Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.
методическая разработка (старшая группа)
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка -Петербурговедение | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка
Рабочая программа
по Петербурговедению
для детей
старшего дошкольного возраста.
Автор: воспитатель
Старкова Марина Сергеевна
Пояснительная записка
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Основные задачи:
- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ---- формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные цивилизованному человеку.
- развивать эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.
- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.
- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной группе.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержание программы:
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
- ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
- воспитание культуры юного петербуржца.
Цели программы реализуются через:
- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания; здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.
- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры, архитектуры и скульптуры.
- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.
- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)
- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.
Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи.
- Развитие речи.
Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
- Развитие лексики.
Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.
- Формирование грамматического строя речи.
Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.
- Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.
- Развитие связной речи.
В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).
Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:
- беседа, как метод обучения диалогической речи;
- обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
- обучение творческому рассказыванию;
- формирование связных высказываний типа суждений;
- ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.
- Экологическое и нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.
- Изобразительная деятельность.
Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).
Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:
- Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.
- Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).
- Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .
- Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).
- Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).
Использование различных видов дидактических игр:
- Словесные игры.
При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)
- Настольно-печатные игры.
Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.
Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.
В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры. Детям предлагаются различные задания:
- ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
- ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)
Методы и средства:
- Художественная литература.
- Иллюстративно-познавательные материалы.
- Природа Санкт-Петербурга.
- Собственная деятельность детей.
- Окружающая обстановка.
- Беседы.
- Подборки материалов по теме.
- Рассказывание педагога.
- Посещение музея, библиотеки.
- Целевые прогулки по улицам микрорайона.
- Прогулки по городу с родителями
Тематическое планирование
Совместная деятельность | |
Сентябрь | 1.ЧХЛ: А.Николаенко «Я буду архитектором», М. Басина «Мы идем по Ленинграду» 2. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «История здания детского сада».; 3. Познавательное развитие: Сюжетно-ролевые игры по теме «Кто работает в детском саду?»; |
Октябрь | 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Начало строительства города».; 2. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Архитектурный ансамбль – Дворцовая площадь»; "Шедевры Эрмитажа" Аппликация: «Дворцовая площадь». 1.Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Музеи нашего города – Эрмитаж»; 2. Познавательное развитие: Игры с путеводителем по музею 3.Оснащение РППС: 1.Наглядность в группе: в уголке Санкт-Петербурга сделать выставку рисунков на тему «Эрмитаж» |
Ноябрь | 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Мосты Санкт – Петербурга»; Рисование: «Разноцветные мосты». 2. Речевое развитие: Выучить наизусть стихотворение Е.Никонова «Разноцветные мосты» 3.Оснащение РППС: 1.. Подготовить фотоальбом с фотографиями мостов СПб совместно с родителями. |
Декабрь | 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Транспорт СПб. История метрополитена»; Рисование: «Метро будущего» Конструирование: «Метро» 2.Оснащение РППС: 1.. Подготовить выставку рисунков на тему «Метро будущего» |
Январь | 1.Просмотр слайдов на тему «Блокада Ленинграда»; Лепка: «Хлеб». Рисование: «День снятия блокады» Музыкальное воспитание: Слушание отрывков 7 симфонии Д.Шостаковича 2. Речевое развитие: Выучить наизусть стихотворение Н.Поляковой «Город у залива» |
Февраль | 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Памятники СПб»; Рисование: С трафаретами на тему «Памятники СПб». 2. Речевое развитие: Выучить наизусть отрывка из стихотворения А. Пушкина «Медный всадник» 3.Оснащение РППС: 1.. Подготовить выставку иллюстраций с изображением памятников СПб. 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Храмы СПб»; Аппликация: «Казанский собор» Музыкальное воспитание: Прослушивание аудиозаписи колокольного звона 3. Познавательное развитие: Работа с картой (расположение самых известных храмов нашего города); собирать пазлы, разрезные картинки «Исаакиевский собор». 4.Оснащение РППС: 1. Подготовить фотоальбом «Храмы СПб» |
Март | 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Театры нашего города»; Рисование: «Афиша спектакля» 2.Оснащение РППС: 1.Подготовить выставку «Билеты в театр» совместно с родителями. |
Апрель | 1.. Художественное-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Юрий Гагарин. Первый полёт в космос»; «ГЕРБ/ФЛАГ Санкт-Петербурга» Лепка: «Ракета» Конструирование «Космодром». 3.Оснащение РППС: 1. Сделать выставку на тему «Конкурс рисунков «Космос» |
Май | 1.ЧХЛ: Г.Виеру «Девятое мая», А. Митяев «Дедушкин орден» 2. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)»; Аппликация: «Открытка 9 мая» Музыкальное воспитание: прослушивание песен военных лет. 3.Оснащение РППС: 1. Сделать фотовыставку на тему «День Победы» 1. Художественно-эстетическое развитие: Просмотр слайдов на тему «Дворцово-парковые ансамбли (пригороды СПб)»; Рисование: «Где бы я хотел провести выходные». 2.Оснащение РППС: 1. Выставка рисунков на тему «Мой любимый парк», «С Днем Рождения любимый Санкт-Петербург!» |
Список используемой литературы
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
- Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
- Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
- Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
- Горбачевич, К. Хабло Е. «Почему так названы?
- Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
- Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
- Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
- Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
- Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
- 1) Легенды и мифы Санкт - Петербурга» Н.А. Синдаловский, Санкт – Петербург 1994г. Издательство: «Ленинградская галерея»;
- 2) «Моя родословная» Автор-составитель: В.С. Василевская Москва 2001 г. Издательство: «Вита»;
- 3) «Мы горожане» Е.А.Никонова Санкт – Петербург 2005г. Издательство: «Паритет»;
- 4) «Первые шаги» Алифанова Г.Т. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ Санкт - Петербург 2000 г. Издательство: «ПЕТЕРБУРГСКАЯ НОВАЯ ШКОЛА»;
- 5) «Санкт – Петербург для малышей (пособие по истории города» В.К. Дмитриев Издательство: Санкт – Петербург 2006 г.«Корона Принт»;
- 6) «Строим город» Л.Н.Махинько Санкт – Петербург 2000 г. Издательство: «СпецЛит».
- 7) «Чудесный город» Л.Е.Ермолаевой, Издательство: "Норинт" (2000)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...
Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающ...
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны след...
Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Возникновение Петербурга»
Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город являетя важным этапом патриотического воспитания. Поэтому начиная с детского сада необходимо приобщать дошкольников к истор...
Презентация по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста "Тайна адмиралтейского кораблика"
Презентация предназначена для проведения НОД по Петербурговедению в группах старшего дошкольного возраста, для дистанционного ознакомления с данной темой, для ознакомления родителей с изучаемой темой....
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста .
Пояснительная записка .Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петер...
Методическая разработка программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Кинезиологические упражнения развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость вним...
- Мне нравится (1)