Конспект познавательного занятия "Труд шахтера"
план-конспект занятия (старшая группа)
Тема: Рассказ воспитателя о шахте для детей старшей группы. Знакомство с шахтерскими профессиями.
Цели:
1. Привитие интереса к профессии шахтёр;
2. Формирование нравственно-патриотических убеждений старших дошкольников;
3. Развитие внимания, любви к поэтическому слову.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией шахтёра. Помочь осознать сложность и востребованность шахтёрского труда.
2. Развивать интерес к литературному краеведению.
3. Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу.
4. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
5. Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное занятие | 642.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Труд шахтера»
Автор-составитель: воспитатель Степанова Наталья Александровна
Тема: Рассказ воспитателя о шахте для детей старшей группы. Знакомство с шахтерскими профессиями.
Цели:
- Привитие интереса к профессии шахтёр;
- Формирование нравственно-патриотических убеждений старших дошкольников;
- Развитие внимания, любви к поэтическому слову.
Задачи:
- Познакомить детей с профессией шахтёра. Помочь осознать сложность и востребованность шахтёрского труда.
- Развивать интерес к литературному краеведению.
- Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу.
- Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
- Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса.
Оборудование и материалы: картинки, иллюстрации, мини макеты угольной шахты, каски, маленькие фонарики, обруч.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Кемеровская область. Кузнецкий угольный бассейн. Кузбасский регион. Земля Кузнецкая... Названия разные, но для каждого из нас это Родина. Как велик и удивительно красив наш родной край! История его вызывает интерес и гордость.
Профессия шахтер! Шахтеры своим углем «что в мире золотом зовут, приносят в дома тепло и уют». И для страны наш кузбасский уголь —
«хлеб», он очень важный, его в народе хлебом неспроста зовут. Поэтому недаром поэты создают песни, стихотворения о шахтерском труде, опасном и трудном.
Восп. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?
Входит Уголек.
Уголек: - Здравствуйте, ребята! А вы любите отгадывать загадки? А мою отгадаете?
Как огромным долотом,
Он огромным молотком
Уголь крошит под землей
Отвечайте, кто такой?
Дети отвечают - Шахтер!
Восп. – Молодцы, ребята! А теперь Уголек приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Но дорога нам предстоит долгая и Уголек предлагает нам немного размяться.
Уголек приглашает на Физминутку:
Летит высоко самолёт (Руки вверх)
Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)
Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)
Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)
Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)
Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)
Внизу в подземной глубине (Приседание)
Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).
Уголек: А теперь закройте глаза и повернитесь вокруг себя.
Дети поворачиваются и оказываются на шахте.
Восп. – Уголек, куда же мы попали?
Уголек: - Вы попали ко мне в гости, в мой дом – шахту, я здесь родился и вырос.
Восп. – Как интересно! Уголек, а ты можешь нам рассказать о своем доме?
Уголек: - С удовольствием, слушайте:
Я родился под землей и если бы не шахтеры, которые подняли меня наверх, я бы никогда не познакомился с вами. Шахтеры – это люди, которые работают под землей и добывают уголь.
Сначала шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Сейчас мы вместе с шахтерами, в рабочей одежде, с лампочками на касках заходим в просторную кабинку лифта и – ух вниз (дети берут фонарики и заходят в обруч-лифт). Даже сердце замирает, как быстро мы мчимся! Всего за минуту мы с вами оказались глубоко под землей (дети выходят из «лифта»).
Приехали и вперед по «подземному проспекту». Кругом снуют маленькие трамвайчики с длинным хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в стороны «угольные переулки» - лавы. Вот здесь – то и работают шахтеры (дети проходят по импровизированным «угольным улочкам» и садятся в вагонетки стульчики). А помогает им добывать уголь огромная машина, которая называется – комбайн. Он, когда работает, рычит и лязгает.
Уголек предлагает детям «изобразить», как работает комбайн:
-Р-р-р-р-р (громко).
Включаем слайды, где показана совместная работа людей и машин.
(за кадром Уголек рассказывает о дальнейшей работе):
- «Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее, вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и выкидывает.
Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной обстановке. Тут он делает пересадку по ходу с дорожки в трамвай прочь и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там он грузится на поезд и отправляется в дальнейший путь.
Уголек: Вы знаете, как уголь поступает на — гора?
Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка — забоя к угольному проспекту — штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им — машинист электровоза.
Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики — бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.
Вместе с углем вывозят на поверхность много лишней породы, которую тут же на месте и оставляют. Так постепенно скапливаются целые горы отходов. Называют их —терриконы. Они занимают много места. Ученые и изобретатели никак не могут придумать, как использовать эти искусственные горы!
Может быть, вы придумаете? Ну, не сейчас, конечно, а когда подрастете.
И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?
Ответы детей.
Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей огромной Родины.
Профессия шахтёра очень опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.
Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ — горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.
Шахта — это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают «проходы», «улицы» и шахтеры становятся беспомощными.
Трудом добытый из глубин, ЧТО даст нам уголь чёрный?
Тепло в квартиры.
Заводам — силу для машин,
Большое пламя горнам,
Даст пароходам — плавный ход,
Движенье — паровозам.
Восп. – Спасибо тебе большое, Уголек, за интересный рассказ о шахте и профессии шахтер. Мы теперь тоже будем с большим уважением относиться к этим смелым и отважным людям. До свидания.
Восп. Как много мы узнали о профессии шахтер. Но Уголек нам рассказал не все о чудесных превращениях угля, но сначала нам надо опять вернуться в группу:
Физкультминутка:
Руки в стороны, в кулачок,
Разжимай и на бочок.
Правой вверх и левой вверх,
В стороны и накрест.
Тук, тук, тук, тук, тук
Повернемся мы вокруг.
Дети поворачиваются и оказываются в группе.
Восп. А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.
Зачем нужен кокс, спросите вы?
Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
Восп. Какого цвета уголь?
Ответы детей.
Конечно! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин — белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля. (показывает иллюстрации)
Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски. (показывает иллюстрации)
Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для конфет и пирожных. (показывает иллюстрации)
Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. (показывает иллюстрации)
Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной шерсти, пушистого меха. (показывает иллюстрации)
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб. (показывает иллюстрации)
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! (показывает иллюстрации)
Рассказывать об этом можно долго.
Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:
Да здравствуют наши шахтёры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца
Проходчики чёрных пород!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)
Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....