Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Птицы нашего края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Фарухшина Гузель Наиловна

для детей подготовительной группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОО «ПР». «ФЦКМ».                                                     05.04.2023 

Цель: закрепить у детей представление о птицах:

Задачи: 

1.Коррекционно-образовательная: продолжать формировать знания о птицах: их строении, особенностях поведения и жизнедеятельности, происхождения названий; продолжать формировать умение группировать птиц по признакам: перелетные, зимующие, дикие, домашние, лесные, водоплавающие, болотные, хищные; продолжать формировать умение устанавливать отношения понятий друг с другом (отношения противоположности, последовательности, причины и следствия, части и целого);

2.Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, всему природному миру; воспитывать чувство любви к родному краю, желание принять посильное участие в охране природных ресурсов.

3.Коррекционно-развивающая: развивать речь, логическое мышление, внимание, зрительную память;

Средства реализации: проектор презентация «Птицы», аудиозапись: «Голоса птиц», карточки с изображением птиц;

Предшествующая работа: знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; Разучивание стихов; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Закончи предложение», «Какой, какая», «Назови слово с заданным звуком», «Собери картинку», «Птичья столовая».

Ход ООД

1.Организационный момент.

Воспитатель: Полюбуйтесь, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день наступает,

И ручьи по оврагам шумят…

Скоро в гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День- деньской от зари до зари.

2.Основная часть

Ребята, вы знаете, что на нашей огромной планете Земля обитает множество живых существ: звери, рыбы, птицы, насекомые. А сегодня мы отправимся с вами в царство птиц.

Перекличка «Каких же птиц вы знаете?»

Воспитатель: Каких же вы знаете птиц?

Дети: - Галок, скворцов, уток, синиц,

- Дятлов, дроздов, сорок и ворон-

Птицы летят к нам с разных сторон.

-Я знаю кукушек, грачей, голубей,

- И сов, и орлов и еще журавлей.

- Известны мне чайки, стрижи, воробьи,

- Прекрасные лебеди и соловьи.

- К птицам относятся гуси, павлины,

- Аисты, ласточки, но не дельфины.

(Звучит запись голосов птиц)

Воспитатель. Вот мы и царстве птиц. Давайте послушаем, как они поют. А теперь вспомним строение тела птиц и скажите, что у них есть в отличие от других живых существ.

Дети. – Тело птиц покрыто перьями.

- У птиц есть клюв.

- У птиц есть крылья.

Воспитатель. А как птицы передвигаются?

Дети. Они летают.

Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?

Дети. - Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.

- Птицам помогают летать легкие крылья с полным стержнем и жесткие маховые крылья.

-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.

- Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу.

Воспитатель. Все правильно. Молодцы. А теперь займите свои места за столами.

Дети, на нашей планете живет около 9 тысяч самых разнообразных птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и невзрачные. И всех их изучает наука ОРНИТОЛОГИЯ. И чтобы узнавать и различать птиц, ученые орнитологи дали им названия. Многие птицы получили свои названия за особенности внешнего вида и поведения. Например, зяблика назвали так за то, что трясет гузкой.

(Показ слайдов.)

Дидактическая игра «Почему они так называются»

Цель. Закреплять знания о птицах. Объяснять этимологию названий птиц.

Ход.

Ребята, рассмотрев изображение, вам необходимо узнать птицу и объяснить, почему птицам дали такое название.

Дети. – Зимородок. Называется так почему, что его птенцы выводятся зимой.

-Стрижа назвали так потому, что он своим хвостом как будто воздух стрижет.

- Дрозда назвали так потому, что он издает звуки «дрз-дрз»

- Глухарь получил название за то, что в конце своей песни он глохнет.

- Снегиря назвали так потому, что он прилетает к нам с первым снегом.

- Поползень называется так потому, что он бегает по стволу, как будто ползает.

- Звонаря назвали так потому, что его песня похожа на звон колокольчика.

- Мухоловку назвали так за то, что она ловит мух.

Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Выходите на полянку. Сейчас мы с вами поговорим о птицам, которые живут в нашем крае. На какие две группы их можно условно разделить.

Дети. Их можно разделить на перелетных и зимующих.

Воспитатель. А какие птицы называются перелетными, а какие зимующими и почему?

Дети. Перелетными называются птицы, которые осенью улетают на юг, потому что зимой им холодно и трудно добывать корм, а весной возвращаются назад.

- Зимующие птицы никуда не улетают, а зимуют вместе с нами.

Дидактическая игра «Рассели птиц по домам»

Цель. Закреплять умение группировать птиц на зимующих и перелетных; решать проблемную ситуацию.

Воспитатель. Вот два дома с условными обозначениями (красный круг – перелетные птицы, синий квадрат – зимующие птицы, а на столе картинки с изображением птиц (дятел, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь, кукушка, грач, журавль, ласточка, жаворонок, попугай)

Распределите картинки по домам и назовите птиц.

Проблемная ситуация: куда отнести попугая?

Цель: подвести детей к тому, что ни к одной группе он не относится потому, что у нас не живет.

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)

Цель. Закреплять умение находить среди ряда птиц, сгруппированных по единому признаку, лишнюю, и объяснить причину.

Ход.

Воспитатель. Ребята, сейчас я буду называть вам цепочки названий птиц, а вы подумайте, назовите лишнюю и объясните, почему она лишняя. Кому мяч, тот и отвечает.

«Мы в одну игру играем,

Слово к слову подбираем».

а) стриж, кукушка, грач, щегол –

кто пойдет из круга вон?

Дети. Здесь лишний щегол, потому что он –зимующая птица, а остальные перелетные.

б) синица, дятел, чиж, скворец –

кто здесь лишний, наконец?

(здесь лишний скворец, потому что он – перелетная птица, а остальные – зимующие)

в) сорока, ворона, грач, соловей –

Кто здесь лишний, отвечай поскорей.

(здесь лишний соловей, потому что он строит свои гнезда на земле, а сорока, ворона, грач – на ветвях высоких деревьев)

г) коршун, ястреб, филин, клест –

Кто здесь лишний, вот вопрос?

(здесь лишний клест, потому что он питается семенами, а другие птицы –хищные)

д) курица, страус, пингвин, орел –

Выбирай, кто выйдет вон?

(здесь лишний орел, потому что он летает, а другие птицы летать не умеют)

е) цапля, аист, журавль, удод –

Выбирай, кто здесь не тот?

(здесь лишний удод, потому что он лесная птица, а остальные – болотные)

ж) утка, лебедь, гусь, глухарь –

Кто здесь лишний – выбирай?

(здесь лишний глухарь, потому что – лесная птица, а остальные – водоплавающие)

з) петух, утка, индюк, воробей –

кто здесь лишний отвечай поскорей.

(здесь лишний воробей, потому что он – дикая птица, а остальные домашние.

Дети, говорят, что птицы наши помощники и друзья, потому, что они приносят много пользы. А какую пользу приносят птицы?

Дети. – Птицы уничтожают насекомых –вредителей, которые портят саженцы деревьев и сельскохозяйственные культуры.

- Птицы поедают мух, тлей, мошек, комаров, которые вредят здоровью человека.

- Птицы разносят семена растений на дальние расстояния, из которых вырастают растения.

- Хищные птицы поедают остатки больных животных в лесу и мышей, которые портят урожаи на полях.

- Домашние птицы дают нам пух, яйца и вкусное мясо.

Воспитатель. Вот сколько пользы приносят птицы. Но их в природе становятся все меньше и меньше. Вырубаются леса, растет загрязнение воды и воздуха, много шума от городов и заводов. В Красную книгу занесено около 40 видов птиц (коршуны, совы, цапли, этих птиц нам в природе не увидеть, голосов их не услышать. Но птицы должны жить не в книге, а в природе. Давайте с вами подумаем, что надо делать, чтобы сохранить и защитить птиц?

Дети. – Зимой строить кормушки и подкармливать птиц.

- Весной строить птичьи домики

Воспитатель. Ребята, а чего делать нельзя.

Дети. – Нельзя шуметь в лесу и пугать птиц.

- Нельзя ловить их ловушками, стрелять по ним из рогатки, сажать в клетки.

- Нельзя разорять птичьи гнезда, разбивать птичьи яйца, трогать птенцов.

Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте же никогда не забывать этих правил и выполнять их.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Зимние долги»

3. Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, вот наше путешествие в царство птиц и заканчивается. Думаю теперь вы никогда не забудете о наших маленьких пернатых друзьях, будете беречь и охранять их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в старшей группе "Лес нашего края"

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры....

Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"

цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....

Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»

Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие  речи, совершенствование точного последовательного  воспро...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Птицы нашего края»

Обобщить у детей представление о птицах: у всех птиц есть голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги. Расширять представления о зимующих птицах. Развивать мышление, слуховое восприятие, у...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наша улица» (Правила дорожного движения) для детей старшей группы

Наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Д...