Конспект НОД познавательное развитие на тему "Мой северный край"
материал (старшая группа)

Сафина Эльвина Ришатовна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_na_temu_moy_severnyy_kray.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе  на

тему: «Мой северный край»

Цель: продолжать формировать интерес к малой Родине.

Программные задачи:

Обобщить, систематизировать знания о родном крае, коренных жителях Югры – ханты, и манси. Расширять знания детей о животном и растительном мире тайги. Закрепить знания о государственных символах. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к большой и малой Родине.

Материал: д/и «Географическая матрёшка»,  полоски флагов России, презентация достопримечательностей  города Когалыма, иллюстрации хантыйских узоров.

Словарная работа: обогащение речи детей существительными – малица, чум, кисы, нарты; активизация в речи слов – Россия, Ханты-мансийский автономный округ.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о городе, карты России, разучивание пословиц о Родине, рассматривание иллюстраций о коренных жителях севера, беседа о народах  ханты, народная игра «Хейро».

Методы и приемы: проведение беседы, художественное слово, рассматривание иллюстраций, д/игры, просмотор презентации о городе Когалыме.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку входят, здороваются.

Худ.слово читает воспитатель:

«Мой город – между небом  и землёй –

Построен был на сваях и песке,

Неповторимо – сказочный такой,

В таёжном живописном уголке».

-Ребята, о каком городе говорится в стихотворении? (О Когалыме).

Наш город называется Когалым. А как можно назвать жителей нашего города? (Когалымчане).

Как называется наш детский сад? (Березка).

На какой улице находится наш детский сад? (Ленинградская).

Какие улицы нашего города вы ещё знаете?

- Ребята, мы живём в городе Когалыме. А где находится наш город? В России. Я предлагаю вам собрать «Географическую матрёшку».

Д/и «Географическая матрёшка»

- Настя, в каком порядке ты собрала матрёшку? (Я живу в доме, дом находится на улице, улица находится в городе, город находится в России).

- В нашем городе Когалыме много достопримечательностей.

-Какие достопримечательности вы знаете? (ответы детей)

Д/и «Достопримечательности города».

-Почему в нашем городе есть памятник «Капля нефти»?(потому, что у нас нефтяной город, много нефтяников).

- Молодцы, ребята!

-Ребята, как называется округ, в котором мы живём? (ХМАО)

-Какой главный город нашего округа? (Столица г. Ханты-мансийск).

-Какие вы знаете города, которые находятся в округе? (Сургут, Лангепас, Нижневартовск, Нефтеюганск, Когалым).

-Почему так называется наш округ? (Здесь живут ханты и манси).

-Кто такие коренные жители?(Это люди, которые жили здесь всегда, у нас коренные жители ханты и манси).

В старинные времена наш край считался диким и глухим. Никого не привлекала скудная растительность и болота. Здесь жили ханты и манси.

-Как называется жилище хантов? (Чум).

-Чем обтягивают чум? (Оленьей шкурой).

-А место, где стоит чум, как называется? (Стойбище).

Ханты вели кочевой образ жизни. С приходом весны они сворачивали свой чум садились на лёгкие сани, как назывались сани у хантов? (Нарты).

-Правильно! И перекочёвывали ближе к рекам и озёрам.

-Как вы думаете, для чего ханты перекочёвывали к рекам и озёрам? (Занимались рыболовством).

Какие вы знаете реки нашего края? (Кирилл, Обь, Ягун).

-Какая рыба водится в наших реках и озёрах? (Язь, карась, щука,окунь).

-Чем занимались ханты в летний период? (Собирали ягоды, орехи, грибы).

-Какие ягоды растут в наших лесах и болотах? ( Клюква, брусника, черника, голубика, морошка).

- Почему с приходом зимы ханты перекочёвывали подальше в тайгу? (Занимались охотой).

- Какие животные водятся в наших лесах? (волк, лиса, медведь, заяц, писец).

(Физкультминутка)

-Зима на севере очень длинная и холодная, ханты очень трудолюбивый народ, чтобы добыть зверя им приходилось выслеживать его сутки, а то и двое. Чтобы не замерзнуть, у них вся одежда сшита из меха.

-Из чего сшита одежда ханты? (Из оленьей шкуры).

-Как называется шуба хантов? (Малица).

-А кисы, что это такое? (Хантыйская обувь).

-Чем отличается хантыйская одежда от нашей русской? (Орнаментом).

-Какие хантыйские узоры вы знаете? (Ворона, лиса, сучок).

Д/и «Укрась малицу».

-Какими узорами ты украсил свою малицу?

-Ребята, как называется наша страна? (Россия).

-Правильно, Россия – необыкновенная страна, потому, что она – наша Родина.

-Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная, как мать и отец).

Родина- это место, где мы родились, страна, в которой мы живём.

Родина у человека одна!

-Много пословиц и поговорок сложи русский народ о Родине. Давайте вспомним некоторые из них.

-Нет земли краше, чем Родина наша!

-Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей!

-Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

-Русский человек без Родины не может!

-Одна у тебя мать, одна и Родина!

- А эту пословицу как можно объяснить? Молодцы!

-У каждой страны, и у России есть свои государственные символы: герб и флаг.

-Выложите у себя на столах флаги (России, Югры и Когалыма).

-Какие цвета на флаге России?

-Что означает белый цвет на флаге России? (Мир и чистота).

-Синий? (Вера, верность).

-Красный? (Мужество за отчизну).

-Из какого цвета состоит флаг Когалыма? (Синий, зеленый).

-Ребята, мы все любим свой город, давайте скажем пожелания своему городу и украсим его цветами, чтобы он был всегда красивым и расцветал!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

Конспект НОД познавательное развитие (региональный компонент) «Мой родной край»

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками, водными ресурсами, охраняемыми видами растений и животных Самарской области. Формировать осознанное дейс...

Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"

Презентация к НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"...

Занятия по познавательному развитию на тему: "Растения моего края"

Южный урал- уникальный кладезь растений, которых больше нет ни в одном уголке Земли. Все растения существуют в определеной климатической зоне и обладают своими особенностями....

НОД по познавательному развитию на тему "Югра - мой край родной"

НОД по познавательному развитию на тему "Югра  - мой край родной"...

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка" (Группа раннего развития «Звездочки»)

Конспект по познавательному развитию на тему "Новый год», «Наша Елочка"  (Группа раннего развития «Звездочки»)Автор: Фай А.А., воспитатель МБДОУ "Детский са...