Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей.
статья

Абулаесова Гульназ Ильдаровна

Одним из действенных средств воспитания и развития полноценного человека  является  устное народное творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                         Абулаесова Гульназ  Ильдаровна

       воспитатель, МБДОУ «Детский

     сад общеразвивающего вида №96»,

                                                           город  Нижнекамск.

                                                     

Роль  фольклора  в воспитании  начала культурного общения детей.

Одним из действенных средств воспитания и развития полноценного человека  является  устное народное творчество.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого  народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованных детям произведений фольклора: глубокое проникновение в психику ребенка, тонкий учет особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Павлова Л.Н. отмечала, что один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности, достигнуть который можно эмоциональностью. Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения взрослого с малышом большое значение имеют потешки, загадки, сказки и песенки. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого татарского народа. Произведения фольклора можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности.

Фольклорные произведения желательно сопровождать действиями или, наоборот, действия сопровождать чтением, обыгрывать их. Чтение потешки, в которой употребляется имя ребенка, вызывает у него радость, желание повторить ее.
Например, разыгрывание несложного диалога на материале малых фольклорных форм способствует формированию коммуникативных навыков, адекватного эмоционального отношения к персонажам. При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, расчесывать волосы, пользоваться носовым платком, например, стихи Б.Рахмата «Су»,
 М.Фәйзуллиной  «Шапшак  Гөлшат».

Соответственно, переоценить влияние фольклора на развитие ребенка практически невозможно. Фольклор способен   оказывать   значительное   влияние на   развитие ребенка, а значит влияние   народного творчества  на  развитие  ребенка  будет  только позитивным. Чем раньше вы начнете знакомить малыша с фольклором, тем чаще вы станете это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои  мысли,  свои  эмоции.
А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашел свое место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребенка с фольклорными произведениями как можно раньше.

 Сила фольклора, как средство эстетического и нравственного воспитания в семье и обществе заключается в том, что произведения фольклора своим содержанием учат детей различать добро и зло, а также поведению детей «это можно», «это нельзя», «это хорошо», «это дурно». Детей учат давать ответы на главные вопросы о том, что будет, если ты в своей жизни   будешь   совершать   лишь добрые дела по отношению к людям, животным, деревьям, растениям? Или что может случится с тобой, если ты причинишь зло людям, животным, деревьям, земле, растениям? При   инсценировках сказок, дети обыгрывают определенные роли и передают характер   сказочного героя, например роль  медведя, лисы, зайца, тем самым самостоятельно делает выводы о своем поведении, стараясь избежать  ошибки героев фольклорных произведений.
Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх.

 Таким образом, Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации татарской песни, яркая народная игрушка в национальном костюме являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе, с которой встречается ребёнок с малых лет.

Литература:

  1. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные навыки общения и роль игры в развитии общения детей

В материале рассмотрены в теоретическом аспекте коммуникативные навыки общения и роль игры в развитиии общения детей, а также представлены  игры для детей подготовительной группы детского сада, с...

КУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.  Культура общения дошкольников в современных психолого– педагогических исследованиях 2. Содержание воспит...

Психолого - педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста. Презентация на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми".

Презентация содержит в себе материал на тему: "Особенности общения с застенчивыми детьми", где расскрываются - понятие застенчивости, что оно в себя включает, причины застенчивости, особенности п...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Перспективный план - программа по теме самообразования «Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей»

Знакомить детей с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками,обычаими и традициями....

Игрушка как средство общения детей дошкольного возраста. Роль игрушки в общении ребенка со взрослыми

Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенности психического развития ребенка. В первом полугодии первого года жизни ведущей деятельностью являетс...