Педагогический проект "Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУДО «Ромодановский районный дом детского творчества»
Педагогический проект
«Фольклор как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОО»
Разработала: педагог
дополнительного образования
Борисова Н.Н.
Ромоданово 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Актуальность……………………………………………………… ………….3
2. Цель, задачи…………………………………………………………………… 5
3. Литература……………………………………………………………. ……….7
4. Этапы реализации проекта…………………………………………………….8
5. Тематический план НОД в мини-музее………………………………………9
6. Дальнейшее развитие …………………………………………………………11
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.
С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.
Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине, является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотизм-это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Русский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. А как донести до понимания детей особенности крестьянского быта?
Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.
Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и гордости за свою Родину, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель проекта:
создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа;
Задачи проекта:
- познакомить детей с особенностями фольклора, культурой русского народа;
-развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте;
-обогащать и активизировать словарный запас детей;
-дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;
-прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства;
Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь - май)
Предполагаемый продукт:
1) Сформирован интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств.
2) Обогащен и активизирован словарный запас
3) Создан мини-музей
Формы и виды работы с детьми
-Беседа
-Рассказ
-НОД
-Чтение художественной литературы
-Игра
-Экскурсии
ЛИТЕРАТУРА
1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб. : ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2015-192с.
2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2013.№ 7. - 97с.
3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2014. - № 8. – 80с.
4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64с.
5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2013 № 7. – 70с.
6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2015.-4.-с. 77.
7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования. Интернет ресурсы http://www.tc-sfera.ru
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Содержание работы Сроки
1) Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.
2) Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.
3) Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.
Практический этап.
Содержание работы. Сроки.
1) Создание мини-музея в группе - октябрь
2) Сбор экспонатов для музея - ноябрь
3) Разработка экскурсий и мероприятий- ноябрь
4) Пополнение музея экспонатами - в течение года.
Внедренческий этап.
Содержание работы. Сроки
1) Торжественное открытие мини-музея - декабрь.
2) Экскурсии.
3) Приглашение гостей.
4) Проведение образовательной деятельности в музее.
5) Создание презентации и альбома мини-музея – апрель, май.
Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.
Тема «Знакомство с русской избой»
Цель: Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай.
Декабрь.
«К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.
Январь.
«Народная игрушка – матрешка» Познавательное, речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского народного искусства.
Февраль.
«Волшебная дудочка» Речевое, худож. -эстетич. Знакомить с русским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русск. народным инструментам.
Февраль.
«Эх, лапти мои, лапти липовые… » Физическое, речевое, познавательное, худ. -эстетич. Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
Февраль.
«Госпожа честная Масленица» Речевое, познавательное, худож. -эстетич., физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского народа (обрядовым праздником) «Масленица». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.
Март.
«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, худож. -эстетич. социально-коммуникативное. Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.
Апрель.
«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, худож. -эстетич, речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.
Май.
«Наша изба – на славу хороша»(посиделки, развлечение) Худож. -эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской избе, быте русского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.
Дальнейшее развитие проекта.
По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.
Своим опытом по воспитанию патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним, я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта.
В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ВОЙНЫ В ИСКУССТВЕ, КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Что чувствуют наши ветераны при виде скучающих лиц современных детей? Насколько им сложно переживать те страшные события снова и снова? Мы, сами того не желая, заставляем их снова чувствовать боль и т...
«Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этап...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
«Метод проектов как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Статья...
Педагогический проект «Чистополю посвящается» (Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста)
Педагогический проект «Чистополю посвящается» - материалы по ознакомлению детей 5-7 лет и родителей с родным городом / Составители – воспитатели первой квалификационной категории Ананьева С.И., ...
Социально-педагогические средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
М. В. Ломоносов считал, что главной задачей педагогического процесса является воспитание человека-патриота, человека-гражданина. Он невольно сблизил понятия «гражданин» и «патриот&ra...
Педагогический проект «Формирование представлений о профессиях родного города как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка – педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство к Родине. Оно начинается у ребёнка с любви к своей малой родине...