Статья. Организация проектной деятельности по патриотическому воспитанию.
статья

Жукова Лидия Николаевна

В статье говорится о важности развития у дошкольников патриотических чувств. Приводится пример использования проектной деятельности по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с устным народным творчеством Нижегородской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.211.24

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Жукова Л.Н. воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Выездновский детский сад № 1, р. п. Выездное, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье говорится о важности развития у дошкольников патриотических чувств. Приводится пример использования проектной деятельности по патриотическому воспитанию на основе ознакомления с устным народным творчеством Нижегородской области.

Ключевые слова: проектная деятельность, патриотическое воспитание, устное народное творчество

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES FOR PATRIOTIC EDUCATION IN KINDERGARTEN (FROM WORK EXPERIENCE).

Zhukova L. N., educator

Burdene municipal preschool educational institution Vyezdnoe kindergarten № 1, r.p. Vyezdnoe, Nizhny Novgorod region

Annotation. The article talks about the importance of developing patriotic feelings in preschoolers. An example of the use of project activities for patriotic education based on familiarization with the oral folk art of the Nizhny Novgorod region is given.

Keywords: project activity, patriotic education, oral folk art

Важной задачей в педагогике является развитие патриотических качеств личности. Ключевым фактором в этом процессе выступает воспитание у ребенка духовных и нравственных ценностей, любви к своей семье, своему дому и, безусловно, к Родине. Значит, одной из задач, стоящих перед нашим обществом и конкретно в нашем дошкольном учреждении является воспитание патриотических чувств и духовности, которое невозможно осуществить без познания детьми истоков народной культуры своей Родины, родного края, той общественной и окружающей среды в которой они живут.

В дошкольном возрасте у детей формируются личностные качества, а также и такие понятия, как «добро и зло», «любовь к семье, Родине». Поэтому разумно начинать формирование нравственно-патриотических качеств именно в этот период, когда многие образы еще не осознаны дошкольником, но пропущены им через детское восприятие. Так как для ребенка-дошкольника Родина – это семья, место, где он родился и живет. Поэтому изучение культурного наследия родного края является естественным и верным способом патриотического воспитания чувства любви к Отчизне.  

В процессе работы в детском саду я заметила, что у многих детей отсутствует познавательный интерес к истории и культуре родной страны, а также возникают трудности в восприятии материала по данной теме. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ я решила использовать метод проектов, ведь именно он позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В то же время предлагать дошкольникам изучение темы патриотического воспитания нужно на основе знакомого и понятного им материала.  Таковым является фольклор, который содержит в себе близкие детскому сердцу и простые для восприятия и понимания потешки, пестушки, песенки, присказки, загадки, сказки – все то, с чем ребенок знаком с самого рождения.

 Для решения проблемы патриотического воспитания в детском саду был разработан и реализован проект «Формирование патриотических чувств младших дошкольников через знакомство с фольклором Нижегородского края». Цель данной работы - пробуждение в воспитанниках чувства любви к родной земле через развитие интереса к устному народному творчеству.

 Детям доступно и понятно народное творчество, а значит, и интересно. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, инсценируя их, дошкольники учатся быть добрыми, ласковыми, помогать младшим, различать добро и зло, гордиться людьми труда, почитать своих родителей, любить свою Родину.

Перед началом работы по данному проекту был проведен опрос родителей, который включал в себя следующие вопросы:

*считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

* рассказываете ли вы своему ребенку о селе, его истории, достопримечательностях?

*посещаете ли вы интересные, памятные места нашего края?

*знакомы ли вы с произведениями устного народного творчества Нижегородского края?

Результаты исследования показали, что родители заинтересованы в вопросе нравственно- патриотического воспитания детей, но не владеют достаточной информацией по данной теме. Это стало еще одной важной проблемой, ведь мировоззрение ребенка зависит и строится на наглядном примере окружающих его взрослых, а недостаточная компетентность родителей по тому или иному вопросу отрицательно сказывается на формировании личности детей. Данная проблематика была учтена при разработке проекта.

Работа по проектной деятельности велась по двум направлениям:

  • Знакомство дошкольников и родителей с устным народным творчеством Нижегородской области.
  • Совместная работа детей и родителей «Легенды и предания Земли Нижегородской».

На первом этапе была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда: оформлен центр патриотического воспитания в группе, подобрана необходимая литература (песни, сказки, загадки, легенды, предания, пестушки Нижегородской области), наглядный материал (иллюстрации, фотографии, зарисовки). Также были созданы мультимедийные презентации «Наш поселок», «Достопримечательности Нижегородской области» и др. На этом же этапе началось обогащение представления родителей об устном народном творчестве родного края через проведение родительского собрания в форме экскурсии в музей на тему «Фольклор как средство патриотического воспитании детей дошкольного возраста».  На собрании родители познакомились с песнями, загадками, сказками, легендами, родного края. При подведении итогов собрания родителями было принято решение об объединении усилий педагогов и семьи по приобщению детей к культуре Нижегородской области. Также на этом этапе для ознакомления родителей по теме была обновлена информации на стенде: подготовлены буклеты, памятки, консультации («Что такое русское народное творчество?», «Читая сказки, развиваемся», «Знакомство детей с народным фольклором» и др.).

На основном этапе происходило собственно знакомство детей и родителей с устным народным творчеством Нижегородского края. Любимым жанром для всех участников образовательного процесса оказалась сказка, ведь для взрослых – это воображаемый мир и возврат в детство, а для ребенка это особая реальность, где он сам живет и действует. В.А. Сухомлинский писал «Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем народ». [4; с.51]

Совместно с родителями из пластиковых труб была изготовлена ширма для театрализованной деятельности, связаны из пряжи персонажи к различным сказкам для пальчикового и настольного тетра, а также был создан мини-музей «Мой любимый сказочный герой». В мини-музее были собраны поделки, изготовленные совместно с родителями и детьми из разных материалов: медведь из одноразовой пластиковой тарелки, золотая рыбка из теста, воробей из ниток, Снегурочка из лоскутков ткани, цапля и лиса из картона и макарон, коза из глины т.д.  Экспонаты мини-музея использовались в обыгрывании сказок, что способствовало развитию речи и воображения дошкольника. Инсценируя сказки, ребята постоянно играют роли от внимательного слушателя до главного героя. Таким образом, у дошкольников не только формируется умение слушать и играть вместе, доброжелательное взаимоотношение со сверстниками, но и происходит ознакомление с культурным наследием Нижегородского края.      

На основном этапе работы с детьми применялись такие приемы как обыгрывание и рассказывание сказки при помощи магнитного, настольного театров, мнемотаблиц. Для закрепления знания детьми содержания сказки использовались дидактические игры: «Узнай героя сказки по загадке», «Закончи сказку», «Парные картинки», «Подбери картинку». Совместно с детьми и родителями были изготовлены различные виды театров для обыгрывания сказок: трафаретный, пальчиковый, театр ложек.

Также был создан сборник «Любимые сказки родного края», иллюстрации к которому выполнили сами дошкольники.

Когда уже многие произведения были знакомы ребятам, было принято решение изготовить по самой любимой сказке мультфильм. Таковой оказалась сказка «Про петушка».  Работа началась с создания декораций - дети нарисовали фон, из цветной бумаги добавили аппликацию (солнышко, облака, дом), а фигурки кота, лиса и петушка решили сделать плоскостными из пластилина. Затем начался самый кропотливый и сложный этап - покадровая съемка, где дети помогали перемещать фигурки, меняли декорации. На этапе озвучивания совместно с детьми подбирали шумовые эффекты. Во время работы над мультфильмом дети стали больше общаться, стали более внимательными друг к другу.

В рамках изучения темы патриотического воспитания, а именно культурного наследия Нижегородского края, был создан мини-проект «Легенды и придания земли Нижегородской». В ходе работы над проектом родителям было предложено совместно с детьми найти информацию о названии того или иного села, реки, или определенного места в Нижегородской области, создать мультимедийную презентацию с фотографией и рассказом об этом мете иди снять мини-видеофильм. Такая тема была тепло принята семьями, оказалось, что некоторые дети очень давно интересовались вопросами названием деревни, речки или озера около дома, а найти информацию не хватало времени.

На заключительном этапе работы было проведено итоговое мероприятие – познавательный досуг «Родная сторонка», в ходе которого родителям был показан мультфильм по сказке «Про петушка», прошла инсценировка сказки «Про козу», а затем дети совместно с родителями представили свои работы по мини-проекту «Легенды и предания Земли Нижегородской». В заключение досуга родителям было предложено заполнить «Книгу отзывов и предложений», анализ которой показал положительную оценку родителями проведенной работы. Многие отметили, что у детей увеличился словарный запас, сформировались представления о добре и зле, о красоте и правде, а главное, появился устойчивый интерес к устному народному творчеству, к культуре и обычаям русского народа.

На основе анализа проделанной работы было выявлено, что именно проектная деятельность обеспечивает поэтапное и планомерное ознакомление с материалом, направленным на поиск решений поставленной задачи, а также активное вовлечение в работу всех участников образовательного процесса.

Список литературы

1. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / М.Д. Маханева, – М., 2010.–90 с.

2. Морохин Н.В. Нижегородские сказки/ Нижний Новгород,1992г.-181 с.

3. Нечаева В.Г., Маркова Т.А., Жуковская Р.И. Нравственное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. В.Г. Нечаевой, Т.А. Марковой. – 3-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 1984. – 272 с.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. /Киев: Радянська школа, 1974 г. - 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектной деятельности"

В каждом дошкольном образовательном учреждении имеются творческие педагоги, неравнодушные к своему делу, постоянно находящиеся в поиске новых подходов, поддерживающие инновационные методы образования,...

статья "Роль проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольника"

В  статье  обоснован метод применения проектов, как эфективный метод развития представлений в той или иной сфере или познаваательной области. Иетод прпоектов в  развитии и формировании ...

Статья «Организация проектной деятельности в детском саду» (из опыта работы воспитателя)

В современном мире необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих,...

Статья "Организация проектной деятельности в группах раннего возраста"

Данный материал представляет собой опыт работы по реализации образовательных проектов с детьми второй группы раннего возраста с участием родителей и воспитателей....

Статья "Роль проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников"

В данной статье рассказывается значении проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников....

Статья "Организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста"

в статье рассматривается организация проектной деятельности по этнокультурному воспитанию старших дошкольников в дошкольной организации.Ключевые слова: старший дошкольный возраст, национальные коми пр...

Статья-«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных, потому что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладывают...