Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гости в осенний лес"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_v_osenniy_les.docx | 19.55 КБ |
Предварительный просмотр:
В гости в осенний лес
Программное содержание.
1. Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (заметно меняются условия жизни для зверей и птиц; насекомые прячутся и замирают, перелётные птицы улетают на юг; животные готовятся к зиме; дни становятся короче и холоднее, постоянно идёт дождь).
2. Учить различать деревья и кустарники по окраске листьев, семенам и плодам.
3. Расширить и углубить знания детей о грибах (как выглядят, где растут, какие отличительные признаки имеют, чем отличаются ядовитые от съедобных; закрепить знания о правилах сбора грибов).
4. Формировать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений.
5. Учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях; учить устанавливать связь между условиями среды и состоянием живых объектов.
6. Обогатить словарный запас детей названиями грибов, видов леса (березняк, ельник, дубрава); эпитетами.
7. Дать понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.
8. Вызвать интерес детей к лесу как к дому для животных и растений. Закрепить правила поведения в лесу.
9. Воспитывать бережное отношение к лесу, его обитателям (животным, растениям, грибам).
Материалы и оборудование.
1. Разноцветны листья
2. Запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу».
3. Письмо от лесных жителей.
4. Плакат с изображением леса, деревьев, гибов
5. Макеты грибов, пень.
6. Картинки с изображением грибов, птиц, зверей, насекомых.
7. Запись «Времена года» П. И. Чайковского, «Голоса леса».
Предварительная работа.
Реализация проекта «Чудеса Осени».
1. Наблюдения за осенними изменениями в природе на прогулке (осенние деревья и кустарники, листопад, частые дожди и т. д.).
2. Работа с календарём природы.
3. Рассматривание книжных иллюстраций, картинок на осеннюю тему.
4. Рассматривание репродукций картин с изображением осенних пейзажей, натюрмортов из овощей и фруктов.
5. Чтение произведений и разучивание стихотворений об осени.
6. Беседы о подготовке птиц, зверей и растений к зиме.
7. Беседы о перелётных и зимующих птицах.
8. Беседы о деревьях, разучивание дидактических игр «Найди свое дерево», «Угадай дерево по описанию».
10. Составление гербария.
11. Беседы о лесе, правилах поведения в нём. Знакомство с разными видами леса (ельник, березняк, дубрава, смешанный).
12. Беседы о съедобных и ядовитых грибах, признаках их различий.
Ход занятия.
(Зал украшен в виде лесной поляны).
I Организационный момент.
1. Приветствие.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. А мы сегодня с Вами тоже пойдём в гости, а вот к кому, попробуйте догадаться…
2. Объявление темы занятия.
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ванечку брусникой,
Катю – костяникой,
Машеньку – орешком,
Серёжу – сыроежкой,
Настеньку – малинкой,
Полину – земляникой.
Так кто этот богатырь?
Дети:
Лес.
Правильно, лес. А что такое ЛЕС?
Дети:
Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые.
Воспитатель:
Какое сейчас время года?
Дети:
Сейчас время года – осень.
Воспитатель:
Значит, в какой лес мы с Вами сегодня пойдём?
Дети:
В осенний.
Воспитатель:
Кто из Вас бывал в осеннем лесу?
Ответы детей.
- Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим.
(Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу").
Ответы детей:
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
- Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
- Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята! Вы знаете как вести себя в лесу. Значит, можно идти в гости.
II Основная часть занятия.
(Звучит музыка «голоса леса»)
Воспитатель:
- Вот и лес. Посмотрите вокруг. Как красиво! Ребята, что Вы видите?
Дети:
- Под ногами листья, на деревьях мало листьев, листья разноцветные.
Воспитатель:
Ребята, какие признаки осени вы знаете?
Дети :
- Становится холодно, солнце не греет, небо закрыто облаками,погода пасмурная, идёт моросящий дождь. Листья на деревьях опадают, птицы улетают в теплые края.
Воспитатель:
Как приятно ходить по земле, по разноцветным листьям. Слушать, как тихо они шуршат под ногами. На что похожа земля, укрытая листьями?
Дети:
- На ковёр.
Воспитатель:
Ребята, скажите, как по другому называются, когда опадают листья?
Дети:
Листопад.
Воспитатель:
- Давайте поиграем с листьями, устроим свой листопад! А игра называется «Найди свое дерево».
Дети играют с листьями, подбрасывают их и находят письмо.
Воспитатель:
- Ой, ребята, что это? Письмо. Адрес : Детский сад № 27 «Росинка», ребятам.
Адрес отправителя: Лес, зверям и птицам.
Давайте прочитаем, что же они нам пишут.
(Читают письмо от зверей)
Лесные жители просят нас вести себя тихо у них в гостях и не мешать им готовиться к зиме. А как животные готовятся к зиме?
Дети:
- Запасают запасы на зиму, утепляют норки, меняют мех на более тёплый и светлый цвет, чтобы быть менее заметными среди снега зимой.
Воспитатель:
Люди – гости леса, они не должны мешать лесным обитателям, разрушать и загрязнять их дом. Чистый лес – приятное место для отдыха и прогулок. Какие деревья вы знаете?
Дети:
- Сосна, дуб, елка, липа, клен, рябина.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, рядом с нашей полянкой появилась чудесная полянка с грибами...Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки и в игру под названием «Угадай, кто я?». Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Посмотрите, и корзинка здесь стоит. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
- не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;
- срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
- не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;
- не собирать грибы у проезжей части;
- собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;
- не срывать старые и очень маленькие грибы.
Ребята, в письме еще что-то написано: звери нам оставили подсказки какие грибы собирать... Давайте попробуем угадать, что же это за грибы ( показывать изображения грибов)
(Отгадывают загадки)
1. Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - ... (боровик)
2. Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу... (опята)
3. Я в красной шапочке расту
Среди коней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …(подосиновик)
4. Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще. (подберёзовик)
Воспитатель:
Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные?
Дети:
Съедобные.
Воспитатель:
А как называется самый известный ядовитый гриб?
Дети:
Мухомор.
Воспитатель:
Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете?
Дети:
-Бледная поганка, ложный опёнок.
Воспитатель:
- Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!Давайте сделаем привал.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Воспитатель:
Каких птиц Вы знаете?
Дети (дети показывают и называют птиц из иллюстраций):
- Дятел, кукушка, снегири, вороны, воробьи, голуби, синички...
Все ли птицы остаются в лесу на зиму?
Дети:
- Нет, некоторые улетают на юг.
Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях?
Дети:
- Перелётные.
Воспитатель:
- Каких перелётных птиц Вы знаете?
Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки.
Воспитатель:
- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму?
Зимующие.
Воспитатель:
Чем питаются зимующие птицы?
Дети:
- Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди.
Воспитатель:
- Как нужно заботиться о зимующих птицах?
Дети:
- Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки.
Воспитатель:
-Каких зимующих птиц Вы знаете?
Дети:
- Воробьи, голуби, синицы.
III Заключительная часть. Подведение итогов.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята. На этом наше путешествие в лес окончено. Много растений растёт в лесу, много зверей и птиц здесь живёт. И во всём строгий порядок. Всё в нём крепко – накрепко связано и существует по своим лесным законам: и насекомые, и птицы, и звери, и грибы, и все растения. А с какой целью человек ходит в лес?
Дети:
- Подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой природы, послушать голоса леса, собрать грибы, полакомиться ягодами.
Воспитатель:
- Почему говорят «Лес – наше богатство»?
Дети:
- Лес даёт нам чистый воздух, ягоды, орехи, грибы.
Лес – украшение планеты, здоровье людей.
Лес – родной дом для растениям и животным.
Воспитатель:
Что нельзя делать в лесу?
Дети:
- Нельзя шуметь, бегать в лесу.
- Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.
- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.
- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.
- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
Нельзя ловить животных и птиц и уносить их домой.
Нельзя разжигать костёр.
Воспитатель:
- Как люди ещё используют лес?
Дети:
- Из дерева изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты.
Воспитатель:
Лес – это не только чистый воздух, сырьё, но и бесценная красота. И эту красоту и богатство люди должны беречь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятий по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к нам пришла Зима!»
Цели занятия:1. Закрепить и обобщить знания детей о зиме.2. Познакомить детей с произведениями о зиме русских художников и поэтов.3 .Развивать познавательный интерес.4. Формировать способность видеть ...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «Осень»...
конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему:\'Осень вновь пришла\'
конспек занятия по окружающему миру'Осень вновь пришла'....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Осень».
Цель: обогащать и систематизировать знания детей об осени, о лиственных и хвойных деревьях, о грибах, о зимующих и перелетных птицах, о животных, закреплять умение определять деревья по листу,Зад...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к весне»/
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях....
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Какая бывает осень»
Проектировочный компонентРеализация содержания программы в образовательных областях:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Виды детской деятельности: ф...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "В гостях у художника"
Цель: создание образовательной ситуации развития детей в процессе знакомства с профессией художник.Задачи: формировать представления детей об общественной значимости труда художника, его необход...