Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию
статья (старшая группа)
В статье описывается опыт работы по проектной деятельности в этнокультурном воспитатнии старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья по этнокультурному воспитанию | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Ахтариева Резида Расимовна., музыкальный руководитель,
Когут Екатерина Васильевна., воспитатель
Мазуренко Наталья Николаевна., воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7» города Усинска, Россия,
e-mail: ekaterinakogut446@gmail.com
Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста
Аннотация: в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.
Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми праздники.
Актуальность
Приобщение подрастающего поколения и их родителей (законных представителей) к истории, культуре, традициям и языку коми народа имеет большое место в системе образования и воспитания нашего региона и города. Никому не секрет, что наш город Усинск является многонациональным, ведь он был основан в период комсомольской стройки, в котором преимущественно проживают люди, прибывшие из городов всей нашей страны, процент местного населения невелик. Но это не дает нам права не знать и уважать традиции коренного населения. Мы должны знакомить наших воспитанников с культурой, традициями жителей, коми народа. Ведь именно в дошкольные годы возможно воспитание чувства привязанности, интереса к родному краю, ее природе; приобщения к культуре коренного населения. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения.
Чтобы дошкольникам было интересно знакомиться с историей коми края, его культурой, традициями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, ярко, красочно и запоминающе, в связи с чем наша творческая группа пришла к выводу, что данную задачу можно решить через музыкальные мероприятия - праздники, в которых дети, стали бы непосредственными участниками.
Целью проекта «Коми край люби и знай!» являлось приобщение детей старшего дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа через погружение в коми национальные праздники.
Задачи проекта:
- Формировать у детей представления об окружающем мире:
- о культуре коми народа, традициях, творчестве;
- об истории республики, отраженной в названиях улиц, памятниках;
- о символике республики и родного города (гербе, гимне, флаге);
- интерес к изучению традиций, культуры коми народа.
- Познакомить с особенностями проведения и празднования национальных праздников коми народа «Зарни сюр» (День оленевода), «Черинянь гаж» (День рыбного пирога), «Шондiбан» (Праздник солнца).
- Формировать эмоционально-положительные чувства у детей к окружающему миру:
- любви и привязанности к своей семье и дому;
- интереса к жизни родной республики и города Усинска;
- гордости за достижения республики и города Усинска;
- уважения к культуре и традициям коми народа, к историческому прошлому.
Участниками проекта являлись дети старшего дошкольного возраста, творческая группа педагогов, родители (законные представители).
Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный, в каждом из которых, были обозначены мероприятия, ответственные лица, сроки.
Подготовительный этап носил организационно-методический характер, во время которого творческая группа разрабатывала план мероприятий по проекту, разрабатывала сценарии основных мероприятий и т.д.
На основном этапе проводилась большая предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий по образовательным областям «Физическое развитие» (где происходило разучивание коми подвижных игр), «Художественно-эстетическое развитие» (предметы «Рисование» - знакомство с коми орнаментом, творчеством коми художников и др., «Музыка» - разучивание коми песен). Это позволило дать первичные представления детям о культуре коми народа, традициях, истории в Республики в целом по следующим блокам:
- «Жизнь и быт оленеводов»
- «Декоративно-прикладное творчество коми народа»
- «Традиционная кухня»
Заключительным мероприятием каждого блока стало проведение праздничных мероприятий – стилизованное представление национальных праздников с непосредственным участием дошколят.
Праздник «Зарни сюр» или (День оленевода) помог нашим воспитанникам окунуться в удивительный и загадочный мир жителей тундры - оленеводов. В ходе данного мероприятия дети узнали об особенностях быта оленеводов, основных занятиях коренного населения – это охота, оленеводство и рыболовство. Ребята с большим удовольствием играли в народные спортивные игры: метание аркана, прыжки через нарты, борьба, гонки на оленьих упряжках.
Второй праздник «Черинянь гаж» (праздник рыбного пирога) был посвящен знакомству детей с фольклорым наследием и кулинарным искусством жителей Печорского района и удивительной деревне Бызовая, в которой ежегодно проводится этот праздник. Суть праздника заключалась в том, чтобы ребята вместе с символом праздника – мамонтенком искали старинный рецепт рыбного пирога, путешествуя по тематическим «полянам», выполняя различные задания героев праздника.
Завершением изучения блока декоративно-прикладного творчества стал праздник народного художественного творчества «Шондiбан» (Праздник солнца). Это мероприятие позволило дошколятам окунуться в чудесный мир народно-прикладного искусства и творчества, узнать тонкости художественной обработки бересты, дерева, плетения и ткачества, а также продемонстрировать зрителям красоту традиционных коми песен и танцев
Для того чтобы передать характер полноту, содержательность, особенности, всех национальных праздников творческим коллективом и руководителем проекта была проведена большая предварительная работа. Это и подготовка методического материала, атрибутов, пошив костюмов, декораций. Особого внимания стоит уделить предварительной работе с детьми, которые были главными участниками праздников, выступали в качестве юных артистов. Во - первых, на музыкальных занятиях ребята знакомились с историей праздника, особенностями их проведения, разучивали коми песни, учили водить хороводы, играли на музыкальных инструментах и др. Во - вторых, во время физкультурных занятий знакомились с национальными играми, которые являлись неотъемлемой частью праздников, учились в них играть.
Оценивание результатов реализации проекта происходило в процессе наблюдения за детьми в рамках образовательной деятельности через организацию познавательных викторин, музыкальных мероприятий, посвященных национальным праздникам, во время которых участники показали знания, полученные в ходе реализации проекта.
Не смотря на завершенность данного проекта, работа по этнокультурному воспитанию дошкольников в нашем детском саду продолжается. В перспективе мы планируем организовывать «Встречи с интересными людьми города», которые бы делились своим опытом, мастерством среди педагогов и воспитанников.
Библиографический список:
- Клейман. Т.В. «Детям о культуре народа коми» I, II, III, IV части. Метод. рекомендации / Коми респ. ин-т усовершенствования учителей. Сыктывкар 1994-1995 г.
- Конакова Н.Д. «Традиционная культура народа Коми» - этнографические очерки. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1994. 269 с.
- Парма: программа развития и воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении Республики Коми / ред. С. С. Белых, С. Н. Штекляйн, Н. Б. Потолицына. Сыктывкар: КРИРО и ПК, 2003. - 200 с.
- Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Детям о Республике Коми» З.В. Остаповой, М.В. Рудецкой, И.Н. Набиуллиной, Т.И. Чудовой. ... Сыктывкар: ООО «Анбур», 2020. 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в ходе организации проектной деятельности
методический материал...
Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
Организация проектной деятельности по нравственно патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольниковВыступление и мультимедиа МО старших воспитателей города...
Организация проектной деятельности по нравственно- патриотическому и экологическому воспитанию старших дошкольников
Выступление на МО старших воспитателей города....
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности
Описание опыта работы по нравственно-паттриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста...
Статья. Организация проектной деятельности по патриотическому воспитанию.
В статье говорится о важности развития у дошкольников патриотических чувств. Приводится пример использования проектной деятельности по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с устным народн...
Статья "Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста"
в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми пр...