Масленица-конспект занятия в средней группе(4-5 л) по познавательному развитию
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме «Широкая Масленица»
Цель: сформирование у детей представления о традициях народного праздника Масленица;
Задачи:
• познакомить детей с народными обрядами, обычаями, связанными с проводами зимы;
• развить уважение и интерес к традициям народа;
• привить любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки);
Предварительная работа:
Беседы; рассказы; чтение и заучивание стихов, считалок, пословиц, поговорок о Масленице; рассматривание репродукций картин: Кустодиева Б. «Карусель», «Масленица», Сурикова В. «Взятие снежного городка», Соколова П. «Тройка зимой»; русские народные частушки, заклички, хороводные песни; организация двигательной активности через подвижные русские народные игры, продуктивная деятельность по теме.
Ход занятия:
Воспитатель читает загадку:
Что за праздник – объеденье!
В этот день печем блины.
Их помажем мы вареньем,
До чего ж они вкусны!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Масленица — один из самых радостных и светлых праздников на Руси, который отмечается очень давно. Это весёлые проводы зимы, предвкушение весеннего солнца, долгожданного обновления природы. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и угощают их.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот...
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами, распевали задорные частушки и прибаутки. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
П.и «Сковорода»:
На полу,на земле,на снегу воспитатель рисует круг(это сковорода).Все игроки берутся за руки и прыгают на одной ноге вокруг круга,пытаясь толкнуть друг друга в круг.Кто попал в круг,тот «спёкся» на сковороде.Задача игроков-в него не попасть.
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник). А сейчас мы поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю.
Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Понедельник — Встреча.
Воспитатель: Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. Взрослые и ребятня начинали строить горки и крепости, качели и балаганы и пр. Мальчики, парни и мужчины сравнивали силу в кулачных боях — согласно возрасту и весовой категории. Хозяюшки же принимались печь блины, причём первый обычно отдавали нищим — на поминовение усопших.
Вторник — Заигрыш.
Воспитатель: Молодёжь принималась кататься на санях, они украшались пёстрыми лоскутами, бубенцами, колокольчиками. Коней также наряжали разноцветными сбруями и дугами. Накатавшись же на санях, молодые шли угощаться блинами.. А давайте сейчас узнаем, какие есть масленичные попевки!
Масленичные попевки:
- Вот приехала Масленица!
Сударыня-боярыня Масленица!
С сыром, маслом, и блином,
И румяным пирогом! - Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи
К нам в окошко мечи!
Среда — Лакомка.
Воспитатель: Женатые мужчины шли к своим тёщам на блины (приглашались и прочие гости) — угощение символизировало взаимную симпатию мужа и мамы жены, ведь с давних времён отношения зятя и тёщи были непростыми, становились предметом шуток и анекдотов. Такая традиция есть и сегодня: масленичную среду ещё называют «тёщины блины».
Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! Обыкновенный блин можно назвать разными словами, слушайте внимательно и отвечайте.
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
На тарелке он один – называем просто… блин.
Много испекли их мы – тогда назовем… блины.
Испекли для дочек – назовем… блиночек.
Будет есть их сынок – назовем тогда… блинок.
Огромный, как домище – назовем…блинище.
Воспитатель: Сколько интересных слов я узнала. Cпасибо, ребята.
Воспитатель: А какой день недели следует за средой? (Четверг).
Четверг — «Разгул».
Воспитатель: Начало массовых гуляний. Весь день по улицам катали соломенное чучело Масленицы, его сопровождали ряженые. Русский народ отправлялся на улицу с песнями и плясками. Самая главная забава в четверг — это взятие снежной крепости, при этом команде победителей предстояло с почётом искупаться в проруби и испить вина.
А сейчас давайте отгадывать загадки!
Загадки:
Оно приходит с ласкою
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Хоть сама и снег и лёд,
А уходит – слёзы льёт. (Зима)
***
Пыхтит и пузырится.
Ему в квашне не сидится –
В печь просится. (Тесто)
***
Поставлю, попарю, выну, поправлю,
Этот отдеру, другой положу. (Блин)
***
Белое, да не вода,
Сладкое, да не мёд.
От рогатого беру
И деточкам даю. (Молоко)
***
Дяденька смеётся, на нем
Шубка трясётся. (Кисель)
***
Ну – ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Со всеми загадками справились!
Пятница — «тёщины вечёрки».
Воспитатель: На этот раз тёща отправлялась в гости к семье дочери, причём приглашал её лично зять, кланяясь в пояс. С собой мама жены приносила различную утварь, необходимую для приготовления блинов (тарелки, сковородки и пр.), тесть же передавал муку с молоком. Все эти действия символизировали лад в семейных отношениях, почёт и уважение.
Суббота — «золовкины посиделки».
Воспитатель: Новоиспечённые жёны приглашали в гости сестёр мужа (а также прочую родню). Если золовка была не замужем, она могла взять с собой подруг, невестка также приглашала незамужних подружек. По традиции новобрачная одаривала сестру мужа подарками, угощала блинами, а после угощения все отправлялись на гулянья.
Подвижная игра «Снежок».
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики)
Мы с тобой снежок слепили, (лепят снежок)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки)
И совсем, совсем не сладкий! (грозят указательным пальцем)
Раз – подбросим, (подбрасываем воображаемый снежок)
Два – поймаем, («ловят» снежок)
Три – уроним («роняют» снежок)
И сломаем! (топчут снежок ногами).
Воскресенье — «проводы Масленицы» и «Прощёное воскресенье».
Воспитатель: Куклу Масленицу опять-таки возили по селу, а потом вывозили на околицу и под песни, хороводы и прочее веселье сжигали. Затем народ расходился по домам. В воскресенье было (раньше и сейчас) принято просить друг у друга прощение за все принесённые обиды.
Воспитатель: Ребята, Масленица спешит всех людей известить о приближении скорой весны. Давайте простимся с ней.
Воспитатель и дети:
Попрощались мы с Зимой
И с Весной идем домой.
Скоро реки зажурчат
Скоро птицы прилетят!
Отогреется земля
Зацветут леса, поля!
А когда прольются грозы,
Заблагоухают розы
Все, друзья, пора прощаться.
С праздником всех поздравляем,
Солнца, радости желаем!
И блинами угощаем!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада в области «Познавательное развитие»: ФЭМП» «Как мы с Бабой – Ягой играли»
Конспект образовательной деятельности в средней группе детского сада в области «Познавательное развитие»: ФЭМП»Второй год обучения детей по программе «Детский сад 2100»Интеграция образоват...
Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовательной деятельности «Познание» - познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность
МКДОУ детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской» Конспект занятия в средней группе, непосредственно образовател...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Раз, два, три, четыре, пять – будем в Африке гулять»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Ромашка» по образовательной области «Познавательное развитие» Тема...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в средней группе для детей с ЗПР. Познавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП+развитие речи).
Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия в средней группе для детей с задержкой психического развитияПознавательно – исследовательская деятельность (ФЭМП + развитие речи)Тем...
Конспект открытого занятия в средней группе с использованием ИКТ по познавательному развитию. Тема: «Дикие животные наших лесов»
Конспект открытого занятия в средней группе с использованием ИКТ по познавательному развитию....
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»
Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...