Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Птицы нашего края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
раздел "Формирование целостной картины мира" | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО «ПР». «ФЦКМ». 05.04.2023
Цель: закрепить у детей представление о птицах:
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная: продолжать формировать знания о птицах: их строении, особенностях поведения и жизнедеятельности, происхождения названий; продолжать формировать умение группировать птиц по признакам: перелетные, зимующие, дикие, домашние, лесные, водоплавающие, болотные, хищные; продолжать формировать умение устанавливать отношения понятий друг с другом (отношения противоположности, последовательности, причины и следствия, части и целого);
2.Коррекционно-воспитательная: воспитывать бережное отношение к птицам, всему природному миру; воспитывать чувство любви к родному краю, желание принять посильное участие в охране природных ресурсов.
3.Коррекционно-развивающая: развивать речь, логическое мышление, внимание, зрительную память;
Средства реализации: проектор презентация «Птицы», аудиозапись: «Голоса птиц», карточки с изображением птиц;
Предшествующая работа: знакомство детей с птицами и их жизнедеятельностью на занятиях по экологическому воспитанию, развитию речи, в ходе прогулок, при знакомстве со сказками и природоведческой литературой; Разучивание стихов; чтение рассказов о зимующих птицах. Дидактические игры: «Скажи ласково», «Чей, чья, чье», «Закончи предложение», «Какой, какая», «Назови слово с заданным звуком», «Собери картинку», «Птичья столовая».
Ход ООД
1.Организационный момент.
Воспитатель: Полюбуйтесь, весна наступает,
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день наступает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро в гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День- деньской от зари до зари.
2.Основная часть
Ребята, вы знаете, что на нашей огромной планете Земля обитает множество живых существ: звери, рыбы, птицы, насекомые. А сегодня мы отправимся с вами в царство птиц.
Перекличка «Каких же птиц вы знаете?»
Воспитатель: Каких же вы знаете птиц?
Дети: - Галок, скворцов, уток, синиц,
- Дятлов, дроздов, сорок и ворон-
Птицы летят к нам с разных сторон.
-Я знаю кукушек, грачей, голубей,
- И сов, и орлов и еще журавлей.
- Известны мне чайки, стрижи, воробьи,
- Прекрасные лебеди и соловьи.
- К птицам относятся гуси, павлины,
- Аисты, ласточки, но не дельфины.
(Звучит запись голосов птиц)
Воспитатель. Вот мы и царстве птиц. Давайте послушаем, как они поют. А теперь вспомним строение тела птиц и скажите, что у них есть в отличие от других живых существ.
Дети. – Тело птиц покрыто перьями.
- У птиц есть клюв.
- У птиц есть крылья.
Воспитатель. А как птицы передвигаются?
Дети. Они летают.
Воспитатель. Какие части тела помогают птицам летать?
Дети. - Птицам помогают летать широкие крылья, которыми они опираются на воздух.
- Птицам помогают летать легкие крылья с полным стержнем и жесткие маховые крылья.
-Птицам помогают летать хвост, который служит рулем.
- Птицы летают благодаря своему маленькому размеру и весу.
Воспитатель. Все правильно. Молодцы. А теперь займите свои места за столами.
Дети, на нашей планете живет около 9 тысяч самых разнообразных птиц. Есть птицы большие и маленькие, хищные и растительноядные, с яркой окраской и невзрачные. И всех их изучает наука ОРНИТОЛОГИЯ. И чтобы узнавать и различать птиц, ученые орнитологи дали им названия. Многие птицы получили свои названия за особенности внешнего вида и поведения. Например, зяблика назвали так за то, что трясет гузкой.
(Показ слайдов.)
Дидактическая игра «Почему они так называются»
Цель. Закреплять знания о птицах. Объяснять этимологию названий птиц.
Ход.
Ребята, рассмотрев изображение, вам необходимо узнать птицу и объяснить, почему птицам дали такое название.
Дети. – Зимородок. Называется так почему, что его птенцы выводятся зимой.
-Стрижа назвали так потому, что он своим хвостом как будто воздух стрижет.
- Дрозда назвали так потому, что он издает звуки «дрз-дрз»
- Глухарь получил название за то, что в конце своей песни он глохнет.
- Снегиря назвали так потому, что он прилетает к нам с первым снегом.
- Поползень называется так потому, что он бегает по стволу, как будто ползает.
- Звонаря назвали так потому, что его песня похожа на звон колокольчика.
- Мухоловку назвали так за то, что она ловит мух.
Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Выходите на полянку. Сейчас мы с вами поговорим о птицам, которые живут в нашем крае. На какие две группы их можно условно разделить.
Дети. Их можно разделить на перелетных и зимующих.
Воспитатель. А какие птицы называются перелетными, а какие зимующими и почему?
Дети. Перелетными называются птицы, которые осенью улетают на юг, потому что зимой им холодно и трудно добывать корм, а весной возвращаются назад.
- Зимующие птицы никуда не улетают, а зимуют вместе с нами.
Дидактическая игра «Рассели птиц по домам»
Цель. Закреплять умение группировать птиц на зимующих и перелетных; решать проблемную ситуацию.
Воспитатель. Вот два дома с условными обозначениями (красный круг – перелетные птицы, синий квадрат – зимующие птицы, а на столе картинки с изображением птиц (дятел, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь, кукушка, грач, журавль, ласточка, жаворонок, попугай)
Распределите картинки по домам и назовите птиц.
Проблемная ситуация: куда отнести попугая?
Цель: подвести детей к тому, что ни к одной группе он не относится потому, что у нас не живет.
Дидактическая игра «Четвертый лишний» (с мячом)
Цель. Закреплять умение находить среди ряда птиц, сгруппированных по единому признаку, лишнюю, и объяснить причину.
Ход.
Воспитатель. Ребята, сейчас я буду называть вам цепочки названий птиц, а вы подумайте, назовите лишнюю и объясните, почему она лишняя. Кому мяч, тот и отвечает.
«Мы в одну игру играем,
Слово к слову подбираем».
а) стриж, кукушка, грач, щегол –
кто пойдет из круга вон?
Дети. Здесь лишний щегол, потому что он –зимующая птица, а остальные перелетные.
б) синица, дятел, чиж, скворец –
кто здесь лишний, наконец?
(здесь лишний скворец, потому что он – перелетная птица, а остальные – зимующие)
в) сорока, ворона, грач, соловей –
Кто здесь лишний, отвечай поскорей.
(здесь лишний соловей, потому что он строит свои гнезда на земле, а сорока, ворона, грач – на ветвях высоких деревьев)
г) коршун, ястреб, филин, клест –
Кто здесь лишний, вот вопрос?
(здесь лишний клест, потому что он питается семенами, а другие птицы –хищные)
д) курица, страус, пингвин, орел –
Выбирай, кто выйдет вон?
(здесь лишний орел, потому что он летает, а другие птицы летать не умеют)
е) цапля, аист, журавль, удод –
Выбирай, кто здесь не тот?
(здесь лишний удод, потому что он лесная птица, а остальные – болотные)
ж) утка, лебедь, гусь, глухарь –
Кто здесь лишний – выбирай?
(здесь лишний глухарь, потому что – лесная птица, а остальные – водоплавающие)
з) петух, утка, индюк, воробей –
кто здесь лишний отвечай поскорей.
(здесь лишний воробей, потому что он – дикая птица, а остальные домашние.
Дети, говорят, что птицы наши помощники и друзья, потому, что они приносят много пользы. А какую пользу приносят птицы?
Дети. – Птицы уничтожают насекомых –вредителей, которые портят саженцы деревьев и сельскохозяйственные культуры.
- Птицы поедают мух, тлей, мошек, комаров, которые вредят здоровью человека.
- Птицы разносят семена растений на дальние расстояния, из которых вырастают растения.
- Хищные птицы поедают остатки больных животных в лесу и мышей, которые портят урожаи на полях.
- Домашние птицы дают нам пух, яйца и вкусное мясо.
Воспитатель. Вот сколько пользы приносят птицы. Но их в природе становятся все меньше и меньше. Вырубаются леса, растет загрязнение воды и воздуха, много шума от городов и заводов. В Красную книгу занесено около 40 видов птиц (коршуны, совы, цапли, этих птиц нам в природе не увидеть, голосов их не услышать. Но птицы должны жить не в книге, а в природе. Давайте с вами подумаем, что надо делать, чтобы сохранить и защитить птиц?
Дети. – Зимой строить кормушки и подкармливать птиц.
- Весной строить птичьи домики
Воспитатель. Ребята, а чего делать нельзя.
Дети. – Нельзя шуметь в лесу и пугать птиц.
- Нельзя ловить их ловушками, стрелять по ним из рогатки, сажать в клетки.
- Нельзя разорять птичьи гнезда, разбивать птичьи яйца, трогать птенцов.
Воспитатель. Правильно, ребята. Давайте же никогда не забывать этих правил и выполнять их.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Зимние долги»
3. Заключительная часть
Воспитатель. Ребята, вот наше путешествие в царство птиц и заканчивается. Думаю теперь вы никогда не забудете о наших маленьких пернатых друзьях, будете беречь и охранять их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в старшей группе "Лес нашего края"
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через познание природы родного края Югры....
Конспект занятия по познавательному развитию "Что значат наши имена"
цели:Закрепить знания о том, что у каждого человека есть свое имя,которое отличает его от других....
Конспект занятия по познавательному развитию на тему" Наша страна - Россия" для детей средней группы
Конспект...
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»
Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие речи, совершенствование точного последовательного воспро...
Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе «Птицы нашего края»
Обобщить у детей представление о птицах: у всех птиц есть голова, клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги. Расширять представления о зимующих птицах. Развивать мышление, слуховое восприятие, у...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наши помощники-органы чувств»
Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.Задачи:- закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и...
Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Наша улица» (Правила дорожного движения) для детей старшей группы
Наблюдение за стоящими автомобилями и движением транспорта во время прогулки; рассматривание иллюстраций с изображением улиц города, разных видов транспорта; работа с дидактическим материалом «Д...