных и коленных суставов, полезно при плоскостопии.

Поза верблюд

И.п.: стоя на коленях, ноги вместе.

Т.в.: прогнуться назад, ладони положить на ягодицы и расслабить спину, чтобы позвоночник сам прогибался под тяжестью тела. Перевести ладони на пятки. Следить, чтобы бедра оставались перпендикулярны полу, а не отклонялись назад. Таз направлять вперед. Надавливая ладонями на пятки, максимально прогнуться. Дыхание произвольное. Удерживать позу 6-8 секунд. Затем опустить одну руку и спокойно принять исходное положение. Отдохнуть в позе ребенок.

ВНИМАНИЕ! При искривлении позвоночника вправо делать опору на правую руку, а левую вытягивать вверх. При искривлении влево — на левую, правую — вверх.

Эффект. Поза улучшает кровообращение, полезна при деформации спины, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца. Особенно полезна для сутулых и горбатых.

Поза стол

И.п.: сидя, ноги вытянуты вперед, спина прямая, руки опущены к полу.
Т.в.: упереться прямыми руками за спиной на ширине плеч, развернуть кисти от себя, согнуть ноги в коленях и приблизить стопы к ягодицам. Поднять бедра и таз вверх, при этом упор сохраняется на стопы и руки. Отталкиваясь ногами, тянуть таз вверх. Удерживать 4-8 секунд и вернуться в и.п.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, рук, бедер и передней части тела. Растягивает лопатки и кисти.

Дыхательная гимнастика «Часики» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз. 

 Инструктор: И так наша первая эстафета «Солнечные зайчики»

Дети делятся на две команды , поочерёдно прыгают по обручам, обегают флажок , бегом возвращаются в команду. Затем задание выполняет следующий ребенок

Инструктор:

 В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

 А как наскучит ей летать,

 На землю падает опять.
Дети: Вода

 Инструктор: Следующая эстафета «Капельки»

В начале зала стоят пустые ведёрки  в конце зала обручи , в каждом по 5 голубых маленьких мячика. Дети по 2 человека переносят мячики из обруча в ведёрко по 1 штуке.

Инструктор:

Для дыхания он нужен,

С ветром, вьюгой очень дружен.

Окружает нас с тобой,

Не поймать его рукой!

Дети: Воздух.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик» 

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

И.п.: Стоя на полу ноги на ширине плеч, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

 Дыхательная гимнастика  «Каша кипит» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и

набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 

Заключительная часть 

Инструктор:

Ребята мы с вами знаем что

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровья укреплять

Дух и тело развивать

Телевизор только в меру

Чаще в руки брать гантели

На диване не валяться

Лучше спортом заниматься.

- занятие завершается, а полезное упражнение начинается.

Упражнение – напоминание «Я позвоночник берегу» 

Я повторяю по утрам:

Мой позвоночник гибок, прям!

Когда лежу, стою, сижу!

За позвоночником слежу.

Я позвоночник берегу,

И от болезней убегу!

У нас славная осанка,

Мы сведём лопатки.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята.

Ну, а если надоест,

То пойдём все косолапо,

Как медведи ходят в лес!

( выполнить действия в соответствии со словами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Конспект физкультурного развлечения для детей старших и подготовительных групп «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»...

Сценарий летнего развлечения в старшей и подготовительной группе "Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!""

Предлагаю Вам конспект летнего развлечения для старших групп на тему «Дружба». Данный материал будет полезен для воспитателей старших и подготовительных групп....

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наш...

Конспект занятия в старшей группе «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»

Конспект занятия в старшей группе«Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»Цель: Формировать представление о здоровом образе жизни; воспитывать желание следить за своим внешни...

Занятие в старше – подготовительной группе : «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде...

Оздоровительный досуг в средней группе "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Досуг проведен для знакомства детей с такими природными факторами как  солнце, воздух и вода и их влиянием на здоровье и жизнь человека....