Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного творчества
статья
Эстетическое воспитание - это приобщение ребенка к нравственным ценностям, формирование положительного отношения к окружающей действительности, которые выявляются в особом чувственно - эмоциональном познании ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esteticheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredstvami_dekorativno_-_prikladnogo_tvorchestva.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА
«Получить в детстве начала эстетического воспитания –
значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,
умение понимать и ценить произведения искусства,
приобщиться к художественному творчеству.
Н.А. Ветлугина
Одним из самых важных направлений своей педагогической деятельности, считаю эстетическое воспитание дошкольников. На протяжении нескольких лет я ставлю перед собой задачу:
Приобщение детей к искусству, культуре русского народа, созданию условий для эстетического и нравственного развития личности детей, проявлению их творческих и художественных способностей.
Народное искусство, как и искусство вообще, многофункционально, и одна из функции – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей…, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».
На мой взгляд, педагог детского сада имеет значительно больше возможности для эстетического воспитания в духе родной культуры, потому что, именно он живет с детьми и народное искусство может стать не просто предметом изучения, а частью его естественной бытовой жизни украсить, одухотворить ее.
Для меня очень важно воспитать своих ребят не только здоровыми физически, но и богатыми духовно, заложить в них основы эстетического взгляда на жизнь и эстетическое отношение к жизни. Причем, закладывать эти основы, как я уже сказала выше, нужно не на уровне знаний, а на уровне образа жизни.
Естественно, сфера эстетического воспитания дошкольников очень велика. Однако есть определенный стержень – начало, наши корни, которые естественным образом воздействуют на эстетические чувства каждого человека, при этом являясь национальными эталонами русской красоты. Я говорю об эстетической ценности декоративно – прикладного творчества.
Есть еще одна причина, которая побудила меня заняться изучением этой проблемы. Яркий, радостный мир детства всегда находил неиссякаемый источник для творчества в изделиях народных мастеров, в народном искусстве. И я должна пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Н.П. Сакулина отмечала: «…народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и организовывает детей, отвечает их эстетическому чувству, через это искусство дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа».
Я стремилась реализовать идею Н.П.Сакулиной и в группе создали мини – музей «Русские узоры», где находятся глиняные игрушки, расписная хохломская посуда, матрешки и т.д., очень много иллюстрированного материала для занятий и свободного творчества детей, сделаны подборки по темам: об истории народных промыслов, стихов, иллюстраций «Хохлома», «Искусство жостовских мастеров» и т.д.
Знакомство с изделиями народных мастеров происходит, как на специальных занятиях, так и вне занятий со всей группой, с подгруппами детей и индивидуально. Мною используются следующие методы и приемы:
- ознакомление с предметами декоративно – прикладного искусства, с целью дать детям общие представления о связи искусства с жизнью и бытом народа, о народных промыслах;
- рассматривание образцов народного декоративного искусства, с целью ознакомления с народным орнаментом, колористическими решениями народных узоров, характерными сочетаниями элементов орнамента, композиции;
- рассказ о художественном наследии русского народа в традиционных изделиях народных мастеров;
- беседа о том или ином виде народного искусства;
- прослушивание русской народной музыки;
- использование потешек, народных сказок, стихов, загадок;
-лепка, рисование, роспись изделий из папье – маше, глины, аппликация, художественный труд, конструирование;
- дидактические и настольные игры
- организация выставок народного декоративного искусства и детских работ по его мотивам.
Я включаю декоративно – прикладное искусство в работу с детьми в 2-х формах:
- Знакомство с определенным видом искусства (рассматривание предметов, иллюстраций, рассказ воспитателя, беседы).
- Практические занятия, позволяющие детям овладеть приемами создания в изобразительной деятельности мотивов народного орнамента.
Одним из важных моментов в процессе развертывания педагогической деятельности был момент формирования у детей технических и изобразительных навыков. Понимая, что декоративный вид изобразительной деятельности - единственный, который предполагает использование образца, мне все же важно было не столько научить детей копировать, сколько самому творить по законам красоты. Именно «эстетическое начало» должно быть двигателем детской деятельности. Приобщение к подлинным образцам прикладного искусства, опыт рассматривания, основанный на эстетическом желании это делать, вывели на то, что у детей появилось желание самостоятельно творить по мотивам прикладного искусства, придумывать собственные узоры, составлять композиции.
Целенаправленное полноценное эстетическое воспитание, которое я осуществляю, обеспечивает психическое развитие детей, заключающееся в развитии таких процессов, как эстетическое восприятие, мышление, внимание, воля; основных качеств личности: активность, самостоятельность, инициативность, трудолюбие. Все названные психические процессы и качества личности необходимы не только для успешного творчества, но и для познавательной, трудовой, учебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ « Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства в условиях ФГОС»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что одной из примечательных черт современного этапа культурной революции в нашей стране является рост общественного интереса к практике и теории эстетич...
"Особенности воспитания нравственных и эстетических качеств дошкольников средствами декоративно- прикладного искусства".
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему ...
"Эстетическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства"
Изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам...
Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ФГОС
Введение ……………………………………………………&hel...
Выступление на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства».
Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, му...
Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства.
Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство....