Программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа) на тему
Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 61.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 87
Центрального района Санкт-Петербурга
Рабочая программа
по Петербурговедению
для детей
старшего дошкольного возраста.
Разработала: Спирова Н. А.
Утверждаю: Астафьева Р. В. ________________
(заведующая ГБДОУ
детского сада № 87)
Санкт-Петербург
2016 – 2017 г.
Содержание:
- Пояснительная записка ………………………………………………………..3
- Цели, задачи, методы обучения…………………………………………….…4
- Содержание программы……………………………………………………….6
- Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности……………………………………………………………………6
- Развивающая предметно-пространственная среда……………………….9
- Примерное планирование работы по сотрудничеству с семьей……….....11
- Тематическое планирование……………………………………………...….12
- Список использованной литературы………………………………………..19
- Пояснительная записка
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. Также уже с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его «настроения», «здоровья», от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Актуальность заключается в том, что воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
Программа направлена на:
- формирование ознакомления детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
- воспитание культуры юного петербуржца.
Возрастная категория. Программа содержит в себе конкретные задачи и цели работы на год для детей старшей группы детского сада. Учебная нагрузка не выходит за рамки учебной нормы.
- Цели, задачи, методы обучения.
Основной целью разработки этой программы является создание условий для развития, адаптации и социализации ребёнка к внешнему миру, воспитания чувства любви к родному городу, чувства патриотизма. В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
- ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
- воспитание культуры юного петербуржца.
Учитывая все вышеперечисленное, я ставлю следующие задачи:
I. Образовательные:
- познакомить детей с историей возникновения нашего города, с его традициями, архитектурной;
- учить детей адекватно пользоваться полученными знаниями;
- способствовать социализации воспитанников в инфраструктуре.
II. Воспитательные:
- воспитывать в детях патриотизм и чувство любви к родному городу;
- воспитывать и развивать духовную сферу детей через их чувства и ощущения;
- формировать навыки адекватного поведения в общественных местах.
III. Развивающие:
- развивать внимание, сосредоточенность, организованность, воображение, фантазию;
- развивать чувство коллективизма, умение слушать других, не перебивать;
- развивать познавательный интерес к изучению архитектурных и исторических достопримечательностей города Санкт-Петербурга;
- развивать познавательную активность детей путем включения в информативно-поисковые ситуации;
- развивать умение отвечать на вопросы преподавателя и аргументировать свою точку зрения.
Для решения этих задач было решено использовать такие методы обучения:
- практическая работа;
- беседа;
- сюжетно-ролевые игры, дидактические игры;
- видео-экскурсии;
- творческие задания (рисование, аппликация, поделки), конкурсы, викторины;
- экскурсия, организованная совместно с родителями;
- обращение к литературным и музыкальным произведениям.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (понедельник, среда). Срок реализации программы – 1 год.
- Содержание программы
Цели и задачи программы реализуются через:
- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания; здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного;
- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры, архитектуры и скульптуры;
- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям;
- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках);
- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.
- Взаимосвязь Петербурговедения с различными видами детской деятельности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи.
Развитие речи.
Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
Развитие лексики.
Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.
Формирование грамматического строя речи.
Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.
Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.
Развитие связной речи.
В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).
Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:
- беседа, как метод обучения диалогической речи;
- обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
- обучение творческому рассказыванию;
- формирование связных высказываний типа суждений;
- ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.
Экологическое и нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.
Изобразительная деятельность.
Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).
Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:
1.Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.
2.Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).
3.Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .
4.Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).
5.Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).
Использование различных видов дидактических игр:
Словесные игры.
При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. («Пять названий», «Прибавь слово», «Петербургская азбука», «Закончи предложение», «Назови имя», «Петербургский телефон», , «Назови улицы микрорайона» и т. д.)
Настольно-печатные игры.
Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.
Дидактические игры.
Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.
- Развивающая предметно-пространственная среда
Направление образовательной деятельности. | Оснащение |
ПОЗНОВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Познавательное развитие | Внесение в центр детского творчества иллюстраций на тему: городской пейзаж в разное время года (время суток). «Горд Санкт-Петербург-город мостов, рек, львов …» «Санкт-Петербург- город герой!» |
Формирование элементарных математических представлений | В математическом центре предложить детям пазлы (мозаика) с видами архитектурных памятников Санкт-Петербурга; математические ребусы. Дидактические упражнения: «Сложи из палочек», «Обведи по точкам» Дидактические игры: «Цифры в городе», «Лабиринт», «Четвертый лишний». |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей | Внести в группу иллюстрации с изображением музеев и достопримечательных мест района и города. |
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми | Предложить ребенку игру в журналистов взять интервью у взрослых (воспитатель, помощник воспитателя, родители) «За что ты любишь свой город?» |
Развитие всех компонентов устной речи | Предложить детям, в игровой деятельности, рассказать об «Отличительных чертах Санкт-Петербурга» (город рек, мостов, музеев) |
ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛЕРА | |
Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству | Внести в литературный центр произведения о природе Ленинградской области, фотоальбомы «Экскурсии по Санкт-Петербургу», «Санкт-Петербург в загадках», Полякова Н.М. «Недаром зовется» Предложить детям рисовать отгадки, альбомы с рисунками и рассказами детей о Санкт-Петербурге; |
КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА | |
Развитие навыков и умения конструктивной деятельности | Предложить детям в центре конструирования создать макает города- мосты, реки, дома, используя кубики, конструкторы разного вида. |
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) | Предложить детям игровую ситуацию «Магазин Сувениров- Солдатики времен ВОВ» Предложить детям распределить роли, используя считалки. |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Внести в центр «Мой город» генеалогическое дерево своей семьи, фотоальбомы «Я и мой город» Предложить детям представить свои исторические факты. |
Формирование патриотических чувств | В центре «Мой город» выставить иллюстрации на тему «Мой город-город герой. Фото блокадного Ленинграда». Предложить детям провести экскурсию по фото галереи. |
Передача детям знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортах средств. | Предложить детям игровую ситуацию «Как вести себя на улице города», «Опасные ситуации в городе» |
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Развитие навыков и умений изобразительной деятельности детей ( рисование, лепка, аппликация, художественный труд) | Рассматривание вариантов различного оформления праздничных открыток. Работы детей. |
Развитие детского творчества | тематические раскраски; в центр детского творчества внести силуэты памятников и архитектурных сооружений города Санкт-Петербурга. |
- Примерное планирование работы по сотрудничеству с родителями
Месяц | Формы работы с родителями |
Сентябрь | Родительское собрание на тему «Давайте вместе растить наших петербуржцев» Опрос родителей (письменный) для выявления предложений по улучшению работы с детьми по знакомству с культурным наследием города «Маршрут выходного дня» - проулки по улицам микрорайона. |
Октябрь | Консультации для родителей на темы: «Как знакомить ребенка с достопримечательностями города», «город как среда воспитания ребенка-дошкольника». |
Ноябрь | Встреча с родителями в «Петербургской гостиной» для ознакомления с дидактическими играми и атрибутами, который могут быть использованы в домашних условиях. |
Декабрь | Рекомендации родителям по закреплению знаний детьми правил поведения на улице. Составление памятки «Безопасное и этичное поведение пассажиров в транспорте и на остановках». |
Январь | Обсуждение с родителями вопросов по подготовке викторины по произведениям А.С.Пушкина ,советы и рекомендации. Организация и проведения литературной викторины «Самый петербургский поэт» с участием детей и родителей. «Маршрут выходного дня»- прогулки по рождественскому Петербургу. |
Февраль | Провести родительское собрание на тему «Экскурсия». Обсудить с родителями тему выездной экскурсии и методы её реализации. «Маршрут выходного дня»-посещение музея а выбор :Зоологический, Эрмитаж, Кунсткамера) |
Март | Пополнить стендовую информацию для родителей на тему «Правила поведения детей при посещении театра, музея, у памятника, мемориала» «Маршрут выходного дня»- посещение Петропавловского собора. |
Апрель | Выездная экскурсия группы совместно с воспитателями и родителями. «Маршрут выходного дня» - целевая прогулка по площади Искусств ,знакомство с памятником А.С.Пушкину. |
Май | Проведение конкурса рисунков, выполненных детьми вместе с родителями, на тему «Вместе дружною семьей любим город наш родной». «Маршрут выходного дня» - рекомендовать прогулки в Летний сад, на Дворцовую площадь, по Невскому проспекту (наблюдение за украшением города к празднику). |
Тематическое планирование
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Сентябрь |
| - сформировать знание о символах города; - формирования понятия «Мы - Петербуржцы»; - изучение истории СПб через символы; - формирование гражданской позиции; - объяснить «Почему надо знать свой адрес?», «Знание телефонов «01», «02», «03» |
| Рисование «Я здесь живу» «Символы города» Аппликация, конструирование «Дома на нашей улице» |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Октябрь |
2. | - формирование ценности памятников культуры и искусства; - воспитание петербуржца на лучший традициях петербургской культуры; -дать представление о существовании в городе Летнего сада, его истории, познакомить с основными памятниками и скульптурами; -знакомство с одной из форм литературного произведения-«басня»; -обогащение словаря ребенка новыми терминами -развитие речи ребенка развитие памяти, мышления; -развитие творческих способностей ребенка; |
| Рисование «Осень в Летнем саду» Конструирование «Лебеди» (шишки) Лепка «Скульптуры в Летнем саду» Аппликация (рваная) – коллективная «Осень в Летнем саду» |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Ноябрь |
Журнал «Автобус №2» «Сколько лет автобусу» Е. Мараховская «Метро»
| - познакомить детей с различными видами транспорта; - рассказать о необходимости транспорта для большого города; - побеседовать с детьми о том как выгладил транспорт много лет назад; - напомнить детям о правилах дорожного движения; |
«Фея вежливости»
| Рисование «Машины на нашей улице» «Мосты Санкт-Петербурга» Аппликация «Дорожные знаки» |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности | |
Декабрь | 1. Просмотр слайдов на тему «Город и природа. Живой город»; 2. Работа с картой («Найди «зелёное, синее»» и т.д.) | - развитие личности ребенка в процессе общения с разнообразными объектами окружающей среды; - продолжать знакомить детей с городом; - объяснить детям существования природы в большом городе, раскрыть значение садов, парков для нашего города; - научить ребенка видеть необыкновенное в повседневном; - знакомство с картой города; | 1. Заучивание стихотворения Н. Федотова «Что мы видим за окном». 2. Дидактическая игра «Азбука вежливости» 3.Составление маршрута «Дорога в детский сад». 4.Дидактическая игра «Найди улицы на карте Центрального района» 5.Сочинение сказки «Живая улица района» | - уход за комнатными растениями; - рассмотрение гербария; - рисование по замыслу детей «Летнего Сада»; - прогулка по территории двора детского сада; | |
Январь |
| - продолжать знакомить детей с историей родного города и его достопримечательностями; - познакомить детей с реками и каналами Санкт - Петербурга, с их названиями; - рассказать об истории строительства мостов города Санкт - Петербурга; |
| Рисование «Твоих оград узор чугунный» Совместная работа с родителями. Конкурс: «Реки и каналы СПб»; Коллективная работа «Набережная реки Невы»; |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Февраль |
- построена на самом маленьком острове – Заячьем - собор Петра и Павла - самое высокое здание 2. Обогащение словаря: Шпиль, флюгер, бастион 3. Чтение «Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком» Л. Шиф 4. Просмотр видеосюжетов | - рассказать детям об основании нашего города, день рождения города; - сформировать у детей представление о том «Почему строительство города началось со строительства крепости»; - рассказать о крепостях древней Руси; - учить детей «читать карту - схему»; |
«Что я видел?» «Где я был?» «Четвертый лишний»
«Петропавловская крепость»
| Лепка (барельеф) «Флюгер» Аппликация (рваная) Герб Санкт-Петербурга Рисование «Петропавловская крепость» |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Март |
«Путешествие в Санкт-Петербург»
| -расширять и активизировать словарь за счет слов: Медный всадник, Ростральная колонна, Биржа, архитекто, маяк -продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением. -развивать у детей чувство прекрасного, умение любоваться красотой родного города, проявлять интерес к истории Санкт-Петербурга. |
| Лепка «Ростральные колонны» Рисование «Стрелка Васильевского острова» |
Месяцы | Темы непосредственно образовательной деятельности | Цели | Развивающие игры | Продуктивные виды деятельности |
Май Апрель | о. Декабристов Адмиралтейство Медный всадник Исаакиевский дворец Зимний дворец Дворцовая площадь Символы Санкт-Петербурга День рождения города Просмотр видеосюжетов и слайдов | - формировать начальные знания об архитектуре СПб; - способствовать формированию о том, кто такие архитекторы; - рассказать детям о главных архитекторах нашего города; - рассказ о подготовки города к празднованию дня рождения; - развивать интерес к жизни родного города; - рассказать детям о подарках которые дарят нашему городу в день рождения; |
Внесение фотоальбома «Весна в Санкт-Петербурге» Просмотр иллюстраций Ребусы (собор, музей, дворец, купол, Сенат) | Прорисовка различных оконных проемов, колонн Рисование Исаакиевский собор, Казанский собор, Адмиралтейство Конструирование «Кораблей» Аппликация «Корабли на Неве» Подготовка праздника «День рождения Санкт-Петербурга» Стихи, песни, танцы, викторины. |
- Список используемой литературы
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
- Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
- Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
- Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
- Горбачевич, К. Хабло Е. «Почему так названы?
- Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
- Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
- Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
- Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
- Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
- Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны след...
Конспект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста на тему «Возникновение Петербурга»
Воспитание любви к родному городу, воспитание желания знать свой город являетя важным этапом патриотического воспитания. Поэтому начиная с детского сада необходимо приобщать дошкольников к истор...
Презентация по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста "Тайна адмиралтейского кораблика"
Презентация предназначена для проведения НОД по Петербурговедению в группах старшего дошкольного возраста, для дистанционного ознакомления с данной темой, для ознакомления родителей с изучаемой темой....
Проект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста «Ты прекрасен, город мой"
Побуждение познавательного интереса к городу, восхищение им....
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста .
Пояснительная записка .Санкт - Петербург - город с удивительной судьбой , кладовая исторических и культурных традиций .Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом маленьком и юном петер...
Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...