Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (средняя группа)

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_predstavleniy_o_zhivotnyh_hmao_-yugry.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

Городнова Наталья Викторовна

МАДОУ ДС№29 « ЁЛОЧКА»

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры

у детей пятого года жизни

Подготовила :

Городнова Наталья Викторовна

Г.Нижневартовск

Месяц

Непосредственная образовательная деятельность с детьми (занятия)

Совместная работа с детьми

Сентябрь

Тема.  «Многообразие животных ХМАО - Югры»

- Формировать представления детей о многообразии животного мира, росте, развитии, взаимосвязи с окружающей средой.

- Познакомить с дикими животными, учить классифицировать диких животных.

- Закреплять  новые понятия и названия.

-Д/и «Я начну, а ты продолжи» (о диких животных)

- Д/и «Рассказ о диком животном» (по сюжетным картинкам и набору игрушек)

-  Д/и «Найди детеныша» (пазлы)

Тема. «Дикие животные нашего округа,  какие они?»

-Формировать обобщённое представление об животных, их образе жизни.

-Закреплять знания детей о внешнем виде животных нашего округа.

-Развивать наблюдательность.

-Воспитывать любовь к родной природе.

-Д/и «Назови животное»

- Д/и «Кто где живёт?»

-Экологический проект «Животные ХМАО – Югры»»

- Работа с календарем природы

Октябрь  

Тема. «Ознакомление с животным миром тайги».

-Познакомить детей с особенностями животного мира тайги и смешанных лесов (лось, песец, выдра, бобер и др.). Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.

-Продолжать формировать активную позицию деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.

-Д/и «Исправь ошибку»

- Д/и «Пищевые цепочки в лесу»

-Чтение природоведческой литературы, научных сказок О.Н. Гаврилова «Природа края. Животный мир»

-Загадки о животных 

Тема. «Для чего лосям нужны волки?»

- Объяснить, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных.

- Закреплять знания детей о диких животных (лось, песец, выдра, бобр), их внешнем виде, повадках, условиях обитания.

- Д/и «На что похоже»

- Д/и «Будь внимателен»

-Экологический  проект «Животный мир тайги»

Ноябрь

Тема. «Путешествие по тундре»

-Познакомить детей с особенностями тундры, ее животным миром (диким северным оленем).

-Развивать умение сравнивать, устанавливать связи между местом обитания и приспособляемостью животных

-Чтение книг О.Н. Гаврилова «Природа родного края»

Обобщающая беседа «Как звери зимуют».

-Формировать представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Животные живут на разных «этажах» леса - там, где находят пищу. У них есть враги -хищные звери. Хищники хорошо приспособлены к добыванию пищи (чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость).

  • Чтение природоведческой литературы.
  • Разучивание загадок о зверях.
  • Просмотр сказки «Проказы старухи-зимы» Г. Скребицкого. -Познавательная минутка «Кто такая кедровка?»
  • -Наблюдение за птицами, прилетающими на участок

Декабрь

Тема. «Перелётные и зимующие птицы».

-Формировать обобщённые представления о перелётных птицах, уметь различать их по существенному признаку: возможности удовлетворения потребности в пище.

-Углублять представление о причинах отлёта птиц. Классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывать.

-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

- Познавательная минутка «Северные попугайчики»

Цель: познакомить детей с клестами, особенностями их внешнего вида и повадками. Показать связь клестов со средой обитания.

-Загадки о птицах

-Игра «Скворушка прощается»

Тема.  «Зимующие птицы»

– Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах;

- Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

 -Учить отыскивать причины изменений в жизни животных зимой, изменение условий их обитания, устанавливать причинноследственные связи.

-Д/и «Когда это бывает?»

- Д/и «Найди птиц нашего округа»

-Д/и «Исправь ошибку»

-Работа с календарем природы

Январь

Тема.  «Клёст и бекас»

- Стимулировать интерес детей к объектам природы, познакомить с птицами: клёст и бекас.

-  Ввести в словарь детей новые слова и активизировать в речи знакомые слова.

- Развивать умение отвечать на вопросы по ходу наблюдения.

-Воспитывать познавательный интерес, желание бережно относиться к природе.

-Д/и «Кто где живет и почему?»,

- Д/и «Знаешь и называешь»,

-Чтение худ. произведения о лесе.

-Проблемные ситуации: «Что случится если ...?»

-Составление панно «Птицы на нашем участке».

Обобщающая беседа «Как птицы зимуют».

-Формировать представление у детей о жизни птиц в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. –Закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывать.

-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им зимой.

  • Чтение природоведческой литературы.
  • Разучивание загадок о птицах.
  • Просмотр сказки «Проказы старухи-зимы» Г. Скребицкого.
  • Познавательная минутка «Кто такая кедровка?»

-Наблюдение за птицами, прилетающими на участок

Февраль

Тема.  «Глухарь и белая куропатка»

- Стимулировать интерес детей к объектам природы, познакомить с птицами: глухарь и белая куропатка.

-  Ввести в словарь детей новые слова и активизировать в речи знакомые слова.

- Развивать умение отвечать на вопросы по ходу наблюдения.

-Воспитывать познавательный интерес, желание бережно относиться к природе.

-Д/и «Найдите зимующих птиц и выложите в круг»

-Д/и «Чей домик?»

-Загадки о птицах.

-Рассматривание картины «Птицы леса», «Городские птицы».

-Д/и «Чьи детки?».

Тема. «Путешествие по тайге»

- Обобщить представление о том, что тайга - среда обитания птиц, растений и животных.

-Развивать умение сравнивать, устанавливать связи между местом обитания и приспособляемостью птиц.

-Чтение книг Ю.И. Гордеевав «Птицы тайги»

Март

Тема. «Насекомые нашего округа?»

-Формировать обобщённое представление о насекомых нашего округа, их образе жизни.

-Закреплять знания детей о внешнем виде насекомых нашего округа.

-Развивать наблюдательность.

-Воспитывать любовь к родной природе.

- Д/и «Найди насекомых»

-Д/и «Когда это бывает?»

- Игра – викторина «Насекомые»

Цель:  учить детей составлять описательные рассказы по картинкам.

Тема. «Путешествие на волшебную полянку».

-Познакомить детей с защитным цветом насекомых: божьей коровкой, кузнечика.

-Продолжать формировать активную позицию деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем.

-Д/и «Что за насекомое?»

- Д/и «Какие насекомые прилетели?», - Д/и «Что сначала, что потом»

-Загадки о насекомых.

Апрель

Тема. «Кто это?»

-Познакомить детей с весенними изменениями в природе и научить определять насекомых по описанию.

-Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла; воспитанию любви к родной природе.

-Продолжать учить детей задавать вопросы, делать простейшие умозаключения.

-Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.

- Д/и  «Какие насекомые прилетели?»

- Д/и «Что сначала, что потом»

  • Наблюдения за насекомыми

Тема. «Весна в лесу, в поле. Сезонные изменения в жизни насекомых»

-Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (нарастание продолжительности дня, повышение температуры, рост и развитие растений, цветение растений; изменения в жизни животных, насекомых, птиц).

-Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни насекомых (становится теплее, длиннее день, оттаивает земля; растения получают много света, тепла, начинают быстро расти; появляются насекомые).

-Чтение природоведческой литературы, научных сказок.

- Загадки о насекомых.

-Работа с календарем природы

Праздники, развлечения, викторины

Игра- развлечение «Что? Где? Когда?» (4 октября – День защиты животных)

Задачи:

- Уточнить знания детей о животных.

- Формировать устойчивый интерес к природе.

- Воспитывать уважение к мнению товарищей, умение убеждать в своей правоте, быть выдержанными.

Игра- развлечение «Счастливый случай»  (12 ноября – Синичкин день).

Задачи:

- Уточнить знания детей о зимующей птице – синице.

- Создать условия для закрепления ранее полученных знаний о птицах.

- Воспитывать в детях сопереживание к братьям нашим меньшим.

Экологический досуг «Берегите лес»

Задачи:

-Уточнять и расширять имеющиеся знания о лесе и его обитателях.

-Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

-Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово.

-Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к объектам природы.

-Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

Праздник  «Земля – наш дом родной»

- Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе.

- Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.

- Доставить детям радость от участия в общем празднике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности на тему:"Удивительные животные наших лесов" для детей пятого года жизни.

Педагогическое мероприятие по познавательному развитию для детей средней группы....

Формирование культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой. Годовое планирование.

Годовое перспективное планирование по формированию культуры поведения и дружеских взаимоотношений у детей пятого года жизни посредством ознакомления с художественной литературой...

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни

Календарно – тематическое планирование работы по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей пятого года жизни...

Дидактические игры по формированию представлений о животных ХМАО – Югры

Дидактические игры по формированию представлений о животных ХМАО – Югры...

Дидактические игры по формированию представлений о животных ХМАО – Югры

Дидактические игры по формированию представлений о животных ХМАО – Югры...

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей 4-5 лет

Непосредственная образовательная деятельность по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей 4-5 лет...

Наблюдения по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей 4-5 лет

Наблюдения по формированию представлений о животных ХМАО – Югры у детей 4-5 лет...