Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста "Давайте оживим землю!"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

Наумова Светлана Ивановна

Цель: Формирование у детей основы экологической культуры.Задачи:Познакомить детей с составом земли.Формировать у детей представление о значении почвы в  природе и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_ekologii_dlya_starshey_gruppy.docx23.98 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ «Детский сад №2»

        Г.Конаково

Конспект занятия по экологии для  детей старшего возраста.

«Давайте оживим землю!»

Воспитатель : Наумова С. И.                  

Цель : Формировать у детей основы экологической культуры.

Познавательные задачи:

_ познакомить детей составом земли.

_ познакомить детей тем, как образуется почва, с некоторыми свойствами почвы , камней , глины ;

_ формировать у дошкольников представление о значении почвы в природе и  в жизни человека.

Развивающие задачи:

_ упражнять в умении сравнивать , анализировать ;

_ формировать у детей интерес к объектам живой и неживой природы;

_ активизировать словарь : сыпучий , пластичный , рыхлый  ,пустыня ,плодородная.

Воспитательные задачи:

_ учить детей работать парами , формировать коммуникативные

навыки;

_ воспитывать любовь к природе;

_ учить видеть необычное в обычном;

Материалы и оборудование: мисочки с песком , глиной , почвой , камнями ; вода , ложечки для воды ; салфетки ; трубочки для коктейля ; поднос для «создания» земли ; поднос с землей и проросшими побегами овса .

Ход занятия:

Организационный момент

Чтобы узнать , о чем пойдет речь на занятии , воспитатель предлагает  детям отгадать загадки:

1 . И топчут её ,и режут её ,

Она не серчает ,

Добром отвечает.

2.  Кто нам общая мать?

        (Земля)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой земле , по которой мы ходим каждый день. Её ещё  называют почвой . Почему говорят что она всем «добром отвечает»? Почему землю называют « мать-земля», « матушка «? Какая земля у вас под  ногами – твёрдая или мягкая? ( Твёрдая ,крепкая ,надёжная.)

А что же делает землю такой твердой? Почему на ней могут расти растения? Из чего состоит почва ? На все эти вопросы мы с вами постараемся сегодня ответить . Для этого я предлагаю вам всем стать учеными. Кто знает , чем занимаются ученые? (Исследуют, наблюдают, проводят опыты .)

Экспериментирование.

Исследование песка.

Воспитатель : Для проведения опытов ученым нужна лаборатория . Давайте представим, что эта комната стала лабораторией . (Дети , садятся по 2 человека за стол. На столах стоят 4 мисочки : с песком , глиной ,камнями ,почвой. ) Ученые часто советуются друг с другом,  обсуждают свои исследования . Поэтому вы будете  работать парами , договариваться о том , что делать , помогать  друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Пока что они  накрыты салфетками. Снимите салфетки и посмотрите , что там лежит. ( Дети называют предметы.) Какие предметы вы узнали быстрее всего? Свои исследования мы начнем с изучения песка. Рассмотрите его внимательно. Из чего состоит песок? Похожи ли песчинки  друг на друга ? Какие они ? Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется ? Какой песок ? (Сыпучий.) А теперь возьмите трубочку и  аккуратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет , если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (Ответы детей и проведение опыта) Куда делась вода ? Можно ли сказать, что мокрый  песок сыпучий ?  ( Нет , сыпучий только сухой.) Из какого песка легче делать постройку – из мокрого или сухого ?  А кто из вас знает , как называются места на нашей планете , где очень много песка в одном месте ? Там очень жарко , растений мало . Чаще всего там растут кактусы , колючие растения , живут ящерицы , черепахи , тушканчики , верблюды .Такие места называются песчаными пустынями. ( Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.) По песку тяжело передвигаться – ноги утопают , песок забивается в обувь.

В заключении воспитатель вместе с детьми делает вывод : «Песок состоит из множества маленьких песчинок , как правило , разных  .Песок (сухой ) сыпучий , поэтому ветер  легко может передвигать песчинки .Если его намочить, песчинки склеиваются , прилипают к рукам и друг к другу».

Исследование глины .

Воспитатель : Теперь  перейдем к исследованию глины. Возьмите мисочки с глиной .Как вы догадались, что это глина ?( Ответы детей.) Внимательно рассмотрите её. Какая она ? ( Твердая, состоит из множества  крохотных частичек , которые крепко держатся друг за друга.) Давайте нальём в мисочку с глиной немного воды и посмотрим , что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину.) Как изменилась глина? ( Стала пластичной , мягкой , из неё можно лепить.) Давайте вспомним , что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви , на глиняной дорожке легко поскользнуться .Ещё в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из неё посуду. Посуду обжигали на огне , и она становилась твердой и не пропускала воду.

В заключении воспитатель делает вывод: «Глина состоит из множества мельчайших частичек .Когда глина сухая, она крепкая, твердая , но если её намочить , она становится мягкой и пластичной

Из глины лепят посуду ( дети рассматривают дымковские , филимоновские игрушки из глины.)Её используют в строительстве.

Физкультминутка

Педагог читает текст , а дети выполняют разные  упражнения

РАЗ- и стану я землей,

Мягкой , теплой и живой!

Очень сильной , очень крепкой ,

 Очень доброй и большой.

ДВА- и в миг я глиной стану ,

Может, к обуви пристану,

Если дождик на дворе не -  ходите вы по мне !

ТРИ – сейчас я холм зыбучий ,очень желтый и сыпучий . Осторожней ,  люди  , будьте ,  если вы не на верблюде!

А ЧЕТЫРЕ- камни мы , крепкие ребята.

И бросать в окошко нас  никому не надо.

ПЯТЬ – я почва – верхний слой ,

Дружат травы все со мной , и деревья и кусты,

Червяки , жуки  ,кроты.

Всем живущим говорю : « Чтите матушку свою !»

Наша круглая планета называется  ЗЕМЛЯ ,

Все живущие под солнцем

Братья  нам. И мы -  друзья !

После физкультминутки дети садятся за столики и продолжают экспериментирование.

Исследование .камней

Воспитатель :Давайте исследуем камни . Рассмотрите их , потрогайте , постучите ими друг о друга. Какие они ? (Твердые ,холодные ,шероховатые и т. п.) Налейте на камни немного воды. Что получилось ?Стали ли камни от этого мягче ,как глина ? Может они слиплись ?Куда делась вода ? Она впиталась в камни ? (Нет)Как они изменились? (Стали ярче ,красивее.) Кто знает где живут камушки? (В горах ,в море , в реке , в озере , в пещерах и т.п.) Кто из вас видел камни и где это было ?

В заключении воспитатель с детьми делает вывод :»Камни твердые ,крепкие .Они «живут « на земле ,под землей , в земле  ,на дне морей ,озер ,рек ,в вулканах .Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намочить ,они становятся ярче , загадочнее ,но не делаются мягче.»

Исследование почвы.

Воспитатель :Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней ?Здесь находится особая земля – почва. Рассмотрите её внимательно ,исследуйте из чего она состоит. (В ней есть  частички черного цвета ,сухие листочки ,веточки ,  песчинки , камешки и т.д.) Почва образуется из опавших листьев и веточек ,погибших животных ,камешков ,песчинок. В ней находится  «еда «  для растений. Чем больше такой еды, тем лучше чувствуют себя растения. Налейте в мисочку немного воды. Что произошло ? (Вода впиталась ,почва стала влажной.) Вспомните, как  мы поливаем почву в горшках для комнатных растений ,на  клумбе. Куда при этом девается вода? ( Она  уходит в почву  , и растение может  « напиться «.) А кто живет в почве? (Дети перечисляют ,воспитатель показывает изображения крота , дождевого червя и т.д.)

 Воспитатель делает вместе с детьми вывод : «Почва – это «живая земля. Без неё не могут жить растения .В почве обитает много  разных животных. Она состоит из кусочков глины, песчинок , камушков, корней и других остатков растений .Мы  с вами исследовали составные части земли .Назовите их ,пожалуйста.(Ответы детей ) У нас под ногами – песок , глина , камни. Самый верхний , самый плодородный слой земли называется почвой.»

Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос  и перемешать .Что получилось ?(Земля ) Все эти части можно  обнаружить в земле , у нас под ногами. Люди часто называют  землю «кормилицей» , «матушкой – землей «.Почему ? (Ответы детей .)На земле растут деревья ,травы , кустарники .Земля это ещё и название нашей планеты. Давайте скажем  «матушке –Земле « несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную , « живую землю « , на  которой всё оживает . Пусть каждый из вас произнесет своё пожелание земле. (Дети говорят добрые слова .В это время поднос накрывается  большим лоскутом  ткани ,раскрашенной в технике батик.) 

Заключительная часть .Мы с вами провели интересные исследования .Что мы выяснили ? (Ответы детей.) Теперь , может быть , вы по -другому будете  смотреть на то , что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку , посмотрите ,какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся «  с землей. (Берет поднос ,накрытый тканью ,и снимает ткань. Оказывается, что в земле выросли молодые побеги овса – во время беседы педагог незаметно меняет поднос в землей , которую создали дети , на другой с такой же землей ,  но уже с проросшими побегами.) Смотрите что произошло с нашей землей после того  , как мы сказали ей ласковые слова .Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Будем наблюдать, что произойдет с землей и растениями дальше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Перелетные птицы»

Конспект занятия по экологиидля детей старшего дошкольного возрастаТема: «Перелетные птицы»Программные задачи. Дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии; ...

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «О чем рассказывают камни».

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «О чем рассказывают камни»....

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Птицы - наши друзья»

Материал предназначен для проведения НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экологии для детей старшей группы на тему: «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом) «Путешествие в лабораторию»

Конспект открытого занятия по экологии для детей старшей группы на тему: «Богатство нашей планеты Земля» (эксперимент с воздухом) «Путешествие в  лабораторию»Интеграц...