Конспект занятия по окружающему миру со старшими дошкольниками "Россия-матушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
  2.  продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
  3. обогащать словарный запас детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_rossiya-matushka.docx348.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема: Россия-матушка

Цель: Формирование в воображении детей образа Родины, представления о России как о родной стране.

Задачи:

  1. обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам (флаг, герб, гимн);
  2.  продолжать воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, родному городу;
  3. обогащать словарный запас детей.

Методы и приемы:

  1. Игровой
  2. Наглядный
  3. Словесный
  4. Практический

Оборудование и материалы:
Глобус, изображение государственного флага РФ, изображение герба РФ, герба Иркутской области, аудиозаписи государственного гимна и песен о России (интернет); презентация «Россия-матушка», ноутбук, мультимедийный проектор; листы бумаги, цветные карандаши по количеству детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Видеоклип «Россия-матушка»

-Здравствуйте, дорогие ребята, я рада видеть вас на занятии.

Вам понравилась песня? Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

О Родине. А что такое Родина?

В. Степанов «Что мы Родиной зовём»

Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём.

Что мы родиной зовём? Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни, тёплый вечер за окном.

Что мы родиной зовём? Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим флаг России за над Кремлём.


-А кто знает, какая страна самая большая в мире? (ответы детей)  

Самая большая страна в мире – это наша Родина, Россия. Посмотрите, какую огромную территорию она занимает.

Слайд (карта России)

Как велика моя земля, 
Как широки просторы.
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя земля
От севера до юга.
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Ребята, как вы думаете, почему нашу Родину называют Россия-матушка?

Слайд (Народы России)

Наша страна Россия – великая, сильная, красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много: русские, чукчи, чуваши, башкиры, татары и др. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свои обычаи и обряды. 

Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву, 
Другим степной простор. 
У каждого народа
Язык свой и наряд, 
Один черкеску носит, 
Другой надел халат. 
Один рыбак с рожденья, 
Другой оленевод, 
Один кумыс готовит, 
Другой готовит мед. 
Одним милее осень, 
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна! 
(В. Степанов)

Назовите столицу нашей Родины (Москва). 

Слайд (Москва)


Здесь Кремль, 
Здесь Воробьёвы горы
И площадь Красная видна.
Такой большой старинный город!
Гордится им моя страна!
Всем городам она глава,
Столица Родины – Москва.


Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их. («Жить – Родине служить»; «Родина поучает – Родина выручает»; «Кто за Родину горой, –  тот истинный герой»; «Где родился – там и пригодился»; «Нет ничего краше, чем Родина наша».

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.  

Слайд (географическая карта России)

Ребята, посмотрите на карту и скажите, что обозначает зелёный цвет, которым окрашена большая часть нашей Родины.

Это леса. Россия – самая богатая лесами страна в мире. Лес – это легкие нашей Родины. Лес – это огромный дом. Только одно дерево может дать приют и корм многим зверям и птицам. А в лесу таких деревьев тысячи! Какие деревья нашей страны вам знакомы?

Предполагаемые ответы детей: береза, дуб, осина, тополь, рябина, сосна, кедр….                                                                                                   

Слайд (деревья)

        

Но в лесу растут не только деревья. Что еще нам дает лес?

Предполагаемые ответы детей: ягоды, грибы.

Какие ягоды можно собирать в лесах России?

Предполагаемые ответы детей: черника, брусника, клюква, малина, морошка, голубика.                                                                                                                   

Слайд (ягоды)

А какие грибы вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: подосиновик, сыроежки, боровики, лисички, сыроежки.

Еще в наших лесах живут птицы, животные. Каких животных вы знаете?  Предполагаемые ответы детей: медведь, лиса, лось, ежик, волк, белка, кабан.                                                                                                                                      

Слайд (животные)

А каких птиц вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: дятел, скворец, кукушка, сова, филин, тетерев.                                                                                                         

Слайд (птицы)

Молодцы, вы много знаете информации о своей Родине, а теперь я предлагаю вам встать, мы с вами немного разомнёмся..

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Ребята, если посмотреть на карту нашей страны мы увидим синие ниточки по всей её территории. Вы не подскажите, что это?                                                                                                                                                                       

Слайд (реки)

Ответ детей: Реки.

Правильно. Реки России – могучие, полноводные реки, несут свои воды в моря и океаны. Дети, а кому нужна вода?

Предполагаемые ответы детей: деревьям, птицам, животным.

Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь. А название, каких рек нашей Родины вы знаете.

Предполагаемые ответы детей: Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш, Лена…                                                                                                                                                        

Реки на карте обозначены голубым цветом. А каким цветом обозначены на карте равнины? Зелёным. А почему? (На них много лесов и полей). Что на карте окрашено в коричневый свет? (Горы. Чем выше горы, тем цвет темнее).  находят на карте горы и равнины.

Еще в нашей стране много городов. Какие города вы знаете?

(ответы детей)

Слайд (города России)

Правильно. А как называется город, в котором вы живёте?                                                                       

Слайд

Наша Родина богата и славится лесами, реками, озёрами, полезными ископаемыми, животными, ягодами, грибами.

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров.

Разноцветные подружки

Любят прятаться друг в дружке. Что это?

Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она!

Слайд (Матрешка.)  

Эта роспись – просто чудо,

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

Слайд (Гжель.)                                                                                                                                                                 

 Выросла золотая травка на ложке,

Распустился красный цветок на плошке.

Слайд (Хохлома.)                                                                                                                                                           

Все игрушки – непростые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки. Полоски.

Слайд (Дымковская игрушка.)                                                                                                                                     

Добрый мастер сделал сказку,

Оживают звери в сказке,

Мишки, зайцы, колотушки –

Деревянные игрушки.

Слайд (Богородская игрушка.)                                                                                                                                       

Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. Какие российские праздники вы знаете? (ответы детей)

Слайд  Символы нашей страны – России                                                                                                    

Слайд (флаг)

У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, герб, гимн). Из каких частей состоит флаг? (Дети называют и показывают древко и полотнище). А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный). Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу). А синяя? (Небо, реки, озёра, моря). Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Белый цвет – березка,
Синий - неба цвет, 
Красная полоска – 
Солнечный рассвет
В. Степанов

Слайд (герб)
Я расскажу вам о  гербе нашей страны (изображение герба). На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орёл.  Это символ нашего государства. Посмотрите на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает повсюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла - красный щит с изображением всадника – это святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами у него развивается синий плащ, в правой руке он держит серебряное копьё, которым убивает дракона. Дракон – символ зла. Изображение всадника, убивающего дракона, означает победу над злом. А от слова «копьё» произошло слово «копейка», т.к. изображение Георгия Победоносца с копьём в руке издавна чеканили на мелких монетах. В правой руке у орла – скипетр,  а в левой – держава. Это символы власти, управления государством. Скипетр – это жезл, короткая палка, украшенная резьбой, золотом и драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.

У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
В. Степанов

Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб? (На важных документах, на монетах).  

Практическое задание – «Собери герб», «Собери флаг»                                                                                                                                                        

Слайд (паспорт, монеты)

Третий государственный символ – государственный гимн. Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны. Его слушают стоя.

Прослушивают гимн Российской Федерации стоя.                                                                                                                      

Ребята, назовите президента нашей Родины?

Ответ детей: Президент нашей Родины - Владимир Владимирович Путин.

Слайд (Путин В.В.)

 Слайд Иркутская область 

Дети, посмотрите в окно, где мы? В городе, где мы  живем. Как называется наш город?
Возле какого города находится Вихоревка? (Братск). Какая речка протекает в Вихоревке? Чем славится наш город?  В какой области мы живем?

слайд 

У Иркутской области есть свои символы: флаг, герб.
Слайд (флаг и герб)

Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Всё давным-давно знакомо
В дружном доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты  живёшь.
Слышишь, улица родная!
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош, 
Город тот, где ты живешь.

Наше занятие подошло к концу.  Что мы сегодня делали? (путешествовали по родной стране, беседовали о Родине, России)
О чем вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей) 
Предлагаю вам нарисовать то, что больше всего понравилось.

 Дети рисуют под видеоклип песни «Моя Россия».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Ребята, сегодня вы много узнали о нашей Родине. А когда вырастите, может быть, прославите Россию своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами, артистами, а будете обычными врачами, учителями, рабочими, инженерами,  которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия и Иркутская область будут гордиться вами, вашими делами и поступками!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе. Тема: «Золотая рыбка»

Цель занятия: формирование знаний детей о морских обитателях, умения соотносить знакомые предметы на земле с названием морских обитателей по словесному указанию....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе, на тему "Театр"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Наша армия" подготовлен к празднику 23 февраля....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город"

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Мой город, моя страна, моя планета"...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "Дары природы".

Какие дары природы принесла нам осень? Давайте узнаем!...