Рабочая программа дополнительного образования «Изи памаш»
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svedeniya_o_kruzhke_izi_pamash.docx | 120.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Ежовский детский сад «Солнышко»
Утвержден
на педсовете протокол
№1 от 30.08.2021 г.
Рабочая программа дополнительного образования
«Изи памаш»
Календарно-тематическое планирование
Разработала:
Воспитатель
1 кв. категорий
Яликова А. Н.
Кружок «Изи памаш»
Учебный план работы кружка «Изи памаш» на 2020 – 2021 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
«Изи памаш» | 1 | 4 | 36 | 20 | 11 |
Учебный план работы кружка «Изи памаш» на 2021 – 2022 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
«Изи памаш» | 1 | 4 | 36 | 25 | 11 |
Программа дополнительного образования - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Программа «Изи памаш» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края – начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Поэтому в детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родном крае, её обычаях и культуре.
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, к тому месту, в котором он живёт, к чувстве гордости, уважения.
Задачи:
- Знакомить с марийскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
- Ознакомить детей с республиканской символикой.
- Поднимать интерес детей к марийской сказке, побуждать к более близкому знакомству с ней.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к ним через произведения литературы.
- Познакомить детей с представителями марийской поэзии и прозы.
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
- Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому саду, родному краю, людям, населяющим её.
Длительность:
Программа предполагает проведение 4 – х занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятии 15 – 20 мин. (средн. гр.), 25 -30 мин. (старш. дошк возраст). Общее количество занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 1 раз в год, в мае.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Содержание программы:
Обобщение и конкретизация знания детей о родном крае, о его достопримечательностях, о людях, прославивших край. Ознакомление с обычаями и традициями марийского народа, воспитание доброжелательного и уважительного отношения к марийской национальности и людям другой национальности.
Диагностика знаний о родном крае
Диагностика детей в конце года по блокам:
- «Я и моя семья»
- «Я и моё село»
- «Я и моя республика»
Каждый блок содержит вопросы соответствующего содержания.
Блок «Я и моя семья»
- Ты доволен своей семьей? Почему ты так считаешь?
- Как ты думаешь, зачем нужны родители?
- Что ты делаешь вместе с родителями?
- Как вы отдыхаете в семье в выходные дни?
- Чем чаще всего заняты родители дома7
- Чему могут радоваться твои родители (мама, папа)?
- Когда ты врастешь, то хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на твою?
Блок «Я и моё село»
- Как называется село, в котором ты живёшь?
- Тебе нравится жить в своём селе?
- Как ты думаешь, ты любишь своё село?
- Ты считаешь своё село красивым? В чём его красота?
- Что интересного есть в твоём селе?
- Что ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы твое село стало лучше?
- Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своём селе?
Блок «Я и моя республика»
- Как называется республика, в которой ты живёшь?
- Как называется народ, живущий в республике Марий Эл?
- Как называется главный город нашей республики?
- Знаешь ли ты, как переводится с марийского «Марий Эл» и «Йошкар – Ола»?
- О каких городах нашей республики ты слышал? В каких города бывал?
- Самый старый город нашей республики?
- Самый молодой город?
- Люди, каких национальностей живут в нашей республике? Назови их.
- Легендарный герой республики? (Онар)
- Чем богат наш марийский край?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты бы мог бы выполнить желания только для своей республики или для своего села, какие бы три желания загадал?
Каждый блок посвящен определённой теме и начинается с общих задач:
- «Я и моя семья» - воспитывать в ребёнке любовь и привязанность к своей семье, родному дому.
- « Я и моё село» - расширить представление детей о родном селе, познакомить с его достопримечательностями, о труде разных прфессий
- «Я и моя республика» - углубить знания детей о Республике Марий Эл, познакомит с районами и городами, дать представлении о национальном составе.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за своё село, свою малую Родину;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Работа по целенаправленному приобщению детей к истории и культуре родного края показала, что деятельность в данном направлении является важным в дошкольном образовании. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить интерес ребенка к нему, показать жизнь всей страны, воспитать любовь к Родине. Таким образом, я убедились, что работа ведется в правильном направлении и является важной в духовном становлении ребенка.
На основе результатов можно сделать вывод, что дети имеют неплохие знания о своей семье, своем селе, республике. В ходе проделанной работы выявить 3 уровня знаний дошкольников.
К 3 уровню (34%) отнести ответы тех детей, которые назвали место их проживания: адрес, улицу. Дети знали социальные объекты (магазины, школу, библиотеку). Имеют определенные знания о РМЭ (национальный состав, символику, города и пр.).
Для 2 уровня (46%) характерны ответы детей, которые хорошо ориентируются в своём селе, называют социальные объекты, имеют элементарные представления о республике (название, столица РМЭ).
К 1 уровню (20%) относится соответствие довольно слабые ответы детей, не назвали свой район, республику. Знают место своего проживания и некоторые социальные объекты (магазин, клуб).
По результатам 3 уровней делается анализ, где можно определить уровень знаний детей о семье, о родном селе, районе, республике. Для того, чтобы дети полюбил родной край, научились его беречь, нам педагогам, необходимо серьезно подойти к этой проблеме и приложить немало усилий для её решения. Начиная работу, надо продумать, что целесообразно показать и рассказать детям: обратить внимание на то, что есть только в нашем марийском крае, что характерно только для этой местности.
Перспективное планирование кружка в старшей группе на 2020 – 2021 уч. год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя Родина – Россия. В ней родной марийский край» |
|
Октябрь «Животный мир Республики Марий Эл». |
Разучивание песни «Шочмо вер». Песня «Садикыште».
|
Ноябрь Республике Марий Эл – 100лет |
«Кто всех сильнее?»
«Мужик и чёрт», «Кокша – богатырь». |
Декабрь «Зима в марийском крае». |
|
Январь «Играя, мы растём». Дидактические игры. |
|
Февраль «Знакомство с марийской живописью» |
|
Март «Вместе с мамой» |
|
Апрель «Природа и мы» |
|
Май «Знакомство с рекой Кокшага». «До свидания, детский сад» |
|
Перспективное планирование кружка на 2021 –2022 учебный год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя родной марийский край» | 1.Беседа о поселке Медведево «Рожденный в 43 –м» (прошлое и настоящее) 2. Беседа о Йошкар – Ола – столица РМЭ (прошлое и настоящее). 3. Растение Красной книги Марий Эл. Чтение стихотворений В. Колумба «Ландыш». 4. Разучивание песни «Марий Эл» слова Изиляновой, муз. В. Захарова. |
Октябрь «Устное народное творчество» |
|
Ноябрь Республика «Марий Эл – многонациональная» |
|
Декабрь «Жизнь и быт наших предков». | 1.Рассказ «Как жили наши предки» (основные занятия и промысел мужчин) 2.Рассказ «Основные занятия женщин – мариек в прошлом (прядение, ткачество, ведение домашнего хозяйства). 3. Природные богатства Республики Марий Эл (лес, песок, торф, ягодные болота) |
Январь «Символика Республики Марий Эл» | 1.Знакомство с гербом и гимном Республики Марий Эл 2.Разучивание гимна РМЭ. |
Февраль «Ознакомление с марийской литературой» | 1. Знакомство с творчеством детского писателя В.В. Крылова. Слушание его произведений. 2. Заучивание отрывка из стихотворения Г. Матюковского «Таир». Рассматривание озера в фотоальбомах «Марий Эл» и «Родниковый край». 3. Знакомство с творчеством М. Шкетана. Чтение рассказа «Моя шапка». 4. Классик марийской литературы – С. Г. Чавайн. Рассказ о поэте и писателе. |
Март «Чтение любимых марийских сказок» | 1.Беседа о марийских сказках 2.Рассматривание сборников сказок (с иллюстрациями З. Лаврнетьева, А. Фомина, Р. Янгильдина). 3.Чтение сказки по желанию детей. 4.Игра соревнование «Узнай сказку по отрывкам» |
Апрель «Ознакомление с природой марийского края» | 1.Беседа «Природа родного края» -заучивание отрывка С. Вишневского «Моя Республика»; - рассматривание иллюстраций в книгах о природе. 2.Национальный природный парк «Марий чодра (для чего он создан, его ценность). 3.Кладовая здоровья (лекарственные растения РМЭ). 4.Реки и озёра-украшение родной природы (дать представление о многочисленности рек и озёр, назвать самые большие реки). |
Май «До свидания, детский сад» | 1.Разучивание стихотворения «Код чеверын, йоча сад!» О. Эльтемеровой. 2.Разучивание песни. 3.Итоговое занятие. |
Перспективы работы:
Продолжать свою работу в данном направлении, а именно: интересно организовывать жизнь детей в детском саду через краеведческую деятельность.
- Осуществлять работу по теме самообразования и последующее обобщение опыта работы «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование».
- Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе через публикации материалов.
В работе по самообразованию изучила литературу:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005.
- Васенева Г. В. «Использование марийских игр в д/саду», Й – Ола, 1997г.
- Жуковская Р. И. «Родной край», М.: Просвещение, 1995г.
- Ильина Л. С. «Ознакомление дошкольников с природой марийского края», Й – Ола, 1997г.
- Логинов Л. В. «Что может герб нам рассказать…» (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М, 2009г.
- Марийские народные сказки в детском саду, Й – Ола, 2007г.
- Петрухина С. Р. «Ознакомление детей с марийской литературой», Й _ Ола,!997г.
- Программа «Изи памаш» (Родничок), Й – Ола, 2000г.
- Политкультурная социализация детей: сотрудничество ДОУ с Семьей, Й – Ола, 2001г.
- Свербиева В. Н. «С любовью к малой родине» // Воспитатель ДОУ, № 10, 2010г.
- Усачева Р. В. «Программа патриотического воспитания дошкольников»// Воспитатель ДОУ, №4, 2010г.
- Федорова С. Н. «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения». Й – Ола, 2001г.
Кружок «Изи памаш»
Учебный план работы кружка «Изи памаш» на 2020 – 2021 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
«Изи памаш» | 1 | 4 | 36 | 25 | 11 |
Учебный план работы кружка «Изи памаш» на 2021 – 2022 учебный год.
Название курса | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Длительность занятий, мин. | Кол-во воспитанников |
«Изи памаш» | 1 | 4 | 36 | 30 | 11 |
Программа дополнительного образования - это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Программа «Изи памаш» по ознакомлению дошкольников с родным краем составлена с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период воспитания у детей любви к малой Родине, гордиться своими родными местами, знать историю и культуру, решать проблемы возрождения духовности и нравственных идеалов.
С изучения территории родного края – начинается познание страны, что имеет исключительно важное значение в воспитании у детей любви к своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия. Поэтому в детском саду проводится работа по расширению представлений детей о родном крае, её обычаях и культуре.
Цель: Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине, к тому месту, в котором он живёт, к чувстве гордости, уважения.
Задачи:
- Знакомить с марийскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
- Ознакомить детей с республиканской символикой.
- Поднимать интерес детей к марийской сказке, побуждать к более близкому знакомству с ней.
- Воспитывать любовь к родному краю, к природе, бережное отношение к ним через произведения литературы.
- Познакомить детей с представителями марийской поэзии и прозы.
- Привлекать родителей к совместной деятельности.
- Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому саду, родному краю, людям, населяющим её.
Длительность:
Программа предполагает проведение 4 – х занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятии 15 – 20 мин. (средн. гр.), 25 -30 мин. (старш. дошк возраст). Общее количество занятий в год – 36. Педагогический анализ знаний, умений и навыков проводится 1 раз в год, в мае.
Участники: воспитатели группы, дети, родители, музыкальный руководитель.
Содержание программы:
Обобщение и конкретизация знания детей о родном крае, о его достопримечательностях, о людях, прославивших край. Ознакомление с обычаями и традициями марийского народа, воспитание доброжелательного и уважительного отношения к марийской национальности и людям другой национальности.
Диагностика знаний о родном крае
Диагностика детей в конце года по блокам:
- «Я и моя семья»
- «Я и моё село»
- «Я и моя республика»
Каждый блок содержит вопросы соответствующего содержания.
Блок «Я и моя семья»
- Ты доволен своей семьей? Почему ты так считаешь?
- Как ты думаешь, зачем нужны родители?
- Что ты делаешь вместе с родителями?
- Как вы отдыхаете в семье в выходные дни?
- Чем чаще всего заняты родители дома7
- Чему могут радоваться твои родители (мама, папа)?
- Когда ты врастешь, то хотел бы, чтобы у тебя была семья, похожая на твою?
Блок «Я и моё село»
- Как называется село, в котором ты живёшь?
- Тебе нравится жить в своём селе?
- Как ты думаешь, ты любишь своё село?
- Ты считаешь своё село красивым? В чём его красота?
- Что интересного есть в твоём селе?
- Что ты смог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы твое село стало лучше?
- Если бы к тебе в гости приехали друзья, что бы ты рассказал им о своём селе?
Блок «Я и моя республика»
- Как называется республика, в которой ты живёшь?
- Как называется народ, живущий в республике Марий Эл?
- Как называется главный город нашей республики?
- Знаешь ли ты, как переводится с марийского «Марий Эл» и «Йошкар – Ола»?
- О каких городах нашей республики ты слышал? В каких города бывал?
- Самый старый город нашей республики?
- Самый молодой город?
- Люди, каких национальностей живут в нашей республике? Назови их.
- Легендарный герой республики? (Онар)
- Чем богат наш марийский край?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты бы мог бы выполнить желания только для своей республики или для своего села, какие бы три желания загадал?
Каждый блок посвящен определённой теме и начинается с общих задач:
- «Я и моя семья» - воспитывать в ребёнке любовь и привязанность к своей семье, родному дому.
- « Я и моё село» - расширить представление детей о родном селе, познакомить с его достопримечательностями, о труде разных прфессий
- «Я и моя республика» - углубить знания детей о Республике Марий Эл, познакомит с районами и городами, дать представлении о национальном составе.
Ожидаемые результаты:
• Дети станут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду;
• Расширятся знания и представления о труде разных профессий;
• Проводимые мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки;
• У детей сформируется чувство гордости за своё село, свою малую Родину;
• Дети будут проявлять чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества, ветеранам Победы;
• Дети полюбят природу родного края, и будут бережно относиться к ней.
Работа по целенаправленному приобщению детей к истории и культуре родного края показала, что деятельность в данном направлении является важным в дошкольном образовании. Только познакомив детей с особенностями родного края, можно пробудить интерес ребенка к нему, показать жизнь всей страны, воспитать любовь к Родине. Таким образом, я убедились, что работа ведется в правильном направлении и является важной в духовном становлении ребенка.
На основе результатов можно сделать вывод, что дети имеют неплохие знания о своей семье, своем селе, республике. В ходе проделанной работы выявить 3 уровня знаний дошкольников.
К 3 уровню (34%) отнести ответы тех детей, которые назвали место их проживания: адрес, улицу. Дети знали социальные объекты (магазины, школу, библиотеку). Имеют определенные знания о РМЭ (нац. состав, символику, города и пр.).
Для 2 уровня (46%) характерны ответы детей, которые хорошо ориентируются в своём селе, называют социальные объекты, имеют элементарные представления о республике (название, столица РМЭ).
К 1 уровню (20%) относится соответствие довольно слабые ответы детей, не назвали свой район, республику. Знают место своего проживания и некоторые социальные объекты (магазин, клуб).
По результатам 3 уровней делается анализ, где можно определить уровень знаний детей о семье, о родном селе, районе, республике. Для того чтобы дети полюбили свой родной край, научились его беречь, нам педагогам, необходимо серьезно подойти к этой проблеме и приложить немало усилии дл её решения. Начиная работу, надо продумать, что целесообразно показать детям и рассказать детям: обратить внимание на то, что есть только в нашем марийском крае, что характерно только для данной местности.
Перспективное планирование кружка в старшей группе на 2020 – 2021 уч. год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя Родина – Россия. В ней родной марийский край» |
|
Октябрь «Животный мир Республики Марий Эл». |
Разучивание песни «Шочмо вер». Песня «Садикыште».
|
Ноябрь Республике Марий Эл – 100лет |
«Кто всех сильнее?»
«Мужик и чёрт», «Кокша – богатырь». |
Декабрь «Зима в марийском крае». |
|
Январь «Играя, мы растём». Дидактические игры. |
|
Февраль «Знакомство с марийской живописью» |
|
Март «Вместе с мамой» |
|
Апрель «Природа и мы» |
|
Май «Знакомство с рекой Кокшага». «До свидания, детский сад» |
|
Перспективное планирование кружка на 2021 –2022 учебный год.
Месяц | Тема занятия |
Сентябрь «Моя родной марийский край» | 1.Беседа о поселке Медведево «Рожденный в 43 –м» (прошлое и настоящее) 2. Беседа о Йошкар – Ола – столица РМЭ (прошлое и настоящее). 3. Растение Красной книги Марий Эл. Чтение стихотворений В. Колумба «Ландыш». 4. Разучивание песни «Марий Эл» слова Изиляновой, муз. В. Захарова. |
Октябрь «Устное народное творчество» |
|
Ноябрь Республика «Марий Эл – многонациональная» |
|
Декабрь «Жизнь и быт наших предков». | 1.Рассказ «Как жили наши предки» (основные занятия и промысел мужчин) 2.Рассказ «Основные занятия женщин – мариек в прошлом (прядение, ткачество, ведение домашнего хозяйства). 3. Природные богатства Республики Марий Эл (лес, песок, торф, ягодные болота) |
Январь «Символика Республики Марий Эл» | 1.Знакомство с гербом и гимном Республики Марий Эл 2.Разучивание гимна РМЭ. |
Февраль «Ознакомление с марийской литературой» | 1. Знакомство с творчеством детского писателя В.В. Крылова. Слушание его произведений. 2. Заучивание отрывка из стихотворения Г. Матюковского «Таир». Рассматривание озера в фотоальбомах «Марий Эл» и «Родниковый край». 3. Знакомство с творчеством М. Шкетана. Чтение рассказа «Моя шапка». 4. Классик марийской литературы – С. Г. Чавайн. Рассказ о поэте и писателе. |
Март «Чтение любимых марийских сказок» | 1.Беседа о марийских сказках 2.Рассматривание сборников сказок (с иллюстрациями З. Лаврнетьева, А. Фомина, Р. Янгильдина). 3.Чтение сказки по желанию детей. 4.Игра соревнование «Узнай сказку по отрывкам» |
Апрель «Ознакомление с природой марийского края» | 1.Беседа «Природа родного края» -заучивание отрывка С. Вишневского «Моя Республика»; - рассматривание иллюстраций в книгах о природе. 2.Национальный природный парк «Марий чодра (для чего он создан, его ценность). 3.Кладовая здоровья (лекарственные растения РМЭ). 4.Реки и озёра-украшение родной природы (дать представление о многочисленности рек и озёр, назвать самые большие реки). |
Май «До свидания, детский сад» | 1.Разучивание стихотворения «Код чеверын, йоча сад!» О. Эльтемеровой. 2.Разучивание песни. 3.Итоговое занятие. |
Перспективы работы:
- Продолжать свою работу в данном направлении, а именно: интересно организовывать жизнь детей в детском саду через краеведческую деятельность.
- Осуществлять работу по теме самообразования и последующее обобщение опыта работы «Сохранение и развитие марийской культуры в ДОУ через дополнительное образование».
- Транслировать опыт работы на разных уровнях, в том числе через публикации материалов.
В работе по самообразованию изучила литературу:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.; Изд – во ЦГЛ, 2005.
- Васенева Г. В. «Использование марийских игр в д/саду», Й – Ола, 1997г.
- Жуковская Р. И. «Родной край», М.: Просвещение, 1995г.
- Ильина Л. С. «Ознакомление дошкольников с природой марийского края», Й – Ола, 1997г.
- Логинов Л. В. «Что может герб нам рассказать…» (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию). М, 2009г.
- Марийские народные сказки в детском саду, Й – Ола, 2007г.
- Петрухина С. Р. «Ознакомление детей с марийской литературой», Й _ Ола,!997г.
- Программа «Изи памаш» (Родничок), Й – Ола, 2000г.
- Политкультурная социализация детей: сотрудничество ДОУ с Семьей, Й – Ола, 2001г.
- Свербиева В. Н. «С любовью к малой родине» // Воспитатель ДОУ, № 10, 2010г.
- Усачева Р. В. «Программа патриотического воспитания дошкольников»// Воспитатель ДОУ, №4, 2010г.
- Федорова С. Н. «Занятия как средство ознакомления детей дошкольного возраста с людьми ближайшего национального окружения». Й – Ола, 2001г.
Приложение
Использование марийских подвижных игр
как компонента здоровьесберегающих технологии
на занятиях по физической культуре
(выступление)
Подготовила: воспитатель
Яликова Алевтина Николаевна
Содержание:
Введение
- Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.
- Марийские народные игры
- Заключение
Список литературы
Введение
Состояние здоровья подрастающего поколения – важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т. д.
ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.
Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на информировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной, физкультурно-оздоровительной деятельности современного детского сада.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает телевидение и компьютерные игры. Ежедневно ребенок проводит более 2 часов у телеэкрана. Это продолжительное время ребенка в неподвижности, усталость органов зрения и слуха, головные боли, сонливость, апатия. Ко всему этому добавить уличный шум, громкую музыку, сотовые телефоны — это приводит к появлению различных опасных симптомов и отклонениям в здоровье уже в дошкольном возрасте.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым условием является физическое развитие. Его основная задача - улучшение состояния здоровья, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т. д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаться задачи оздоровления, образования и воспитания.
Одним из средств, широко используемых во всех современных здоровьесберегающих технологиях, является соблюдение правильного режима двигательной активности. Поэтому актуальным становится вопрос об использовании подвижной игры как средства оптимизации двигательного режима дошкольника, тем более что сами игры можно одновременно применять для профилактики определенных заболеваний у дошкольников.
Цель моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, улучшения их двигательного статуса с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Определение возможностей подвижной игры как компонента здоровьесберегающих технологии
на занятиях по физической культуре для оздоровления детей дошкольного возраста.
Для скачивания материала войдите или зарегистрируйтесь на сайте koncpekt.ru!
До не давнего времени с трудом верилось, что эпидемия коронновируса может охватить всю планету и станет пандемией. Что беда может постучаться во многие дома и семьи. И не важно, сколько тебе лет, ребёнок ты или взрослый. Перед вирусом все равны.
Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и дети. Детские сады закрыты, и многие из нас столкнулись с ситуацией, к которой не были готовы. Сложнее всего на карантине приходится малышам. Одна из самых важных вещей во время карантина – это конечно же режим. Нужно стараться выстраивать свой распорядок дня так, чтобы выделять время и на работу, и на занятия с детьми. «Садиковский» режим придумали не просто так: это чередование занятий, отдыха и подвижных игр, можно взять за основу для реализации в домашних условиях.
Игровая деятельность
Игра всегда привлекает ребенка. Она является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Игровая деятельность способствует развитию у ребенка навыков, умений, необходимых для самообслуживания и оказания помощи взрослым.
На протяжении всего времени пребывания ребёнка в дошкольном учреждении мы решаем задачи воспитания и обучения направленные: в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место.
Являясь важным средством физического развития, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Игры на свежем воздухе стимулируют работу мозга, улучшают деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы, способствуют более правильному и быстрому росту формирующегося детского организма. Поэтому сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, ведь обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, каждого конкретного эпоса, у любого поколения есть свои любимые игры. Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Большинство народных игр уходит корнями в религиозные пласты жизни. Например, одной из причин появления подвижных игр являются обрядовые игры, связанные с суеверием, предрассудками. Значительная часть народного марийского творчества связана с язычеством. Языческая романтика придавала особую красочность марийской народной культуре. Верования племен основывались на поклонении солнцу, огню, воде и земле. Человек ожидал от природы ниспослания земных благ, почитания предков, произнося магические заклинания и принося жертвы духам или богам. Игра в это время была не просто развлечением, а способом организации общественной жизни человека. Игра учила и наставляла. Игра развивала все человеческие способности: сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность, умение общаться так, как этого требуют обстоятельства.
Марийские народные подвижные игры
Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций- это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родного края.
Немаловажное значение в жизни ребенка имеет игра, поэтому через игровую деятельность легче вызвать интерес к марийской национальной культуре. Испокон веков в народных подвижных играх отражался образ жизни людей, их быт, устои. Марийские народные игры имеют многовековую историю. Многие из них сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие традиции. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры (Шорык йол (Рождество), Уярня (Масленица), Пеледыш пайрем (Праздник цветов). Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заложена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
По содержанию марийские игры лаконичны, выразительны и доступны детям. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Педагоги используют разнообразные подвижные игры, развивающие речь, двигательную активность, физические качества. Через игры дети знакомятся с природой марийского края, ее обитателями, их повадками; узнают о народных промыслах, о многочисленных национальных традициях.(сур меран, кол кучен модмаш). Марийские народные игры многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры с песнями, прибаутками, плясками. Характерная особенность марийских народных игр- движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, и т.д.). В играх используются и марийские считалки- устные художественные произведения. Они дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, на выполнение правил:
Икыт,кокыт, кандаш, лу-
Пече воктен олмапу.
Олма кырышыже те лийыда,
Олма кочшыжо ме лийына.
Использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.
Народные подвижные игры должны обеспечивать разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или с текстом игры. Использовать марийские подвижные игры можно во всех формах воспитательно-оздоровительной работы детского сада: на занятиях, утренней гимнастике, прогулках, развлечениях и праздниках.
-утренняя гимнастика:
1. подготовительные упражнения под марийскую музыку,
2. марийская подвижная игра(вудлайогенмодмаш «ручеек)
-физкультурные занятия: традиционные и нетрадиционные.
Нетрадиционные занятия:
1. сюжетные занятия: по мотивам марийских сказок
2. игровые занятия (на воздухе): занятия, построенные на марийских подвижных играх, играх-эстафетах…
3. танцевальные занятия( в помещении): занятия, построенные на танцевальном материале. Используются хороводные игры(«Сур меран»), далее идет разучивание танцевальных движений.
4. сюжетно-игровые занятия(на воздухе): эти занятия сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию, развитию речи и т.д. На занятиях с участием персонажа, роль которого исполняет взрослый, проводятся подвижные игры на различные виды движений(«агытанчунгедылмаш»(петушиное сражение), «варашденкомбиге-влак»(ястреб и гусята), «йолетымшеклане»(береги ноги!) и др.)
5. физкультурное развлечение: все занятие строится на знакомых играх и игровых упражнениях. Подвижные игры располагаются так, чтобы нагрузка возрастала и снижалась постепенно.
6. физкультурный праздник. В течение года 2-3 раза проводятся физкультурные праздники. В программу могут входить пляски, танцы, песни, народные обряды. Учитывая особенности культуры народов мари, рекомендуется сочетать проведение праздников с фольклорными праздниками: шорыкйол(рождество), уярня(маслерница), агавайрем(праздник поля)… Подготовка к таким праздникам ведется на всех занятиях. Движения, включенные в программу, должны быть хорошо знакомы детям. Подвижные игры должны соответствовать содержанию праздника и времени года. Дети участвуют в подготовке костюмов, атрибутов, в украшении помещения.
Заключение
Таким образом, марийские народные игры при введении их в практику детского сада - это важный компонент здоровьесберегающих технологии
на занятиях по физической культуре формирования умственных способностей и помогают развивать физические качества дошкольников.
В народных подвижных играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценный игровой фольклор.
Марийские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое главное назначение- доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
Список литературы
«Использование традиций марийского народа в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»: Методические рекомендации/Г. А. Канашина, О. Ю. Долгушева; под ред. Л. А. Никитиной.- Йошкар-Ола, 2006.-36 с.
Г. В. Васеева, использование марийских подвижных игр в воспитательно-оздоровительной работе детского сада.- Йошкар-Ола, 1997.-27 с.
Р. В. Лаптева, ознакомление дошкольников с марийским орнаментальным искусством: Методическое пособие. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-44 с.
На земле Онара: Из опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста/Авт.-сост. С. В. Григорьева. - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2009.-20 с.
Картотека «Марийские народные игры»
Алевтина Яликова
«Ме пурсам удена» - «А мы горох сеяли»
В игре могут принимать участие от 8 до 20 детей. Играющие делятся на две группы. Первая группа – девочки, вторая – мальчики. Каждая группа проговаривает одну строку и имитирует движения из текста.
Ме пурсам удена, удена - 2 раза
Ме пурсадам тошкена, ташкена – 2 раза
Теже молан тошкеда, тошкеда?- 2 раза
Ме имне ден тошкена, тошкена. - 2 раза
Ме имныдам кучена, кучена. -2 раза
Теже мо ден кучеда, кучеда?- 2 раза
Ме сермыц ден кучена, кучена. - 2 раза
Ме тыланда ши тенгем пуэна. - 2 раза
Мыланна ок кул окса да, ши тенге да. - 2 раза
Мыланна кулеш ик удыр, сай удыр-2 раза
«Ой, кочай, мом ыштет?» - «Дедушка, что ты делаешь?»
В игру могут играть 10-20 детей. В центре круга сидит дед (водящий) с мешком. Вокруг него ходят дети, поют и задают ему вопросы. Дедушка отвечает им. В конце игры дедушка с мешком догоняет детей.
- Ой, кочай, мом ыштет? (Ой, дедушка, что ты делаешь)
- Рокым кунчем (Землю копаю)
- Рок денже мом ыштет (Что будешь делать с землей)
- Имым кычалам (Ищу иголку)
- Име денже маом ыштет (С иголкой что будешь делать)
- Мешакым ургем (Мешок шью)
- Мешакш ден мом ыштет (Что делаешь с мешком)
- Тендам вот кучем (А вот вас буду ловить)
«Шу, шу, мыйым поктен шу» - «Догони меня»
Эта игра массовая. Дети стоят по кругу, считалкой выбирают водящего. Водящий выбирает одного игрока, подходит и проговаривает слова «Шу, шу, мыйым поктен шу» (Догони меня). На последнее слово осаливает и вдвоем разбегаются в разные стороны. Кто первым прибежит, тот занимает пустое место.
«Пырыс ден коля» - «Кот и мыши»
В игре принимают участие от 10 и более детей. В начале игры считалкой выбирают кота. Кот подходит к мышкам и спрашивает:
- Кушко тыге коштында? (Куда вы ходили)
- Клатыш. (В клеть.)
- Мом тыште ыштенда?» (Что вы там делали)
- Уым кочкынна. (Масло кушали.)
- Мыламат коден да? (А мне оставили)
- Уке. (Нет.)
- Тиге гын, мый тандам кочкам. (Тогда я вас съем.)
- Ме шылына. (Мы спрячемся.)
После этих слов мышки разбегаются. Кот их ловит.
«Шовыч ден модмаш» - «Игра с платком»
Массовая игра, в игре принимают участие от 10 и более детей. Большой платок растянут по диагонали. Первый ведущий держит за уголок с высоко поднятой рукой, второй игрок держит за уголок, опустив руку. Между ними стоят дети. Обегая круг платочком, дети должны приседать, не должны касаться платочка.
Дидактические игры по краеведению (старший дошкольный возраст)
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
Дидактический материал по нравственно-патриотическому воспитанию.
(Старший дошкольный возраст)
1. Дидактическая игра «Герб Республики РМЭ»
Цель: закрепить представление детей о гербе РМЭ; уметь выделять герб республики РМЭ из других знаков.
Материалы: контурный шаблон герба Республики, шаблон-образец, изображения некоторых гербов городов нашей страны, герб России.
Детям предлагается рассмотреть герб РМЭ и отметить отличительные особенности от гербов других республик нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб поселка, герб России.
2. Дидактическая игра «Наш герб»
Цель: формировать представления о символах родного села.
Материалы: карточка-образец герба, разрезные элементы герба.
Дети по памяти собирают герб республики Марий Эл, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.
3. Дидактическая игра «Флаг России»
Цель: способствовать закреплению представлений о флаге своей страны.
Материалы: флаг России, разноцветные полоски триколора.
Воспитатель показывает детям флаг России, убирает его и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
4. Интерактивная игра «Угадай национальность»
Цель: закреплять знания детей о людях, живущих в села Ежово; развивать логическое мышление, внимание.
Материалы: интерактивное оборудование, изображения разных национальностей нашей страны.
Воспитатель предлагает 6 изображений национальностей, дети должны выбрать ту национальность, которую назовет воспитатель. Назвать национальность и описать её.
5. Дидактическая игра «Угадай народный праздник»
Цель: закреплять знания детей о фольклорных праздниках.
Материалы: магнитная доска, карточки с изображением различных фольклорных праздников. «Рождество»(«Шорыкйол»), «Маленица»(«У”арня»), «Пеледыш пайрем»(«Праздник Цветов»)…
На карточках изображены разные фольклорные праздники. Детям предлагается выбрать любую карточку, назвать праздник и рассказать о нем.
6. Дидактическая игра «Узнай по описанию"
Цель: уточнить представления детей о памятниках «Неизвестный солдат», «Воину - освободителю», о монументе «Вечный огонь» в Шатках.
Воспитатель описывает памятник, не называя его. Задача детей узнать и правильно назвать объект.Далее игра усложняется: ребенку предлагается описать какой -либо объект Мемориального комплекса.
8.Интерактивная игра: «Памятники воинской славы»
Цель: закрепить представления о Мемориальном комплексе.
Материалы: проектор, экран, слайды с изображением элементов Мемориального комплекса.
Демонстрируются элементы Мемориального комплекса, детям предлагается выбрать тот, который назвал воспитатель.
8. Дидактическая игра: «Найди лишнее»
Цель: закреплять полученные знания по теме "Маленькая девочка Таня".
Материалы: картинки с изображением достопримечательностей села Ежово.
Воспитатель предлагает детям выбрать те картинки, на которых изображены объекты, находящиеся в село Ежово.
9. Дидактическая игра “Вырази свой протест”.
Цель: закрепить знания детей о мире и войне; развивать творческий потенциал, образное мышление, воображение.
Материалы: изображения на темы «Мир» и «Война».
Перед детьми выставлены рисунки на темы “Мир” и “Война”. Воспитатель предлагает на них внимательно посмотреть и подумать, какие рисунки можно убрать, выражая свой протест против войны. Убирая их, детям предлагается выразить свой протест словами: “Мы не хотим войны”, “Мы против войны”, “Нет войне”.
10. Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: закрепить знания детей о мире и войне; развивать образное мышление, соотношение формы и цвета, мелкой моторики рук.
Материалы: разрезные картинки с тематикой мира.
Воспитатель предлагает детям разрезные картинки из 6 частей с тематикой мира, которые нужно составить в единое целое.
11. Дидактическая игра: «Узнай вид спорта». Цель: Закрепить знания детей о видах спорта, спортивном оборудовании.
Материалы: карточки с изображением спортивного оборудования, снарядов, мешочек.
Воспитатель предлагает детям достать карточку из мешочка и отгадать вид спорта.
12. Перфокарта «Буду сильным и здоровым»
Цель: Закрепить знания детей о влиянии на здоровье питания, свежего воздуха, настроения. Воспитывать любовь к спорту, двигательной активности.
Материалы:
Каждому ребенку раздается перфокарта, на которой в центре изображен спортсмен. По краям перфокарты –изображения: полезной - вредной еды; активного - пассивного образа жизни; вредных - полезных привычек. Ребенку предлагается соединить линией спортсмена с нужным изображением.
13. Интерактивная игра «Назови марийский музыкальный инструмент»
Цель:закрепить названия музыкальных инструментов: (марийские: волынка,гусли,..),флейта,баян,аккордеон,рояль,скрипка,кларнет,
саксофон,труба,валторн.
Материалы: интерактивное оборудование.
Воспитатель представляет изображение музыкальных инструментов, и предлагает детям назвать музыкальный инструмент и угадать их звучание.
14. Интерактивная игра «Кто живет в лесах Марийского края?»
Цель: закрепить знания детей о животных, обитающих в лесах Марийского края.
Материалы: проектор, экран, изображения животных, обитающих в лесах края, на территории России.
Воспитатель демонстрирует изображения и предлагает детям выбирать животных, живущих в Марийской местности.
15. Интерактивная игра «Подбери ветку»
Цель: закрепить знания детей о растениях Марийского края.
Материалы: интерактивное оборудование.
Воспитатель предлагает детям картинки с изображением деревьев, растущих на территории России. Детям предлагается отобрать те картинки, на которых изображены деревья, растущие в лесах Марийского края.
16. Игра «С чем нельзя в лес ходить»
Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.
Материалы: магнитная доска, картинки с изображением топора, корзинки, сачка, магнитофона, собачки и т. д.
Воспитатель выкладывает на магнитную доску различные картинки. Дети выбирают картинку и объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.
17. Дидактическая игра «Угадай рыб местных водоемов»
Цель: закрепить названия рыб, живущих в местных водоемах.
Материалы: магнитная доска, картинки с изображением рыб: щука, карп, ерш, лещ, севрюга, карась, скумбрия, треска, судак, камбала и т. д.
Воспитатель предлагает назвать рыб, живущих в водоемах Марийского края.
+❤ В Мои закладки
Картотека марийских подвижных игр
Карточка 1. «Бой петухов».
Возрастные группы. Дети в возрасте старше 5 лет.
Оборудование, инвентарь. Отсутствует.
Основное двигательное содержание. Прыжки на одной ноге.
Педагогические задачи. Развитие силы, выносливости, чувства равновесия.
Описание. Дети делятся на две команды и встают в две шеренги друг напротив друга. Каждый игрок захватывает согнутую в колене ногу, двумя руками за спиной. По команде ведущего соперники сближаются и начинают толкаться плечами, прыгая на одной ноге. Если играющему удавалось вывести противника из равновесия, то он получал очко, а пара выбывала из игры. Побеждала команда, набравшая наибольшее число очков.
Правила. Действовать по сигналу, вовремя и игры держать ногу только двумя руками. Организационно-методические указания. Количество игроков должно быть четным. Пару игроков формировать равными по физическим возможностям. Возможные варианты. Смена захватываемой ноги, можно сделать захват ноги только одной рукой.
Карточка 2.«Кума, кума, продай кола!»
Возрастные группы. Дети в возрасте старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Цилиндр-тубус и гимнастическая палка l 20 см. по количеству детей. Основное двигательное содержание. Бег по кругу.
Педагогические задачи. Развитие координации движений, скорости.
Описание. По считалочке выбирают водящего. Игроки встают в круг и ставят перед собой цилиндр-тубус, вставляют в него гимнастическую палку. Водящий подходит к одному из игроков и говорит: «Кума, кума, продай кола!», но получает отрицательный ответ: «Пойди за реку!». Водящий берѐт палку за конец, игрок кладѐт ладонь на его руку сверху. Досчитав до трѐх они разбегаются в разные стороны по линии круга. Кто быстрее возвращался к колышку и дотрагивался до него, становился его владельцем, а проигравший - новым водящим.
Правила. Начинать бег после окончания счѐта. Нельзя выталкивать соперника из круга. 14 Организационно-методические указания. Количество игроков неограниченно, расстояние в кругу между игроками должно быть одинаковым. При организации игры на улице возможно использовать деревянные колышки (воткнуть в землю).
Возможные варианты. Варьировать беговые упражнения (бег на носочках, бег с высоким подниманием бедра и т.д.)
Карточка 3.«Биляша».
Возрастные группы. Дети в возрасте старше 5 лет.
Оборудование, инвентарь. Не требуется. Основное двигательное содержание. Вытягивание игрока одной рукой из строя, бег.
Педагогические задачи. Развитие силы, равновесия.
Описание. Игроки делились на две команды и вставали в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 4-5 метров. Один из участников с криком «Биляша!» бежал к линии противников, каждый из которых вытягивал вперед правую руку. Он хватал одну из них и перетягивал соперника через площадку за свою линию. Если ему это удавалось, перетянутый игрок считался его «пленником» и вставал сзади него. Если выбежавший участник сам оказывался за чертой другой команды, то как «пленник» шел за спину победителя. Затем к противникам выбегал участник другой команды. Действия повторялись. Если он перетягивал игрока, имевшего «пленника», то освобождал его. На площадке царили шум и веселье, каждая команда громко выкрикивала имена своих участников, чтобы подбодрить их. Побеждала та из них, которой удавалось перетянуть на свою сторону всех соперников.
Правила. Вытягивать соперника можно только правой рукой. Организационно-методические указания.
Возможные варианты. Варьировать расстояние между шеренгами. Карточка 4.«Колечко». Возрастные группы. Дети старше 3 лет. Оборудование, инвентарь. Кольцо из набора игры «Кольцеброс».
Основное двигательное содержание. Передача предмета за спиной
Педагогические задачи. Развитие внимательности, мелкой моторики рук.
Описание. По считалочке выбирают водящего. Играющие встают лицом в круг и по команде педагога начинают передавать кольцо за спиной друг другу незаметно от водящего. Водящий 15 должен угадать у кого из детей находиться колечко. Если водящий ошибался три раза он должен выполнить задание (приседание, прыжки, мах руками и т.п.) Правила. Передавать колечко только за спиной. Нельзя говорить водящему у кого находиться колечко.
Организационно-методические указания. Детей в круге ставить плечом к плечу. Возможные варианты. Варьировать размеры кольца, и расстояние между игроками в кругу.
Карточка 5.«Кто быстрее».
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Отсутствует.
Основное двигательное содержание. Бег по кругу. Педагогические задачи. Развитие координации движения, скорости.
Описание. По считалочке выбирают водящего. Игроки встают в круг. Водящий находится за кругом. Водящий начинает идти, задевать детей за плечо и произносить слова «Ик, кок, кум, ныл, вич, куд, шым, кандаш, индеш, лу» («Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять»). На счѐт «лу» (десять») водящий и игрок бегут в противоположных направлениях
Цель: быстрее добежать до освободившегося места. Кто останется без места, тот водящий. Правила. Бежать по кругу не сталкиваясь друг с другом. Начинать движение послу окончания счѐта.
Организационно-методические указания. Возможна замена водящего в зависимости от состояния ребѐнка. Возможные варианты. Варьировать виды беговых упражнений. Включение в игру прыжковых упражнений.
Карточка 6.«Волк и ягнята». Возрастные группы. Дети в возрасте старше 4 лет. Оборудование, инвентарь. Маски волка и овцы.
Основное двигательное содержание. Бег в различном направлении.
Педагогические задачи. Развитие координации движений, умения работать в команде. Описание. По считалочке выбираются волк и овечка. Остальные участники игры-ягнята. Ягнята берутся за руки и встают в колоне за овечкой Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает: Что ты делаешь, волк? Вас ждуотвечает волк. А почему? Чтобы съесть твоих ягнят. После этих 16 слов волк ловит ягнят. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.
Правила. Во время игры ягнята должны держаться за руки.
Организационно-методические указания. Количество игроков должно быть более 7 игроков.
Карточка 7. «Пеньки и пенѐчки»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Не требуется
Основное двигательное содержание. Бег в различном направлении.
Педагогические задачи. Развитие скорости, координации движений
Описание. Перед началом игры выбирают, троих или четверых детей. Они будут сидеть как пенѐчки, а остальные должны бегать. пеньки их ловят, размахивая руками. Кого поймают, те садятся вместе с ними.
Правила. Нельзя сходить с места ловящим игрокам.
Организационно-методические указания. Игра проводиться на ограниченном игровом пространстве.
Возможные варианты. Для ловящих игроков возможны различные исходные положения (сидя на полу, стоя на коленях и т.д.), для убегающих – использование различных видов бега и прыжков.
Карточка 8.«Сорок лип в лесу стоят, сорок птиц на них сидят»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Теннисные мячи, резиновые мячи d до 8 см.
Основное двигательное содержание. Прокатывание мяча или метание мяча. Педагогические задачи. Развитие общей моторики рук, глазомера.
Описание. На ровном участке земли прокапывали небольшую ямку и чертой определяли место нахождения игроков. Очередность игроков определялась считалочкой. Первый игрок осторожно и одновременно сильно подталкивал мяч от линии, чтобы он, прокатившись, угодил в лунку. Если ему это удавалось, он делал второй ход, если промахивался, его место занимал следующий игрок. Итог состязания подводился по числу очков.
Правила. Во время игры нельзя заступать за черту и менять очерѐдность. 17 Организационно-методические указания.
1.Используемая считалочка: Сорок лип в лесу стоят, Сорок птиц на них сидят. Сорок первая летает, А кто водит – вылетает!
2.Данную игру лучше проводить на улице. Возможные варианты. Играющие делились на несколько команд. В земле делали ряд из десяти неглубоких лунок на расстоянии 10 см друг от друга. Игроки по очереди катили мяч, стараясь, чтобы он коснулся всех ямок. Если же он застревал в одной из них, подсчитывали, сколько лунок оставалось до конца ряда, и начисляли штрафные очки команде игрока. Затем ход переходил к участнику из противоположной группы. Когда все прокатывали мяч по одному разу, подсчитывали очки. Победа доставалась команде с меньшим количеством штрафных баллов.
Карточка 9. «Базар лаптей»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Колышек воткнутый в землю или укреплѐнная вертикально на полу палка, длинная верѐвочка и небольшие предметы (детали конструктора, игрушки, мячики, кубики и т.п.)-по количеству игроков.
Основное двигательное содержание. Бег по кругу, хватательные движения кистями рук. Педагогические задачи. Развитие ловкости, выносливости
. Описание. Устанавливают колышек, привязывают к нему веревочку, и раскладывают рядом с ним предметы. По считалочке выбирают водящего, который берѐтся рукой за верѐвочку и бегает по кругу охраняя предметы. Остальные игроки должны выхватить руками или вытолкнуть ногами предметы. Бегающий ребенок должен охранять свое имущество и ловить воришек. Пойманный сменяет того, кто бегал, держась за веревочку. Правила. Можно брать по одному предмету. Организационно-методические указания. Необходимо прочная установка и укрепление колышка.
Возможные варианты. Изменение длины верѐвочки.
Карточка 10. «Пелашем» Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Не требуется
Основное двигательное содержание. Вытягивание за руки из строя.
Педагогические задачи. Развитие выносливости, силы.
Описание. Дети встают в две шеренги друг против друга, один из игроков со словом «пелашем» идѐт к противоположной шеренге и одной рукой пытается вытянуть к себе игрока противоположной команды, если получится, они возвращаются в команду первого игрока, далее игрок другой шеренги так же пытается вытянуть к себе соперника, игра продолжается до тех пор, пока одна из шеренг не перерастѐт в одну большую команду. Правила. Можно перетягивать в свою команду по одному игроку.
Организационно-методические указания. Во время игры предлагать детям выбирать пару равной по силе.
Возможные варианты. При вытягивании можно использовать одну или две руки. Карточка 11. «Луна и солнце» Возрастные группы. Дети старше 4 лет. Оборудование, инвентарь. Не требуется. Основное двигательное содержание. Перетягивание команды соперника. Педагогические задачи. Развитие силы и выносливости.
Описание. Дети выбирают двух капитанов, которые тайно договариваются кто «луна», а кто «солнце». Дети подходят по одному и решают, в какую колонну, за каким капитаном становиться. Затем команды перетягивают друг друга. Побеждает та команда, которая перетянет другую за черту, проведѐнную перед ними. Правила. Остановка игры при падении игрока.
Организационно-методические указания. Во время игры дети в колонне держатся за пояс. Возможные варианты. Перетягивание производить до определенного рубежа или черты.
Карточка 12. «Пурыса велын»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Не требуется.
Основное двигательное содержание. Бег в различном направлении.
Педагогические задачи. Развитие скорости, и внимания. Описание. Перед игрой обговаривается количество шагов, которые может сделать водящий. Выбирается водящий. Все встают и берутся за руки, идя по кругу и поют любую марийскую мелодию. Водящий неожиданно выкрикивает: «Пурса велын». Игроки разбегаются, водящий должен кого-нибудь осалить.
Правила. Во время игры водящий делает только определѐнное количество шагов Организационно-методические указания. Необходима помощь педагога детям младшего и среднего возраста при подсчѐте шагов.
Возможные варианты. Использование аудиозаписей марийских песен.
Карточка 13. «Кто первый сядет»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Стул и 2 длинных верѐвочки.
Основное двигательное содержание. Бег по кругу. Педагогические задачи. Развитие скорости. Описание. С правой и левой сторон стула привязываются верѐвочки. Игроки рукой берут концы верѐвки и по сигналу педагога начинают бегать вокруг стула. Победит тот, кто первый сядет на стул.
Правила. Во время бега верѐвочку сильно не тянуть на себя. Чтобы стул не упал.
Организационно-методические указания. Во время игры Необходимо фиксировать стул. Возможные варианты. Изменение длины верѐвочки.
Карточка 14. «Водящая палка»
Возрастные группы. Дети старше 5лет.
Оборудование, инвентарь. Гимнастическая палка длиной 60 см.-по количеству игроков.
Основное двигательное содержание. Метание палки, бег. Педагогические задачи. Развитие силы и выносливости.
Описание. Выбирается водящий. Он устанавливает свою палку. Игроки на расстоянии 5-6 метров встают за черту и по очереди бросают свои палки о палку водящего. Когда все бросили, водящий встает рядом с палкой берѐт еѐ в руки. Игроки бегут за своими палками, в это время водящий своей палкой должен когонибудь задеть (Стоя на месте). Если кого-нибудь заденет, тот и будет водящим. Игру начинают сначала.
Правила. Водящий не сходит с места при ловле игроков. Палку водящего сбивать нельзя. Если во время метания палку водящего уронили, то водящий не может ловить других.
Организационно-методические указания. В целях безопасности палка водящего устанавливается вертикально, а водящий во время метания палок игроками уходит в сторону. 20
Возможные варианты. Увеличение расстояния до палки.
Карточка 15. «Коршун и гуси»
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь. Маски коршуна, гуся и гусыни.
Основное двигательное содержание. Бег в колонне, имитационная ходьба, наклоны вперѐд. Педагогические задачи. Развитие внимания. скорости, укрепление мышц спины.
Описание. Играющие выбирают коршуна, гуся и гусыню, остальные – гусята. Впереди стоит гусь, посередине гусята, сзади гусыня. Гуси ходят кругом, щиплют траву, затем встают, держа друг за друга за пояс. Вдруг появляется коршун. Коршун старается поймать гусят, гусь защищает их. Пойманный гусѐнок выходит из игры, а коршун продолжает ловить. Игра заканчивается тогда, когда поймано несколько гусят. Если коршун, не поймав гусѐнка, идѐт отдыхать, гуси имитируют щипание травы и бросают еѐ на сидящего коршуна, приговаривая: «Вот тебе еда. Хоть ты и страшный, но мы тебя не боимся!». Игра начинается снова.
Правила. Гусыня гусей не защищает.
Карточка 16. «Возьми платок» (музыкально-хороводная).
Возрастные группы. Дети старше 4 лет.
Оборудование, инвентарь: Платок.
Основное двигательное содержание: Бег по кругу.
Педагогические задачи: Развитие координации, внимания
Описание. Выбирается водящий. Участники строятся в круг и водят хоровод под музыку. Водящий ходит с платком за кругом, по окончании слов останавливается, вытягивает руку с платком и говорит: «Кѐм йоратем. Тудлан пѐлеклем». Играющие, между которыми остановился водящий, бегут в разные стороны вокруг хоровода. Кто первым успеет схватить платок, тот водит. Правила. Начинать бег после вытягивания руки водящим с платком.
Организационно-методические указания. Обучение детей безопасным правилам бега. Возможные варианты. Изменение слов водящего перед началом игры русскими словами; замена платка на другое оборудование; вставание водящего между игроками в кругу.
Карточка 18. «Катание мяча»
Возрастные группы. Дети старше 5лет.
Оборудование, инвентарь. Резиновый мяч d7-8см.
Основное двигательное содержание. Катание мяча.
Педагогические задачи. Развитие глазомера, координация движений.
Описание. Выбирается ровная площадка для игры. Чертится черта. От черты на расстоянии 3-5 метров вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Очередность игроков определяется по считалочке. Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий игрок по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования «Изи памаш» по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Программа дополнительного образования...