Занятие по ОО "Познавательное развитие"., на тему "Птицы нашего края".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Лариса Александровна

Занятие для детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №148»

Методическая разработка занятия

по «Познавательному развитию»

для детей подготовительной группы

«Птицы нашего края»

Разработала: воспитатель высшей категории

Макарова Лариса Александровна

2024 г.

Программное содержание:

1.Уточнить представление детей о птицах, наиболее распространённом в нашем крае; закрепить знания детей об их внешнем виде, особенностях питания и выведения птенцов. Развивать связную речь детей.

2.Дать детям представление о местах обитания и жизни серого журавля, как о редкой птице занесённой в Красную книгу.

3.Дать детям понятие о науке орнитологии. Познакомить с профессией орнитолог.

4.Продолжать формировать знания детей о птицах, как о части природы, об их пользе и взаимодействии с ней.

5.Закрепить знания правил поведения в природе.

6.Воспитывать у детей человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к природе, в том числе к птицам. Развивать их эмоциональность, внимание, память, любознательность.

Словарная работа:

Обогащение словаря: орнитолог, курлычут, «птица счастья», водоплавающие и наземные птицы.

Активизация словаря: соколик, голубушка, лебёдушка.

Материал к занятию:

Иллюстрации птиц, видеозапись танца журавлей, Красная книга Саратовской области, пёрышки птиц, подсолнечное масло, схема изображения частей птиц, «запрещающие знаки» поведения в природе, фонограмма «Птицы».

Предварительная работа:

Чтение рассказов Н.Сладков «Сорочьи тараторки», В.Бианки «Кто чем поёт», «Чей нос лучше?». Слушание и пение песен о птицах. Чтение сказок и заучивание стихов. Проведение познавательных бесед о птицах по материалам Т.А.Шорыгиной.  Наблюдение за птицами на экологической тропе детского сада.  Изготовление кормушек для птиц (с родителями). Закрепление знаний о птицах через другие виды занятий.

Ход занятия:

На мольберте помещена схема

C:\Users\user\Desktop\клюв.png

C:\Users\user\Desktop\перо.png

C:\Users\user\Desktop\лапы птицы.gif

C:\Users\user\Desktop\крылья.png

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (О птицах).

Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей).

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто бы это мог быть?

(Входит Лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте ребята.

Воспитатель и дети: Здравствуй Лесовичок. Что привело тебя к нам?

Лесовичок: Нашёл я на тропинке конверт, а в нём рисунок птицы неизвестной, весь лес обошел, а птицы такой не нашёл. Вот хотел спросить, может ребята знают?

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть на этот рисунок? Рассаживайтесь поудобней. (Достают рисунок птицы, изображение которой составлено из разных частей птиц). Ребята, как вы думаете, что это за птица? (Ответы детей).

Что-то здесь не так. Посмотрите внимательно, может части тела этой птицы вам кого-то напоминают? (Ответы детей)

Лесовичок, такой птицы не существует, кто-то подшутил  над тобой.

Лесовичок: Это, верно, Кикимора! Эх, и любит она меня разыгрывать.

Воспитатель: Дети, а каких птиц наших лесов и окрестностей вы знаете? Расскажите о них: как выглядят, чем питаются, когда выводят птенцов?

(На столе перед детьми находятся картинки с изображением птиц: дятла, воробья, скворца, соловья, кукушки, зяблика).

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я вас познакомлю с редкой птицей занесённой в Красную книгу Саратовской области. А вы знаете, что это за книга? (Ответы детей).

Воспитатель: Угадайте, какая птица в русской народной сказке угощала лису окрошкой? (Журавль).

Хотите посмотреть на журавля? (показ слайда).

Лесовичок: Журавль – это крупная птица с серебристо-серым оперением, на голове тёмная шапочка, украшенная красным пятнышком. Как вы думаете, а зачем журавлю длинные ноги и клюв? (Ответы детей)

Весной, прилетая на болото, журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашает потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом не в силах удержаться и сами пускаются в весёлый пляс.

Но приходит пора и этим беззаботным птицам надо заняться постройкой гнезда.

Для чего птицы вьют гнёзда?

Где журавли сроят гнёзда? (Ответы детей).

Птицы откладывают 1 – 3 крупных яйца. Насиживают яйца оба родителя, а через месяц из яиц вылупляются птенцы, едва обсохнув, птенцы следуют за родителями и в первый же день хорошо плавают, а уже через месяц – два готовы совершить далёкий полёт.

Когда на болотах созревают ягоды – клюква, брусника, голубика, журавли с удовольствием щиплют их. (слайд – ягоды)

Ребята, как вы думаете, журавли остаются зимовать? Почему? (Ответы детей).

С приходом осени над болотом слышно громкое курлыканье журавлей. Птицы готовятся к отлёту в жаркие страны.

Оберегайте , ребята, серых журавлей, это очень красивые птицы, и как уже сказали, они занесены в Красную книгу, их осталось очень мало.

Ну что ж, мне пора в лес возвращаться. Очень много дел.

Воспитатель: Не смеем тебя задерживать. Ребята, поблагодарим Лесовичка за интересный рассказ и попрощаемся. (Лесовичок уходит)

Воспитатель: В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, очень хорошее, самые лучшие качества и свойства.

Например:

1.С кем сравнивали выдающегося певца? (с соловьём, иволгой, малиновкой). Почему?

2.Храброго воина…(с орлом, соколом).

3.Красивую добрую девушку…(с ласточкой, голубушкой, лебёдушкой).

4.А видного парня .. (с соколиком, голубем)

Молодцы! Все справились.

А теперь представьте, что вы птицы.

Физкультминутка «Птицы» .

Дети, а вы любите наблюдать за птицами? Чем привлекают вас птицы?

Есть люди, которые занимаются наблюдением и изучением птиц. Это – орнитологи. Ещё их называют птицеведы, птичники. Представьте, что вы орнитологи, в чём будет заключаться ваша работа?

(Предположительные ответы детей:

- Орнитологи разводят и содержат птиц у себя дома;

- Они наблюдают за их жизнью в природе, питание, местонахождением, перелётами, окольцовывают для дальнейшего изучения;

- Они фотографируют их, рисуют, записывают голоса птиц;

- Они собирают открытки, марки, пёрышки;

- Они ходят в лес, поле, чтобы послушать пение птиц.)

Воспитатель: Как вы думаете, что люди изобрели, изучая полёт птиц? (самолёт).

Какую пользу приносят природе птицы? (ответы детей).

Мы с вами говорили о птицах наземных, а ещё бывают птицы водоплавающие. Как вы думаете, какие это птицы? Назовите их.

(ответы детей).

Бывает, что люди загрязняют водоёмы промышленными отходами, нефтью. Хотите проверить,  как это влияет на водоплавающих птиц?

Подойдём к столам и проведём опыт. Возьмите по одному пёрышку. Подбросьте пёрышко и внимательно посмотрите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо в растительное масло, (масло жирное, как нефть). Избыток масла можно снять, прижав перо к краям тарелочки.

И ещё раз перо подбросим вверх.

Что происходит с пером?

Как изменился полёт пера? Почему?

Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. А значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

И чтобы сберечь от гибели всех живых существ, люди проводят очистительные работы.

А мы с вами, ребята, можем как-то заботиться о птицах, охранять их?  (ответы детей, во время которых на доске выставляются «запрещающие знаки» поведения в природе).

А еще, для редких птиц, занесённых в Красную книгу,  создаются заповедники.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы.

Жизнь на земле без птиц была бы не так прекрасна. Они радуют нас своими звонкими песнями, красочными нарядами, ловкими трюками. Бывает, что человек вдруг загрустит или почувствует себя неважно, посмотрит он тогда на весёлых воробьёв, услышит их радостное чириканье и станет у него на душе легче.

Заботьтесь о птицах, наблюдайте за ними и получайте от этого удовольствие.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №148»

Методическая разработка занятия

по «Познавательному развитию»

для детей подготовительной группы

«Птицы нашего края»

Разработала: воспитатель высшей категории

Макарова Лариса Александровна

2024 г.

Программное содержание:

1.Уточнить представление детей о птицах, наиболее распространённом в нашем крае; закрепить знания детей об их внешнем виде, особенностях питания и выведения птенцов. Развивать связную речь детей.

2.Дать детям представление о местах обитания и жизни серого журавля, как о редкой птице занесённой в Красную книгу.

3.Дать детям понятие о науке орнитологии. Познакомить с профессией орнитолог.

4.Продолжать формировать знания детей о птицах, как о части природы, об их пользе и взаимодействии с ней.

5.Закрепить знания правил поведения в природе.

6.Воспитывать у детей человечность, доброту, милосердие, ответственное отношение к природе, в том числе к птицам. Развивать их эмоциональность, внимание, память, любознательность.

Словарная работа:

Обогащение словаря: орнитолог, курлычут, «птица счастья», водоплавающие и наземные птицы.

Активизация словаря: соколик, голубушка, лебёдушка.

Материал к занятию:

Иллюстрации птиц, видеозапись танца журавлей, Красная книга Саратовской области, пёрышки птиц, подсолнечное масло, схема изображения частей птиц, «запрещающие знаки» поведения в природе, фонограмма «Птицы».

Предварительная работа:

Чтение рассказов Н.Сладков «Сорочьи тараторки», В.Бианки «Кто чем поёт», «Чей нос лучше?». Слушание и пение песен о птицах. Чтение сказок и заучивание стихов. Проведение познавательных бесед о птицах по материалам Т.А.Шорыгиной.  Наблюдение за птицами на экологической тропе детского сада.  Изготовление кормушек для птиц (с родителями). Закрепление знаний о птицах через другие виды занятий.

Ход занятия:

На мольберте помещена схема

C:\Users\user\Desktop\клюв.png

C:\Users\user\Desktop\перо.png

C:\Users\user\Desktop\лапы птицы.gif

C:\Users\user\Desktop\крылья.png

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (О птицах).

Воспитатель: Почему вы так решили? (Ответы детей).

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто бы это мог быть?

(Входит Лесовичок).

Лесовичок: Здравствуйте ребята.

Воспитатель и дети: Здравствуй Лесовичок. Что привело тебя к нам?

Лесовичок: Нашёл я на тропинке конверт, а в нём рисунок птицы неизвестной, весь лес обошел, а птицы такой не нашёл. Вот хотел спросить, может ребята знают?

Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть на этот рисунок? Рассаживайтесь поудобней. (Достают рисунок птицы, изображение которой составлено из разных частей птиц). Ребята, как вы думаете, что это за птица? (Ответы детей).

Что-то здесь не так. Посмотрите внимательно, может части тела этой птицы вам кого-то напоминают? (Ответы детей)

Лесовичок, такой птицы не существует, кто-то подшутил  над тобой.

Лесовичок: Это, верно, Кикимора! Эх, и любит она меня разыгрывать.

Воспитатель: Дети, а каких птиц наших лесов и окрестностей вы знаете? Расскажите о них: как выглядят, чем питаются, когда выводят птенцов?

(На столе перед детьми находятся картинки с изображением птиц: дятла, воробья, скворца, соловья, кукушки, зяблика).

(Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я вас познакомлю с редкой птицей занесённой в Красную книгу Саратовской области. А вы знаете, что это за книга? (Ответы детей).

Воспитатель: Угадайте, какая птица в русской народной сказке угощала лису окрошкой? (Журавль).

Хотите посмотреть на журавля? (показ слайда).

Лесовичок: Журавль – это крупная птица с серебристо-серым оперением, на голове тёмная шапочка, украшенная красным пятнышком. Как вы думаете, а зачем журавлю длинные ноги и клюв? (Ответы детей)

Весной, прилетая на болото, журавли устраивают игры и танцы. Танцуют журавли и парами и всей стаей. Подходит журавль к журавлихе, встаёт перед ней и кланяется, кивает головой, приглашает потанцевать. Журавлиха прерывает охоту за лягушками, и танец начинается: журавли подпрыгивают, приседают, перебирают ногами, машут крыльями. Сначала птицы танцуют медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Скоро со всего болота собирается журавлиная стая, птицы образуют вокруг танцующей пары круг, а потом не в силах удержаться и сами пускаются в весёлый пляс.

Но приходит пора и этим беззаботным птицам надо заняться постройкой гнезда.

Для чего птицы вьют гнёзда?

Где журавли сроят гнёзда? (Ответы детей).

Птицы откладывают 1 – 3 крупных яйца. Насиживают яйца оба родителя, а через месяц из яиц вылупляются птенцы, едва обсохнув, птенцы следуют за родителями и в первый же день хорошо плавают, а уже через месяц – два готовы совершить далёкий полёт.

Когда на болотах созревают ягоды – клюква, брусника, голубика, журавли с удовольствием щиплют их. (слайд – ягоды)

Ребята, как вы думаете, журавли остаются зимовать? Почему? (Ответы детей).

С приходом осени над болотом слышно громкое курлыканье журавлей. Птицы готовятся к отлёту в жаркие страны.

Оберегайте , ребята, серых журавлей, это очень красивые птицы, и как уже сказали, они занесены в Красную книгу, их осталось очень мало.

Ну что ж, мне пора в лес возвращаться. Очень много дел.

Воспитатель: Не смеем тебя задерживать. Ребята, поблагодарим Лесовичка за интересный рассказ и попрощаемся. (Лесовичок уходит)

Воспитатель: В представлении людей с птицами всегда связывалось что-то возвышенное, очень хорошее, самые лучшие качества и свойства.

Например:

1.С кем сравнивали выдающегося певца? (с соловьём, иволгой, малиновкой). Почему?

2.Храброго воина…(с орлом, соколом).

3.Красивую добрую девушку…(с ласточкой, голубушкой, лебёдушкой).

4.А видного парня .. (с соколиком, голубем)

Молодцы! Все справились.

А теперь представьте, что вы птицы.

Физкультминутка «Птицы» .

Дети, а вы любите наблюдать за птицами? Чем привлекают вас птицы?

Есть люди, которые занимаются наблюдением и изучением птиц. Это – орнитологи. Ещё их называют птицеведы, птичники. Представьте, что вы орнитологи, в чём будет заключаться ваша работа?

(Предположительные ответы детей:

- Орнитологи разводят и содержат птиц у себя дома;

- Они наблюдают за их жизнью в природе, питание, местонахождением, перелётами, окольцовывают для дальнейшего изучения;

- Они фотографируют их, рисуют, записывают голоса птиц;

- Они собирают открытки, марки, пёрышки;

- Они ходят в лес, поле, чтобы послушать пение птиц.)

Воспитатель: Как вы думаете, что люди изобрели, изучая полёт птиц? (самолёт).

Какую пользу приносят природе птицы? (ответы детей).

Мы с вами говорили о птицах наземных, а ещё бывают птицы водоплавающие. Как вы думаете, какие это птицы? Назовите их.

(ответы детей).

Бывает, что люди загрязняют водоёмы промышленными отходами, нефтью. Хотите проверить,  как это влияет на водоплавающих птиц?

Подойдём к столам и проведём опыт. Возьмите по одному пёрышку. Подбросьте пёрышко и внимательно посмотрите за его плавным полётом. Теперь обмакните перо в растительное масло, (масло жирное, как нефть). Избыток масла можно снять, прижав перо к краям тарелочки.

И ещё раз перо подбросим вверх.

Что происходит с пером?

Как изменился полёт пера? Почему?

Когда водоплавающая птица садится на воду, покрытую нефтяной плёнкой, её перья загрязняются. А значит, птица не может взлететь и становится лёгкой добычей хищников.

И чтобы сберечь от гибели всех живых существ, люди проводят очистительные работы.

А мы с вами, ребята, можем как-то заботиться о птицах, охранять их?  (ответы детей, во время которых на доске выставляются «запрещающие знаки» поведения в природе).

А еще, для редких птиц, занесённых в Красную книгу,  создаются заповедники.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы.

Жизнь на земле без птиц была бы не так прекрасна. Они радуют нас своими звонкими песнями, красочными нарядами, ловкими трюками. Бывает, что человек вдруг загрустит или почувствует себя неважно, посмотрит он тогда на весёлых воробьёв, услышит их радостное чириканье и станет у него на душе легче.

Заботьтесь о птицах, наблюдайте за ними и получайте от этого удовольствие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в средней группе "Красная книга нашего края"

Данный материал будет интересен педагогам дошкольного образования и родителям детей дошкольного возраста. Конспект НОД составлен с учетом ФГОС ДО. Цель: создавать положительный эмоциональный наст...

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края».

Конспект занятий в средней группе. Тема: «Птицы нашего края». ...

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».

Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....

Конспект занятия для младшей группы(лепка) "Птицы нашего края"

Данный конспект поможет коллегам в проведении занятия с детьми младшего дошкольного возраста....

конспект по познавательному развитию "Зимующие птицы нашего края"

Интеграция: Речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.Цель; Создание условий для расширения представлений о мире живой природы.Задачи:Воспитательная: Воспитыв...

Конспект занятия по развитию речи "Птицы нашего края"

Конспект по развитию речи "Птицы нашего края"...