Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Я – гражданин России»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Джемадинова Сапие Асановна

Довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывает чувство гордости своим гражданством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_nravstvenno.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по нравственно-патриотическому  воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Я – гражданин России»

Цель: довести до сознания детей то, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт; воспитывает чувство гордости своим гражданством.

Активизировать словарь: гражданин России, свидетельство о рождении, паспорт, достойный сын Отечества.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Как велика и необъятна наша Родина! Она больше любой другой страны мира. Ни в одной другой стране не живёт так много народов мира, как в нашей. Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гербы и флаги. Граждане России гордятся государственным гербом, флагом и гимном.

  Без этих отличительных флагов не обходится ни одно важное для страны событие.

Ребята, вспомните, что означают цвета российского флага?

    Дети читают стихи В. Степанова:

Флаг России

Белый цвет – берёзка,

Синий – небо цвет,

Красная полоска – солнечный рассвет.

Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Москва

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башня Кремля,

Москва – это сердце России,

Которая любит тебя.

Гимн – торжественная песнь Родины.

Он прославляет народ и Родину. Когда люди поют гимн – они дают клятву любить свою страну, трудится для общего счастья.

(Воспитатель напоминает детям, что гимн поют стоя, слушают тоже стоя)

Беседа «А что такое гражданин – Отечества достойный сын?»

Воспитатель: Ребята, а что означает – быть гражданином? Русский поэт Некрасов тоже спрашивал: «Что такое гражданин?» - и сам же отвечал: «Отечества достойный сын!»

(Воспитатель предлагает детям поразмышлять о том, как они понимают выражение «Быть достойным сыном Отечества»)

«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веков наши отцы и наши деды.

   Родиной мы зовём её, потому что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много  есть и кроме России всяких государств и земель, но одно у человека родная мать – одна у него и Родина».        

К. Ушинский «Наше Отечество»

Рассказ воспитателя

«12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Этот праздник в честь учёных, инженеров, рабочих, которые делают ракеты, космические корабли и спутники. Первый полёт в космос совершил Ю.А. Гагарин – гражданин нашей Родины. Он летал на космическом корабле «Восток» в 1961 году.

        И до Гагарина были отважные путешественники. Они уплывали в неведомые моря, исследовали дикие леса, пустыни, шли по следам к полюсу. Но все они путешествовали на Земле и заранее знали, как опасны морские штормы, как жарко в пустыне, какой лютый холод на полюсе, а Гагарин был далеко от Земли – в космосе. Только там он узнал невесомость – странное состояние, когда сам космонавт и его вещи ничего не весят и плавают в корабле, словно рыбы в аквариуме. Там нет ни верха, ни низа. Там пролетая, вода весит в воздухе. За окном – иллюминатором всегда чёрная, непроглядная ночь. Удивительно: ближе к Солнцу, а темно!

   Когда ракета с огромной скоростью уносит человека от земли, он становится очень тяжёлым, а в космосе человек не весит ни грамма. Всё это первым увидал, узнал, испытал на себе Юрий Гагарин. Он проложил другим людям дорогу в космос. Наша Родина присвоила Гагарину звание героя Советского Союза (тогда так называли нашу страну). Он получил ордена и в других странах – за заслуги перед всем миром».

  А. Митяева Из книги «Сегодня праздник»

Воспитатель:   Каких людей вы назвали бы достойными сыновьями и дочерями нашей страны? Можно ли назвать гражданином ленивого человека, не выполняющего свои обязанности, не желающего жить по законам своей страны, не уважающего права других людей?

Что можно сказать о таком гражданине?

Ребята, назовите качества характера человека, которые на ваш взгляд, необходимы достойному гражданину?  (Смелый, честный, мужественный..)

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы с давних пор,                 Массаж пальчиков рук

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа свой язык и наряд.          Руки вперёд, пальцы соединить

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,             Пальцы расставлены в стороны,

Другой – оленевод.руки над головой

Один – кумыс готовит,                      Поглаживающие движения живота рукой

Другой готовит мёд.                        Тыльной стороной ладони вытирает губы.

Одним милее осень,                          Руки отпускаем сверху виз,

 Потряхивая кистями.

Другим – милей весна.                     Присесть, погладить «травку»

А Родина – Россия -                            «домик».

У нас у всех одна.                                Обнять себя руками.

                В. А. Степанов.

Беседа «Я – гражданин России»

Воспитатель объясняет детям, что каждый ребёнок является гражданином государства, в котором он живёт.

   _ Ребята, как вы думаете, с какого возраста ребёнок является гражданином своей страны? (ответы детей)

- С  самого рождения ребёнок является гражданином своей страны, и это его право. Вы граждане России, россияне. О вас заботятся не только ваши близкие и родные, но и государство. Наш президент В.В. Путин и другие важные государства делают всё, чтобы вы были счастливы. В конвенции о правах ребёнка записано, что все дети должны иметь имя и гражданство.

Подумайте, чем важны эти права. (Имя человека отличает его от других людей.)Когда вы родились ваши родители зарегистрировали (записали) вас, дав имя и свою фамилию в специально учреждении – загсе. Родители показали и как бы представили вас государству как новых граждан. С рождением у вас появились право на заботу и охрану со стороны государства. Вы получили первый в своей жизни документ – свидетельство о рождении. В нём записано, что вы – граждане своей страны, граждане России.  Вспомните, что написано у вас в свидетельстве. Показывает одно – два свидетельства о рождении.

    У вас есть документ, отличающий вас -  то всех других детей, подтверждение того, что вы не похожи на других, но вы все граждане России. Тот день, когда вы родились, стал вашим праздником, и каждый год вы его отмечаете. Догадались, как он называется?

Что такое день рождения,

Я отвечу без сомненья:

День подарков, пирогов,

День улыбок и цветов.

Затем дети рассматривают паспорт воспитателя, который объясняет, что с совершеннолетием им тоже выдадут паспорта.

   - Рассмотрите символ права. Что на нём изображено? Чем важно это право? Что оно даёт гражданину?

   Какие права есть у детей? Для чего человеку знание своих прав? (Ребёнок, зная свои права, может в любой момент воспользоваться ими и сумеет защитить их, обратившись к взрослым, в суд, в другие государственные органы.)

Игра «Звёздный час»

Дети объединяются в группы по 4-5 человек и совместно готовят речь на тему:

«Как можно сберечь природу?»

«Как можно защитить животных?»

«Как помочь одиноким людям стать счастливыми?»

По желанию группы речь произносит один ребёнок или вместе.

Воспитатель: Настоящий гражданин не может равнодушно смотреть, как гибнет природа его края, как страдают беззащитные животные, как одиноко старым и больным людям. Он протестует, он участвует в жизни своей страны, объединяясь с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по гражданско-правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Символика России».

Цель: Познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну....

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по России»

Цель: создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.Задачи: Образовательные: Формировать представления детей о России, уважительное отношение к государственным симв...

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия, Малая Родина -Борисоглебск»

Коспект по патриотическому воспитанию. "разнообразие методов и приемов при организации работы с дошкольниками по изучению регионального компонента"...

БУКЛЕТ. Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста "Я гражданин России"

Как знакомы всем слова: «Родина», «Отчизна», «Отечество». Наверное, можно подобрать еще много синонимов к этим словам, но обозначать они всегда будут одно и то же ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Я- гражданин России"

Воспитание у детей старшего возраста чувства патриотизма  к своей Родине и  уважение к правам и обязанностям каждого человека....

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста "День Государственного флага России"

Конспект по окружающему миру для детей старшего возраста "День  Государственного флага России"...