Конспект НОД " Птицы Хабаровского края"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе МБДОУ «Золотой ключик»
Тема: « Птицы Хабаровского края» Вос – ль: Елхова Л.Н.
Цель: расширить представления детей о разнообразии птиц Хабаровского края.
Задачи: Расширить представления детей о разнообразии птиц края. Ознакомить детей с особенностями морфологии строения тела птиц; познакомить детей с понятиями: перелетные, кочующие, зимующие птицы. Продолжить развивать у детей умения анализировать, выделять главное, и объективно оценивать окружающую действительность. формирование у детей чувства патриотизма и любви к Малой родине. Материалы: картинки с загадками и изображением птиц; цветные карандаши, бумага.
Ход занятия
I. Загадка: Снится ночью пауку чудо—юдо на суку: Длинный клюв И два крыла… Прилетит — плохи дела! А кого паук боится? Угадали? Это… (птица)
В– ль: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с пернатыми созданиями нашего края. Птицы – это теплокровные животные, имеющие высокую организацию и способные (за редким исключением) летать. Птицы повсеместно распространены на земле, поэтому играют важную роль в формировании множества экосистем, а также являются частью хозяйственной деятельности людей.
Особенности морфологии строения тела птицы: обтекаемая форма тела; полые кости; тело покрыто перьями; передние конечности превращены в крылья; откладывают яйца с большим запасом питательных веществ. В Хабаровском крае обитают 362 вида птиц, 64 из них занесены в Красную книгу края. Более 10 видов птиц входят в международные красные книги. Многие виды птиц совершают регулярные длительные миграции из одного региона Земли в другой – это перелетные птицы. Ещё большее количество ведёт кочевой образ жизни, постоянно перемещаясь на небольшие расстояния в пределах своих ареалов – это кочующие птицы. А есть птицы, которые не покидают места своего обитания, такие птицы называются зимующие. II. 1) Вос – ль: Давайте начнем с зимующих птиц. Отгадайте загадку:
Больная синица. Яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Данный вид является постоянным спутником человека, синица обитает в лесах и парках больших городов. Она с удовольствием съедает крупу, семена растений. В летнее же время предпочитает питаться насекомыми и паучками, которых выискивает на стволах деревьев или в ветках кустов. Вос – ль: Следующая загадка:
Полевой воробей узнаваем по внешнему виду и за его характерное чириканье. Цвет оперения в верхней части коричнево-бурый с вкраплением черных перьев. На голове возле ушей и брюшко светло-серого оттенка. У воробьев маленький короткий хвост и достаточно мощный клюв. Воробьи ведут оседлый образ жизни, выбрав территорию, гнездятся. Вос – ль: Следующая загадка:
Черная Ворона. Большинство ворон ведут оседлый образ жизни в городских, сельских или естественных местностях. Вороны всеядны и питаются абсолютно всем, что, по их мнению, окажется съедобным. В рацион вороны входят любые насекомые (жуки, мухи, бабочки), черви, яйца других видов птиц и их птенцы, ящерицы, лягушки, белки, рыба, мелкие грызуны (мыши и крысы). 2) Вос – ль: Теперь давайте познакомимся с кочующими видами птиц. Следующая загадка:
Клест - еловик — небольшого размера, до 20 см, из отряда воробьиных, отличается плотным коренастым сложением, коротким раздвоенным хвостом, большой головой и особым клювом, половинки которого загнуты и сдвинуты в разные стороны, образуя крест. эти птицы кочуют на протяжении круглого года. Главной едой клестов являются еловые шишки. Вос – ль: Следующая загадка:
Снегири считаются исключительно лесными птицами. Излюбленные места для поселения у снегирей это хвойные леса и смешанные. Зимой снегири очень часто вынуждены прилетать в черту города, чтобы добыть себе корм. Снегири очень любят рябину. Вос – ль: Следующая загадка:
Амурский свиристель. Основная окраска птицы розовато-серая. Так окрашены спинка, грудка, живот и хохолок на голове птицы. У ее хвоста есть желтая окантовка. Питаются ягодами. Живут свиристели стаями. Звонкие голоса птиц разносятся по округе. Зачастую пернатые свистят. Отсюда и название животных. 3) Физ. минутка: Игра «Птицы» (Дети идут по кругу друг за другом и машут руками, изображая птиц. Я называю птиц, но если появилась не птица, а что- то другое – дети топают или хлопают) Прилетели птицы, голуби, синицы, мухи и стрижи… (Дети топают.) Что неправильно? Мухи! А мухи — это что? Насекомые! Прилетели птицы, голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...(Дети топают.) Прилетели птицы, голуби, куницы...(Дети топают.) Прилетели птицы, голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, Комары, кукушки… (Дети топают.) Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, Аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди и утки - и спасибо шутке. Вос – ль: Следующая загадка:
Он не зябнет никогда... Зря, что ль, в имени "зима"?
В прорубь запросто нырнёт, рыбку в клюве принесёт!
Зимородок. Зимородок к нам прилетает рано, ещё до вскрытия рек. С прилётом он сразу же начинает рыбачить по полыньям, ныряет в ледяную воду. Голубой зимородок водится у нас по всему краю. Этот рыбачек нелюдим, в компании не рыбачит и на свой участок чужих не пускает. 4) Вос – ль: У нас осталась еще одна группа птиц – перелётные птицы. Следующая загадка:
Аисты — это птицы крупных размеров. Аист, живущий в северных широтах – это перелетная птица. В Хабаровском крае обитает Дальневосточный аист. Он устраивает гнезда вдали от людей в глухих местах на окраинах рощ или отдельно стоящих деревьях рядом с озерами, речками, среди обширных болот. Аист питается в основном некрупной рыбой, а также лягушками и крупными водными беспозвоночными. Вос – ль: Следующая загадка:
Обыкновенная кукушка. Она скрытная и осторожная, следов деятельности почти не оставляет. Громко оповещает о присутствии. К движению по земле птица не приспособлена. Рацион птиц богат различными насекомыми. Истребляя вредителей, кукушки приносят огромную пользу сельскому хозяйству. Вос – ль: Следующая загадка:
Утка мандаринка. Очень красивый вид птиц семейства утиных, который прославился своей яркой раскраской. Такая птица имеет довольно небольшие размеры. Питание состоит из семян растений, в том числе и водных. Из водной среды они добывают себе моллюсков, икру рыб и мелких речных обитателей.
5) Предлагаю детям нарисовать птицу, которая им больше всего понравилась. III. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект викторины «Мой Хабаровский край»
Продолжать знакомить детей с флорой и фауной Хабаровского края, обобщить знания детей, расширять представления о многообразии природы родного края, воспитывать патриотизм, любовь к родному краю,...
Конспект проекта "Птицы нашего края"
Конспект совместного проекта на тему "Птицы нашего края"...
Конспект НОД "Птицы нашего края"
Конспект разработан в рамках проектной деятельности "птицы"...
конспект "Зимующие птицы нашего края"
Расширение представления детей о характерных особенностях зимней природы. Формирование умения наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, синица, воробей, сорока, снегирь)...
Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: "Создание "Красной" книги о животных и птицах Хабаровского края".
В конспекте написаны цели, задачи НОД, предварительная работа, так же об использовании различного материала и оборудования. Сам ход занятия....
Конспект ООД "Птицы нашего края"
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп по разделу "Ознакомление с природой"...
Конспект НОД "Птицы Самарского края"
quot;Птицы Самарского края"...