"ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культура, стираются понятия «добра и зла», и происходит подмена человеческих качеств: доброты, уважения, терпимости, соучастия. Как вместить все эти понятия в маленького человека с несформировавшейся психикой, как донести до него что такое «нравственность», «духовность», «патриотизм». Как сформировать у него основные жизненные и человеческие понятия как: не укради, не лги, будь добрым и отзывчивым, уважай старших, заботься о слабых, береги то, что имеешь и т.д. Как воспитать личность, будущего защитника, патриота своей страны. Это вопрос, который должен тревожить нас сейчас, тех, кто может повлиять на формирующуюся личность ребенка, что бы заложить основу, фундамент, на базе которого он сможет в дальнейшем возводить свой «храм» души, состоящей из таких кирпичиков, как «нравственность, духовность и патриотизм».С приходом в систему дошкольного образования Федеральных государственных образовательных стандартов происходят большие изменения в структуре образовательной программы ДОО, обновляется и дополняется ее содержание. В России в системе дошкольного образования произошли преобразования, переход к такой модели, которая должна удовлетворить потребности подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Уровень сформированности патриотизма у детей Важность патриотического воспитания для детей дошкольного возраста
Противоречия И между необходимостью воспитания патриотизма у дошкольников в ДОУ И отсутствием обобщенной информации об использовании средств фольклора в этом процессе
Цель исследования: формирование у детей дошкольного возраста основ патриотического воспитания посредством фольклора Объект исследования: патриотическое воспитание старших дошкольников Предмет исследования: возможности фольклора в воспитании патриотизма у старших дошкольников в ДОУ Цель, объект, предмет исследования
Задачи Приобщить детей к истокам народной культуры Познакомить детей с разными видами фольклора Сформировать у детей желание участвовать в практической игровой деятельности Воспитывать устойчивый интерес к русскому народному творчеству
Методы исследования теоретический анализ изучение и анализ педагогического опыта педагогический эксперимент наблюдение
Принципы и условия работы принцип систематичности и последовательности принцип доступности принцип прочности индивидуальный подход с учетом возрастных особенности детей предметно - развивающая среда
Методологическая основа К.Д. Ушинский «Человек как предмет воспитания» С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая «Родной дом» Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко «Наследие» О.Л. Князева «Как жили люди на Руси», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Н.В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России»
Методы работы по приобщению детей к русской народной культуре наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий) словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми старшего возраста, сочинение сказок) игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры) практический метод ( упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий)
Ожидаемые резу льтаты Применение фольклора позволит привить у старших дошкольников любовь к Родине, к народным традициям, т.е. у них сформируются патриотические чувства Реализация цели проекта: Обеспечит создание образовательной среды в ДОУ на основе русской национальной культуры Будет способствовать формированию национального самосознания личности ребенка Усилит роль семьи в воспитании детей Способствует установлению делового взаимоотношения родителей и педагогов
Значимость проекта Теоретическая значимость Практическая значимость выявление сущности, задач, содержания, путей осуществления патриотического воспитания с применением фольклора в разных видах деятельности опыт работы может быть использован воспитателями и педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений
Этапы реализации Этапы проекта Мероприятия Констатирующий Изучение литературы по теме проекта, психологических и физиологических особенностей развития дошкольников Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала Создание педагогических условий для реализации проекта Проведение диагностики по патриотическому воспитанию среди воспитанников, родителей, педагогов Практико – деятельностный Использование фольклора как части русской народной культуры во всех видах деятельности Заучивание загадок, пословиц, поговорок Викторины, конкурсы, игры Выставки детского творчества Фольклорные праздники, досуги, развлечения Дискуссионные клубы, гостиные, семинары-практикумы, круглые столы для педагогов Беседы с родителями, консультации по патриотическому воспитанию Аналитический Анализ и обобщение результатов исследования Определение эффективности проведённой работы Конкурс детских рисунков по мотивам русского народного творчества Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ
Результаты диагностики детей
Результаты анкетирования педагогов и родителей Анкетирование педагогов Анкетирование родителей
Формы реализации проекта Работа с детьми Работа с педагогическим коллективом Работа с родителями Комплекс занятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников с использованием всех видов фольклора Выставки детского творчества Беседы с детьми Викторины, конкурсы, игры Фольклорные праздники, досуги, развлечения Индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей Индивидуальное и групповое консультирование по вопросам патриотического воспитания Дискуссионные клубы, гостиные, семинары-практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний о патриотическом воспитании детей Проведение тренингов Консультации Совместные праздники Открытые занятия
Результаты работы
Распространение опыта Мастер – класс (в рамках организации тематической досуговой деятельности дошкольников) для воспитателей старшего дошкольного возраста ДОУ Выступление на педагогическом совете «Взаимодействие всех участников образовательного процесса при осуществлении патриотического воспитания детей дошкольного возраста» Публикация «Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Список литературы Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н. В. Алешина. – М. : Просвещение, 2008. – 67 с. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М. : Вече, 2013. – 128 с. Аникин, В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Вече, 2009. – 139 с. Ватаман, В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: метод. пособие / В. П. Ватаман. – М. : Просвещение, 2008. – 213 с. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Маханева.– СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 234 с. Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет/ Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. – М.: Вече, 2007. –115 с. Короткова, Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Л. Д. Короткова. – М. : 2006. – 156 с. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством: учеб-метод. пособие / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова – СПб. : Детство-Пресс, 2009. – 234 с. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников/ М. Д. Маханева. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 145 с. Новицкая, М. Ю. Патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 214 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...
Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины...
«Роль фольклора в гражданско-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, фольклор, дети старшего дошкольного возраста.Key words: education, civil and Patriotic education, folklore, children of senior ...
«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:• познакомить детей с историей русского быта; &bull...