Инновационный проект "Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста"
проект (старшая группа) на тему
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времен. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать обретение родины".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mordovskiy_folklor_kak_sredstvo_patrioticheskogo_vospitaniya.docx | 26.02 КБ |
Презентация к проекту | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Ромодановский районный дом детского творчества»
Инновационный проект
«Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Разработала: педагог
дополнительного образования
Борисова Н.Н.
Ромоданово 2016 г.
Проект «Мордовский фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Аналитическое обоснование
Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, республике, народе, обычаях, истории, культуре. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.
В разные периоды исследованием проблемы патриотического воспитания занимались такие известные педагоги и исследователи, как К.Д. Ушинский, С.А. Козлова, М.Ю. Новицкая, Е.В. Соловьёва, Л.И. Царенко, О.Л. Князева, и др. Именно идея патриотизма всегда являлась тем фундаментом, на котором во все времена консолидировались все слои российского общества.
К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал веками накапливался в фольклорных произведениях, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста.
Процесс воспитания патриотизма только лишь усилиями образовательной организации не может быть успешным, так как основы воспитания закладываются в семье, а родители являются самыми близкими для ребенка носителями традиций и культуры. Понимание ребенком своей близости с окружающим и Родиной начинается с осознания им любви к своей семье, с первых услышанных колыбельных песенок, потешек, прибауток.
Цель проекта: определить возможности фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Задачи:
1. Апробировать новую методику проведения мероприятий, построенную на основе патриотического воспитания детей средствами фольклора.
2. Обучить детей разным жанрам фольклора, с целью формирования любви к Родине.
3. Внедрить в образовательной организации эффективную форму работы по формированию интереса к фольклору, как нравственного компонента, направленного на патриотическое воспитание.
Замысел проекта
Замысел проекта состоит в том, чтобы использовать мордовский фольклор в воспитании у детей патриотического сознания. Для этого предполагается заменить существующие формы взаимодействия педагога с детьми.
В рамках проекта предполагается создать условия для того, чтобы у воспитанников, благодаря фольклору, сохранились особенные черты характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора мы можем узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.
Фольклор – это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин, он исподволь готовится к постижению сложнейшего мира эпических героев и идей.
Последовательное ознакомление дошкольников с произведениями мордовского народного творчества помогает им лучше понять мудрость мордовского народа. В результате у детей развивается интерес, любовь и уважение к своему народу, восхищение его талантом.
Приобщение детей к мордовской народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.
Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств воспитанников. Фольклор прививает детям любовь к родному краю, формируется чувство любви к Родине.
Вид проекта: познавательно-практический, долгосрочный, рассчитан на 2 года (дети 5 – 7 лет).
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Содержание деятельности | Формы реализации проекта |
Подготовительный | Разработка содержания мероприятий проекта. Определение цели и задач, исходя из интересов и потребностей детей. Планирование предстоящей деятельности, с учётом интегрированного подхода к реализации поставленных задач. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. | Наблюдения и экскурсии. Познавательное чтение. Продуктивная деятельность. Заучивание. Игровые образовательные ситуации. Игровая деятельность. Выставки детского творчества. Беседы с детьми. Викторины, конкурсы. Фольклорные праздники, досуги, развлечения. Республиканские и районные фестивали, праздники. |
Основной | Апробация содержания проекта. Проведение мероприятий. Совместная деятельность педагога и детей по реализации проекта. Руководство самостоятельной деятельностью детей. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. | |
Заключительный | Анализ и оценка результатов реализации проекта. Подведение итогов. Презентация проекта. Выставки детских работ. Фольклорный праздник. |
Тематическое планирование работы патриотическому развитию
Сентябрь
Беседы с детьми, игры, наблюдение за взаимоотношениями детей в группе.
Цель: определение уровня знаний детей о Родине, родном крае.
Октябрь
1. «Давайте познакомимся»
Цель: уточнить и обогатить представления ребёнка о себе и сверстниках, об особенностях поведения и общения, характерных для мальчиков и девочек; формировать умение договариваться и согласовывать свои действия с действиями других детей; воспитывать сопереживание, готовность помочь, порадовать другого; способствовать усвоению детьми ценности сотрудничества.
2. «Земля – наш общий дом»
Цель: формировать самосознание ребёнка, связанное с овладением элементарными знаниями по истории и географии, культуре Мордовии, воспитывать детей на непрерывной связи истории прошлого, настоящего и будущего.
3. «Наша родная Мордовия»
Цель: закреплять знания детей о мордовском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.
4. «Рассказ о мордовском крае»
Цель: расширить представление детей о Мордовии, воспитывать любовь к родному краю.
Ноябрь
«Малая Родина. За что мы любим свой посёлок»
Цель: уточнить представление детей о родном посёлке, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
«Если ты узнаешь Мордовию – не забудешь никогда» (викторина)
Цель: активно поддерживать инициативные высказывания на вопросы викторины; активизировать имеющиеся знания, самостоятельные суждения; воспитывать любознательность, интерес к своей Родине –Мордовии.
«Государственные символы Мордовии – флаг, гимн, герб»
Цель: закрепить знания детей о государственных символах Республики Мордовия: флаге, гимне, гербе; формировать уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что они призваны объединять людей, живущих в одной стране.
Декабрь
«История возникновения герба »
Цель: закрепить и обобщить знания детей о символе Республики Мордовия – гербе; формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба; воспитывать гражданско-патриотические чувства.
«Право ребёнка на имя, отчество и фамилию»
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на имя, отчество, фамилию.
2.Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3.Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей - по их соглашению.
«Право ребёнка жить и воспитываться в семье»
Программное содержание:
1.Ребёнком признаётся лицо, не достигшее 18 лет.
2.Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье.
3.Ребёнок имеет право на общение с родителями и другими родственниками.
Январь
«Право ребёнка на охрану физического здоровья»
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на охрану здоровья.
2.Детям оказывается бесплатная медицинская помощь, предусматривающая профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-профилактическую работу
«Право ребёнка на охрану духовного и нравственного здоровья»
Программное содержание:
1.Ребёнок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящей вред духовному здоровью, нравственному и психическому развитию.
«Право ребёнка на воспитание в образовательном учреждении»
Программное содержание:
1.Дети имеют право на воспитание в образовательных учреждениях.
2.Образовательные программы должны быть направлены на формирование у детей: гражданственности, патриотизма; представлений о нравственности; трудолюбия; экологической культуры; эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное; коммуникабельности в общении со сверстниками и взрослыми людьми; физической культуры и навыков здорового образа жизни.
«Права и обязанности ребёнка»
Цель: закрепить знание прав детей; дать понятие об обязанностях детей дома и в детском саду.
Февраль
«Есть такая профессия – Родину защищать» (Экскурсия в музей)
Цель: формировать у детей патриотические чувства; поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе, по предложению взрослого; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
Март
«Мужчины и женщины в семье»
Цель: закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье; воспитывать у детей уважительное отношение друг к другу.
«Отражение народных традиций в национальном костюме»
Цель: продолжать формировать уважение к традициям мордовского народа, к человеку-труженику, результатам его труда, поддерживать интерес к национальной одежде; воспитывать любовь к родной стране.
«Мордовские народные промыслы»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о мордовских народных промыслах средствами эстетического воспитания; формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Апрель
«Многонациональная Родина»
Цель: формировать представление о том, что в нашей Республике живут люди разных национальностей; формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.
«Что такое героизм?»
Цель: формировать представление о героизме; уточнить и расширить представление детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны; воспитывать у детей эмоционально-положительное, действенное отношение к воинам, которое выражалось бы в желании быть похожими на них.
«Боевая слава нашего народа»
Цель: формировать патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.
«Знаменитые земляки»
Цель: познакомить детей со знаменитыми земляками, участниками Великой Отечественной войны; воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.
Май
«День победы»
Цель: закрепить знания детей о значении победы в Великой Отечественной войне; формировать эмоционально-положительное отношение к подвигу русского народа; воспитывать чувство гордости за свою страну.
«Мой поселок вчера и сегодня»
Цель: познакомить детей с историей возникновения посёлка, его достопримечательностями; воспитывать интерес к истории, чувство любви и патриотизма.
«Поляна детства»
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о себе, своей семье, малой родине.
«Мы патриоты»
Цель: диагностическое обследование детей с целью выявления знаний о своей стране, её символике.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аналитическое обоснование Для воспитания чувства патриотизма важно давать детям начальные представления о нашей стране, республике, народе, обычаях, истории, культуре. Для общества патриотическое воспитание дошкольников – это фундамент как раз того поликультурного пространства, создание которого предусматривается программой правительства.
Цель проекта: определить возможности фольклора в патриотическом воспитании старших дошкольников.
Задачи : Апробировать новую методику проведения мероприятий, построенную на основе патриотического воспитания детей средствами фольклора. Обучить детей разным жанрам фольклора, с целью формирования любви к Родине. Внедрить в образовательной организации эффективную форму работы по формированию интереса к фольклору, как нравственного компонента, направленного на патриотическое воспитание.
Замысел проекта Замысел проекта состоит в том, чтобы использовать мордовский фольклор в воспитании у детей патриотического сознания. Для этого предполагается заменить существующие формы взаимодействия педагога с детьми.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора мы можем узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
В рамках проекта предполагается создать условия для того, чтобы у воспитанников, благодаря фольклору, сохранились особенные черты характера, присущие им нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Фольклор –школа патриотического воспитания. Возрождение патриотического воспитания Закладывание основ нравственной личности
Вид проекта: познавательно-практический, долгосрочный, рассчитан на 2 года (дети 5 – 7 лет).
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм пов...
"ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В настоящее время, в эпоху стремительно изменяющегося мира, в период, когда былые духовные ценности теряют свою актуальность, и все больше в наше сознание проникает «инородная» культ...
«Роль фольклора в гражданско-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, фольклор, дети старшего дошкольного возраста.Key words: education, civil and Patriotic education, folklore, children of senior ...
«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
Работая по данной теме, я поставила перед собой следующие задачи:• познакомить детей с историей русского быта; &bull...