Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Гудкова Анна Петровна

1 слайд.

 

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР

 

2 слайд.

Использование такого вида декоративно- прикладного искусства как объемное торцевание выступает  средством развития мелкой моторики рук у детей с ОНР  

Актуальность  данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его  речь.

     Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».

 Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

Отсюда вытекают принципы данной системной работы

3 слайд

1.принцип сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера.

 Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать детей к постановке вопросов, как перед педагогом, так и для самостоятельного ответа и разрешения. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность дошкольников в процессе обучения.

  2. принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

наглядность обучения вытекает из того, что оно выступает для детей как средство познания окружающего мира, и поэтому процесс этот происходит более успешно, если основан на непосредственном наблюдении и изучении предметов, явлений или событий.

  3.принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения детьми определенной системы знаний .Данная работа в группе проводится в системе, на протяжении 2 лет мы совместно с детьми и родителями взаимодействуем в тесном контакте.

4. принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

4 слайд

Из вышесказанного можно сделать вывод что по особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. 

Продолжать развивать мелкую моторику у детей мы решили через декорати.приклад.искусство. При работе с гофрирован. Бумагой с детьми ,было замечено, что дети с удовольствием занимаются по  техника объемное торцевание.

Нами были поставлены цели и задачи по данному направлению.

5 слайд

 

Цель: выявить эффективность развитие связной речи у детей ст.дошк. возраста в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству

 

Задачи по ФГОС:

 

-обогащение познавательной сферы дошкольников нужной информацией с помощью занятий, наблюдений, экспериментальной деятельности;

 

- развитие связной речи;

 

- пополнение лексико- грамматического строя речи через сложные ,родственные слова на занятиях по декор.приклад. искусству.

 

- включение родителей в образов. Процесс

 

 

 

6 слайд

 

Овладение словарным запасом, формирование грамматического строя, звуковую культуру необходимо развивать в тесном единстве.  Все задачи развития речи детей дошкольного возраста не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи. Связная речь аккумулирует все достижения ребенка в овладении родным языком.

 

В своей работе мы стремились гармонично развивать все задачи. В процессе выполнения работ  из бумаги с детьми мы использовали разнообразные приемы. Включали игры для обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, придумывая сказки, загадки, составляли описательные рассказы по выполненной работе, рассказы из личного  опыта, по изготовлению поделок. Давали домашние задания, совместно с родителями изготовить творческую работу и придумать рассказ, сказку, загадку.

 

Подбирая бумагу для очередной работы, дети учились сравнивать и описывать разные цвета и оттенки. Ярко – красный и темно – красный, бледно – голубой и ярко голубой, светло – фиолетовый и темно – фиолетовый, салатовый, сиреневый и т.д.

 

7 слайд

 

Так, выполняя работу «Снегирь», дети подбирали сложные слова для описания птицы. Снегирь красногрудый, черноголовый, толстоклювый, быстрокрылый и т.д.

 

Подобрав родственные слова к слову «снег», дети выбрали для поделки Снеговика. «Снеговик» помогал формировать фонематическое восприятие. Выполняя работу, дети придумывали слова с определенной позицией звука: нижний ком – звук в начале слова, второй ком – звук в середине слова, верхний ком – звук в конце слова.  Сравнивая снеговиков по размеру, подобрали слова – антонимы: у большого снеговика широкий шарф, а у маленького  узкий шарф, у большого снеговика длинная метелка, а у маленького короткая метелка. И в итоге каждый ребенок придумал сказку о своем снеговике.

8 слайд

Большая работа была проделана изготавливая панно «Зима». Это коллективная работа велась на протяжении нескольких недель. Трудясь над панно, дети подбирали прилагательные и глаголы.  Снег лежит пушистый, искристый; светит золотой месяц; вьется прозрачный дымок;  растут стройные, темно – зеленые ели; стоит  заснеженное дерево; сидит красногрудый  снегирь. После выполнения работы, дети решили отправить панно на конкурс работ выполненных из бумаги в технике торцевания. Необходимо было составить заявку. Для этого дети рассказывали последовательность работы, используя мнемодорожку, описывали цвета и оттенки бумаги. Составляли описательный рассказ по панно «Зима», а так же  где мы его будем использовать и какую работу они еще планируют сделать.

 

9 слайд

Творчество детей в поделках «Кактус» подарило нам загадки и рассказ «Как и где живет кактус». Дети рассказывали об условиях жизни кактусов, их особенностях приспособления к окружающей среде и  разнообразии в природе. Материал для выступления дети совместно с родителями готовили дома. Используя  информацию из книг и интернета. Тем самым пополняли знания, активизировали словарь, развивали связную речь.

 

 

В процессе выполнения «Бабочки», дети не только узнали о понятии «метаморфоза», но и придумали сказку «О гусенице, которая превратилась в прекрасную бабочку».

«Утенок» и «Цыпленок» помогали  пересказать рассказ «Храбрый утенок» и сказку В. Сутеева «Утенок и цыпленок».

 

С помощью работы «Рыбка» создали целую книжку сказок и рассказов. дети с удовольствием рассказывают свои истории детям.

 

10 слайд

В процессе  работы, у детей повысился интерес к речевому творчеству. Речь стала более образной,  ребята используют в своей речи прилагательные, сложные слова, сложноподчиненные предложения. Пользуются речью – доказательством. Используют пословицы и поговорки. Составляют описательные рассказы. Придумывают сказки, загадки и рассказы.

 

11 слайд

С детьми неоднократно участвовали в конкурсах различного масштаба по данному направлению - Панно « Георгиевская лента» на всероссийском конкурсе « Наука и творчество» заняли 2 место  среди детских работ. На уровне Новоильинского района поделка « Подарок маме была отмечена грамотой в номинации « Объемная композиция

8 слайд

Для развития мелкой моторики и координации движений пальцев и подготовки руки к письму, одним из важнейших направлений в работе является взаимодействие с родителями. Многие родители начинают проявлять заинтересованность к творчеству детей, когда видят выставку детских работ, однако при этом не всегда понимают важность художественного творчества для развития ребёнка. С целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости детей  посредством применения вида торцевания , мы систематически проводим беседы, мини-консультации, дни открытых дверей, привлекаем родителей к изготовлению совместных с ребёнком поделок и изображений в рамках тематических недель, проводимых в детском саду.

Работа с нетрадиционными техниками декоративно прикладного искусства стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом работы, является важнейшим средством эстетического воспитания. Главное, чтобы данные занятия и результат работы приносили детям только положительные эмоции.

9 слайд

Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет детям возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании разных работ. Всё это способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

 

10 слайд

О проделанной работе можно сделать вывод: такого рода деятельность как объемное торцевание положительно сказывается на развитие мелкой моторики, соответственно у детей повышается словарный запас, пополняется лексико-грамматический строй речи. Развивается логическое мышление.

 

 Желаю всем творческих успехов!

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объемное торцевание как средство развития речевого творчества у старших дошкольников через декоративно- прикладное искусство у детей с ОНР Подготовили : Гудкова А.П Захаренкова Е.В

Слайд 2

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, желает и стремится делать своими руками, тем он становится умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка.

Слайд 3

Принципы: принцип сознательности и активности принцип наглядности принцип систематичности и последовательности принцип доступности

Слайд 4

Обучение должно быть доступным

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПО ФГОС: -ОБОГАЩЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НУЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЗАНЯТИЙ, НАБЛЮДЕНИЙ, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ; - ПОПОЛНЕНИЕ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ЧЕРЕЗ СЛОЖНЫЕ ,РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОР.ПРИКЛАД. ИСКУССТВУ; - ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. Цель: выявить эффективность развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству

Слайд 6

Мелкая моторика в данном направлении выступает как система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук .

Слайд 7

Работа с детьми

Слайд 9

Виды работ

Слайд 10

Виды работ

Слайд 11

Дипломы участия

Слайд 12

Работа с родителями

Слайд 13

Желаем всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство.

"Развитие творчества у дошкольников через декоративно-прикладное искусство"Доклад из опыта работы на методическом объединении....

Изобразительная деятельность как средство развития речевого творчества у старших дошкольников

Создание условий, стимулирующих развитие детского речевого творчества...

"Сочинительство как средство развития речевого творчества у старших дошкольников, в том числе у детей с особыми возможностями здоровья"

Расширение работы по развитию речи путем создания творческих работ в группе комбинированного типа. Создание книжки "Полезных советов" из детских работ, отпечатанной в типографии....

Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников через декоративно-прикладное искусство

в статье говорится о роли знакомства детей дошкольного возраста с предметами декоративно-прикладного искусства в процессе патриотического воспитания молодого поколения; так же приведен опыт работы по ...

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство развития речевого творчества у старших дошкольников"

Мастер - класс с педагогами " Сенсорный анализ как средство  развития речевого творчества у старших дошкольников"...

Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ

Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...

Дидактические игры как средство развития творческих способностей и приобщения старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания - помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в иску...