Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка (подготовительная группа)

Лобичева Юлия Владимировна

Пояснительная записка .

Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .

Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу , интереса к его истории , бережного отношения к его памятникам . В дошкольном детстве , в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - петербурга , его каналами , природой . Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес  , уважение и любовь к своей стране, к своему городу .

Чувство патриотизма . любовь к Родине не возникают сами по себе , они формируются постепенно, с раннего возраста . Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно , сначала привлечь внимание дошкольников к тому , что они часто видят ,  с чем встречаются постоянно .

Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города . Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места , где живёт ребёнок . которое он может ежедневно наблюдать .Постепенно расширяя знания о городе . знакомить с уникальной архитектурой , её красотой и многообразием.Важно , что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка ,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе .

В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.

Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено :

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.

Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.

В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим    темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города»

Цель: Формирование духовно богатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.

Задачи:

  • Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
  • Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
  • Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
  • Начать знакомство с Василеостровским районом;
  • Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один  раз в 2 недели.

Описание форм и методов проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения

Устное изложение;

Беседа;

  1. Наглядные методы обучения

Показ иллюстраций;

Работа по образу;

  1. Практические методы обучения

Конструирование зданий;

Работы с учебными листами;

Обыгрывание поз скульптур;

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

Частично-поисковый метод обучения.

Перспективно – тематическое планирование в подготовительной группе . 2-ой год обучения .

Месяц

 

«Здравствуй Петербург!»

 

 

Тема

Задачи

Сентябрь

 

Как строился город. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города.

Содействовать: знакомству детей с жизнью основателя СПб – Петром I; изучению истории СПб; изучению появления Домика Петра Первого

 

Октябрь

Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием: история и памятник.

Содействовать: формированию у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; определению географическое месторасположение; знакомству с Василеостровским районом

Летний сад – любимый «огород» Петра Первого.

История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа

Содействовать: знакомству детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; знакомству с достопримечательностями нашего города, с постройками, находящимися в Летнем Саду

 

Ноябрь

Санкт – Петербург – толерантная столица.

Содействовать: закреплению знаний у детей понятии «толерантность»; повышению сплоченности группы; знакомству с представлениями об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; развитию понятия «СПБ- толерантная столица»;

Музеи на стрелке Васильевского острова.

Кунсткамера- первый музей России.

Содействовать: формированию представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова; Кунсткамера – история создания первого российского музея.

Декабрь

Музеи нашего города

Содействовать: знакомству с главными музеями города; знакомству детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем

Храмы и Святые покровители СПб.

Содействовать: знакомству детей с различными храмами их назначением; воспитанию в детях понимание, того, что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; воспитанию уважения к различным религиям

Январь

900 дней блокады.

Создать условия для продолжения знакомства детей с историческим прошлым нашего города; воспитанию чувства любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады

Февраль

А .С. Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта

Содействовать: знакомству с портретом Пушкина, его творчеством и биографией

23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести.

Создать условия для формирования представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну.

Март

Легенды и мифы Санкт – Петербурга.

Содействовать: знакомству детей с необычными скульптурами, украшающими них город; развитию у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут

Театры нашего города

Содействовать: знакомству детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщению знаний детей о петербургских театрах, в которых они бывали

Апрель

Улицы, проспекты, бульвары, площади.

Содействовать: знакомству с неповторимой красотой нашего города, его улиц, проспектов и площадей; знакомству с устройством улиц, нумерации домов

Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб.

Кораблик – символ города.

Содействовать: формированию представлений детей о верфи, нахождению на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции.

Май

Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)

Создать условия для формирования патриотического сознания; знакомства с историческим прошлым города Ленинграда; закрепления уважения к прошлому и героям ВОВ;

Как город празднует свой день рождения?

Содействовать: обобщению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях, прославивших наш город

Ожидаемые результаты:

В конце второго года дети должны:

  • знать основные отличительные символы города (имя, герб, флаг)
  • узнавать основателя города и называть его имя;
  • узнавать основные достопримечательности;
  •  знать улицу, на которой живет и на которой находится детский сад;
  • иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;
  •  знать правила поведения петербуржца дома и в городе.

 Методическое обеспечение :

:

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – Паритет, 2005.
  2. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге». – Паритет 2012 г.
  3. Гурьева Н.А. «Первое знакомство с Санкт-Петербургом». – Паритет 2014.
  4. Дмитриева Е. В. «Санкт-Петербург. Пособие по истории города»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zdravstvuy_peterburg_.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка .

Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .

Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу , интереса к его истории , бережного отношения к его памятникам . В дошкольном детстве , в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - петербурга , его каналами , природой . Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес  , уважение и любовь к своей стране, к своему городу .

Чувство патриотизма . любовь к Родине не возникают сами по себе , они формируются постепенно, с раннего возраста . Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно , сначала привлечь внимание дошкольников к тому , что они часто видят ,  с чем встречаются постоянно .

Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города . Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места , где живёт ребёнок . которое он может ежедневно наблюдать .Постепенно расширяя знания о городе . знакомить с уникальной архитектурой , её красотой и многообразием.Важно , что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка ,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе .

В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.

Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено :

  • на создание условий для развития личности ребенка;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.

Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.

В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим    темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города»

Цель: Формирование духовно богатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.

Задачи:

  • Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
  • Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
  • Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
  • Начать знакомство с Василеостровским районом;
  • Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.

Условия реализации программы.

Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один  раз в 2 недели.

Описание форм и методов проведения занятий:

  1. Словесные методы обучения

Устное изложение;

Беседа;

  1. Наглядные методы обучения

Показ иллюстраций;

Работа по образу;

  1. Практические методы обучения

Конструирование зданий;

Работы с учебными листами;

Обыгрывание поз скульптур;

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

Частично-поисковый метод обучения.

Перспективно – тематическое планирование в подготовительной группе . 2-ой год обучения .

Месяц

«Здравствуй Петербург!»

Тема

Задачи

Сентябрь

Как строился город. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города.

Содействовать: знакомству детей с жизнью основателя СПб – Петром I; изучению истории СПб; изучению появления Домика Петра Первого

Октябрь

Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием: история и памятник.

Содействовать: формированию у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; определению географическое месторасположение; знакомству с Василеостровским районом

Летний сад – любимый «огород» Петра Первого.

История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа

Содействовать: знакомству детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; знакомству с достопримечательностями нашего города, с постройками, находящимися в Летнем Саду

Ноябрь

Санкт – Петербург – толерантная столица.

Содействовать: закреплению знаний у детей понятии «толерантность»; повышению сплоченности группы; знакомству с представлениями об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; развитию понятия «СПБ- толерантная столица»;

Музеи на стрелке Васильевского острова.

Кунсткамера- первый музей России.

Содействовать: формированию представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова; Кунсткамера – история создания первого российского музея.

Декабрь

Музеи нашего города

Содействовать: знакомству с главными музеями города; знакомству детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем

Храмы и Святые покровители СПб.

Содействовать: знакомству детей с различными храмами их назначением; воспитанию в детях понимание, того, что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; воспитанию уважения к различным религиям

Январь

900 дней блокады.

Создать условия для продолжения знакомства детей с историческим прошлым нашего города; воспитанию чувства любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады

Февраль

А .С. Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта

Содействовать: знакомству с портретом Пушкина, его творчеством и биографией

23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести.

Создать условия для формирования представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну.

Март

Легенды и мифы Санкт – Петербурга.

Содействовать: знакомству детей с необычными скульптурами, украшающими них город; развитию у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут

Театры нашего города

Содействовать: знакомству детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщению знаний детей о петербургских театрах, в которых они бывали

Апрель

Улицы, проспекты, бульвары, площади.

Содействовать: знакомству с неповторимой красотой нашего города, его улиц, проспектов и площадей; знакомству с устройством улиц, нумерации домов

Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб.

Кораблик – символ города.

Содействовать: формированию представлений детей о верфи, нахождению на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции.

Май

Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места)

Создать условия для формирования патриотического сознания; знакомства с историческим прошлым города Ленинграда; закрепления уважения к прошлому и героям ВОВ;

Как город празднует свой день рождения?

Содействовать: обобщению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях, прославивших наш город

Ожидаемые результаты:

В конце второго года дети должны:

  • знать основные отличительные символы города (имя, герб, флаг)
  • узнавать основателя города и называть его имя;
  • узнавать основные достопримечательности;
  •  знать улицу, на которой живет и на которой находится детский сад;
  • иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;
  •  знать правила поведения петербуржца дома и в городе.

 Методическое обеспечение :

:

  1. Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – Паритет, 2005.
  2. Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге». – Паритет 2012 г.
  3. Гурьева Н.А. «Первое знакомство с Санкт-Петербургом». – Паритет 2014.
  4. Дмитриева Е. В. «Санкт-Петербург. Пособие по истории города»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста

Презентация программы по ОБЖ "Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.

Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающ...

Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста

В целях приобщения детей  старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности  выбраны след...

Рабочая программа «Обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2019- 2020 уч. год

Рабочая программа в старшей группе на 2019-2020 учебный год Рабочая программа в подготовительной группе на 2020-2021 учебный год...

Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.

         Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...