Мероприятие для детей старшего возраста «Сказание о Земле Югорской».
методическая разработка (старшая группа)
Инсценировка мансийской сказки «Кукушка – женщина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie_skazanie_o_zemle_yugorskoy.docx | 60.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»
Мероприятие для детей старшего возраста
«Сказание о Земле Югорской».
Инсценировка мансийской сказки «Кукушка – женщина»
Музыкальный руководитель:
Давиденко Елена Борисовна
г. Советский 2022г.
Предисловие
Большой пласт, в сказочном фонде народов ханты и манси составляют детские сказки для маленьких детей и школьников начальных классов. В них ясно просматривается установка на воспитание подрастающего поколения. Тексты излагаются четким, ясным языком, краткими простыми предложениями. Такие сказки понятны даже очень маленькому ребёнку, хотя, по сути, они несут достаточно большую смысловую нагрузку.
Детские сказки выделены в особую группу, так как они существенно отличаются от сказок для взрослых. В них суровый окружающий мир представлен таким, какой он есть, нет волшебства.
Детские сказки посвящены тематике морали, нравов: они внушают детям добро, трудолюбие, бережное отношение ко всему окружающему миру, уважительное отношение и внимание к любому человеку, особенно к старшим. В них внушается умение видеть и вести борьбу со злом, уничтожать его с лица Земли. В детских сказках трактуется, что вся окружающая природа: лес, вода и земля – священны, они – источник жизни. Таков наказ детских сказок.
Е.И. Ромбандеева – доктор филологических наук,
Заслуженный деятель науки РФ,
Заслуженный работник образования ХМАО-Югры,
главный научный сотрудник ОУИПИ и Р
г. Ханты-Мансийска
Цель: Развитие речи дошкольников через творческую активность театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представления о традициях и фольклоре народов ханты и манси.
- Совершенствовать коммуникативные навыки.
- Учить детей драматизировать сказку: сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнёрства.
- Учить детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям.
Развивающие:
- Развивать память, мышление, слуховое внимание.
- Совершенствовать координацию рук, зрительно – пространственное ориентирование.
- Развивать творческую активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления.
- Добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного
исполнения в выполнении движений.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к национальным традициям малой родины.
- Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, умение радоваться за своих друзей.
- Воспитывать у детей культуру слушания, обогащать детей музыкальными впечатлениями.
- Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитее, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие,
Словарная работа:
- Вуща вола – здравствуйте (ханты);
- Паща олэн – здравствуйте (манси);
- Па ям вулум – до свидания (ханты);
- Ōс ёмас улум – до свидания (манси);
- Пумасипа – спасибо (ханты);
- Коренные жители (ханты, манси);
- Хул – рыба (манси);
- Хатл – солнце, день (ханты),
- Ат – ночь;
- Анка – мама (ханты);
- Сюкум – мама (манси);
- Малица – одежда из оленьих шкур;
- Санквылтап (манси) или Нарс-юх (ханты);
- Варган;
- Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинного ремня (или из толстой тесьмы, веревки), прикрепленного к удилам, и служащая для того, чтобы править упряжной лошадью;
- Олтул олнэ – «Живите в гармонии, живите с миром!».
Предварительная работа:
- Чтение сказок, рассказов о Югре (сказка «Кукушка»)
- Просмотр мультфильмов о Югре (мультфильм «Кукушка»)
- Беседа по сказке «Кукушка», заучивание пословиц и поговорок о родном крае.
- Проведение акции по изготовлению кормушек «Птицу беречь — природу сберечь!»
- Продуктивная деятельность с детьми: рисование, лепка героев сказки «Кукушка».
- Подбор иллюстраций, создание альбомов «Хантыйские орнаменты», «Куклы ханты-манси»; «Пословицы и поговорки народов ханты и манси»; «Легенды ханты и манси».
- Диалогические общения, ролевые инсценировки, творческое рассказывание.
- Разучивание песни, танца, национальных игр.
- Пополнение патриотического уголка атрибутами, литературой с региональным компонентом.
Предварительная работа с детьми (индивидуально) разучивание ролевых диалогов в драматизации (Дима А., Саша Д., Лиза З).
Индивидуальная работа: (Диана Б., Алмаз С.) учить, выразительно читать стихотворение, передавая характер и настроение героев.
Оборудование и материалы: интерактивная доска, проектор, аудиозапись на цифровом носителе, национальные костюмы; музыкальные инструменты - гусли, варган, бубен, нарс-юх (санквылтап); чум; шкуры; вязанка дров; скамейка; ведро; ковш; костёр; столик; 3 тарелки; 3 ложки; рыба; 2 пары-рожки оленя; поясок (вожжи); бубны с колотушками по количеству участников.; платки для танца по количеству участников.
Действующие лица.
Воспитатель: Мать – рассказчица
Дети:
- Сын рассказчицы – Георгий К.
- Мать ребёнок – Мария Б.
- Сын 1 – Артём Т.
- Дочь – Анна М.
- Сын – Ефим М.
Ход досуга:
I ЧАСТЬ
- Слайд – 1
В зале стоит чум. Возле чума горит костёр. Входит воспитатель в национальной одежде (мать-рассказчица), садится около костра и вяжет.
№ 1 – Фон
Звучит музыка, дети заходят в зал, исполняя танец
№ 2 – танец «Югорская земля»
После танца дети останавливаются, полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте.
Девочки – «паща олэн» (здравствуйте – (манс.)
Мальчики: – «вуща вола» (здравствуйте – (хант.)
1 реб. (Артём Т.)
Древний наш край, Югрою зовут,
Здесь тысячи лет народы живут.
Леса и озера, снега и песок.
Суров, но и дорог родной уголок.
2 реб. (Даша Б.)
Суров наш Север лишь на первый взгляд,
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою! (Лапцуй Л.)
3 реб. (Софья Г.)
Мы ждём друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас не ласковая вьюга.
В любой зайдите чум - вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга. (Лапцуй Л.)
4 реб. (София Г.)
Где ты видел чудесней сторонку.
Чем Югорская наша земля?
Здесь смеются заливисто, звонко,
Здесь веселые песни звенят.
Здесь открытые, милые лица,
Здесь улыбки на лицах цветут.
Как же можно Югрой не гордиться,
Коль здесь счастливо люди живут. (Парфенчик В.)
5 реб. (Камилла Ш.)
Огромным простором Российской земли
Югорский раскинулся край.
И в этой седой необъятной дали
Мы строим наш северный рай. (Калинушкин В.)
№ 3 – все дети садятся на стульчики
- Слайд – 2
Воспитатель: Среди просторов нашей страны есть край, где живете вы, где ваш дом родной, а называется он?
Дети: Ханты-Мансийский Автономный Округ.
Воспитатель: Старинное название нашего округа?
Дети: Югра.
Воспитатель: Правильно. Название округа Югра – пошло от названия народов «угры», которые издревле населяли эту землю.
- Слайд – 3
Воспитатель: Как и у всех регионов нашей большой Родины, в ХМАО-Югра есть столица, т.е. главный город – это ….?
Дети: Ханты - Мансийск.
- Слайд - 4
Воспитатель: Скажите, где на экране расположен герб Югры?
- Слайд – 5 Флаг Югры?
Воспитатель: Назовите город, в котором мы живём?
- Слайд – 6
Дети: город Советский.
- Слайд –7
Воспитатель: На территории округа проживает много национальностей. Но название округ получил благодаря коренным народам...
– Как называют коренных жителей нашего округа?
Дети: Ханты и манси.
Воспитатель: Чем богат наш край?
Дети: Реки и озера богаты рыбой, а в тундре много ягод, грибов, пушнины и кедровых орешков.
- Слайд – 8
Воспитатель: Основные виды деятельности у коренных народов?
Дети: Живут ханты и манси в лесу, растят детей, занимаются рыболовством, оленеводством, собирают грибы и ягоды, охотятся.
- Слайд – 9
Воспитатель: Правильно ребята! Ханты и манси – мудрые народы. Мудрости они учатся у природы. Их так и называют – «Дети природы».
- Слайд – 10
Воспитатель: Что такое малица?
Дети: Одежда, сшитая из оленьих шкур.
- Слайд – 11
Воспитатель: Как называется жилище хантов и манси?
Дети: Чум
- Слайд – 12
Муз.рук.: Нашу страну населяет множество народов. Многообразие культур и традиций многонациональной Югры придаёт ей неповторимый колорит. Здесь каждый народ уникален – в своих обычаях и нравах. У каждого – свой язык, своя культура, своя музыка, и конечно, свои музыкальные инструменты. Сегодня мы поговорим об инструментах Народов Севера— ханты и манси.
– Посмотрите, у меня в руках необычный и загадочный инструмент, который никого не оставляет равнодушным, с завораживающим, а иногда пугающими и мистическими звуками.
(Показываю инструмент) – Вспомним, как он называется?
Дети: Варган.
Муз.рук.: Подобные инструменты существуют у всех народов мира и имеют свои названия.
Муз.рук.: Своим инструментам народы Югры давали поэтичные названия.
Муз.рук.: Посмотрите на этот инструмент ( показываю санквылтап /нарс-юх)
– Санквылтап (мансийское название), что переводится поющее, играющее дерево или звенящая доска - это струнный щипковый музыкальный инструмент обских угров (хантов и манси). Хантыйское название этого инструмента – нарс-юх.
– Корпус напоминает лодку. На корпусе вырезано резонаторное отверстие (улучшение звука). (Служит для улучшения его акустических свойств; передаёт колебания воздуха из полой части корпуса наружу. Чем больше размеры звучащего тела, тем ниже звук.). Три или пять струн изготовлены из оленьих сухожилий. Нарс-юх (санквылтап) сугубо мужской инструмент, раньше женщины к нему не прикасались (но в последнее время на нарс-юхе стали играть и женщины). Под этот инструмент исполняются мужские героические песни о подвигах легендарных богатырей, а также исполняются танцы на национальных праздниках. Звук нарсс-юха (санквылтапа) завораживает своей мелодичностью как человека, так животного и птицу, поэтому нарс-юх (санквылтап) назвали голосом поющего бога.
– Инструмент, подобный нарс-юху или санквылтап, встречается у многих народностей и имеет самые разные названия (например: гусли).
- Слайд – 13
№ 4 – (видео нарс-юх (санквылтап)
Муз.рук.: Сейчас все вместе повторим название инструмента ("нарс-юх"–ханты, " санквылтап"– манси)
Муз.рук.: ?(показываю бубен с колотушкой)
– Как называется этот инструмент?
- Слайд – 14
Муз.рук.: Молодцы! Бубен - непременный атрибут любого шамана. С помощью звуков бубна шаман изгонял болезни, призывали добрых духов помогать людями. В настоящее время бубны, как музыкальный инструмент используется музыкантами и танцевальными коллективами.
(удар в бубен)
(герои сказки: дети - уходят в чум, «мама»-выходит за дверь(за дровами)
- Слайд – 15
II ЧАСТЬ
Воспитатель садится на скамейку и зовёт «сына»:
Воспитатель - Мать: Сынок, иди скорей сюда, уже спать пора, поздно уже.
(выходит сын)
Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.
Воспитатель - Мать: Маленьким детям надо ложиться во время, тебе ещё расти нужно, сил набираться.
Сын: Не хочу ложиться спать, я хочу играть.
Воспитатель - Мать: Знаешь, что произошло с детьми, которые не слушали маму?
Сын: Что произошло? Расскажи мне мама.
Воспитатель - Мать: Ты садись со мной рядом, а я тебе сказку расскажу.
(сын садятся рядом)
№ 5 – Звучит хантыйская народная песня
Воспитатель: Вот что было. Жила на земле бедная женщина (выходит «мама» (ребенок), подходит к чуму с вязанкой дров )
Воспитатель: Было у неё трое детей.
(1 реб. выбегает из чума с рыбой в руках и зовёт остальных детей)
1 Реб: Пойдём играть!
Бегом, бегом!
№ 6 – Все дети выходят на игру и становятся в круг
Игра «Хул-рыба»
(Дети под музыку передают по кругу рыбу. Игрок в руках которого по окончании музыки осталась рыба, поднимает её над головой и кричит «ХУЛ»)
Мама: Дети кушать пора!
№ 7 – все дети, кроме героев сказки сели на стульчики.
Герои подходят к столику.
(подбегает 1 реб. мама гладит по голове;
2 реб. – подбегает дочка "заплетает косы", мама заглядывает в глазки;
3 реб.– подбегает, сердито отворачивается от мамы, мама разглаживает одежду, гладит по голове)
Мама: Деточки мои кушайте на здоровье!
(Дети поели, встают, вытирают губы)
1реб: Эй, ребята, пойдёмте играть!
2 реб:( выбежав из чума, кричит 3-му ребенку)Иди к нам.
3 реб: Бегу, бегу.
№ 8 – музыкально-ритмическое упражнение «Оленьи упряжки»
Мальчики встали в «позу оленей», девочка, держит вожжи.
Все поскоками двигаются по кругу и кричат «Я олень»
Воспитатель: Так дети с утра до вечера бегали, прыгали. Вернутся в чум, грязь на обуви занесут. Мама убирает за ними. Одежду промочат, а мать суши. – Матери они не помогали. Только об играх и думали
(Мама подметает. Дети забегают в чум и берут палки для игры)
№ 9 – Игра «Борьба на палке»
(Двое играющих садятся по обе стороны черты лицом друг к другу.
Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, начинают перетягивать друг друга. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту. Начинать перетягивать палку следует одновременно.
Во время перетягивания палки нельзя менять положения ступней ног)
Воспитатель: Не слушались дети матери. Не помогали ей. От такой жизни, заболела мама. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит о помощи.
Мама: Детки, принесите водички. Пересохло у меня в горле.
1 реб: Нет! Мы хотим играть.
2 реб: Некогда нам.
3 реб: Потом принесем.
Мама: Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня в горле. Принесите водички.
1 реб: Я устал!
2 реб: Я не хочу!
3 реб: И я не хочу! Давайте лучше играть!
№ 10– танец-игра «У оленя дом большой»
Воспитатель: Долго играли дети. Наконец дети вспомнили про мать. Прибежали в чум….Да, поздно.
№ 11 – Фон
Воспитатель: Смотрят, а мать стоит посреди чума и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мама птицей - кукушкой и вылетела из чума.
Девочка-«мама» выбегает из чума и бежит по кругу,
дети за ней.
1 реб: Мама, мама..
2 реб: Вернись домой!
3 реб: Мы водички принесли!
Мама: Ку-Ку, ку-ку! Поздно, поздно, деточки! Теперь все озёра и реки передо мной!
Девочка-«мама» бежит по кругу, дети за ней.
Дети: 1 реб: Мама, мама, вернись домой!
2 реб: Мы водички принесли!
3 реб: На, водички попей!
Мама: Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно деточки! Не вернусь я теперь никогда!
Мать - кукушка летит по кругу и прячется за дерево,
дети сели у чума и плачут.
Воспитатель: Мать, превратившись в кукушку, улетела... Много дней и ночей, бегая по камням, по кочкам, дети искали свою мать. Стало им одиноко… и очень - очень стыдно.
№ 12– фон
III ЧАСТЬ
Сын: Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко этих детей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть маму.
Воспитатель «Мать» и её сын по дороге, встречают плачущих детей
Воспитатель - Мать: Здравствуйте, дети. Что вы дети плачете?
Дети: Беда, мы обидели свою мамочку!
Воспитатель – Мать: Разве можно обижать самого близкого человека?
Дети: Нет, нельзя.
Воспитатель - Мать: Ребята, Как же вы её обидели?
1 реб: Мы её не слушали. Мама превратилась в кукушку и улетела от нас.
2 реб: Когда она заболела, не принесли ей водички.
3 реб: Мы ей не помогали, трудно ей было с нами.
Вместе: Как нам её вернуть, нам плохо без неё? Помогите нам, пожалуйста.
(плачут)
Воспитатель - Мать: Вы знаете, что каждая мама волшебница? Постараюсь вам помочь. Но, захочет ли она вернуться к вам?
Дети хором: Захочет! Захочет! Мы постараемся всё сделать, чтобы она вернулась.
№ 13 – Фон
идут под музыку по кругу до дерева
Воспитатель - Мать: Знаю, где ваша мама. Она превратилась в кукушку и всегда вас ищет. Хорошо, идите за мной (подходят к дереву, где сидит мама - «кукушка»).
1 реб: Мамочка, я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!
2 реб: Я всегда буду заботиться о тебе, прости меня.
3 реб: Мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!
Мать (сбрасывает «Крылья»): Хорошо. Я останусь. Мне тоже без вас плохо. («мама» с детьми обнимаются)
Воспитатель - Мать: Всегда, берегите своих мам.
- Слайд – 16
№ 14 – песня «Мама» (сл. Юрий Энтин, муз. Буржоа Жерар)
под музыку все дети строятся полукругоми исполняют 1 куплет
Мама – первое слово,
Главное слово,
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
– Так бывает, Если случится вдруг,
– В доме вашем горе-беда,
– Мама, самый лучший – Надёжный друг,
– Будет с вами, Рядом всегда.
Мама – первое слово,
Главное слово,
В каждой судьбе.
Мама жизнь подарила,
Мир подарила
Мне и тебе.
Воспитатель:
Светлая сказка над нами летала,
Добрыми быть – она всех призывала.
Слушаться старших, с природой дружить.
Землю родную, очень любить!
Реб: «Олтул олнэ» – это означает?
Дети (хором): «Живите в гармонии, живите с миром! ».
Воспитатель: Правильно: «Живите в гармонии, живите с миром!»
№ 15 – Фон + выход из зала песня «Югра - сестра моя Югра»
(муз. Л. Квинт, сл.Н. Денисов, исп. Юлия Забуга)
Взявшись за руки, все радостно кланяются
Держась за руки, дети вместе с воспитателем
делают торжественный круг и выходят из зала.
Литература:
- Е. С. Зашихин, Е. А. Киричек, Т. Н. Проснякова Край, в котором я живу. Моя Югра — М.: АСТ-Пресс школа, 2016.
- Е.И. Ромбандеева. Мансийские детские сказки с переводами и комментариям.- Югорский государственный университет.- ООО «Доминус», 2010
- Е.И. Ромбандеева. История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов) - Северо-Сибирское
региональное книжное издательство «Северный дом» Сургут, 1993
- В.И Прокопенко. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.
- В. Н. Соловар Хантыйско-русский словарь) – Тюмень: ООО «Формат», 2014. – 386 с.
- К.Д. Ушинский Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии.- М.:Гранд-Фаир,2004
- К. Д. Ушинский Избр. пед. соч.: в 2 т. М„ 1974.
- https://nazaccent.ru/content/27427-lyudi-obi.html
- https:// igri-narodov-hanti-i-mansi-3249605.html
- https://www.finnougoria.ru/community/folk/section.php?SECTION
- https://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php?title=Творчество_и_музыка_хантыйского_народа
- http://libgub.test.yanao.ru/cbs/pub/visk/Stihi/Stikhi.htm
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Ханты-Мансийского_автономного_округа_—_Югры
- https://autogear.ru/article/384/878/hantyiyskie-ornamentyi-vidyi-i-simvolyi-ih-znachenie-pravila-vyazaniya-i-instruktsii-po-vyipolneniyu-uzorov/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ
Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...
Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста "Давайте оживим землю!"
Цель: Формирование у детей основы экологической культуры.Задачи:Познакомить детей с составом земли.Формировать у детей представление о значении почвы в природе и жизни человека....
Досуговое мероприятие для детей старшего возраста "Космическое путешествие"
Закреплять представление детей о космосе, космодроме и профессии космонавта. Развивать мышление, память, умение сосредотачиваться, работать в команде....
Сценарий мероприятия для детей старшего возраста «Праздник мам»
Музыкально - игровой материал для старших дошкольников к празднику 8 МАРТА...
Праздник Нептуна Сценарий мероприятия для детей старшего возраста
Праздник НептунаСценарий мероприятия для детей старшего возраста...
Сценарий интегрированного мероприятия для детей старшего возраста "Госпожа Метелица"
Цель: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать.Задачи: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности и творчества детей:формировать и зак...
Методическая разработка образовательного мероприятия для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи: «Путешествие на поезде» /с использованием современных педагогических технологий/
Вашему вниманию предлагается методическая разработка (конспект) образовательного мероприятия для старших дошкольников с ТНР: " Путешествие на поезде" с использованием современных педагогичес...