Перспективный план - программа по теме самообразования «Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Абулаесова Гульназ Ильдаровна

Знакомить детей с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками,обычаими и традициями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №96 «Елмаю» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Перспективный план - программа по теме самообразования «Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей»

                                                                                                                                            Выполнила педагог

подготовительной                                                                                                                                        

к школе группы:

Абулаесова Г. И.

                                                                                                                                           

г. Нижнекамск

2022г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Образовательная программа «Татарский фольклор» построена в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей, утвержденными письмом министерства образования и науки РФ, департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Татарский фольклор» – художественная. Образовательная область – фольклорное искусство.

Актуальность. Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Колыбельная песня, хоровод, обряд, ритуальное действие помогают осознать многие актуальные проблемы развития с совершенствования человека.

Актуальность заключается еще в том, чтобы привить детям любовь к фольклору, фольклорной песне, привить интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и, прежде всего идейно- нравственная задача современного образования и культуры. Так как знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно-смысловом строе.

Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народно-поэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения, не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов. Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Знания, приобретенные по всему циклу в комплексе, дают возможность глубже познать действительность, исторические и национальные особенности своего народа.

Основная цель: привить любовь к татарскому фольклору, привить интерес и уважение к своим истокам и к национальным особенностям своего народа.

Задачи программы:

Образовательные:

1.     Знакомить детей с татарским народным музыкальным творчеством, традиционными праздниками;

2.     Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения;

3.     Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

Воспитательные:

1.     Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей;

2.     Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

3.     Воспитывать в детях толерантность.

Развивающие:

1.     Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

2.     Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

3.     Познакомить детей с лучшими образцами музыкально–поэтического фольклора не только своей местности, но и разных областей России, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор;

4.     Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

5.     Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Методические приемы:

1.     наглядный, словесный, практический;

2.     беседы с детьми;

3.     слушание татарских народных песен, сказок;

4.     инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Режим занятий по году обучения:

1-й год обучения – 2 раза  в неделю по 2 часа.

2-й-3-йгоды обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

Количество учащихся в учебной группе:

1-й год обучения – до 15 детей

2-й год обучения – до 15 детей

3-й год обучения – до 15 детей

Количество часов в год:

1-й год обучения 144 часа

2-й – 3-й годы обучения – 216 часов

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

Ребята, посещающие фольклорное объединение I учебного года

должны знать:

- что обозначает понятие «фольклор», и воспринимать татарскую культуру, как часть мировой культуры;

- народное искусство, его песни, танцы, игры;

- народные календарные праздники, обычаи и обряды;

должны уметь:

- петь татарские народные песни;

- танцевать танцы;

- различать фольклорные жанры;

Ребята, посещающие фольклорное объединение II учебного года

должны знать:

- воспринимать татарскую культуру, как часть мировой культуры;

- народное искусство, его песни, танцы, игры;

- народные календарные праздники;

- обычаи и обряды;

- татарские традиции;

- татарские пословицы, поговорки, сказки.

должны уметь:

- петь песни на татарском языке;

- петь татарские народные песни;

- выразительно и красиво рассказывать стихотворения;

- инсценировать татарские народные сказки;

- свободно держать себя на сцене.

Ребята, посещающие фольклорное объединение III учебного года

должны знать:

- воспринимать татарскую культуру как часть мировой культуры;

- народное искусство: его песни, танцы, игры, и т.д.;

- народные календарные праздники;

- обычаи и обряды;

- татарские традиции;

- пословицы;

- поговорки;

- сказки;

- песни;

- народные танцы;

- крылатые слова.

должны уметь:

- петь татарские народные песни;

- выразительно и красиво рассказывать стихотворения, сказки и т.д.;

- инсценировать татарские народные сказки;

- свободно держать себя на сцене.

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план на первый год:

 

№ п/п

Наименование

раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

 

I.

Знакомство с предметом: определение понятий “фольклор”, “народное искусство”, “народная литература и роль данного предмета в развитии татарского языкознания.

4

2

2

 

II.

Выяснение особенностей татарской народной культуры, ее похожести и различий с фольклором других народов

6

2

 

4

 

III.

Знакомство с видами фольклора

16

8

8

 

IV.

Народное искусство:

Теория: песенный жанр в татарском языке. Виды песенного жанра: колыбельные, исторические и лирические.

IV.1. Изучение татарских народных песен

«Сандугачым», «Зәлилә», «Чәчү чәчкәндә», «Әлли-бәлли-бәү».

10

2

8

 

 

IV.2. Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар)

Теория: Роль игр в жизни татарского народа. Виды игр.

“Төймә – төймә”

“Алия –Гөлия”

“Алларын да алырбыз”

“Миңлебай”

“Чәчү-чәчү”

12

2

10

 

V.

Определение особенностей народного быта, и национальных костюмов татарского народа.

8

2

6

 

VI.

Народный календарь

Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Сабантуй»

«Нардуган»

«Каз өмәсе»

«Нәүрүз» и.т.д.

12

2

10

 

VII.

Знакомство с композиторами и собирателями татарской песни, историей и особенностями народного танца

13

5

8

 

VIII.

Изучение татарских народных сказок.

21

3

18

 

IX.

Театрализация фольклорных праздников

8

2

6

 

X.

Изучение потешного фольклора: заклички (эндәшләр), приговорки (әйтенүләр), прибаутки (әйтешләр)

8

2

6

 

XI.

Изучение малых жанров татарского фольклора: загадки, пословицы и поговорки.

15

5

10

 

 

XII.

Контрольные проверочные срезы

5

-

5

 

XIII.

Итоговые занятия

6

-

6

 

 

Всего занятий:

144

 

 

 

 

Тематический план на 1 уч. год.

 

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата

I. 1.

 

2.

 

 

3.

 

 

II.

1.

 

 

2.

 

 

 

 

 

III.

1.

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

 

6.

 

7.

 

 

8.

 

 

 

 

IV.

 

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

 

 

 

 

1.

2.

 

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

 

V.

1.

 

2.

 

3.

 

 

VI.

1.

 

2.

3.

 

4.

 

5.

 

 

 

 

VII

1.

 

 

2.

 

 

VIII.

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

5.

6.

7.

 

 

 

IX.

 

 

 

X.

 

 

1.

2.

3.

 

 

 

XI.

 

 

 

1.

2.

 

3.

4.

 

5.

Введение: Татарская культура, как часть мировой культуры.

Возникновение и особенности развития татарского фольклора

 

Определение роли татарского фольклора в развитии языка.

Проведение инструктажа.

 

Особенности татарской культуры. Связь поколений.

 

Похожесть и различия татарского фольклора с фольклором других народов.

А) Русский фольклор

Б) Английский фольклор

В) Башкирский фольклор

Контрольный срез

 

Классификация видов фольклора. Особенности ее разделения

 

Трудовые песни – (сформировались в процессе работы, например, посева, вспашки, сенокоса. Представляют собой разнообразные выкрики, сигналы, напевы, напутствия, песенки).

 

Календарный фольклор – заговоры, приметы.

 

Свадебный фольклор.

 

Необрядовый фольклор – это малые фольклорные жанры, пословицы, побасенки, приметы и поговорки.

 

Устная проза – предания, легенды, былины

 

Детский фольклор – пестушки, потешки, колыбельные.

 

Художественное творчество – волшебные, бытовые сказки и сказки о животных, баллады, романсы, частушки.

 

Итоговое занятие

Народное искусство

IV.1. Изучение татарских народных песен

 

Песенный жанр и особенности ее развития.

 

Виды песенного жанра: исторические, колыбельные и лирические

Разучивание песни «Зәлилә».

 

Разучивание песни «Сандугачым».

 

Разучивание песни “Чәчү чәчкәндә”

 

Разучивание песни “Әлли-бәлли-бәү”

 

Контрольный срез

 

IV.2. Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар)

 

Игра в жизни татарского народа.

Виды игр.

 

Разучивание игры “Төймә – төймә”

Разучивание игры “Алия –Гөлия”

Разучивание игры “Алларын да алырбыз”

Разучивание игры “Миңлебай”

Разучивание игры “Чәчү-чәчү”

 

Итоговое занятие

 

 

Особенности народного быта татарского народа.

Национальные костюмы татарского народа.

 

Создание выставки “Национальные костюмы” (слайд-экспозиция)

 

Народный календарь

Календарные праздники и обряды

 

Особенности праздника «Сабантуй»

Роль праздника «Нардуган» в татарском фольклоре

Праздник «Каз өмәсе» и особенности ее проведения

Праздник весны и красоты «Нәүрүз» и.т.д.

 

Итоговое занятие

 

 

Композиторы и собиратели татарской песни (Альмухаметов Г.С., Бакиров Э.З., Габяши С.Х.

 

История и особенности народного танца.

Контрольный срез

 

 

Изучение татарских народных сказок.

Народные сказки и их роль в татарском фольклоре.

Изучение татарской народной сказки “Алтын алма”.

Изучение татарской народной сказки “Зөлкарнәй батыр”.

Изучение сказки “Ак байтал”

Изучение сказки “Ялкау малай”.

Изучение сказки “Өч бүләк”

Создание выставки по иллюстрациям к прочитанным сказкам.

Итоговое занятие

 

Театрализация фольклорных праздников

Театрализованная постановка фольклорного праздника “Карга боткасы”

 

Изучение потешного фольклора: особенности появления и развития

 

Заклички (эндәшләр)

Приговорки (әйтенүләр)

Прибаутки (әйтешләр)

 

Контрольный срез

 

Изучение малых жанров татарского фольклора: загадки, пословицы и поговорки.

 

Загадки о явлениях природы.

Загадки о предметах быта.

 

Пословицы о Родине.

Пословицы о дружбе.

 

Поговорки.

 

Контрольный срез

Итоговое занятие за I год обучения

 

 

 

 

1

 

1

 

 

2

 

 

 

2

 

 

4

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

2

 

3

 

 

 

2

 

2

 

 

3

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

 

 

 

 

1

1

 

2

2

2

2

2

 

1

 

 

2

 

4

 

2

 

 

 

2

 

3

2

 

2

 

3

 

1

 

 

5

 

 

 

8

1

 

 

 

3

 

3

 

4

 

3

3

3

2

 

1

 

8

 

 

 

2

 

 

2

2

2

 

1

 

 

 

 

 

3

3

 

3

3

 

3

 

1

2

 

 

Содержание учебного процесса на первый год

Вводные занятия.

Знакомство детей с предметом “Татарский фольклор”, с понятиями “народное искусство”, “народная литература” и определение роли данного предмета в развитии татарского языкознания. Выявление особенностей татарской народной культуры, ее похожести и различий с фольклором других народов.

I. Познакомить с видами фольклора, классификацией видов фольклора и особенности ее разделения. Дать сведения о песенном, календарном, свадебном, необрядовом, детском фольклоре.

II. Познакомить с народным искусством татар: дать подробную информацию о песенном жанре, и о его основных видах (исторические, колыбельные, лирические). Изучение татарских народных песен «Сандугачым», «Зәлилә», «Чәчү чәчкәндә», «Әлли-бәлли-бәү». Дать свдения об играх с песнями и танцами. Разучивание игр “Төймә – төймә”, “Алия –Гөлия”, “Алларын да алырбыз”, “Миңлебай”, “Чәчү-чәчү”.

III. Знакомство детей с особенностями татарского быта: жилище, обустройство дома, домашняя утварь. Дать сведения о национальных татарских костюмах.

IV. Знакомство с календарными праздниками и обрядами «Сабантуй», «Нардуган», «Каз өмәсе», «Нәүрүз» и.т.д.

V. Знакомство с композиторами и собирателями татарской песни, историей и особенностями народного танца (Альмухаметов Г.С., Бакиров Э.З., Габяши С.Х).

VI. Изучить татарские народные сказки “Ак байтал”, “Зөлкарнәй батыр”, “Алтын алма”, “Ялкау малай”, “Өч батыр”

VII. Подготовить театрализованная постановку фольклорного праздника “Карга боткасы”.

VIII. Изучение потешного фольклора: заклички (эндәшләр), приговорки (әйтенүләр), прибаутки (әйтешләр).

IX.   Контрольные срезы: Проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; а также выявление творческих потенциалов детей. Проводятся со стороны администрации. Срезы  проводятся после каждого раздела.

X. Итоговые занятия: Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору.

 

Учебно-тематический план на второй год:

 

№ п/п

Наименование

раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

 

I.

Введение: татарский фольклор и его особенности. Виды фольклорного искусства.

15

5

10

 

II.

Народное искусство: песенный жанр. Изучение лирических песен: «Сөлге чигәм», «Бөрлегәнем», «Эх, алмасы», «Авыл көе».

20

5

 

15

 

III.

Народная хореография: народные танцы татар. Изучение танцев «Шома бас», «Эх, алмасы», «Яңа Әлем»

 

17

2

15

 

IV.

Игры с песнями и с танцами.

Изучение игр «Йөзек салыш», «Кулъяулык», «Ак калач».

 

18

4

14

 

V.

Изучение пословиц и поговорок татарского народа

18

2

16

 

VI.

Изучение татарских народных сказок “Өч кыз”, “Үги кыз”, “Елан патшасы Шаһмара”.

32

2

30

 

VII.

Народный календарь: изучение народного праздника «Сөмбелә», «Җыен».

19

2

17

 

VIII.

Народная кулинария. Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Бәлеш»,

«Кош теле», «Вак бәлеш».

 

19

2

17

 

IX.

Изучение загадок татарского народа.

17

2

15

 

X.

Скороговорки и их место в развитии татарского фольклора

10

2

8

 

XI.

Изучение истории возникновения татарского фольклора

20

5

15

 

 

XII.

Контрольные проверочные срезы

5

-

5

 

XIII.

Итоговые занятия

6

-

6

 

 

Всего занятий:

216

 

 

 

 

 

 

Тематический план на второй учебный год.

 

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата

I.

1.

2.

3.

 

 

II.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

 

 

 

III.

1.

 

2.

3.

4.

 

 

 

IV.

 

1.

 

2.

3.

4.

 

 

V.

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

 

VI.

1.

2.

3.

4.

 

 

 

 

VII.

 

1.

 

2.

 

 

 

 

VIII.

 

 

 

 

 

 

 

IX.

1.

2.

3.

 

 

X.

 

1.

 

2.

 

 

XI.

 

1.

 

2.

3.

4.

 

5.

 

6.

Введение:

Татарский фольклор и его особенности.

Виды фольклорного искусства.

Значение татарского фольклора в истории народа.

 

 

Народное искусство: песенный жанр.

Виды песенного жанра.

Особенности лирических песен.

Изучение лирической песни «Сөлге чигәм».

Изучение лирической песни «Бөрлегәнем».

Изучение лирической песни «Эх, алмасы».

Изучение лирической песни «Авыл көе».

 

Контрольный срез

 

 

Народная хореография: народные танцы татар.

Изучение танца «Шома бас».

Изучение танца «Эх, алмасы».

Изучение танца «Яңа Әлем»

 

Контрольный срез

 

Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар)

Игра в жизни татарского народа.

Виды игр.

Изучение игры «Йөзек салыш».

Изучение игры «Кулъяулык».

Изучение игры «Ак калач».

 

Итоговое занятие

 

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Пословицы татарского народа: история. Виды пословиц.

Поговорки татарского народа: история. Виды.

 

Итоговое занятие

 

 

Изучение татарских народных сказок.

Театрализованная постановка сказки “Өч кыз”.

Театрализованная постановка сказки “Үги кыз”.

Театрализованная постановка сказки “Елан патшасы Шаһмара”.

Контрольный срез

 

Народный календарь: истоки праздников и традиции их проведения.

Изучение и проведение народного праздника «Сөмбелә».

Изучение и проведение народного праздника «Җыен».

 

Итоговое занятие

 

Народная кулинария: татарские национальные блюда и основы их приготовления.

Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Бәлеш»,

«Кош теле», «Вак бәлеш».

Итоговое занятие

 

Изучение загадок татарского народа.

Загадки о животных.

Загадки о домашней утвари.

Загадки о человеческих качествах.

Контрольный срез

 

Скороговорки и их место в развитии татарского фольклора.

Знакомство со скороговорками татарского народа.

Заучивание скороговорок.

Контрольный срез

 

 

Изучение истории возникновения татарского фольклора.

Истоки появления татарского фольклора.

Пути становления татарского фольклора.

Ученые, которые занимались сбором и обработкой материала.

Взаимосвязь татарского фольклора с культурой и традициями других стран.

Татарский фольклор сегодня.

 

Итоговое занятие за II год обучения

 

 

6

4

5

 

 

 

4

4

4

2

2

2

2

 

1

 

 

4

 

4

4

5

 

1

 

 

 

6

 

4

4

4

 

1

 

6

 

6

 

6

 

 

1

 

 

2

10

 

10

 

10

 

1

 

2

 

8

 

9

 

 

1

 

6

 

 

13

 

 

1

 

4

4

4

5

1

 

2

 

4

 

4

1

 

 

4

 

4

4

2

 

4

 

2

 

2

 

 

 

Содержание учебного процесса на второй год.

 

Вводное занятия: определение места предмета “Татарский фольклор” в татарском языкознании, повторение понятий “народное искусство”, “народная литература”. Знакомство с видами фольклорного искусства.

I. Продолжение работы над жанром “народное искусство”. Дать сведения о лирических песнях. Изучение лирических песен: «Сөлге чигәм», «Бөрлегәнем», «Эх, алмасы», «Авыл көе».

II. Дать сведения о народной хореографии, о народных танцах татар. Изучение танцев «Шома бас», «Эх, алмасы».

III. Продолжить работу над изучением игр с песнями и с танцами.

Изучение игр «Йөзек салыш», «Кулъяулык».

IV. Изучение пословиц и поговорок татарского народа. Дать сведения о истории и видах пословиц и поговорок.

V. Продолжить работу над изучением татарских народных сказок.

Чтение и подробныйй анализ сказок  “Өч кыз”, “Үги кыз”.

VI. Дать сведения о народный календаре: изучение народного праздника «Сөмбелә», «Җыен».

VII. Изучить особенности национальной кулинарии. Знакомство детей с народными татарскими блюдами: «Бәлеш», «Кош теле», «Вак бәлеш».

VIII. Изучение загадок татарского народа. Подробный разбор загадок о животных; загадок о домашней утвари; загадок о человеческих качествах.

 

IX. Знакомство со скороговорками татарского народа и определение их места в развитии татарского фольклора

X. Контрольные срезы: Проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; а также выявление творческих потенциалов детей. Проводятся со стороны администрации. Срезы  проводятся после каждого раздела.

XI. Итоговые занятия: Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору.

 

 

Учебно-тематический план на третий год:

 

№ п/п

Наименование

раздела и темы

Кол-во уроков

Теория

Практика

 

I.

Введение: татарский фольклор, как часть мирового фольклора. Наш вклад в  её развитии.

15

5

10

 

II.

Народное искусство: песенный жанр. Изучение исторических песен.

20

5

 

15

 

III.

Народная хореография: народные танцы татар. Изучение танцев «Казан сөлгесе», «Лирический танец с платками», «Танец  двух друзей»

 

17

2

15

 

IV.

Игры с песнями и с танцами.

«Чума үрдәк – чума каз», «Түбәтәй», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Яулык алыш».

18

4

14

 

V.

Изучение пословиц и поговорок татарского народа: о взаимотношении родителей и детей; о знании, о труде.

18

2

16

 

VI.

Изучение татарских народных сказок. Сказки о животных. Изучение сказок “Хәйләкәр төлке”, “Ак бүре”

32

2

30

 

VII.

Мифы и легенды татарского народа.

19

2

17

 

VIII.

Знакомство детей с баитами. Изучение баита “Сөембикә”.

 

19

2

17

 

IX.

Изучение загадок татарского народа. Загадки о школьных предметах, загадки о предметах одежды.

17

2

15

 

X.

Знакомство с обрядами татарского народа

10

2

8

 

XI.

Театрализованная постановка татарской народной сказки “Үги кыз”.

20

5

15

 

 

XII.

Контрольные проверочные срезы

5

-

5

 

XIII.

Итоговые занятия

6

-

6

 

 

Всего занятий:

216

 

 

 

 

Тематический план на третий учебный год.

 

№ п/п

Содержание занятий

Кол-во

часов

Дата

I.

1.

 

2.

3.

 

 

II.

1.

2.

3.

 

4.

5.

 

6.

 

 

 

 

III.

1.

 

2.

3.

 

 

 

IV.

 

1.

 

2.

3.

4.

5.

 

 

 

V.

 

1.

 

2.

3.

 

 

 

 

VI.

1.

2.

 

 

 

 

VII.

 

1.

2.

3.

 

 

 

VIII.

 

 

 

IX.

1.

2.

 

 

 

X.

1.

2.

 

 

 

XI.

 

 

Введение:

Татарский фольклор и его место в мировом фольклоре.

Наш вклад в развитие фольклора

Татарский фольклор сегодня

 

 

Народное искусство: песенный жанр.

Виды песенного жанра.

Особенности исторических песен.

Изучение исторической песни «Олы юлның тузаны».

Изучение исторической песни «Ак калфак».

Изучение исторической песни «Пугачау явы».

Изучение исторической песни «Себер юллары».

 

Контрольный срез

 

 

Народная хореография: народные танцы татар.

Изучение танца «Казан сөлгесе».

Изучение танца «Танец  двух друзей».

 

Контрольный срез

 

Игры с песнями и с танцами (Җырлы-биюле уеннар)

Игра в жизни татарского народа.

Виды игр.

Изучение игры «Чума үрдәк – чума каз».

Изучение игры «Түбәтәй».

Изучение игры «Ал кирәк, гөл кирәк».

Изучение игры «Яулык алыш».

 

Итоговое занятие

 

Изучение пословиц и поговорок татарского народа.

Пословицы и поговорки о взаимоотношении родителей и детей.

Пословицы о знании.

Пословицы о труде.

 

Итоговое занятие

 

 

Изучение татарских народных сказок.

Изучение сказки “Хәйләкәр төлке”.

Изучение сказки “Ак бүре”.

 

Контрольный срез

 

 

Мифы и легенды татарского народа.

 

Изучение легенды «Зөһрә йолдыз».

Изучение мифа «Җир ничек яралган».

Изучение легенды «Төпсез күл».

 

Итоговое занятие

 

Знакомство детей с баитами.

Изучение баита “Сөембикә”.

Итоговое занятие

 

Изучение загадок татарского народа.

Загадки о школьных предметах.

Загадки о предметах одежды

 

Контрольный срез

 

Знакомство с обрядами татарского народа

Календарные обряды: “ураза гаете”.

Семейные обряды: “бала туу”, “никах”, “соңгы юлга озату”.

Контрольный срез

 

 

Театрализованная постановка татарской народной сказки “Үги кыз”.

 

Итоговое занятие за II год обучения

 

 

5

 

5

5

 

 

 

4

4

3

 

3

3

 

3

 

 

1

 

 

7

 

5

5

 

1

 

 

 

6

 

3

3

3

3

 

1

 

3

 

5

 

5

5

 

1

 

 

7

10

15

 

1

 

 

4

 

5

5

5

 

1

 

4

15

1

 

5

6

6

 

1

 

4

2

4

 

1

 

 

20

 

 

2

 

 

 

Содержание учебного процесса на третий год.

 

Вводное занятия: Определение татарского фольклора в развитии мировой культуры. Роль и развитие татарского фольклора во времени. Определение задач татарского фольклора в нашем обществе.

I. Продолжение работы над жанром “народное искусство”. Дать сведения о исторических песнях. Изучение исторических песен «Олы юлның тузаны», «Ак калфак», «Пугачау явы», «Себер юллары».

II. Дать сведения о народной хореографии, о народных танцах татар. Изучение танцев «Казан сөлгесе», «Танец  двух друзей».

III. Продолжить работу над изучением игр с песнями и с танцами. «Чума үрдәк – чума каз», «Түбәтәй», «Ал кирәк, гөл кирәк», «Яулык алыш».

IV. Продолжить работу над изучением пословиц и поговорок татарского народа: о взаимотношении родителей и детей; о знании, о труде.

V. Изучение татарских народных сказок. Сказки о животных. Изучение сказок “Хәйләкәр төлке”, “Ак бүре”.

VI. Знакомство с мифами и легендами татарского народа. Изучение мифов и легенд «Зөһрә йолдыз», «Җир ничек яралган», «Төпсез күл».

VII. Знакомство детей с баитами. Изучение баита “Сөембикә”.

VIII. Изучение загадок татарского народа. Подробный разбор загадок о предметах одежды, школьных предметах.

 

IX. Знакомство с обрядами татарского народа: изучить календарные и свадебные обряды.

X. Контрольные срезы: Проведение контроля знаний, умений и навыков пройденного материала; а также выявление творческих потенциалов детей. Проводятся со стороны администрации. Срезы  проводятся после каждого раздела.

XI. Итоговые занятия: Систематизирование и обобщение пройденного материала по фольклору.

 

 

Использованная литература на кружковом занятии:

 

1) Татарский песенник «Яраткан жырлар»,     Казань, 1989;

2) Татарский песенник «Жырлыйк та, биик тэ»,     Казань, 1988;

3) Ф.С. Сафиуллина «Татарский язык. Самоучитель»,   Казань,  1991;

4) Аудиодиск татарских песен « 16 караоке».

5) Аудиодиск татарских песен « 1500 караоке».

 

 

Список  литературы:

 

1. Бакиров М. Шигърият бишеге // Гомумтөрки поэзиянең яралуы һәм иң борынгы формалары / М.Бакиров. — Казан:”Мәгариф”, 2001.

2. Мозафаров М. Татар халык көйләре / М. Мозафаров, Ю. Виноградов, З. Хайруллина. – М., 1964. – 347 б

3. Надиров И. Тарихи һәм лирик җырлар / И. Надиров. – Казан: Татар. кит. нәшр., 1988. – 234 б

4. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. – М., 2000. – 219 с.

5. Татар халык иҗаты. Мәкальләр һәм әйтемнәр. – Казан: Тат.кит.нәшр., 1987. – 591 б.

6. Татар халык иҗаты. – Казан: Мәгариф, 2005. – 200 б.

7. Урманче Ф. Татар халык иҗаты / Ф. Урманче. – Казан: Мәгариф, 2002. – 234 б.

 

 

Интернет ресурсы

 

 

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские  электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и 

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»

Индивидуальный план работы по теме самообразования «Роль сказки в развитии речи дошкольников»...

Перспективный план работы по теме самообразования "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Актуальность: В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличие...

Перспективный план работы по теме самообразования «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования....

Перспективный план работы по теме самообразования

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок м...

Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего тео...

Роль фольклора в воспитании начала культурного общения детей.

Одним из действенных средств воспитания и развития полноценного человека  является  устное народное творчество....

Перспективный план работы по теме самообразования с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»

Перспективный план работы с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»...