Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста .
методическая разработка (подготовительная группа)
Пояснительная записка .
Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .
Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу , интереса к его истории , бережного отношения к его памятникам . В дошкольном детстве , в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - петербурга , его каналами , природой . Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес , уважение и любовь к своей стране, к своему городу .
Чувство патриотизма . любовь к Родине не возникают сами по себе , они формируются постепенно, с раннего возраста . Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно , сначала привлечь внимание дошкольников к тому , что они часто видят , с чем встречаются постоянно .
Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города . Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места , где живёт ребёнок . которое он может ежедневно наблюдать .Постепенно расширяя знания о городе . знакомить с уникальной архитектурой , её красотой и многообразием.Важно , что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка ,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе .
В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.
Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено :
- на создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.
Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города»
Цель: Формирование духовно богатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.
Задачи:
- Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
- Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
- Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
- Начать знакомство с Василеостровским районом;
- Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один раз в 2 недели.
Описание форм и методов проведения занятий:
- Словесные методы обучения
Устное изложение;
Беседа;
- Наглядные методы обучения
Показ иллюстраций;
Работа по образу;
- Практические методы обучения
Конструирование зданий;
Работы с учебными листами;
Обыгрывание поз скульптур;
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Частично-поисковый метод обучения.
Перспективно – тематическое планирование в подготовительной группе . 2-ой год обучения .
Месяц |
«Здравствуй Петербург!»
| |
| Тема | Задачи |
Сентябрь |
| |
Как строился город. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города. | Содействовать: знакомству детей с жизнью основателя СПб – Петром I; изучению истории СПб; изучению появления Домика Петра Первого
| |
Октябрь | Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием: история и памятник. | Содействовать: формированию у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; определению географическое месторасположение; знакомству с Василеостровским районом |
Летний сад – любимый «огород» Петра Первого. История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа | Содействовать: знакомству детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; знакомству с достопримечательностями нашего города, с постройками, находящимися в Летнем Саду
| |
Ноябрь | Санкт – Петербург – толерантная столица. | Содействовать: закреплению знаний у детей понятии «толерантность»; повышению сплоченности группы; знакомству с представлениями об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; развитию понятия «СПБ- толерантная столица»; |
Музеи на стрелке Васильевского острова. Кунсткамера- первый музей России. | Содействовать: формированию представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова; Кунсткамера – история создания первого российского музея. | |
Декабрь | Музеи нашего города | Содействовать: знакомству с главными музеями города; знакомству детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем |
Храмы и Святые покровители СПб. | Содействовать: знакомству детей с различными храмами их назначением; воспитанию в детях понимание, того, что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; воспитанию уважения к различным религиям | |
Январь | 900 дней блокады. | Создать условия для продолжения знакомства детей с историческим прошлым нашего города; воспитанию чувства любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады |
Февраль | А .С. Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта | Содействовать: знакомству с портретом Пушкина, его творчеством и биографией |
23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести. | Создать условия для формирования представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну. | |
Март | Легенды и мифы Санкт – Петербурга. | Содействовать: знакомству детей с необычными скульптурами, украшающими них город; развитию у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут |
Театры нашего города | Содействовать: знакомству детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщению знаний детей о петербургских театрах, в которых они бывали | |
Апрель | Улицы, проспекты, бульвары, площади. | Содействовать: знакомству с неповторимой красотой нашего города, его улиц, проспектов и площадей; знакомству с устройством улиц, нумерации домов |
Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб. Кораблик – символ города. | Содействовать: формированию представлений детей о верфи, нахождению на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции. | |
Май | Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места) | Создать условия для формирования патриотического сознания; знакомства с историческим прошлым города Ленинграда; закрепления уважения к прошлому и героям ВОВ; |
Как город празднует свой день рождения? | Содействовать: обобщению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях, прославивших наш город |
Ожидаемые результаты:
В конце второго года дети должны:
- знать основные отличительные символы города (имя, герб, флаг)
- узнавать основателя города и называть его имя;
- узнавать основные достопримечательности;
- знать улицу, на которой живет и на которой находится детский сад;
- иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;
- знать правила поведения петербуржца дома и в городе.
Методическое обеспечение :
:
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – Паритет, 2005.
- Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге». – Паритет 2012 г.
- Гурьева Н.А. «Первое знакомство с Санкт-Петербургом». – Паритет 2014.
- Дмитриева Е. В. «Санкт-Петербург. Пособие по истории города»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdravstvuy_peterburg_.docx | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка .
Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .
Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петербуржце чувства любви к родному городу , интереса к его истории , бережного отношения к его памятникам . В дошкольном детстве , в детских садах накапливаются первоначальные знания о городе, знакомясь с достопримечательностями Санкт - петербурга , его каналами , природой . Именно в дошкольном возрасте закладывается интерес , уважение и любовь к своей стране, к своему городу .
Чувство патриотизма . любовь к Родине не возникают сами по себе , они формируются постепенно, с раннего возраста . Знакомя дошкольников с Санкт - Петербургом целесообразно , сначала привлечь внимание дошкольников к тому , что они часто видят , с чем встречаются постоянно .
Это позволяет раскрыть интересы к истории и культуре родного города . Сначала изучение родного города необходимо начинать с ближайшего окружения, то есть с того места , где живёт ребёнок . которое он может ежедневно наблюдать .Постепенно расширяя знания о городе . знакомить с уникальной архитектурой , её красотой и многообразием.Важно , что при ознакомлении дошкольников с Санкт - Петербургом необходимо заинтересовать каждого ребёнка ,подобрать индивидуальный подход, чтобы он захотел узнать о своём городе .
В настоящее время в школах города всё большее внимание уделяется вопросам краеведческого образования, поэтому в дошкольном возрасте детям необходимо дать первоначальное представление о родном городе, районе, научить замечать их красоту, неповторимость, сказочность.
Содержание образовательной программы «Здравствуй, Петербург!» направлено :
- на создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка.
Планирование составлено с учетом возрастных и психологических особенностей детей, распределение основных вопросов содержания идет от того, что знакомо детям, использует их жизненный опыт, знание детьми своего ближайшего окружения.
В течение года проводятся совместные праздники (комплексные занятия) по следующим темам: «Осенний Петербург», «День снятия Блокады Ленинграда» и «День рождения Города»
Цель: Формирование духовно богатой и высоконравственной личности, проявляющей познавательный интерес к истории и культуре родного города.
Задачи:
- Познакомить детей со спецификой города как средой обитания;
- Начать формировать представления об уникальности, неповторимости, сказочности нашего города;
- Познакомить с центральными ансамблями Невских берегов;
- Начать знакомство с Василеостровским районом;
- Познакомить детей с историей рождения города, историей его строительства и с историей героической защиты города в годы Блокады.
Условия реализации программы.
Программа предназначена для организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на два года. Первый год – для детей старшего возраста. Второй год – для детей подготовительного возраста. Педагог встречается с детьми один раз в 2 недели.
Описание форм и методов проведения занятий:
- Словесные методы обучения
Устное изложение;
Беседа;
- Наглядные методы обучения
Показ иллюстраций;
Работа по образу;
- Практические методы обучения
Конструирование зданий;
Работы с учебными листами;
Обыгрывание поз скульптур;
Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
Частично-поисковый метод обучения.
Перспективно – тематическое планирование в подготовительной группе . 2-ой год обучения .
Месяц | «Здравствуй Петербург!» | |
Тема | Задачи | |
Сентябрь | ||
Как строился город. Рабочий день Петра Первого. Домик Петра Первого – первый дом города. | Содействовать: знакомству детей с жизнью основателя СПб – Петром I; изучению истории СПб; изучению появления Домика Петра Первого | |
Октябрь | Острова. Почему они так названы. Васильевский – наш родной остров. Знакомство с бомбардиром Василием: история и памятник. | Содействовать: формированию у детей представление о том, что Васильевский остров является самым большим остовом СПб; определению географическое месторасположение; знакомству с Василеостровским районом |
Летний сад – любимый «огород» Петра Первого. История его создания и появление скульптур. Скульптурная группа | Содействовать: знакомству детей с историей Летнего Сада – одной из достопримечательностей Санкт - Петербурга; знакомству с достопримечательностями нашего города, с постройками, находящимися в Летнем Саду | |
Ноябрь | Санкт – Петербург – толерантная столица. | Содействовать: закреплению знаний у детей понятии «толерантность»; повышению сплоченности группы; знакомству с представлениями об особенностях толерантной и интолерантной личности и основных различиях между ними; развитию понятия «СПБ- толерантная столица»; |
Музеи на стрелке Васильевского острова. Кунсткамера- первый музей России. | Содействовать: формированию представлений детей о музеях на стрелке Васильевского острова; Кунсткамера – история создания первого российского музея. | |
Декабрь | Музеи нашего города | Содействовать: знакомству с главными музеями города; знакомству детей с крупнейшим в России и одним из крупнейшим в мире художественным и культурно-историческим музеем мира – Эрмитажем |
Храмы и Святые покровители СПб. | Содействовать: знакомству детей с различными храмами их назначением; воспитанию в детях понимание, того, что надо уважать взгляды людей, что вера в Бога глубоко личное дело каждого человека; воспитанию уважения к различным религиям | |
Январь | 900 дней блокады. | Создать условия для продолжения знакомства детей с историческим прошлым нашего города; воспитанию чувства любви и гордости за людей, отстоявших наш город в дни блокады |
Февраль | А .С. Пушкина: памятные места, связанные с жизнью и творчеством великого поэта | Содействовать: знакомству с портретом Пушкина, его творчеством и биографией |
23 февраля – День защитника Отечества. Санкт – Петербург – город военной доблести. | Создать условия для формирования представлений детей о военных учебных заведениях Петербурга и Васильевского острова. Первый кадетский корпус, Румянцевский обелиск, военно-морское училище, памятник Крузенштерну. | |
Март | Легенды и мифы Санкт – Петербурга. | Содействовать: знакомству детей с необычными скульптурами, украшающими них город; развитию у детей любознательность и желание узнавать у детей, что-то новое и интересное о городе, в котором они живут |
Театры нашего города | Содействовать: знакомству детей с разными видами театрального искусства (опера, балет, кукольный спектакль, драматический спектакль и цирк); обобщению знаний детей о петербургских театрах, в которых они бывали | |
Апрель | Улицы, проспекты, бульвары, площади. | Содействовать: знакомству с неповторимой красотой нашего города, его улиц, проспектов и площадей; знакомству с устройством улиц, нумерации домов |
Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы, первая верфь СПб. Кораблик – символ города. | Содействовать: формированию представлений детей о верфи, нахождению на адаптированной карте Адмиралтейства, происхождение названия, функции. | |
Май | Подвиг нашего города в Великой Отечественной Войне (памятные места) | Создать условия для формирования патриотического сознания; знакомства с историческим прошлым города Ленинграда; закрепления уважения к прошлому и героям ВОВ; |
Как город празднует свой день рождения? | Содействовать: обобщению знаний детей о родном городе, его достопримечательностях, памятных местах о людях, прославивших наш город |
Ожидаемые результаты:
В конце второго года дети должны:
- знать основные отличительные символы города (имя, герб, флаг)
- узнавать основателя города и называть его имя;
- узнавать основные достопримечательности;
- знать улицу, на которой живет и на которой находится детский сад;
- иметь четкое представление кто такие архитектор, скульптор художник, иметь представление о видах зданий города, части здания;
- знать правила поведения петербуржца дома и в городе.
Методическое обеспечение :
:
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – Паритет, 2005.
- Гурьева Н.А. «Детям о Санкт-Петербурге». – Паритет 2012 г.
- Гурьева Н.А. «Первое знакомство с Санкт-Петербургом». – Паритет 2014.
- Дмитриева Е. В. «Санкт-Петербург. Пособие по истории города»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация рабочей программы по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Презентация программы по ОБЖ "Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста"...
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...
Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».
Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...
Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающ...
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны след...
Рабочая программа «Обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)» В группе комбинированной направленности срок реализации программы 2019- 2020 уч. год
Рабочая программа в старшей группе на 2019-2020 учебный год Рабочая программа в подготовительной группе на 2020-2021 учебный год...
Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...