Занятия по познавательному развитию на тему: "Растения моего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Южный урал- уникальный кладезь растений, которых больше нет ни в одном уголке Земли. Все растения существуют в определеной климатической зоне и обладают своими особенностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dz_gruppano1_prishchenko_tatyana_valrevna_zanyatieno6.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой родной край
Сценарий.
Занятия по познавательному развитию на тему:
"Растения моего края"
в подготовительной школе группы
Программные задачи:
- Cистематизировать понятие о родном крае;
- Систематизировать понятие о растительных богатствах своего края;
- Обогащать сознание детей интересными содержательно – упорядоченными сведениями из разных областей науки (география, экология);
- Познакомить детей с причинно – следственными связями как одними из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
- Способствовать формированию у детей положительного отношения к растительному миру.
Цель:
- Познакомить детей с растениями нашего края – Южного Урала;
- Связать существование растений с природными климатическими особенностями;
- Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения;
- Активизировать память и внимание детей, развивать логическое мышление.
Материал:
- Иллюстрации деревьев:
- Лесного бора;
- Поляны с цветами;
- Поляны с кустарниками;
- Иллюстрация “Этажи леса”
- Репродукция картины И. Шишкина “Рожь”
- Карта мира
- Глобус
- Альбом “Лекарственные растения”.
Литература:
Энциклопедия для любознательных “Хочу всё знать” c. “Лес”, “Моя страна – Россия”, составители Н. Виноградова, Л.Соколова, с.37, 43, “Деревья, какие они?” Т.А. Шорыгина.
Словарная работа:
- Подлесок
- Дичка
- Падалица
- Климат
Сценарий:
На доске висит репродукция картины И.Шишкина "Рожь".
-Ребята,рассмотрите внимательно картину И.Шишкина "Рожь" и скажите,какая природа на ней изображена? (ответы детей)
-Правильно, такие деревья можно встретить у нас в России.
Работа с картой мира.
-Ребята, найдите и покажите на карте мира нашу страну - Россию.
-В каком крае мы живём с вами? (ответы детей)
-Найдите и покажите на карте Урал.
-А теперь Россию и наш край Урал на глобусе.
-Ребята, скажите, пожалуйста,а почему, то место на карте и на глобусе, где мы живём,изображено зелёным цветом? (ответы детей)
-Да, правильно.У нас на Урале очень много лесов.
Cтихотворение:
-Хорошо в лесу зелёном!
Травы стелются ковром,
А резные листья клёнов
Укрывают нас шатром.
Мы идём лесной тропою,
Смотрим мы по сторонам-
Пахнет травами и хвоей,
Блики бродят по стволам.
Мы зайдём в смолистый ельник,
Где и в жаркий полдень - тень,
Там заметим муравейник
И большой замшелый пень.
Огонёчки земляники
Зажигаются в траве,
Золотою рябью блики
Пробегают по листве.
Скоро выйдем на опушку,
Сядем на упавший ствол
И послушаем кукушку
Поглядим на танцы пчёл.
Сценарий:
Рассматриваем иллюстрации деревьев лесного бора, поляны с цветами, поляны с кустарниками.
-Ребята, я хочу вам сегодня предложить прогулку в лес. Посмотрите, на краю зелёного поля, возле тропинки, ведущей в густой еловый лес, стоят две берёзки. Белые берёзы склонились друг к другу, переплелись шелковистыми ветвями, образуя полукруглые воротца. Войдя в лесные ворота, мы окажемся в тенистом сумраке летнего бора. Сколько деревьев в лесу! Назовите их! (ответы детей с показом на иллюстрациях)
Cтихотворение:
-Мой друг, посмотри - это смешанный лес.
Берёзы растут, дубы, ели и сосны.
И даже свет солнца под ними исчез -
Закрыли деревьев богатые кроны.
Где встретишь деревья такой вышины?
В день знойный в лесу будет тень и прохлада.
Почувствуй ты прелесть лесной тишины -
Мне летом других удовольствий не надо!
С.В. Васильева.
Сценарий:
-Ребята, назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении.
-Перечислите названия деревьев, о которых говорится в стихотворении.
-Какие деревья вы ещё знаете?
-Как называется лес, в котором растут сосны и ели?
-Как называется лес,в котором растут берёзы и осины?
-Как называется лес,в котором растут ели,берёзы и осины?
(Ответы детей)
Физкульминутка:
-В лиственном лесу несколько этажей.Первый, самый высокий этаж это берёза, осина.
-Второй, пониже - рябина, клён, дикая яблоня.
-Следующий этаж - кустарники, орешник, боярышник, бересклет. Эти растения называют подлеском (проговаривание слова "подлесок").
-Под кустами растут высокие травы и цветы: колокольчик, ромашка, папоротник (иллюстрации), ниже ландыши, под ними прячутся земляника, голубика,а землю укрывают мягкие зелёные ковры мхов.
-Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу,в жаркий день освежает воздух. А как лес очищает воздух? (ответы детей)
-Ещё нам лес дарит плоды. Какие (ответы детей)
-А так же целебные травы (рассматриваем альбом).
-Лес даёт нам прочную древесину, из которой искусные мастера делают много необходимых вещей. Каких? (ответы детей)
Загадка:
-Красное румяное,я расту на ветке, любят меня взрослые, любят меня детки (ответы детей).
Сценарий:
-Правильно, ребята. В лесах Урала растут дикие яблони, их называют "дички" (проговаривание слова "дичка").
-Яблочки на них мелкие и жёсткие, кисло - горькие, но птицы любят ими полакомиться, а животные подбирают падалицу (проговаривание слова "падалица") - перезревшие, упавшие на землю яблоки - дички.
-Ребята,а почему эти растения растут у нас на Урале? (ответы детей)
-Да, правильно. Эти растения приспособились к нашему климату, т.е. погодным условиям Урала. Не зря со старых времён Урал называют "суровым". Почему? (ответы детей)
-На Урале чётко выражены все 4 времени года. Назовите их (ответы детей).
-Давайте подробнее поговорим об этом. Весной и летом весь растительный мир расцветает. Ветерок переносит пыльцу одних деревьев,а вокруг других медоносов вьются, жужжат пчёлы и осы, собирают сладкий душистый нектар. Перелетая с цветка на цветок,с дерева на дерево, насекомые опыляют растения. Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю пёстрым ковром. Опавшая листва согревает корни деревьев, как одеялом,а потом, перегнивая,удобряет почву. Зимой, когда наступают холода, деревья защищены от морозов корой, которая покрывает ствол дерева; а все мелкие и низкие растения прячутся под толстым слоем снега - под сугробами. Все растения зимой погружаются в сон: не питаются, не растут, ведь зимой мало влаги, света и питательных веществ, необходимых растениям. Но едва пригреет весеннее солнышко, земля оттаивает и начинается движение соков по тонким сосудикам, пронизывающим ствол деревьев. Почки набухают, затем появляются первые, ещё совсем маленькие, нежные , зелёные листочки.
Игра в слова:
-Какой лист? Лист берёзы -берёзовый, лист дуба - ?, лист липы - ?, лист осины - ?, лист клёна - ?, лист ивы - ?, лист тополя - ?, шишка сосны - ?, шишка ели - ?, ягоды рябины - ?.
-Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее берёзе (дубу, яблоне, осине, липе, сосне и т.д.)
Словарь:
Жёлудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливый, шишка, пух, дубрава, стройная, ягода, высокий, белоствольная, янтарь, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.
Составь рассказ - описание с опорой на план:
Как называется дерево?
Лиственное или хвойное?
Где чаше всего растёт?
Какую пользу приносит людям?
Сценарий:
-Ребята, весной сажают деревья. В народе говорят, что, если человек хочет оставить о себе хорошую память на земле, он должен посадить дерево.
Стихотворение:
-То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над водой
Край родной навек любимый
Где найдёшь ещё такой?
(Предлагаю детям зарисовать виды деревьев, которые они хотят посадить).
Заключение:
-Весной к нам возвращаются птицы.Послушайте, какой разговор у нас произошёл с журавлём.
Стихотворение:
-Жура - жура - Журавель,
Облетел он сто земель,
Мы спросили журавля:
"Где же лучшая земля?"
Он ответил, пролетая:
"Лучше нет родного края.
(Дети показывают своим рисунки, рассказывают о том, какие деревья они хотели бы посадить и почему).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».
Конспект НОД с детьми старшей группы с ОНР по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Растения – легкие Земли».Программное содержание:Коррекционно-обра...
Конспект организационной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: "Растение – живое существо"
Конспект ООД «Растение — живое существо!» для детей старшего дошкольного возраста Подготовила и провела:Воспитатель группы «Вишенка»Урбанова И. Юг. Новосиб...
конспект занятия по познавательного развитию "Моя безопасность в моих руках"
Образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, худо...
Конспект занятия по познавательному развитию «Прошлое и настоящее моей малой Родины»
Активизация познавательной деятельности обучающихся старшей группы посредством создания игровых проблемных ситуаций...
Конспект занятия по познавательному развитию № 8 во второй младшей группе Тема: «Растения (деревья, кусты, цветы)»
Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Растения (деревья, кусты, цветы)»...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Птицы нашего края"
для детей подготовительной группы...
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»
Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...