Конспект познавательного занятия "Труд шахтера"
план-конспект занятия (старшая группа)

Степанова Наталья Александровна

Тема: Рассказ воспитателя о шахте для детей старшей группы. Знакомство  с шахтерскими профессиями.

Цели:

1.     Привитие интереса к профессии шахтёр;

2.     Формирование нравственно-патриотических убеждений старших дошкольников;

3.     Развитие внимания, любви к поэтическому слову.

Задачи:

 

1.     Познакомить детей с профессией шахтёра. Помочь осознать сложность и востребованность шахтёрского труда.

2.     Развивать интерес к литературному краеведению.

3.     Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу.

4.     Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.

5.     Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познавательное занятие642.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Труд шахтера»

Автор-составитель: воспитатель Степанова Наталья Александровна

Тема: Рассказ воспитателя о шахте для детей старшей группы. Знакомство с шахтерскими профессиями.

Цели:

  1. Привитие интереса к профессии шахтёр;
  2. Формирование нравственно-патриотических убеждений старших дошкольников;
  3. Развитие внимания, любви к поэтическому слову.

Задачи:

  1. Познакомить детей с профессией шахтёра. Помочь осознать сложность и востребованность шахтёрского труда.
  2. Развивать интерес к литературному краеведению.
  3. Воспитывать чувство любви к малой родине, ответственности за её судьбу.
  4. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
  5. Обогащать знания детей о природных богатствах Кузбасса.

Оборудование и материалы: картинки, иллюстрации, мини макеты угольной шахты, каски, маленькие фонарики, обруч.

Ход занятия:

Воспитатель:

 - Кемеровская область. Кузнецкий угольный бассейн. Кузбасский регион. Земля Кузнецкая... Названия разные, но для каждого из нас это Родина. Как велик и удивительно красив наш родной край! История его вызывает интерес и гордость.

Профессия шахтер! Шахтеры своим углем «что в мире золотом зовут, приносят в дома тепло и уют».  И для страны наш кузбасский уголь —  

«хлеб», он очень важный, его в народе хлебом неспроста зовут. Поэтому недаром поэты создают песни, стихотворения о шахтерском труде, опасном и трудном.

Восп. – Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Входит Уголек.

Уголек: - Здравствуйте, ребята! А вы любите отгадывать загадки? А мою отгадаете?

Как огромным долотом,

Он огромным молотком

Уголь крошит под землей

Отвечайте, кто такой?

Дети отвечают - Шахтер!

Восп. – Молодцы, ребята! А теперь Уголек приглашает нас отправиться с ним в путешествие. Но дорога нам предстоит долгая и Уголек предлагает нам немного размяться.

Уголек приглашает на Физминутку:

Летит высоко самолёт (Руки вверх)

Над нашею страною. (Руки в стороны, покачивание)

Работа на земле идет, (Имитация копания лопатой)

Идёт и под землёю. (Приседание на корточках)

Богатство есть у нас в стране (Разведение руками)

Невидимые взору. (Прикрывание глаз руками)

Внизу в подземной глубине (Приседание)

Работают шахтёры. (Имитация работы шахтёров).

Уголек: А теперь закройте глаза и повернитесь вокруг себя.

Дети поворачиваются и оказываются на шахте.

Восп. – Уголек, куда же мы попали?

Уголек: - Вы попали ко мне в гости, в мой дом – шахту, я здесь родился и вырос.

Восп. – Как интересно! Уголек, а ты можешь нам рассказать о своем доме?

Уголек: - С удовольствием, слушайте:

   Я родился под землей и если бы не шахтеры, которые подняли меня наверх, я бы никогда не познакомился с вами. Шахтеры – это люди, которые работают под землей и добывают уголь.

Сначала шахтеры проходят в ламповую, получают аккумуляторы и самоспасатели. Сейчас мы вместе с шахтерами, в рабочей одежде, с лампочками на касках заходим в просторную кабинку лифта и – ух вниз (дети берут фонарики и заходят в обруч-лифт). Даже сердце замирает, как быстро мы мчимся! Всего за минуту мы с вами оказались глубоко под землей (дети выходят из «лифта»).

Приехали и вперед по «подземному проспекту». Кругом снуют маленькие трамвайчики с длинным хвостом вагонеток. От «угольного проспекта» отходят в стороны «угольные переулки» - лавы. Вот здесь – то и работают шахтеры (дети проходят по импровизированным «угольным улочкам» и садятся в вагонетки стульчики). А помогает им добывать уголь огромная машина, которая называется – комбайн. Он, когда работает, рычит и лязгает.

Уголек предлагает детям «изобразить», как работает комбайн:

-Р-р-р-р-р (громко).

Включаем слайды, где показана совместная работа людей и машин.

(за кадром Уголек рассказывает о дальнейшей работе):

- «Машины на помощь шахтёру

Ползут, грохоча и пыля.

И словно под тяжестью танка

Дрожит под комбайном земля»

Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее, вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и выкидывает.

Медленно, шаг за шагом, передвигается комбайн вперед по забою, а уголь мчится по самоходной дорожке в обратную сторону, прочь от лавы, прямиком по подземному проспекту, к трамвайной обстановке. Тут он делает пересадку по ходу с дорожки в трамвай прочь и едет в вагонетке до самого лифта. Вскоре бывший подземный житель уже наверху, там он грузится на поезд и отправляется в дальнейший путь.

Уголек: Вы знаете, как уголь поступает на — гора?

Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка — забоя к угольному проспекту — штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им — машинист электровоза.

Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики — бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.

Вместе с углем вывозят на поверхность много лишней породы, которую тут же на месте и оставляют. Так постепенно скапливаются целые горы отходов. Называют их —терриконы. Они занимают много места. Ученые и изобретатели никак не могут придумать, как использовать эти искусственные горы!

Может быть, вы придумаете? Ну, не сейчас, конечно, а когда подрастете.

И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?

Ответы детей.

Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей огромной Родины.

Профессия шахтёра очень опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.

Сколько трудностей бывает на пути в забое. Может, скопиться под землей опасный газ — горючий и ядовитый. Может прорваться вода в «шахтные» «проспекты», «улицы» и «переулки». Чтобы этого не случилось, за этим следят инженеры, техники, машинисты насосных установок, подъемников, диспетчера.

Шахта — это огромный, подземный лабиринт, за любым поворотом может произойти обвал. Огромные глыбы перекрывают «проходы», «улицы» и шахтеры становятся беспомощными.

Трудом добытый из глубин, ЧТО даст нам уголь чёрный?

Тепло в квартиры.

Заводам — силу для машин,

Большое пламя горнам,

Даст пароходам — плавный ход,

Движенье — паровозам.

Восп. – Спасибо тебе большое, Уголек, за интересный рассказ о шахте и профессии шахтер. Мы теперь тоже будем с большим уважением относиться к этим смелым и отважным людям. До свидания.

Восп. Как много мы узнали о профессии шахтер. Но Уголек нам рассказал не все о чудесных превращениях угля, но сначала нам надо опять вернуться в группу:

Физкультминутка:

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук, тук

Повернемся мы вокруг.

Дети поворачиваются и оказываются в группе.

Восп. А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.

Зачем нужен кокс, спросите вы?

Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.

Восп. Какого цвета уголь?

Ответы детей.

Конечно! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например аспирин — белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля. (показывает иллюстрации)

Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски. (показывает иллюстрации)

Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для конфет и пирожных. (показывает иллюстрации)

Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее стекло и стеклянные предметы. (показывает иллюстрации)

Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной шерсти, пушистого меха. (показывает иллюстрации)

Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб. (показывает иллюстрации)

Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! (показывает иллюстрации)

Рассказывать об этом можно долго.

Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:

Да здравствуют наши шахтёры,

Бессмертный и дружный народ!

Добытчики чёрного солнца

Проходчики чёрных пород!

профессия шахтёр

шахтёр

шахтер

где учиться на шахтера

профессия шахтер

шахтёр.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....