Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа (старшая группа)
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
- ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
воспитание культуры юного петербуржца
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_peterburgovedeniyu.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по Петербурговедению
для детей
старшего дошкольного возраста.
Санкт-Петербург
2018 – 2019 год.
Пояснительная записка
Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, его историю, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние юные его жители в будущем станут их достойными преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга безграничен. Мы, взрослые люди, должны ежедневно прикладывать усилия для новых открытий и приобретений в душах и сердцах молодого поколения.
Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, внешний облик города в целом. Рожденный трудом людей, город становится их помощником и защитником. Комфортная жизнь человека на прямую зависит от состояния города, его ‘настроения’, ‘здоровья’, от того, насколько умело пользуются жители городскими удобствами. В свою очередь, состояние городской среды зависит от отношения к ней горожан, от их поведения. Следовательно, воспитание настоящего петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные ценности и традиции, прилагающего все свои силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.
В основу воспитания маленького петербуржца положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущей идеей при этом стало восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Санкт-Петербурга (Ленинграда) как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.
Основные задачи:
- организовать взаимодействие ребенка с городом, способное стать определяющим в формировании его представлений об окружающем мире, ---- формировать характер мышления и стиль поведения, свойственные цивилизованному человеку.
- развивать эмоционально – ценностные ориентиры через осмысление истории культуры СПб в контексте российской, европейской и мировой культур.
- социальная адаптировать дошкольника, сохранять его индивидуальности в условиях современного мегаполиса.
- содействать ребенку в освоении городского пространства и формирование образа своего города.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в старшей, затем - подготовительной группе.
Срок реализации программы – 2 года.
Содержание программы:
В целях приобщения детей старшего дошкольного возраста к историческим ценностям, воспитания толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности выбраны следующие приоритеты и доминирующие направления:
- ознакомление детей с основами истории Санкт-Петербурга и национальной культуры, а также с элементами мировой культуры;
- приобщение детей к различным видам искусства – архитектура, живопись, народный фольклор, музыка и театр;
- планомерное воспитание в детях толерантности к культурному наследию разных народов, патриотических и нравственно-эстетических чувств, направленных на развитие эмоционального, бережного отношения к родным местам, историческому прошлому, мировому культурному наследию;
- воспитание культуры юного петербуржца.
Цели программы реализуются через:
- знакомство детей с ближайшим окружением (город, как среда обитания; здание, дом, транспорт, улица, район, сквер, парк, река, канал и т.д.). Сконцентрировать внимание детей на связь города с человеком, дать представление об уникальности и неповторимости города; учить детей в привычном городском пейзаже выделять элементы прекрасного и необычного; таинственного и явного.
- ознакомление детей с основными памятниками искусства, культуры, архитектуры и скульптуры.
- обогащение имеющихся знаний детей о своем районе. Объяснить детям значимость района в современной жизни. Учить детей описывать объекты, делиться своими впечатлениями, учить высказывать собственное мнение, давать оценку действиям и событиям.
- закреплять у детей знания о правилах поведения в общественных местах (в общественном транспорте, на улицах города, во время экскурсий, выставках, музеях, театрах, библиотеках)
- дать детям начальные знания о знаменитых и великих людях в прошлом и интересных и достойных – в настоящем, приобщая детей к общественной жизни города.
Взаимосвязь петербурговедения с различными видами детской деятельности.
Ознакомление детей дошкольного возраста с петербурговедением позволяет решать практически все воспитательно-образовательные задачи.
- Развитие речи.
Значимость ознакомления детей с петербурговедением для развития речи в том, что она предоставляет детям возможность широкой наглядной и прикладной практической деятельности (сюжетно-ролевые игры, инсценировки, ознакомление с художественной литературой, иллюстративным материалом, беседы и т. п.), накопления жизненного опыта, развития психических функций, свободного речевого общения, закрепления речевых и коммуникативных навыков.
- Развитие лексики.
Овладение лексикой составляет основу речевого развития детей дошкольного возраста, поскольку слово является важнейшей языковой единицей. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирований понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной системы мышления, так как овладение лексикой происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Формируется освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, и ситуацией, в которой происходит общение. Сформированная лексика – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.
Ознакомление с петербурговедением в полной мере отвечает поставленным задачам: в речи отражаются названия объектов, предметов, их свойства, действия, признаки и т. п.
- Формирование грамматического строя речи.
Грамматика – «система систем», объединяющая словообразование, морфологию, синтаксис. Она облекает наши мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употребление союзов и союзных слов, распространенных, сложноподчиненных и сложносочиненных предложений. Ребенок, воспринимая произведение, речь воспитателя, запоминает и, воспроизводя в речи, интуитивно подчиняет свою речь грамматическим правилам.
- Воспитание звуковой культуры речи.
Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи. В процессе ознакомления с Санкт-Петербургом еще раз закрепляется и совершенствуется правильность звукопроизношения и словопроизношения, воспитывается правильная речь (близкая к норме литературного языка), формируется плавность речи, её выразительность и, дикция, воспитывается культура речевого общения.
- Развитие связной речи.
В связной речи детей, формирующейся посредством восприятия литературных произведений, происходит отражение существенных сторон всего предметно-действенного пространства, развивается коммуникативная функция, как основная форма связной речи – (диалог и монолог).
Петербурговедение в дошкольном возрасте позволяет успешно совершенствовать речевые умения и навыки детей:
- беседа, как метод обучения диалогической речи;
- обучение рассказыванию по предмету, из опыта, по воссоздающим наблюдениям;
- обучение творческому рассказыванию;
- формирование связных высказываний типа суждений;
- ознакомление с литературными произведениями: различные поговорки, пословицы, загадки, рассказы, стихи.
- Экологическое и нравственное воспитание.
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения; выражения отношений к людям, к природе, к самому себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. Чем прочнее сформированы данные качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка её нравственности со стороны окружающих.
Основным средством нравственного воспитания дошкольников является природа, в частности Санкт-Петербурга и исторических пригородов, памятники, которые дают возможность воспитывать у детей гуманные и патриотические чувства.
- Изобразительная деятельность.
Связь петербурговедения, развития речи и экологического воспитания с изобразительной деятельностью двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет сформирован результат восприятия увиденного, услышанного, прочитанного и осмысленного произведения (героя, сюжета и т. п.).
Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:
- Активирует нравственные процессы: воспитывает чувство гордости , формирует любовь к городу, уважение к людям, живущим в настоящее время и тем, кто стоял у истоков строительства Санкт-Петербурга.
- Способствует развитию речи (звуковой культуре речи, составлению рассказов, запоминанию, умению пересказывать, вести беседу, а так же обогащает словарь, формирует понятия).
- Развивает ФЭМП (построение отношений, часть и целое, ориентировка, количественный счет, геометрические формы) .
- Способствует развитию навыков учебной деятельности (памяти, внимания, рациональному способу решения задач, анализу, синтезу (найди целое, такую же).
- Активирует сенсорное воспитание дошкольников (что сделано из дерева, а что из камня, природа).
Использование различных видов дидактических игр:
- Словесные игры.
При использовании словесных игр активизируется словарь, развивается фонематический слух, воображение, быстрота реакции, сообразительность, внимание. Важно правильно подобрать игры в соответствии с возрастными и психологическими особенностями каждого ребёнка. (‘Пять названий’, ‘Прибавь слово’, ‘Петербургская азбука’, ‘ Закончи предложение’, ‘Назови имя’, ‘Петербургский телефон’, , ‘Назови улицы микрорайона’ и т. д.)
- Настольно-печатные игры.
Настольно - печатные игры вызывают у детей живой интерес, побуждают к деятельности, воспитывают умение предвидеть результат. Для этих игр дети должны иметь определенный объём знаний, учиться уточнять и систематизировать эти знания. Дети любят играть в кубики, собирать разрезные картинки. Игры с картами - схемами даются детям не просто, т. к. ориентировка в пространстве и на карте требует внимания, сосредоточенности, сообразительности.
Дидактические игры развивают творческие способности детей и являются одной из основных форм работы с детьми.
В свободный период времени (чаще в вечернее время) проводятся индивидуальные игры - занятия. К ним относятся конструктивные игры. Детям предлагаются различные задания:
- ‘Построй ‘красивый’ дом’, (закрепляем понятия: ‘шпиль’, ‘колонны’, ‘купол’ , ‘арка’ и т. д.,
- ‘Построй жилой дом’ (закрепляем понятия: ‘фундамент’, ‘крыша’, ‘стены’ , ‘окно’ и т. д.)
Методы и средства:
- Художественная литература.
- Иллюстративно-познавательные материалы.
- Природа Санкт-Петербурга.
- Собственная деятельность детей.
- Окружающая обстановка.
- Беседы.
- Подборки материалов по теме.
- Рассказывание педагога.
- Посещение музея, библиотеки.
- Целевые прогулки по улицам микрорайона.
- Прогулки по городу с родителями
Тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Цели занятия |
С Е Н Т Я Б Р Ь | «Мой город – Санкт-Петербург» | - познакомить детей с некоторыми основными сведениями из истории возникновения города, - формировать представление о возрасте Санкт-Петербурга, о том, что у него есть день рождения, об изменении и благоустройстве города, - уточнить с детьми название города, его происхождения. Сформировать понятие район, познакомить с названием Невского района - учить называть свою фамилию, имя, возраст, полные имена своих близких, свой домашний адрес, - повторить правило перехода улицы по сигналам светофора. |
О К Т Я Б Р Ь | «Центр города» «Невский проспект, Дворцовая площадь» запоминающиеся особенности архитектуры | - познакомить с названием главной , центральной улицы города, её первоначальным назначением, - познакомить с главной площадью города, её особенностями - познакомить с основными сооружениями, находящимися на Невском проспекте (назначение, некоторые факты из истории постройки). |
Н О Я Б Р Ь | «Нева», «Невские мосты» | - познакомить с историей возникновения Невы, её характером в разное время года, - обсудить значение реки для жителей города (труженица, кормилица, украшение города), обосновать необходимость сохранения чистоты невской воды, - дать представление о разводных мостах. |
Д Е К А Б Р Ь | «Город на островах. Васильевский остров» | - уточнить знания о том, что наш город стоит на островах, - дать представление о самом маленьком и самом большом острове, - объяснять смысл названий островов, - познакомить с некоторыми достопримечательностями Васильевского острова. |
Я Н В А Р Ь | «Подвиг нашего города в дни блокады» | - формировать представление о героическом блокадном прошлом города, - познакомить с жизнью детей в блокадном городе, - закреплять знания, полученные на предыдущих занятиях. |
Ф Е В Р А Л Ь | «Памятники архитектуры» по шедеврам архитектуры, понимать аллегорию | - закреплять представление детей о старинных постройках: соборах, мостах, домах, дворцах, - уточнить знания детей о профессиях людей, трудившихся над их созданием, - познакомить с площадями и проспектами города.. |
М А Р Т | «Знаменитые петербуржцы» | - знакомить с именами некоторых выдающихся петербуржцев, с их творчеством, вошедшим в круг детского чтения и слушания, памятными местами, с ними связанными, -сообщить о петербуржцах – современниках, прославляющих родной город. |
А П Р Е Л Ь | «Наши друзья со всего Мира» | - формировать представления об интересе к городу со стороны жителей России и Мира, - учить видеть красоту города, понимать его уникальность, - знакомить с многообразием стран, республик, - учить «читать» символы Петербурга (герб и флаг), - узнавать свой город на картинках и иллюстрациях. |
М А Й | «День Победы» | - закреплять понятие «родина», представления о защитниках Отечества, воспитывать почтительное отношение к ветеранам войны, - познакомить с родственниками воспитанников группы, принимавших участие в войне, либо знающих о ней не понаслышке, - посетить памятные места (памятники, обелиски, монументы), созданные в память о погибших воинах и мирных людях: педагоги, родители). |
Список используемой литературы
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Спб., 2008.
- Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000
- Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга а лицах и каптинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 1993.
- Вежель Г.Взрослеем вместе с городом.СПб., 1997.
- Горбачевич, К. Хабло Е. «Почему так названы?
- Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,1992.
- Махинько Л.Я –петербуржец.СПб.,1997.
- Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,1997.
- Никонова Е. Мы-горожане.СПб.,2005.
- Никонова Е. Первые прогулки по Петербургу.СПб.,2004.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город.СПб.,1995.
- Канн П. Прогулки по Петербургу.СПб.,1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ритмике дошкольного возраста "Ступенька в прекрасное"
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребёнка. Именно в эти годы закладываются...
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет
Рабочая учебная программа для группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет, разработанная по комплексной программе "Воспитание и обучение в детском саду" М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаров...
Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку «Весёлый паровозик» «Happy Train»
Программа расчитана на 3 года. Начиная со средней группы. Построена по принцыпу усложнения материала....
Рабочая программа обучения детей дошкольного возраста английскому языку "Веселый паровозик"
Программа расчитана на 3 года обучения. Частота проведения НОД максимально учтена и исходит из реальных потребностей и интересов дошкольников в общении и познании. Следует отметить, что цел...
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста...
НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста
Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....
Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...