Практико-ориентированная работа по теме «ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия.  Поэтому изучение фольклора, как средства воспитания ребёнка,  возможно только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Задача современного  человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и обычаев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ilyushkina_v.v._samostoyat_no_5.doc73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6»

Практико-ориентированная  работа

по теме

«ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ  В  НАРОДЕ»

                                Выполнила

                                                                               Педагог дополнительного образования

                                                                                ИЛЮШКИНА ВЕРА  ВИКТОРОВНА

2011 год


Термин «Детский фольклор» был введён в нашей стране в начале 20 века, но первые записи его появились в печати в 30-40-х годах 19 века. Наиболее значимый сборник вышел  в Москве в  1868 году П. А. Бессонова «Детские песни». Он был отредактирован и подготовлен к печати В. Ф. Одоевским.    

Детское музыкальное творчество сложилось под непосредственным влиянием древнейших попевок, но, тем не менее, явилось результатом своеобразного, оригинального детского мировосприятия, миропонимания.

Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся, своеобразный тип народно-песенно художественной формы.

Осмысление жизненных явлений, освоение окружающей среды невозможны у детей без игр, песен, присловий, а также оказывает влияние среда, место бытования.

Первый опыт углублённой разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе  предпринял крупный советский теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов.

В организации собирания  и популяризации детского фольклора большая роль принадлежала О.И. Капице. По её инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку, собравшая более четырёх тысяч текстов песен, сказок, загадок.  Продолжая исследовательские традиции Г. С. Виноградова, в 1970 году опубликовал свою теоретическую работу М. Н. Мельников «Русский детский фольклор Сибири».  Но записи детского фольклора часто делались по памяти детства от взрослых исполнителей. А в 1988 году вышел сборник Г. М. Науменко  «Русское народное  детское музыкальное творчество», где были представлены образцы, записанные от детей.

Все исследования, поиски и старания стремятся к одной цели – духовное возрождение и подъём культуры народа, воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом, формирование национального стиля мышления ребёнка, начиная с раннего детства, выдвижение в качестве альтернативы увлечению молодёжи масскультурой,  неиссякаемого родника народного творчества.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям методов массового музыкального  образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой.

Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия.  Поэтому изучение фольклора, как средства воспитания ребёнка,  возможно только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Задача современного  человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.

Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и обычаев.

Зимние народные праздники

Рождество Христово

(подготовительная к школе группа)

Цель. Содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к Отечественным духовно-нравственным традициям.

Задачи.

  1. Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа;
  2. Создание атмосферы светлой радости;
  3. Воспитание уважительного милосердного отношения к ближним.

Программное содержание.

  1. Создание условий для развития нравственных чувств, эталонов, моделей поведения;
  2. Содействие коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей.

Предварительная работа.

             В течение многих занятий проводятся  беседы с детьми о Рождестве, объясняется понятие  «Сочельник».  Обязательно рассказываю детям, как раньше весело проводили время  между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

Словарь детей обогащается  новыми словами: вертеп, волхвы, пастухи. В специально отведённом месте перед музыкальным залом выставка детских работ, совместных работ родителей и детей, педагогов детского сада.

Работа с воспитателями.

  1. Консультация для воспитателей по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»;
  2. Обсуждение сценария, роли ведущей на празднике и руководство детьми;
  3. Принести для выставки изделия, выполненные своими руками;
  4. Обсуждение костюмов героев праздника, одежды детей и взрослых.

Работа с родителями.

  1. Для совместного решения с детьми раздать родителям кроссворды по теме «Рождество»;
  2. Предложить родителям принести для выставки свои предметы рукоделия,  рисунки, выполненные вместе с детьми;
  3. В подарок детям приобрести раскраски по теме «Рождество».

Реквизит.

  1. Большая восьмиконечная Рождественская звезда;
  2. Свечи;
  3. Неоновые палочки;
  4. Костюмы: пастухи, волхвы, ангелы, деревья;
  5. Подзорная труба;
  6. Сосуд, злато, ладан – дары Младенцу;
  7. Бубны, колокольчики.

Оформление зала.

Зал украшен фигурками ангелов, снежинками.

Неподалёку от ёлки стоит вертеп, украшенный ветками и ёлочными гирляндами.

Действующие лица.

Взрослые:  ведущий.

Дети: 

Звёздочки;

Ангелы;

Волхвы-мудрецы;

Пастухи;

Деревья: пальма, маслина, ёлка.

ХОД  ПРАЗДНИКА

Звучит «Рождественская песня»   из сборника «Христианские песнопения». Дети со свечами в руках входят в зал, встают перед ёлкой.

Ведущая.

Рождество Христово! На душе светло! Пусть же слух наш будет чист, взор очей целомудрен, слово уст искренно, а в сердцах  свечой горит огонь святой любви!

Песня «Мы маленькие свечи»,  музыка Е. Кавериной.

Дети ставят свечи к вертепу, садятся.  Звучит песнопение Рождества. «Звёзды» - за ёлку.

«Ночь тиха над Палестиной».

Ведущая.

Как тиха эта ночь.

Ждут и дышат леса.

Вдохновенно глядят небеса…

Звёзды зажглись в таинственной мгле,

Ангелы сходят с небес.

Дети, Младенец-Христос на земле   -

Чудо свершилось чудес!»

Из-за ёлки идут девочки с неоновыми палочками.

Сольная песня «Звёздочки», музыка Д. Кондратова

Танец девочек-звёзд.  

С разных сторон идут волхвы-мудрецы, один смотрит в подзорную трубу.

1 волхв. 

Звезда, звезда сияет там,

Как новая заря.

2 волхв. 

Она показывает нам,

Что здесь найдём Царя.

3 волхв.

Прозреньем движимы во всём,

Дары младенцу мы несём.

1 волхв. 

Пусть  Царь царей живёт богато.

Я принесу в подарок злато.

2  волхв. 

А я несу совсем иное –

Благоухающий сосуд.

3 волхв. 

Он – Божество и от того

Несу я ладан для него.

Идут к вертепу

1 волхв. 

Вот он, вертеп, а в нём младенец,

Мы, наконец,  его нашли.

2 волхв. 

Почтим богатыми дарами

Царя и неба и Земли.

Дары к вертепу, уходят за ёлку. Садятся.

Ведущая.

Праздник-чудо, волшебство!

Светлый праздник – Рождество!..

Ночи зимние тихи.

Шли по лесу пастухи.

Появляются пастухи

1 пастух.

Посмотри-ка вот сюда,-

Видишь? Яркая звезда?

2  пастух.

Где звезда? Пока не вижу,

Подойду к тебе поближе.

1 пастух.

Вот гляди же!  Золотая!

Ярче всех горит!  Святая!

2  пастух.

Как сияет! Как горит!

Будто что-то говорит!

Ведущая.

А о чём? Хотите знать? Я могу вам рассказать.

Пастухи.

Конечно, хотим!

Ведущая.

Давным-давно, вот так, как вам.

Звезда явилась и волхвам!

Как знак небесный: скоро всем прибыть в далёкий Вифлеем,

Где родился в яслях овечьих

Спаситель всех душ человечьих.

1 пастух.

Родился тот, кого мы ждали,

И как мы сразу не узнали.

2  пастух.

Пойдём, посмотрим  на младенца!

Но как найти нам путь туда?

Появляются ангелы

Ангел.

Пещеру, где лежит Младенец,

Укажет яркая звезда.

Подходят ещё ангелы

1 ангел.

Возрадуйся, Земля! Отныне

Ты о Христе, о Боге-Сыне

Услышишь хвальные слова.

2 ангел.

Пришли младенцу поклониться простые люди (идут пастухи),

И провидцы (идут волхвы)

3  ангел.

И все, кому сей праздник ведом,  

Пускай идут за нами следом

(Идут все)

Все:

Пусть  славят сердце и уста

Новорождённого Христа!

Песня «Рождество Христово», музыка А. Данилевской.

Ведущая.

Все идут, спешат на праздник

С радостью на сердце,

Все несут свои подарки

Дивному младенцу!

Пойдём вместе в Вифлеем.

Дети берут инструменты, выходят к ёлке и поют песню из сборника «Христианские песни»  «Добрый тебе вечер»

Музыкальный отыгрыш дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах.

Все садятся. Выходят участники сценки «3 дерева».

Ведущая.

Поспорили пальма, маслина и ёлка,

Что в дар принести им Святому ребёнку…

И пальма склонилась к прекрасной маслине

Пальма.

Пойдём же и мы на поклон  вместе с ними!»

Ёлка.

Постойте, мои дорогие сестрицы,

Я тоже младенцу хочу поклониться!

Пальма.

Куда тебе с нами, колючая ёлка?

Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!

Маслина.

Ты  лучше, сестрица, на нас посмотри:

Душистое масло храню я внутри!

Младенцу дарую я свой аромат,

И будет он счастлив, и будет он рад!

Пальма.

Да, ёлки Святому Младенцу не надо!

А я подарю ему листьев прохладу!

Его я собою от зноя укрою,

И будет он спать в тишине и покое.

Ёлка.

О, да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.

Не в силах дарами я с вами сравниться.

Появляется ангел. Маслина, пальма и ёлка идут к нему.

Ангел.

Явился я к вам разрешить этот спор.

Будешь ты лучше хвастливых сестёр.

Скромна ты, в печали не ропщещь.

Награда тебе суждена!

Ангел уходит.

Ведущая.

Сказал он, и звёздочка с неба

Скатилась одна за другой.

И ель засияла, и Пальму с Маслиной

Затмила своей красотой.

Включить ёлку.

Где дети – там ёлка: богаче, беднее,

Но вся в золотых огоньках.

И сколько веселья, и сколько восторга

В незлобивых детских сердцах.

«Рождественский хоровод»,     музыка М. Красева

  После хоровода дети выходят и останавливаются пред ёлкой.

Ребёнок:

Всей семьёю в этот вечер

Соберёмся за столом.

Скажет мама: «Может, свечи

 Ради праздника зажжём?

Электричество погасим,

Обойдёмся без него.

И торжественно украсим

Общий ужин в Рождество.

Пусть  огонь весёлый скачет

Над малиновой свечой,

И подсвечник тихо плачет

Стеариновой слезой».

Ведущая.

Принесём дары свои к вертепу:

Чистые сердца и песню эту.

Пусть Рождественское чудо

С нами следует повсюду.

Рождественская песня – колядка «Торжествуйте, веселитесь».

Ведущая.

Кругом звонят колокола

В весёлый праздник Рождества.

Рождество вы славьте, люди!

Пусть вам только счастье будет!

Звучит колокольный перезвон.

Дети проходят по залу, затем идут в группу, где получают подарки, пьют чай с родителями, воспитателями, показывают свои работы по теме «Рождество Христово». А также читают стихи, загадывают загадки, слушают «Рождественские колядки».

Участие в празднике поддерживает интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.

Мы понимаем, что человек (взрослый и ребёнок) – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует  помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития.

Используемая литература

  1. «Народные праздники». Составитель Г. М. Науменко;
  2. «Основы православной культуры» (для детей дошкольного возраста). Составитель О. К. Харитонова;
  3.  «Праздник Рождества Христова». Под редакцией
  4. Н. Гурьяновой;
  5.  «Рождественская ёлка». Под редакцией Г. Е, Левкодимова, Л.М. Фирсова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самоонализ на тему "Фольклор"

самоанализ по теме "Фольклор"...

Контрольная работа по предмету "Детская литература". Тема: "Фольклор""

Контрольная работа по предмету  "Детская литература" Тема: "Фольклор" Выполнила Рябова Ольга Борисовна.План Введение. Ι  Фольклор   1.1. Раскрыть понятие фольклор...

Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».

Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных прои...

Буклет на тему: "Фольклор для детей"

Буклет для родителей на тему: "Фольклор для детей"...

Доклад на педсовете на тему:"Фольклор в жизни маленьких детей".

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песенгки, потешки незаменимым средством пробужден...

Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»

Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки,  прибаутки,  сказки. Детский фольклор – это соеди...

Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"

Конспект НОД   по   патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...