Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Национальная одежда кубанского казака и казачки. Казачий фольклор»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Бондаренко Наталья Юрьевна
Развитие интереса у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору; Воспитание любви и уважения к традициям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanskaya_odezhda.docx43.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Национальная одежда казака и казачки Кубани. Казачий фольклор»

Территория:   Муниципальное образование Темрюкский район

Воспитатель  МБДОУ ДС КВ №24:  Бондаренко Наталья Юрьевна

Группа, возраст:  подготовительнаягруппа, 6-7 лет

Тема:  «Национальная одежда казака и казачки Кубани. Казачий фольклор»

Цель: Приобщать детей к культуре кубанского народа, к традициям и любовь к народному национальному костюму, кубанскому фольклору.

Задачи:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- учить детей вспоминать знакомые упражнения, игры;

-закрепить умение рисовать домашних животных.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

-Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии разных её частей.

-Познакомить с казачьими пословицами и поговорками, загадками, песнями и танцами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

-Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, кубанскому фольклору;

-Воспитывать любовь и уважение к традициям родного края.

Образовательная область «Речевое развитие»:

-Учить называть и повторять новые слова;

-закреплять знания о национальной одежде на  Кубани.

- донести до потомков своеобразие национального языка, особенности

Кубанской одежды

Образовательная область «Физическое развитие»:

- сохранять и укреплять физическое  и психическое  здоровье  детей;

-  создавать положительный эмоциональный настрой.

Использование технологий:

Современные образовательные технологии:

- личностно-ориентированные,

- игровые;

-здоровье сберегающие;

-ТРИЗ технологии.

ИКТ;

- MicrosoftWord ,

Оборудование: Картинки с изображением казака и казачки в национальной  казачьей одежде

Ход занятия :

1. Само массаж

С добрым утром, глазки, Поглаживают закрытые глазки.

Вы проснулись. Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.

С добрым утром, ушки, Поглаживают ушки.

Вы проснулись. Прикладывают ладонь к ушам.

С добрым утром, ручки, Поглаживают руки сверху вниз.

Вы проснулись. Встряхивают кистями рук.

С добрым утром, ножки, Поглаживают ножки сверху вниз.

Вы проснулись.

Глазки – смотрят, смотрят; Прикладывают ладонь к глазам.

Ушки – слушают, слушают; Прикладывают ладони к ушам.

Ручки – хлопают, хлопают; Хлопают ручками.

Ножки – топают, топают. Топают ножками.

Я проснулась! Потягиваются высоко.

2. Развитие общей моторики. «Бабушка Маланья.» Все образуют хоровод и говорят:

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей,(руками провести над бровями)

С такими ушами,(разводят руки в стороны)

С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)

С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)

С такой бородой.(движенье рук от подбородке вниз с наклоном )

Ничего не ели,(присели на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели.

3.Основная часть.

-Ребята посмотрите на эту картинку. Как вы думаете, кто изображен на ней? (казак и казачка, слайд 1)

-Национальная кубанская одежда очень древняя. Как вы думаете что носили казаки?(слайд 2)

- Как назывались штаны которые носил казак ?(шаровары). В них удобно было скакать на лошадях.

- Eщё казаки носили черкеску чёрного цвета с широкими отворотами на рукавах. Черкеска - верхняя мужская одежда, которая одевается сверху рубахи.

- Ребята, а знает ли кто-нибудь как это называется? ( показываю башлык)

-Правильно ребята, а называется это – башлык (Тёплая накидка с длинными концами.)

- А это что такое?(бурка)

- Бурка - это плащ без рукавов из войлока

- А какой головной убор носили казаки?(на голове носили шапку, фуражку и т.д.)

- Шапка казака называлась кубанка.

- Что вы видите на груди черкески ?(на груди черкески находятся газыри)

-Что такое газыри?(это кармашки для патронов)

- Вот так выглядел казак раньше, а вот так выглядит он сейчас.(показ слайдов 3,4)

-А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью - казачку.(слайд 5) Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски(слайд 6) Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Одежду шили из ситца, щелка, бархата. Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.

(слайд 7)Изготовление кубанского национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. - Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм?(Костюм состоял из юбки и кофты.)

- Из какого материала шили одежду?(Одежду шили из ситца, щелка, бархата.)

-Какие детали украшали одежду?(Внизу юбка украшалась оборками, кружевами.

-Как украшались кофты, блузки?(Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом).

- Какой головной убор носили казачки? (платок)

- Как в праздники одевались казачки?(На праздники казачки одевали самые нарядные костюмы)

Ребята, а сейчас вы получите карточки с заданием” Раскрась костюм казака”

- Куда же одевали казаки и казачки самые нарядные свои одежды?(на праздники ).

- Вспомните и перечислите названия народных праздников.( Пасха, масленица, рождество.)

- Что делают они на праздниках?(Песни поют , водят хороводы, играют в игры ).

-Вот и мы с вами поиграем.

Физкультминутка. Игра “Перетяжка”

(описание игры: играющие делятся на 2 группы . Вожак одной группы берёт палку, а за него берутся остальные. Другой вожак берётся за ту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают).

 В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи . Но кубанские народные костюмы достались нам в наследство от предков. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками . А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в кубанских казачьих костюмах ,как настоящие казаки и казачки.

- Так как мы с вами говорили о казаках и их традициях, давайте узнаем какие пословицы и поговорки они использовали. Мне нужна ваша помощь (слайды 9-17)

- В казачьем фольклоре есть загадки:

  • Встану я поране и пойду к барану, к толстой голове (умывальник).
  • Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не смотрит, а время знает (петух).
  • Крылатый, горластый, красные ласты. (гусь).
  • Днём спит, ночью летает, прохожих пугает (филин).
  • Вертится, стрекочет, весь день хлопочет (сорока).
  • Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица).
  • Каждый год я к вам лечу, зимовать у вас хочу, и ещё красней зимой ярко-красный галстук мой. (снегирь).
  • Иголки есть, а шить не умеет (ёжик).

- А ещё у казаков есть иного поговорок:

  • Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
  • И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
  • Казан проверяют по звону, а казака по слову.
  • Казак молодой, а сноровка старая.
  • Казаком быть — не разиня рот ходить.
  • Казачья смелость порушит любую крепость.
  • Веселы привалы, где казаки запевалы.
  • Где тревога, туда казаку и дорога.
  • Лучше иметь длинные уши, чем длинный язык.
  • Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
  • Чем слабее твоя воля, тем труднее доля.
  • Не хвались казак травою, хвались сеном.

И конечно же  казаки любят сочинять сказки

Казак  и  Солнце

Случилось как-то в Кубанской области, что стояла большая жара. Солнце пекло так, что не было от него бедным станичникам спасу. Одному казаку очень не нравилось, что солнце все печет да печет, тогда как другие казаки относились к этой жаре как к неотъемлемой части непредсказуемой кубанской природы. Однажды казак так разозлился, что не было у него никакого терпения. Вот зарядил он свое ружье, залез на крышу своего дома, прицелился прямо в солнце и выстрелил. Пуля до цели не долетела, но солнце все равно прогневалось на казака и говорит:

- Теперь я тебя проучу, нетерпеливый и злой казак. И после этого взяло солнце самую грозную тучу и повесило ее прямо над двором этого казака. И пошел в его дворе дождь, и не видно стало яркого неба, и теплого солнца. Станичники глядят и удивляются—везде солнце и жара, а в одном дворе тень и гроза. Никогда такого не видели. А казаку в первый день такой ливень понравился. Вышел он на крыльцо и говорит:

- Испугалось солнце меня. Будет знать в следующий раз, как честных казаков шмалить своим жаром.Но прошел день, другой, третий. Затем неделя, другая, а туча как висела над двором казака, так и висит. И как лил дождь из нее, так и льет. По всему двору казака глубокие лужи стоят, урожай на корню гибнуть стал. А на сороковой день грозы в доме крыша стала протекать, а постройки размыло, и они стали потихоньку рушиться. И все птицы, и животные, которые были у казака в хозяйстве, разбежались от него, и деревья поломались и повалились, а некоторые погорели от молнии. А затем и дом начал проседать, и стена треснула. Воды было и во дворе и в доме высотою в косую сажень. Горевал-горевал казак, да и решил влезть на крышу и просить у солнца прощения. Три дня он сидел на крыше и каялся перед солнцем за то, что так плохо поступил, за свою злобу и нетерпение.

Улыбнулось солнце, жалко ему стало бедного казака. И простило его. Убрало тучу с неба и озарило его двор своим сиянием. И занялся казак восстановлением своего жилища и хозяйства. И помогали ему в этом деле все станичники. С тех пор стал он уважительно относиться ко всем явлениям природы и терпеливо переносить все ненастья, зной, дождь и морозы. И счастье после этого никогда не покидало казака.

4. Итог занятия.

- О чём говорили сегодня на занятии? Какую казачью одежду носили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей «Художественное творчество», «Познание») Тема: «Подарок для близких и друзей»

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую моторику....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (интеграция образовательных областей "Художественное творчество", "Познание") Тема: "Блокнот для моих близких"

На данном занятии дети учатся делать блокнот из бумаги  и украшать его декоративными элементами из цветной бумаги. Совершенствуют навыки работы с бумагой, ножницами, развивают мелкую мотори...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Познание» Тема: «Земная жизнь Пресвятой Богородицы». «Пресвятая Богородица – покровительница и защитница».

Разработала и провела открытое занятие «Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица покровительница и защитница»,  в рамках проведения краевого конкурса на лучшую тематическую разрабо...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Русский самовар» (образовательная область: познавательное развитие»)

Этот конспект составлен с целью приобщения детей к русской народной культуре и чтобы ознакомить детей с традицией чаепития на Руси....

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...