Дополнительная образовательная программа кружка «Творческая мастерская» для детей 5-6 лет.
рабочая программа
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка. Сухомлинский В.А. говорил: «Истоки способностей дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити ручейки, которые питается источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Продуктивная деятельность для детей – способ познания окружающего мира, развивает эстетические чувства, творческие способности и создает условия для отражения действительности, является одним из средств познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_tvorcheskaya_masterskaya.docx | 50.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Утверждаю
заведующий МАДОУ
детский сад № 5 г.Туймазы
______ Н.А. Бурашникова
Пр. № 54 от « 17 » сентября 2021г.
Дополнительная образовательная программа кружка
«Творческая мастерская»
Направленность: художественная
Возраст детей: 5-6лет
Срок реализации программы:1 год
Уровень: базовый
Составила воспитатель:
Габдулхакова Русалина Рифовна
Туймазы, 2021
Оглавление
I.Целевой раздел
Введение…………………………………………………………………..3
1.Пояснительная записка …….………………………………………….3
1.1. Направленность ДОП ………………………………..……………....4
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность………...5
1.3. Цель и задачи………………………………………………………..…6
1.4. Отличительные особенности ДОП от уже существующих
образовательных программ………………………………………......7
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП……………….…...8
1.6. Сроки реализации ДОП………………………………………..….….8
1.7. Формы и режим кружка ДОП………………………………………...9
1.8. Планируемые результаты и способы определения их
результативности……………………………………………………...9
1.9. Формы подведения итогов реализации ДОП ……….….………..….9
II. Содержательный раздел
1 Учебный план и график ДОП ……………………………………….……9
2. Результаты работы по реализации программы ………………………18
III. Организационный раздел
1.Материально – техническое обеспечение ДОП ……………………....20
2.Кадровые условия ДОП………………………………………...………20
3.Финансовые условия ДОП……………………………………..……….21
4.Список использованной литературы …………………………….…….22
5. Приложение 1……………………………….…………………………23
- Целевой раздел
Введение
Настоящая дополнительная образовательная программа кружка «Творческая мастерская» (далее ДОП) разработана в целях оказания дополнительной, образовательной услуги детям 5-6 лет.
ДОП кружка «Творческая мастерская» направлена на развитие творческих и художественно-эстетических способностей детей.
- Пояснительная записка
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.
Продуктивная деятельность для детей – способ познания окружающего мира, развивает эстетические чувства, творческие способности и создает условия для отражения действительности, является одним из средств познания окружающего мира.
Приоритетным направлением ДОП является образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в интеграции с другими образовательными областями «Социально-комунникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
ДОП кружка «Творческая мастерская» поможет реализовать ребенку себя в творчестве, а педагогу создать условия для социализации, индивидуализации и формирования предпосылок к успешному обучению в школе. В кружке «Творческая мастерская» основной материал работы с детьми – это глина, соленое тесто.
Работа с глиной, соленым тестом, помогает ребенку видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, повышает сенсорную чувствительность, способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизируя работу обеих рук. Скульптор И.Я. Гинцбург тонко подметил, что лепка в семье изобразительных искусств играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
- Направленность ДОП
ДОП кружка «Творческая мастерская» рассчитана для детей старшего дошкольного возраста, относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», т.к ориентирована на развитие художественных, творческих способностей детей в сфере свободного времени.
В основе обучения – индивидуальный подход, мотивация и интерес детей к продуктивной деятельности.
Курс обучения – 1 год, включает в себя теорию, практику и индивидуально-творческую деятельность.
В основе ДОП кружка «Творческая мастерская» - проблемное, развивающее обучение, создание условий для формирования у детей потребности в познании окружающего мира, разработанной для всестороннего развития личности ребенка, его творческих способностей, чувство удовлетворенности и уверенности в себе.
В данной ДОП кружка «Творческая мастерская» учтены концептуальные положения программ дошкольного образования и нормативно - правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года.─ ООН 1990.
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: ─ Режим доступа: pravo.gov.ru..
- Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» // Российская газета. – 2013. – 19.07(№ 157).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003 г. № 118 (ред. от 03.09.2010) «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03» (вместе с «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 г.) (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2003 г., регистрационный № 4673)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 6 октября 2010 г. № 18638)
- Письмо Минобрнауки РФ от 11 декабря 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 9 ноября 2018 г.№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (не в ступил в силу).
- Навигатор образовательных программ дошкольного образования (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
11.Примерная основная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образования (Протокол от 20 мая 2015 г. №2/15)
12.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М.Дорофеева.
13.Основная образовательная программа МАДОУ детский сад № 5
г. Туймазы МРТР
1.2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна ДОП кружка «Творческая мастерская», где главная деятельность – лепка, включает элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техники лепки, создает условия для развития познавательных и психических процессов.
Глина - наиболее ценный материал, приятна в работе, гибкая, снимает нервное напряжение, обладает целебными свойствами.
Тесто – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения. Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс. А творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Полученный практический и познавательный опыт в ходе лепки дети применяют в самостоятельной деятельности, а самостоятельная деятельность развивает у детей уверенность, графомоторные навыки, что готовит руку технике письма. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности в лепке дает детям удивительную возможность ощутить гармонию окружающего мира, моделировать его и свое представление о нем вобразе.
Актуальность
Лепка – это особая исследовательская деятельность, которая требует тончайшего анализа и синтеза свойств предмета. Дети не могут самостоятельно овладеть анализом и синтезом, им нужна помощь взрослого, который научит его обобщенной системе обследования предмета, подробно познакомит с сенсорными эталонами. Овладение техническими навыками, последовательностью операций при лепке предметов и ее способами позволит детям самореализоваться.
Педагогическая целесообразность
Общеизвестно: основы культуры закладываются у детей в дошкольном возрасте. Лепка не только средство художественно-эстетического развития, но и основа сенсорного развития, так как дети, занимаясь лепкой, через обследование – осязание, зрение, движение приобретают исследовательские умения, чувственный опыт, навыки работы двумя руками, у них развивается скоординированность движений, глазомер, пространственное мышление.
Лепка, как дополнительная образовательная услуга, дает возможность детям углубленно изучать окружающий мир: творя руками, думая головой, получая радость от труда.
1.3 Цель и задачи, принципы ДОП
Цель: проектирование системы образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей 5-6 лет в продуктивной деятельности.
Задачи:
- Создание условий для участия в ООД по лепке совместно с взрослым и самостоятельно.
- Развитие технических навыков: раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, смазывание.
- Воспитание умения работать в коллективе и видеть рост своих достижений, быть успешным в дальнейшем.
- Отличительные особенности ДОП от уже существующих образовательных программ
Отличительные особенности ДОП
ДОП, цель которой художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Отличие ДОП, это углубленная систематическая работа по приобретению обучающимися художественно-эстетических и творческих способностей, технических навыков и овладению технологией обследования предметов: целостное восприятие (анализ), расчленение на части (синтез), систематизация, обобщение, что является основой развития мыслительных, познавательных и психических процессов.
Принципы ДОП
Принцип доступности:
- учёт возраста, индивидуальных особенностей;
- индивидуализация образования;
- отсутствие принуждения.
Принцип последовательности:
- от простого к сложному, от близкого к далекому;
- переход от малых успехов к большим.
Принцип научности:
- овладение терминологией, поддержка творческой атмосферы,
реальных чувств детей.
Принцип наглядности:
- использование образцов, наглядных пособий.
Принцип развивающего обучения:
- обучение опережает развитие (зона ближайшего развития);
- взаимосвязь игровой и продуктивной деятельности.
Принцип успешности:
- формирование позитивного «Я» и познание себя, как уникальной
составляющей окружающего мира.
Соблюдение принципов создает благоприятные условия для развития
наглядно-образного мышления, произвольной памяти, воли, воображения, речи, позволяет каждому обучающемуся получать дополнительную образовательную услугу в системе, без принуждения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации ДОП
ДОП кружка «Творческая мастерская» рассчитана для детей: 5-6 лет.
ООД проводится 1 раза в неделю по 25 минут, количество детей 27.
Список детей согласуется с родителями (законными представителями) и отражается в Программе «Навигатор» образовательных программ дошкольного образования (Электронный ресурс). – Режим доступа:http://Navigator.firo.ru.
- Сроки и этапы реализации ДОП
Сроки: ДОП художественной направленности «Творческая мастерская» рассчитана на один год с 01 октября по 30 апреля
Срок реализации: один год.
Всего ООД: 28 занятий в год (12,5часов)
Этапы реализации ДОП
Подготовительный этап (педагогическая деятельность):
- подбор, изучение и анализ учебных пособий;
- подбор материала и приобретение глины;
- составление перспективного учебно-тематического плана;
- выявление интереса детей к творческой деятельности;
- формирование списка детей по согласованию с родителями;
- составление расписания и согласование с администрацией ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием ДОП.
Основной этап:
- подробное ознакомление с глиной, соленым тестом, особенностями,
правилами пользования и техникой безопасности;
- создание условий для мотивации детей к предстоящей деятельности
через использование различных методических приемов;
- продуктивная деятельность детей.
Заключительный этап:
Рефлексия (отражение детьми роста своих достижений
- Формы и режим ДОП кружка «Творческая мастерская»
Формы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
Режим кружка для одной подгруппы
Возраст детей | Время ООД | Количество ООД в неделю | Количество ООД в год |
5-6 лет | 25 мин | 1 | 30 |
- Планируемые результаты и способы определения их результативности
Результатом реализации ДОП является развитие художественно-эстетических и творческих способностей детей 5-6 лет через освоение способов, приемов лепки, таких как, раскатывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, сгибание, присоединение, смазывание предмета. Анализируя, расчленяя предмет на части, т.е. обследуя его дети учатся планировать, видеть результат, а это основа развития исследовательских умений.
- Формы подведения итогов реализации ДОП
Представление опыта реализации ДОП «Творческая мастерская» на итоговом педагогическом совете, ежеквартальная выставка работ в фойе детского сада и составление группового, совместно с родителями, проекта «Я скульптор»
II. Содержательный раздел
- Учебный план и график ДОП
№ | Разделы | Всего ООД (в том числе роспись) |
1 | Вводная | 1 |
2 | Предметная | 10 |
3 | Сюжетная | 10 |
4 | Декоративная | 7 |
Итого: | 30 |
Октябрь
№ недели | Тема | Содержание |
1 неделя | 1.Вводное занятие. знакомство с соленым тестом, глиной. | Познакомить детей с особенностями соленого теста, глины, с названиями и назначением инструментов и приспособлений. Вызвать интерес к лепке из соленого теста, глины. Предложить детям в процессе специальных заданий и упражнений исследовать свойства и сферу возможностей своего воздействия на материал. Показать варианты оформления изделий и способы работы с материалом. |
2 неделя | 2.«Колючий ѐжик». соленое тесто | Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку. Учить детей использовать в своей работе комбинированный способ лепки; передавать форму и пропорциональное соотношение частей тела. Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали , смачивая водой. Дополнять работу грибками, яблочками. Формировать интерес к работе с глиной, соленым тестом; развивать мелкую моторику. |
3 неделя | 3.Румяные заплетушки ( рогалики, плетенки) | Расширять опыт работы с тестом. Познакомить с технологией изготовления оригинальных хлебобулочных изделий (рогалики, плетенки, хворост). продолжать учить работать с тестом: раскатывать в тонкий пласт, делить на части стекой, придавать сложную форму разными способами: скручивать, плести, сворачивать, выворачивать. Развивать интерес к истории и традициям народной культуры. Воспитывать любовь к своей семье и желание сохранять или привносить семейные традиции. |
4 неделя | 4.«Подружусь я с красками…» | Продолжать знакомить детей с искусством росписи готовых подделок. Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы, художественное восприятие, чувство гармонии и ритма |
Ноябрь
1 неделя | «Ветка рябины» глина, соленое тесто | Познакомить детей с понятием «Горельеф», со приемами изображения ветки рябины модульным способом. Учить отщипывать маленькие кусочки от целого куска и прилеплять к поверхности; формировать интерес к работе; развивать мелкую моторику. |
2 неделя | 6. «Подружусь я с красками…» | Продолжать учить раскрашивать изделия после просушки, подбирать краски, смешивать, для получения нужного оттенка. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы. |
3 неделя | 7. «Мышка с сыром» Соленое тесто
| Учить использовать знания об особенностях внешнего вида животных в своей работе. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (скатывание, оттягивание, сглаживание краѐв). Развивать творческое воображение, интерес к работе. |
4 неделя | 8. «Подружусь я с красками…» | Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, видеть конечный результат соей работы. Воспитывать аккуратность в работе, оказывать посильную помощь товарищам. |
Декабрь
1 неделя | 9. «Снеговики». Соленое тесто | Учить детей обмазывать кусочки фольги, разных размеров, солѐным тестом, пользоваться водой для соединения деталей. Учить отражать впечатления полученные при наблюдении зимней природы. Развивать художественно-творческие способности, дополнять работу шапкой, шарфом. |
2 неделя | 10.«Подружусь я с красками…» | Упражнять в способах работы с красками, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета. Учить видеть конечный результат задуманной работы |
3 неделя | 11.«Нарядная ѐлочка». Соленое тесто | Учить детей вырезать стекой ѐлочку по трафарету, заравнивать края кисточкой, смоченной водой, самостоятельно придумывать украшения- шары, игрушки, бусы (семена разных фруктов, бисер). Развивать гибкость пальцев рук, Использовать знакомые приѐмы лепки в новой творческой ситуации. |
4 неделя | 12.«Подружусь я с красками…» | Учить раскрашивать ѐлочку красками, формировать навыки аккуратности при выполнении работы. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказов о ѐлке. При украшении ѐлки использовать разные дополнительные материалы |
Январь
1 неделя | 13. Тема: «Пингвины на льдине». | Учить лепить фигурку из целого куска, используя приѐмы скатывания, вытягивания, сплющивания, надрезания стекой, передавая их характерные особенности и пропорции. Использовать фольгу при лепке туловища. Развивать фантазию детей, сообразительность. |
2 неделя | 14.«Подружусь я с красками…» | Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. |
3 неделя | 15. Панно «Снегирь на веточке» | Продолжить учить детей раскатывать пласт соленого теста скалкой, вырезать стекой рельефную фигурку «снегиря» по шаблону, выравнивая края палочкой или стекой. Предложить детям самостоятельно решить проблемную ситуацию – найти способ придания шероховатости поверхности теста (перышки, крона деревьев). Развивать творческую активность. Продолжить воспитывать интерес к лепке из соленого теста. |
Февраль
1 неделя | 16.«Подружусь я с красками…» | Продолжать учить детей раскрашивать фигурки после просушки, объединять их в общую композицию. Научить детей точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия. Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон); |
2 неделя | 17. «Кружка для папы». соленое тесто | Учить детей лепить кружку, раскатывать тесто в виде полоски, шара, вдавливать в нѐм углубление, защипывать края. Лепить начальную букву имени для украшения. Развивать мелкую моторику рук, фантазию в декорировании сувенира |
3 неделя | 18 .«Подружусь я с красками…» | Продолжать учить детей раскрашивать кружку после просушки, самостоятельно подбирая цвет. Познакомить с основными принципами и элементами росписи (симметрия, повторяемость элементов узора, использование типичных элементов: круг, точка, прямая и волнистая линия, клетка. Воспитывать аккуратность в работе, желание сделать приятное близкому человеку. |
4 неделя | 19. «Брелочки» (подвесные украшения) | Продолжать учить детей создавать миниатюрные подвесные украшения в подарок близким людям (брелок, колокольчик). Содействовать дальнейшему освоению способов лепки из соленого теста, глины. раскрыть функциональную связь между формой и назначением предмета, показать конструктивные особенности. предложить найти разные способы применения шерстяной нити (подвеска, связка, ноги, руки персонажа, декор на поверхности изделия). развивать чувство формы, глазомер, мелкую моторику. воспитывать желание заботиться о дорогих и близких людях, доставлять им радость и внимание своим рукоделием. |
Март
1 неделя | 20. «Подружусь я с красками…» | Продолжать знакомить детей с искусством росписи готовых подделок по средствам декоративной росписи. (гжель, хохлома, городецкая роспись). Упражнять в смешивании красок. Развивать творческую фантазию детей в процессе работы, художественное восприятие, чувство гармонии и ритма. |
2 неделя | 21. «Корзина с цветами» Горельеф, соленое тесто, глина | Продолжать учить детей раскатывать тесто скалкой ровным слоем, вырезать корзинку по трафарету, процарапывать вилкой. Перевивать жгутики между собой для ручки, донышка. Лепить знакомые цветы и листья. Развивать воображение, желание дарить радость другим. |
3 неделя | 22. «Подружусь я с красками…» | Раскрашивание красками корзинки и цветов. Разложить цветы, после просушки, в корзину приклеить, покрыть лаком. (баллончик) Воспитывать интерес к творчеству, коллективизм, эстетические восприятия |
4неделя | 23. «Быстроногая лошадка» дымковская игрушка | Расширять представления детей о народных играх и игрушках. продолжать знакомство с искусством дымковской игрушки. Обратить внимание на разнообразие декоративных элементов. развивать чувство формы, пропорции. воспитывать интерес к традициям народной культуры. |
5 неделя | 24. «Подружусь я с красками…» | Продолжать учить традиционными элементами дымковской росписи, народными промыслами. Расширять представления о дымковской игрушке. Закреплять умение раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний; Развивать чувство ритма, цвета, творчество, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к народной культуре. |
Апрель
1 неделя | 25. Лепка композиции по мотивам дымковской «Барышни» | Познакомить детей с понятием «композиция»; закреплять умение лепить традиционную фигурку дымковской барышни на основе юбки-колокола; учить декорировать основу с помощью различных приёмов (налепы, насечки) |
2 неделя | 26. «Подружусь я с красками…» | Продолжать учить традиционными элементами дымковской росписи, народными промыслами. Расширять представления о дымковской игрушке. Закреплять умение раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний; Развивать чувство ритма, цвета, творчество, фантазию, воображение. Воспитывать интерес к народной культуре. |
3 неделя | 27. «Дюймовочка в цветочке» | Учить детей лепить сказочного персонажа, передавая характерные особенности и детали образа. Познакомить со способами декоративного оформления платья Дюймовочка с помощью бисера, бусин, фольги и т.д. Упражнять в умении крепить фигурку на подставке (цветок). Развивать мелкую моторику рук. |
4неделя | 28 «Подружусь я с красками…» | Продолжать учить детей расписывать поделку после просушки, подбирая нужные цвета. Научить точно передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы.. Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон); |
2. Результаты работы по реализации программы отслеживаются в течение учебного года методом наблюдения. Оценка результатов предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает воспитатель детям при выполнении заданий: чем помощь воспитателя меньше, тем выше самостоятельность воспитанников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение воспитанников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности.
Диагностический инструментарий.
По мере усвоения программы, в процессе педагогической диагностики приобретённых навыков и умений (в пределах изученных тем), отмечается уровень их сформированности, что позволяет выявить задатки и склонности детей. Начальные знания и умения детей, полученные в результате обучения, а так же определить результативность проделанной работы, наметить пути дальнейшей деятельности, цель которой: создание у детей дошкольного возраста устойчивой мотивации к искусству. Педагогическая диагностика проводится на начало и конец учебного года. При проверке уровня подготовки детей используются варианты заданий.
В ходе педагогической диагностики выявляются:
- Узнают много об окружающем мире, т.к. занятия проходят в определенной теме.
-Учатся использовать в одной работе разные изобразительные материалы.
-Учатся рисовать различными материалами.
-Используют в работе разные дополнительные материалы: (семена, серпантин, бросовый материал и т.д.).
-Развивать навыки по составлению сюжетов.
-Дети учатся цветоведенью.
-Экспериментируют.
-Развивается связная речь.
-Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом объективно оценивать свою работу.
Каждый параметр оценивается по уровневой системе: «низкий», «средний», «высокий».
Критерии оценки основных параметров педагогических наблюдений.
При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие задачи:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
Владеет приемами работы с различными материалами.
Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
Выполняет работу по замыслу.
Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
Показывает уровень воображения и фантазии.
Использует в работе разные способы ручного труда
самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционных техник и применять их;
самостоятельно передавать композицию, используя нетрадиционную технику;
выражать свое отношение к окружающему миру через творчество;
давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
проявлять интерес к изобразительной деятельности
Критерии оценивания:
3 балла – самостоятельно выполняет задание.
2 балла – выполняет задание с небольшими неточностями.
1 балл – выполняет задание с помощью педагога.
Уровни развития:
1 – 5 низкий уровень.
6 – 10 средний уровень.
10 - 15 высокий уровень.
Формы подведения итогов реализации ДОП кружка «Творческая мастерская».
Для проверки результативности обучения применяются такие формы как: проведение выставок, акций, собраний, проведение открытых занятий для родителей. Все мероприятия культурно-досуговой деятельности: выставки, собрания, акции - проводятся согласно программе не в ущерб другим видам детской деятельности.
III. Организационный раздел
1.Материально-техническое обеспечение ДОП
Условия реализации ДОП
Методический материал:
- тематический план;
- альбомы с образцами;
- диагностический материал.
Материально- техническая база:
- электронные носители;
- глина;
- соленое тесто;
- доска;
-подставка;
- стека;
- салфетки влажные;
- розетки;
- краски;
- кисти и т.д.
Дидактическое обеспечение:
- наглядные пособия;
- схемы;
- фотоматериалы;
- работы детей и педагога.
2. Кадровые условия ДОП
ДОП кружка «Творческая мастерская» осуществляет воспитатель Габдулхакова Р.Р. имеющая высшее профессиональное образование, высшую квалификационную категорию, педагогический стаж-14 лет.
3. Финансовые условия ДОП
Данная дополнительная образовательная услуга по реализации ДОП кружка «Творческая мастерская» оказывается платно. Стоимость академического часа определяется Наблюдательным Советом МАДОУ детский сад №5 г. Туймазы МТ ТР РБ.
Педагогом кружка ведется «Журнал учета работы педагога дополнительного образования» и составляется табель учета посещаемости детьми кружка
4. Список использованной литературы
1. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
2. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. Кузин В.С. «Изоб. искусство в начальной школе» - М: Дрофа, 1996
4. Куцакова Л.В. «Художественное творчество и конструирование»- М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2016.- 149с.
5.Лыкова И.А. «Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «Цветной мир», 2011.- 144с.,илл.
6.Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика преподавания» - М: Академа,2002
7. Григорьева Г.Г. « Изобразительная деятельность дошкольника». М., 1999.
8. Халезова Н.Б. Обучение лепке в детском саду М.: Просвещение, 1986.
9. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду М.: Просвещение, 1984.
10. Е.С.Юрьева «Керамика в детском саду». Метод. пособ. для воспитателей. Ижевск, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Творческая мастерская" (модульная аппликация)
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя с...
рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка "Творческая мастерская"...
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская"
Творческая кружковая работа с детьми средней группы...
Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе
Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...
Программа кружка "Творческая мастерская "Волшебный сундучок""
Программа кружка "Творческая мастерская "Волшебный сундучок"" на 2018-2019 учебный год....
Программа кружка "Творческая мастерская" для детей средней группы
В ходе кружка дети будут заниматься:- бумагопластикой;- тестопластикой;- пластилинографией;- палитрой красок (рисование)...
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" в средней группе 2021-2022 уч.год
Рабочая программа кружка "Творческая мастерская" в средней группе 2021-2022 уч.год...