Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет "Экскусия в музей русской народной игрушки"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мазитова Диля Радиковна

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

 Цель: знакомство с национальной культурой России.

Задачи:

Образовательные: создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках; формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

Развивающая: развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

Воспитывающая: воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_v_muzey_russkoy_nar_igr.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Экскурсия в музей русской народной игрушки»

 Цель: знакомство с национальной культурой России.

Задачи:

Образовательные: создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках: дымковских, тряпичных куколках, матрешках; формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий;

Развивающая: развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки;

Воспитывающая: воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа.

Оборудование: 6 столов, дымковские игрушки, тряпичные куклы, иллюстрации с изображением кукол столбушек, кукол крупеничек, кукол пеленашек, матрешки (игрушки), силуэты матрешек для составления узора, иллюстрации с изображением первых русских матрёшек, современных матрёшек, портреты Сергея Малютина и Василия Звёздочкина, фломастеры, большой платок.

Интеграция ОО: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Предварительная работа: беседа «Как жили наши предки?»; чтение произведений устного народного творчества; знакомство с народными играми, заучивание стихов и закличек.

Методы обучения:

1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).

2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).

3) Практический метод (самостоятельная работа).

4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).

5) Игровой метод.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

1. Эмоционально –психологический настрой детей.

Педагог встречает детей в группе.

Педагог: Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик и встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Сейчас я предлагаю всем взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.

  1. Вводная часть.

Вступительная беседа об игрушках.

Педагог. Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?

Дети. Игрушки.

Педагог. У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.

(Дети называют свои любимые игрушки).

Педагог. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети. Пластмассы, резины, ткани, металла.

Педагог. Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.

2. Создание проблемной ситуации.

Педагог. А сейчас, присядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте меня. Давным – давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?

Дети. Дома, на выставках, в музеях.

Педагог. Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.

3. Игровая мотивация. (Беседа о музее)

Педагог. Кто знает, что такое музей?

Дети. Где много старинных предметов.

Педагог. Это помещение, место, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные предметы, картины и документы – экспонаты.

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в «Музей русской народной игрушки». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее столы называются – стендами, а игрушки – экспонатами. Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется?

(Ответы детей).

Педагог. Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты. Давайте с вами вспомним правила поведения в музее.

III. Основная часть.

1. Правила поведения в музее:

Педагог. А кто из вас был в музее? Поднимите руки.

(Рассказы детей).

Педагог. Как вы думаете, как надо себя вести в музее?

Дети. НЕ бегать, не кричать, внимательно слушать.

Педагог. Молодцы.

Правила поведения в музее:

• Не кричать, не шуметь, не мусорить

• По залам музея следует передвигаться бесшумно

• Громко разговаривать недопустимо

• Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой

• В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.

Педагог. А кто такой экскурсовод?

Дети. Это человек, который работает в музее и рассказывает об окружающих предметах-экспонатах.

Педагог. Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?

Дети. Да.

2. Экскурсия по музею.

Педагог. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в музее очутись!».

Педагог предлагает пройти к первому столу – стенду.

1). Демонстрация дымковских игрушек. (1 стенд)

Педагог. Посмотрите на первые экспонаты. Вам они уже знакомы?

Дети. Это дымковские игрушки (если дети затрудняются ответить, педагог помогает им).

Педагог. Кого вы узнали?

Дети. Барышню – водоноску, оленя, петушка и т.д.

Педагог. Возьмите их в руки и внимательно рассмотрите, легонечко постучите по ним пальчиком. Как вы думаете, из какого материала сделаны игрушки?

Дети. Из глины.

Педагог. Посмотрите, какие они яркие, нарядные. Какого цвета краски использовали мастера росписи дымковской игрушки?

Дети. Красную, желтую, синюю.

Педагог. Какие элементы узора вы видите на игрушках?

Дети. Колечки, кружочки, волнистые линии.

Педагог. Для дымковской росписи мастера использовали красный, желтый, синий, чёрный цвета. А с помощью колечек, кружочков, точек, волнистых линий составляли различные узоры.

Далее педагог предлагает пройти к следующему стенду.

2). Рассматривание тряпичных кукол. (2 стенд)

Педагог. А здесь мы с вами видим необычные игрушки. Возьмите их, потрогайте, какие они мягкие и теплые. Из чего сделаны эти игрушки?

Дети. Из тряпочек.

Педагог. Это тряпичные куколки, таких куколок мамы и бабушки делали для своих детей из кусочков различных тканей, и названия у них очень интересные: пеленашка, кукла бабочка, куколка крупеничка, куколка столбушка.

(Рассматриваник игрушек, показ иллюстраций).

Педагог. Какой куколке можно спеть такую песенку? (Колыбельную)

Очень куколку люблю.

Я ей песенку спою.

Дети. Кукле пеленашке.

Педагог.

Куклу-пеленашку делали для самых маленьких детей и клали им в колыбельку, чтобы защитить ребёнка от сглаза и злых духов. (Демонстрация куклы).

Кукла-столбушка. Считалось, что она приносит удачу и богатство в дом, является символом продолжения рода. Кукла-столбушка передается от матери к дочке. (Демонстрация картинки).

Куклу крупеничку наполняли зерном от нового урожая и целый год хранили в красном углу (где стоят иконы), верили, что новый год будет сытным. (Демонстрация куклы).

А вы заметили, что куклы чем-то необычны?

Дети. Нет лица.

Педагог. Считалось, что если у куклы нету лица, то она будет защищать детей и взрослых от злых сил, примет на себя боль и страдания.

Дети переходят к последнему стенду

3). Загадка о матрёшке. (3 стенд)

Педагог. Мы с вами подошли к последнему стенду с игрушками, но они скрыты от нас платком. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Наша русская…(матрешка)

Педагог убирает платок с игрушек.

Педагог. Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?

Дети. Матрешка разнимается на две половинки.

4). Рассматривание матрёшек, игры с ними.

Педагог. Матрешка разнимается на две половинки, и в одной матрешке можно увидеть еще одну.

Игры с матрёшками.

Педагог. Давайте посчитаем, сколько куколок живет в самой большой матрешке.

Дети. 7 (Дети считают)

Педагог. Скажите, из какого материала сделаны матрешки?

Какие узоры видите на них?

Дети. Из дерева. Трава, листочки, цветы.

Педагог. Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки)

Педагог. Ребята, а хотите, тоже стать мастерами – художниками, которые расписывают узорами матрешек. Я вас приглашаю в творческую мастерскую.

5). Работа в творческой мастерской.

(Подводит детей к столам, где лежат силуэты матрешек, фломастеры).

Педагог. Посмотрите, у этих матрешек мастер забыл украсить сарафаны. Давайте поможем ему выполнить узоры на сарафанах.

(Педагог показывает разукрашенный силуэт матрешки).

Педагог. У меня получилась вот такая матрешка, а вы можете нарисовать свои узоры.

6). Самостоятельная деятельность детей.

7). Выставка работ детей .

Педагог. У вас получились замечательные матрешки, и я вам предлагаю оформить выставку ваших куколок.

(Дети придумывают имена своим матрёшкам) .

8). Стих.

Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки – крошки!

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Педагог. Ребята, музей уже закрывается. Нам надо возвращаться в группу. Встаньте, пожалуйста, все в круг и повторяйте за мной слова: «Вокруг себя повернись и в группе очутись!».

Педагог.  Давайте присядем на стульчики и вспомним, в каком музее мы сегодня с вами побывали?

Дети. В русском народном музее.

Педагог. Что вы можете рассказать родителям об этом музее?

Дети. Видели русские народные игрушки (дымковские игрушки, тряпичные куклы, матрёшки ).

Педагог. Как помогли мастеру – художнику?

Дети. Разукрасили сарафаны матрёшкам.

Педагог. Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.

2. Рефлексия. (Приём рефлексии «Солнышко»).

Педагог. На доске у меня висит круг от солнышка. Жёлтые и голубые лучики лежат в тарелочке на столике. Если вам было интересно и вы узнали что-то новое, то прикрепляете жёлтый лучик, а если что-то не понравилось, прикрепляете голубой лучик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "В царстве эмоций"

Цель: Помочь дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.Задачи:- создать положительный эмоциональный микроклимат  в группе;- снять эмоциональное и мышечное  напряжение,  снизить у...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "Путешествие в сказку Снежная королева"

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 -7 лет "Путешествие в сказку Снежная королева"...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет «Органы чувств глаза»

Конспект занятия «Органы чувств глаза»Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни, закрепить знания детей по теме части тела.Задачи:1. Формировать представление о том,...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет "Экологический чемоданчик"

Конспект занятия по части формируемой участниками образовательных отношений "В мире природы и заповедников Оренбуржья"...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет на начало года «День народного единства»

Родина.Родина – слово большое, большое!Пусть не бывает на свете чудес,Если сказать это слово с душою,Глубже морей оно, выше небес!В нем умещается ровно полмира:Мама и папа, соседи, друзьяГород р...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 6 - 7 "В" "Путешествие по заповеднику "Оренбургский"

Аннотация к занятию - игре: «Путешествие по заповеднику "Оренбургский» - развивающая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, для индивидуальной и подгрупповой рабо...