Формирование представлений у дошкольников о декоративно-прикладном творчестве кубанских казаков
консультация

Чернова Мария Юрьевна

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Формирование  представлений у дошкольников о декоративно-прикладном творчестве кубанских казаков»

Подготовила:

старший воспитатель

МБДОУ № 7

Чернова М. Ю  

Ст. Ладожская

2022 г.

Декоративно-прикладное искусство призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Люди стремились, чтобы вещи были не только практичными и удобными для пользования, но и привлекательными по внешнему виду.

Декоративно-прикладное искусство занимает важное место в организации свободного времени детей. Оно обогащает творческие стремления ребенка преобразовывать мир, развивает нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, раскрепощение, умение наблюдать.

Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их необходимо включать в образовательный процесс начиная с дошкольного возраста.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного творчества и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных вышивок, плетений  характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания. При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного творчества важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших предков- кубанских казаков. Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народа Краснодарского края. Узнают, что орнаментом украшают одежду, обувь и различные хозяйственные принадлежности и кухонную утварь, сумочки. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции. 

В процессе занятий декоративно-прикладным искусством у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Таким образом, мы выделяем следующие основные сферы влияния декоративно-прикладного творчества на развитие ребенка:

1.     формирование мыслительных операций;

2.     развитие математических представлений;

3.     формирование речи и образного мышления;

4.     патриотическое и нравственное воспитание;

5.     воспитание нравственно-волевых качеств;

6.     формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, закрепление знания;

7.     приобщение к активной творческой деятельности;

8.     понимание общественной значимости своей деятельности.

Рассмотрев сферы влияния декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка, мы видим, насколько разносторонне помогает ему развиваться  именно эта деятельность. Она содержит в себе воспитательный, образовательный, развлекательный характер.

Занятия декоративно-прикладным творчеством оказывают положительное влияние на формирующийся организм и личность ребенка. Благодаря таким занятиям, мы даем возможность ребенку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки и так далее.

Кубанское декоративно-прикладное искусство всегда занимало достойное место в работе с дошкольниками. Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное декоративно-прикладное искусство стоит у истоков эстетического воспитания.

Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.

Безусловно, основу народного декоративно – прикладного искусства Кубани составили традиционные художественные ремёсла и промыслы, привезённые первопоселенцами с метропольных территорий. Ткачество, вышивка, гончарство, южнорусская домовая резьба, украинская роспись хаты, изготовление пасхальных писанок и др. художественные занятия и промыслы получили на Кубани распространение, а некоторые и дальнейшее развитие. 

К наиболее распространённым женским ремёслам, которыми занимались как иногородние, так и казачки, относятся прядение и ткачество. Изготовление одежды для семьи было немаловажным подспорьем казачьего натурального в своей основе хозяйства.

Если например, портняжим ремеслом занимались и казаки (шили мужскую одежду, обмундирование), то ткачество у казаков, видимо считалось исключительно женским видом работы. Трудно даже себе представить казака за ткацким станком.

Основным сырьём для ткачества служила пенька (конопля, иногда её называли «прядиво»), реже лён, и конечно, овечья шерсть («волна»/ «вовна»). Трудоёмкий процесс выращивания, обработки сырья, изготовления нити до сих пор помнят в кубанских станицах.

К художественным ремёслам, характерным для казачек, можно отнести и вышивку. Среди традиционно вышиваемых вещей можно назвать рубахи, рушники, подушки, подзоры, «настольники».

Традиционным художественным ремеслом Кубани считается и гончарство. Традиционными формами гончарных изделий Кубани можно назвать макитру (сосуд для замеса теста), махотку (маленькая макитра), кубышку (сосуд с узеньким горлышком для воды, вина), глэчики (для варенья, сметаны), супник (для вареников), миски, выполнявшие роль тарелок. Изделия эти делались глазурованными с внутренней стороны, а с внешней только сверху (горлышко). 

Из домашних подсобных ремёсел существовало на Кубани и лозоплетение (из ивового прута, из дикого орешника), а также плетение из початков кукурузы и из рогоза. Плелись в основном хозяйственные корзинки, кошёлки, гнёзда для гусей, а также плетни. В изготовлении изделий применялось как сплошное, так и ажурное плетение. Некоторые корзинки имели специфическую форму, например, корзинка для ложек, для яиц.

Рассмотрим с вами подробнее один из видов декоративно-прикладного исскуства «Плетение из талаша»

Талаш – это листья кукурузных початков. На Кубань кукуруза попала с Украины. Изначально сплетенные листья талаша использовались как связывающий материал (вместо бечевых), затем в других практических целях: из засушенных листьев талаша плели лапоточки детям, прикроватные коврики (глиняный пол хаты был холодный), оплетали мебель (стулья, лавки), глиняную посуду (например, крынки, приплетая ручки для переноски), плели хлебницы, короба для хранения продуктов. Хозяйки отдавали предпочтение талашу, потому что но более легок в работе по сравнению с рогозом и соломой и не требует никакой специальной заготовки и обработки.

Позднее талаш использовать и в декоративных целях: к осенним праздникам урожая плели символические венки, вплетая в них витки калины, пучки колосьев, гроздья винограда. В интерьере казачьей хаты присутствовали из талаша рамки для фотографий, ажурные настенные коврики, салфетки. Плели детские игрушки: кукол, рыбок, лошадок и др. зверушек.

При заготовке талаша использовались средние листья (не верхние и не нижние), которые сортировались по плотности и оттенкам. При необходимости листья тонировались горячим половником. Они связывались в пучки и сушились в тени. Следили за тем, чтобы листья не отсыревали, и в них не завелась моль.

Перед началом работы талаш замачивали в теплой воде на 1 минуту, затем промывали его, и материал был готов к работе.

Существует объемное плетение и выполнение плоских композиций из талаша.

В основе объемного плетения лежат два технических приема: узел, используемый при плетении венков, и обычная косичка. При изготовлении игрушек использовалась техника перевязки пучка листьев более тонкими полосками.

При изготовлении плоскостных изделий применяются элементы аппликации. Из проглаженного горячим утюгом листа вырезаются формы растительного орнамента, и с помощью обычной иглы и ниток пришиваются на основу, выполненных из тонких косичек сплетенных из разделенного на много полосок листа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

1 слайд.  Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР 2 слайд. Использование такого вида декора...

Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе "Ярмарка"...

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»

Конспект НОД по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным творчеством в средней группе:«Ярмарка»Программное содержание:1.Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промысла...

Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного творчества

Эстетическое воспитание - это приобщение ребенка к нравственным ценностям, формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно - эмоциональном п...