«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
статья
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
• познакомить детей с историей русского быта;
• развивать интерес к культурным традициям русского народа;
• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;
• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
folklor_doklad.docx | 26.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко» п.Савинский |
«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО» |
Обобщение опыта работы |
Мокрова А.А 2020 год |
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Однако проблема патриотического воспитания детей с позиции кардинальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций.
Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО».
Всё начинается с детства. Детский сад, как дом и мир для детей. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Ответ на этот вопрос мы видим в обогащении чувства гордости за свою семью, народ, родину.
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:
• познакомить детей с историей русского быта;
• развивать интерес к культурным традициям русского народа;
• учить детей эмоционально воспринимать образы в художественном слове, музыке, произведениях изобразительного искусства;
• привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским национальным традициям.
Для успешного решения поставленных задач по формированию интереса к истокам русской народной культуры были выбраны следующие направления работы:
• знакомство детей с устным народным творчеством; (сказки, песенки, потешки, поговорки, считалки)
• знакомство с игровым, музыкальным творчеством русского народа;
• знакомство детей с бытом русского народа;
• приобщение детей к русской праздничной и традиционной культуре.
В русских народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка Дети любят веселые считалки, сопровождающие игры. Использование в работе с детьми русских народных игр, потешек, прибауток, считалок, закличек позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь.
Для детей воспитателями разыгрываются кукольные спектакли по мотивам русских народных сказок. С их помощью дети учатся эмоционально воспринимать окружающую действительность, радоваться и огорчаться вместе с героями, сопереживать им.
Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. Поэтому и на музыкальных занятиях и в повседневной игровой деятельности вводим детей в мир народной музыки, приучая к красоте звучания народных инструментов
На музыкальных занятиях и в совместной деятельности с музыкальным руководителем дети знакомятся с народными инструментами. Для более яркого представления о народных инструментах в детский сад мы приглашаем учащихся детской музыкальной школы, либо проводим экскурсию в музыкальную школу, которые исполняют музыку на народных инструментах: балалайке, баяне, домре,
Издавна на Руси существовали традиции:
• водить хороводы
• петь колыбельные песни
Проводя работу по знакомству детей с народным искусством, в группе был создан мини-музей «Колокольчик» и проведен мастер –класс «По изготовлению и росписи колокольчика»; дети с большим интересом играют с ними.
Знакомство детей с бытом русского народа мы начинаем в краеведческом музее нашего поселка. Там воспитанники детского сада могут видеть печку, посмотреть, как варится каша в чугунке.
Все увиденное ими в музее дети отображают в свои играх.
По приобщению детей к традициям русского народа в группе было проведено занятие: по изготовлению куклы-оберега.
Дети с удовольствием принимают участие в фольклорных праздниках «Осенины»,«Святки», «Масленица», весенних и летних календарных праздниках (что является традиционным в нашем саду). В процессе подготовки и участия в таких праздниках дети узнают пословицы, поговорки, загадки о труде,
Родители имеют возможность познакомиться с работой педагогов, посетить открытые занятия, праздники. Родители принимали активное участие в выставке работ, посвященных пасхе и рождеству.
Так, приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем у них уважение к своему народу, его традициям, обычаям.
На базе всего этого в группе нами совместно с родителями начал создаваться фотоальбом «Фольклор в жизни каждого ребенка».
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...
Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...
"ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культ...
«Роль фольклора в гражданско-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, фольклор, дети старшего дошкольного возраста.Key words: education, civil and Patriotic education, folklore, children of senior ...