Практико-ориентированная работа по теме «ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Поэтому изучение фольклора, как средства воспитания ребёнка, возможно только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и обычаев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyushkina_v.v._samostoyat_no_5.doc | 73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6»
Практико-ориентированная работа
по теме
«ФОЛЬКЛОР, ЖИВУЩИЙ В НАРОДЕ»
Выполнила
Педагог дополнительного образования
ИЛЮШКИНА ВЕРА ВИКТОРОВНА
2011 год
Термин «Детский фольклор» был введён в нашей стране в начале 20 века, но первые записи его появились в печати в 30-40-х годах 19 века. Наиболее значимый сборник вышел в Москве в 1868 году П. А. Бессонова «Детские песни». Он был отредактирован и подготовлен к печати В. Ф. Одоевским.
Детское музыкальное творчество сложилось под непосредственным влиянием древнейших попевок, но, тем не менее, явилось результатом своеобразного, оригинального детского мировосприятия, миропонимания.
Традиционные детские песни, фиксируемые в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся, своеобразный тип народно-песенно художественной формы.
Осмысление жизненных явлений, освоение окружающей среды невозможны у детей без игр, песен, присловий, а также оказывает влияние среда, место бытования.
Первый опыт углублённой разработки вопросов традиционного детского творчества на этнографической основе предпринял крупный советский теоретик, знаток детского быта, профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов.
В организации собирания и популяризации детского фольклора большая роль принадлежала О.И. Капице. По её инициативе в 1927 году при Русском географическом обществе была организована комиссия по детскому фольклору, быту и языку, собравшая более четырёх тысяч текстов песен, сказок, загадок. Продолжая исследовательские традиции Г. С. Виноградова, в 1970 году опубликовал свою теоретическую работу М. Н. Мельников «Русский детский фольклор Сибири». Но записи детского фольклора часто делались по памяти детства от взрослых исполнителей. А в 1988 году вышел сборник Г. М. Науменко «Русское народное детское музыкальное творчество», где были представлены образцы, записанные от детей.
Все исследования, поиски и старания стремятся к одной цели – духовное возрождение и подъём культуры народа, воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом, формирование национального стиля мышления ребёнка, начиная с раннего детства, выдвижение в качестве альтернативы увлечению молодёжи масскультурой, неиссякаемого родника народного творчества.
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой.
Как известно, народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трёх компонентов, образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Поэтому изучение фольклора, как средства воспитания ребёнка, возможно только при условии взаимосвязи этих трёх компонентов. Задача современного человека – сохранить и использовать тот опыт, который был накоплен предыдущими поколениями.
Педагогу необходимо правильно понимать традиции русского народа, православных праздников и обычаев.
Зимние народные праздники
Рождество Христово
(подготовительная к школе группа)
Цель. Содействие комплексной воспитательно-образовательной работе с детьми посредством приобщения их к Отечественным духовно-нравственным традициям.
Задачи.
- Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа;
- Создание атмосферы светлой радости;
- Воспитание уважительного милосердного отношения к ближним.
Программное содержание.
- Создание условий для развития нравственных чувств, эталонов, моделей поведения;
- Содействие коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей.
Предварительная работа.
В течение многих занятий проводятся беседы с детьми о Рождестве, объясняется понятие «Сочельник». Обязательно рассказываю детям, как раньше весело проводили время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
Словарь детей обогащается новыми словами: вертеп, волхвы, пастухи. В специально отведённом месте перед музыкальным залом выставка детских работ, совместных работ родителей и детей, педагогов детского сада.
Работа с воспитателями.
- Консультация для воспитателей по теме: «Духовно-нравственное воспитание детей»;
- Обсуждение сценария, роли ведущей на празднике и руководство детьми;
- Принести для выставки изделия, выполненные своими руками;
- Обсуждение костюмов героев праздника, одежды детей и взрослых.
Работа с родителями.
- Для совместного решения с детьми раздать родителям кроссворды по теме «Рождество»;
- Предложить родителям принести для выставки свои предметы рукоделия, рисунки, выполненные вместе с детьми;
- В подарок детям приобрести раскраски по теме «Рождество».
Реквизит.
- Большая восьмиконечная Рождественская звезда;
- Свечи;
- Неоновые палочки;
- Костюмы: пастухи, волхвы, ангелы, деревья;
- Подзорная труба;
- Сосуд, злато, ладан – дары Младенцу;
- Бубны, колокольчики.
Оформление зала.
Зал украшен фигурками ангелов, снежинками.
Неподалёку от ёлки стоит вертеп, украшенный ветками и ёлочными гирляндами.
Действующие лица.
Взрослые: ведущий.
Дети:
Звёздочки;
Ангелы;
Волхвы-мудрецы;
Пастухи;
Деревья: пальма, маслина, ёлка.
ХОД ПРАЗДНИКА
Звучит «Рождественская песня» из сборника «Христианские песнопения». Дети со свечами в руках входят в зал, встают перед ёлкой.
Ведущая.
Рождество Христово! На душе светло! Пусть же слух наш будет чист, взор очей целомудрен, слово уст искренно, а в сердцах свечой горит огонь святой любви!
Песня «Мы маленькие свечи», музыка Е. Кавериной.
Дети ставят свечи к вертепу, садятся. Звучит песнопение Рождества. «Звёзды» - за ёлку.
«Ночь тиха над Палестиной».
Ведущая.
Как тиха эта ночь.
Ждут и дышат леса.
Вдохновенно глядят небеса…
Звёзды зажглись в таинственной мгле,
Ангелы сходят с небес.
Дети, Младенец-Христос на земле -
Чудо свершилось чудес!»
Из-за ёлки идут девочки с неоновыми палочками.
Сольная песня «Звёздочки», музыка Д. Кондратова
Танец девочек-звёзд.
С разных сторон идут волхвы-мудрецы, один смотрит в подзорную трубу.
1 волхв.
Звезда, звезда сияет там,
Как новая заря.
2 волхв.
Она показывает нам,
Что здесь найдём Царя.
3 волхв.
Прозреньем движимы во всём,
Дары младенцу мы несём.
1 волхв.
Пусть Царь царей живёт богато.
Я принесу в подарок злато.
2 волхв.
А я несу совсем иное –
Благоухающий сосуд.
3 волхв.
Он – Божество и от того
Несу я ладан для него.
Идут к вертепу
1 волхв.
Вот он, вертеп, а в нём младенец,
Мы, наконец, его нашли.
2 волхв.
Почтим богатыми дарами
Царя и неба и Земли.
Дары к вертепу, уходят за ёлку. Садятся.
Ведущая.
Праздник-чудо, волшебство!
Светлый праздник – Рождество!..
Ночи зимние тихи.
Шли по лесу пастухи.
Появляются пастухи
1 пастух.
Посмотри-ка вот сюда,-
Видишь? Яркая звезда?
2 пастух.
Где звезда? Пока не вижу,
Подойду к тебе поближе.
1 пастух.
Вот гляди же! Золотая!
Ярче всех горит! Святая!
2 пастух.
Как сияет! Как горит!
Будто что-то говорит!
Ведущая.
А о чём? Хотите знать? Я могу вам рассказать.
Пастухи.
Конечно, хотим!
Ведущая.
Давным-давно, вот так, как вам.
Звезда явилась и волхвам!
Как знак небесный: скоро всем прибыть в далёкий Вифлеем,
Где родился в яслях овечьих
Спаситель всех душ человечьих.
1 пастух.
Родился тот, кого мы ждали,
И как мы сразу не узнали.
2 пастух.
Пойдём, посмотрим на младенца!
Но как найти нам путь туда?
Появляются ангелы
Ангел.
Пещеру, где лежит Младенец,
Укажет яркая звезда.
Подходят ещё ангелы
1 ангел.
Возрадуйся, Земля! Отныне
Ты о Христе, о Боге-Сыне
Услышишь хвальные слова.
2 ангел.
Пришли младенцу поклониться простые люди (идут пастухи),
И провидцы (идут волхвы)
3 ангел.
И все, кому сей праздник ведом,
Пускай идут за нами следом
(Идут все)
Все:
Пусть славят сердце и уста
Новорождённого Христа!
Песня «Рождество Христово», музыка А. Данилевской.
Ведущая.
Все идут, спешат на праздник
С радостью на сердце,
Все несут свои подарки
Дивному младенцу!
Пойдём вместе в Вифлеем.
Дети берут инструменты, выходят к ёлке и поют песню из сборника «Христианские песни» «Добрый тебе вечер»
Музыкальный отыгрыш дети сопровождают игрой на музыкальных инструментах.
Все садятся. Выходят участники сценки «3 дерева».
Ведущая.
Поспорили пальма, маслина и ёлка,
Что в дар принести им Святому ребёнку…
И пальма склонилась к прекрасной маслине
Пальма.
Пойдём же и мы на поклон вместе с ними!»
Ёлка.
Постойте, мои дорогие сестрицы,
Я тоже младенцу хочу поклониться!
Пальма.
Куда тебе с нами, колючая ёлка?
Что есть у тебя? Лишь смола да иголки!
Маслина.
Ты лучше, сестрица, на нас посмотри:
Душистое масло храню я внутри!
Младенцу дарую я свой аромат,
И будет он счастлив, и будет он рад!
Пальма.
Да, ёлки Святому Младенцу не надо!
А я подарю ему листьев прохладу!
Его я собою от зноя укрою,
И будет он спать в тишине и покое.
Ёлка.
О, да! Я согласна! Вы правы, сестрицы.
Не в силах дарами я с вами сравниться.
Появляется ангел. Маслина, пальма и ёлка идут к нему.
Ангел.
Явился я к вам разрешить этот спор.
Будешь ты лучше хвастливых сестёр.
Скромна ты, в печали не ропщещь.
Награда тебе суждена!
Ангел уходит.
Ведущая.
Сказал он, и звёздочка с неба
Скатилась одна за другой.
И ель засияла, и Пальму с Маслиной
Затмила своей красотой.
Включить ёлку.
Где дети – там ёлка: богаче, беднее,
Но вся в золотых огоньках.
И сколько веселья, и сколько восторга
В незлобивых детских сердцах.
«Рождественский хоровод», музыка М. Красева
После хоровода дети выходят и останавливаются пред ёлкой.
Ребёнок:
Всей семьёю в этот вечер
Соберёмся за столом.
Скажет мама: «Может, свечи
Ради праздника зажжём?
Электричество погасим,
Обойдёмся без него.
И торжественно украсим
Общий ужин в Рождество.
Пусть огонь весёлый скачет
Над малиновой свечой,
И подсвечник тихо плачет
Стеариновой слезой».
Ведущая.
Принесём дары свои к вертепу:
Чистые сердца и песню эту.
Пусть Рождественское чудо
С нами следует повсюду.
Рождественская песня – колядка «Торжествуйте, веселитесь».
Ведущая.
Кругом звонят колокола
В весёлый праздник Рождества.
Рождество вы славьте, люди!
Пусть вам только счастье будет!
Звучит колокольный перезвон.
Дети проходят по залу, затем идут в группу, где получают подарки, пьют чай с родителями, воспитателями, показывают свои работы по теме «Рождество Христово». А также читают стихи, загадывают загадки, слушают «Рождественские колядки».
Участие в празднике поддерживает интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких.
Мы понимаем, что человек (взрослый и ребёнок) – существо не только социальное, но и духовное. Об этом следует помнить в процессе воспитания, не оставляя духовную сторону детского развития.
Используемая литература
- «Народные праздники». Составитель Г. М. Науменко;
- «Основы православной культуры» (для детей дошкольного возраста). Составитель О. К. Харитонова;
- «Праздник Рождества Христова». Под редакцией
- Н. Гурьяновой;
- «Рождественская ёлка». Под редакцией Г. Е, Левкодимова, Л.М. Фирсова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самоонализ на тему "Фольклор"
самоанализ по теме "Фольклор"...
Контрольная работа по предмету "Детская литература". Тема: "Фольклор""
Контрольная работа по предмету "Детская литература" Тема: "Фольклор" Выполнила Рябова Ольга Борисовна.План Введение. Ι Фольклор 1.1. Раскрыть понятие фольклор...
Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему «Фольклор в вашей семье».
Цель: Повышение активности родителей к использованию многовекового опыта народа в воспитании собственных детей.Задачи: 1.Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных прои...
Буклет на тему: "Фольклор для детей"
Буклет для родителей на тему: "Фольклор для детей"...
Доклад на педсовете на тему:"Фольклор в жизни маленьких детей".
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А.Сухомлинский считал сказки, песенгки, потешки незаменимым средством пробужден...
Консультация для воспитателей на тему: «Фольклор для маленьких»
Данная консультация предназначена для воспитателей ДОУ в работе с детьми младших групп. В консультации рассматриваются колыбельные, потешки, прибаутки, сказки. Детский фольклор – это соеди...
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала"
Конспект НОД по патриотическому воспитанию средствами музыки и фольклора по теме: "Фольклор народов Южного Урала" составлен и проведен в рамках Программы «Южный Урал:...