Конспект интегрированной организованно-образовательной деятельности по творчеству поэта Г.Тукая и композитора Ф.Яруллина "Шурале у нас в гостях" (старший дошкольный возраст)
план-конспект занятия (средняя, старшая, подготовительная группа)
Данный материал относится к образовательной области - художественно-эстетическое развитие, где плавно сочетаются чтение художественной литературы, музыка и художественное творчество.Связующим звеном является главный герой всеми любимой сказки Г. Тукая "Шурале".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannoy_ood_shurale_u_nas_v_gostyah.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной организованно-образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по творчеству Габдуллы Тукая
«Шурале у нас в гостях»
Подготовила музыкальный руководитель:
Хамзина Алла Лионовна
Программное содержание:
- Углублять и расширять знания детей о творчестве татарского поэта Габдуллы Тукая.
- Передавать интонацией характеры персонажей, своё отношение к героям сказки.
- Продолжать знакомство детей с пословицами, соответствующими данному стихотворению, сказке.
- Познакомить детей с творчеством татарского композитора Фарида Яруллина.
- Вызвать эмоциональный отклик на музыку из балета «Шурале» (сцена Выход и вариации Шурале).
- Развивать умение детей импровизировать под музыку.
- Закреплять навыки детей в работе с нетрадиционной техникой изображения.
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихов, музыки замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Материал и оборудование:
Портреты Г. Тукая и Ф. Яруллина, книга сказок Г. Тукая с цветными иллюстрациями, театральные костюмы Шурале и джигита, запись музыки из балета «Шурале», заготовки аппликации из бумаги с изображением леса, силуэт Шурале, нарезанные шерстяные нитки, цветные карандаши, клей.
Мультимедийная установка, экран, видео отрывок из балета «Шурале» (выход Шурале)
Предварительная работа:
- Чтение стихов и сказок Габдуллы Тукая
- Рассматривание цветных иллюстраций, картин.
- Просмотр мультфильмов.
- Знакомство с пословицами.
- Подготовка детей к драматизации отрывка из сказки Шурале.
- Аппликация из цветной бумаги с изображением леса.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами вновь поговорим о творчестве Великого татарского поэта, Габдуллы Тукая (обратить внимание на его портрет). На протяжении нескольких занятий мы знакомились с его стихами и сказками. Я предлагаю вам поиграть в «Литературную угадайку». Итак, слушаем отрывок из стихотворения и угадываем его название.
Воспитатель зачитывает стихотворение «Кончил работу – играй!»
Тут веткой яблоня стучит в закрытое окно:
«Дитя, на волю выходи, я жду тебя давно!
Должно быть, скучно все сидеть за книгами с утра,
В саду под деревом густым тебе играть пора!»
Из какого стихотворения этот отрывок? (ответы детей)
Вспомните, что ответил мальчик яблоне? (ответы детей)
Воспитатель поощряет ответы детей и продолжает в стихотворной форме.
Но мальчик ей сказал в ответ: «Ах, яблонька, дружок,
Ведь если я пойду гулять, кто выучит урок?
Еще немножко потерпи. Хоть славно во дворе,
Когда уроки за тобой, веселья нет в игре!»
Скажите, а какие вы знаете пословицы подходящие к этому стихотворению? (ответы детей)
Например:
Сделал дело, гуляй смело. Делу время, потехе час.
Слушаем отрывок из следующего стихотворения.
Воспитатель зачитывает стихотворение «Забавный ученик»
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
Из какого стихотворения этот отрывок? (ответы детей)
Воспитатель поощряет ответы детей и продолжает в стихотворной форме.
- Глупый песик!
Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!
А к этому стихотворению подходят следующие пословицы:
Умелые руки не знают скуки.
Труд кормит, а лень портит.
А вы, какие знаете? (ответы детей)
А сейчас я вам предлагаю не только послушать, но и посмотреть отрывок, который разыграют наши дети.
За ранее подготовленные дети разыгрывают отрывок из сказки «Шурале».
Звучит фонограмма. Появляются герои сказки Шурале и джигит.
Шурале:
Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Ни тебя, джигит, ни сына не обижу я вовек!
Весь твой род не буду трогать никогда, о человек!
Неужели крик страдальца эту душу не смягчит?
Кто ты, кто ты, бессердечный? Как зовут тебя джигит?
Джигит:
Так и быть скажу, скажу я, братец. Это имя не забудь:
Прозван я «Вгодуминувшем»… А теперь пора мне в путь!
Вы угадали, из какой сказки это отрывок? (ответы детей)
Назовите положительного и отрицательного героя в этой сказке.
Какие черты характера присущи Шурале? (злой, сердитый, грозный)
А как он выглядит? (страшно, уродливо)
Правильно, он творил зло, за это и поплатился. Ведь зло всегда возвращается!
Добро не умрет, а зло пропадет. Запомните эту пословицу.
Поэты пишут стихи и сказки, а кто же сочиняет музыку? (ответы детей)
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного татарского композитора Фарида Яруллина (показать портрет). Он очень любил детей и писал для них много музыки. А сказка «Шурале» покорила его на столько, что он написал целый балет, где образ каждого героя передается в музыке и танце. Давайте послушаем музыку и представим, каким мог быть Шурале.
Прослушивание музыку из балета «Шурале» (сцена Выход и вариации Шурале).
Что вы представили?
Расскажите о музыке, какая она? Какой ее характер? (ответы детей)
А я почувствовала в ней тревогу, злую хитрость, насмешки.
А теперь я предлагаю вам подвигаться. Давайте послушаем музыку еще раз и передадим в движении образ Шурале. (Дети импровизируют под музыку).
Молодцы ребята! Послушайте еще раз отрывок из этой сказки.
На фоне музыки музыкальный руководитель читает отрывок.
Шурале обман увидел, Шурале вопит, орет.
Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.
Пальцам больно! Дай мне волю! Дай пожить мне на земле!
Что тебе, джигит, за прибыль от мучений Шурале?
Дети, как вы думаете, получилось у композитора передать образ Шурале в музыке?
(ответы детей)
Дети вы передали образ Шурале в движении, а сейчас я предлагаю вам создать художественный образ Шурале.
Воспитатель:
У вас на столе лежит разнообразный материал, подумайте и назовите, что мы можем использовать, чтобы передать внешний вид Шурале (шерстяные нитки).
А почему вы решили, что это нитки? (Шурале покрыт шерстью).
Дети прорисовывают мелкие детали на силуэте Шурале (рог, лицо, когти) и обклеивают его нитками.
Дети, а теперь скажите, где живет Шурале? (ответы детей)
Дети приклеивают силуэт Шурале на заранее подготовленную аппликацию леса.
Молодцы ребята, у вас получились очень интересные работы. Вы точно передали образ Шурале.
На фоне музыки воспитатель зачитывает отрывок из сказки.
И застыл от изумленья наш проворный дровосек.
Смотрит – и глазам не верит. Кто же это? Человек?
Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
До чего он безобразен, поневоле страх берет.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности (познание, коммуникация, творчество)
конспект...
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по направлениям «Познавательная деятельность» /область «Познание» - формирование целостной картины мира/ и «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - л
Программное содержание:Образовательные задачи:-продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем,-развивать умение отгадывать загадки,-побуждать детей давать развернутые ответ...
Конспект интегрированной организованной образовательной по деятельности по ФЭМП в старшей группе Тема: «Наш друг Снеговик»
Конспект интегрированного занятия по математике для детей старшего дошкольного возраста с элементами занятия по аппликации. Приоритетная область развития - Познание (Формирование элементарных ма...
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста.
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Разные колеса» (ознакомление с художественной литературой, конструктивно-модельная деятельность) для детей старше...
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки «Петух и Краски» (ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность) для детей старшего дошкольного возраста
План-конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «В гостях у сказки «Петух и Краски» (ознакомление с художественной литературой, изобразительная деятельность...
Конспект интегрированной организованной образовательной по деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Конспект по ознакомлению с окружающим миром по исследовательской деятельности на тему ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природными богатствами с целью их рационального использов...