Ягоды моего северного края
план-конспект занятия (подготовительная группа)

 Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Ягоды моего края» в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody_moego_kraya.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  «Ягоды моего края» в подготовительной группе.

Цели: закрепить, расширить и  обобщить знания детей о  ягодах нашего северного края.

Задачи:

  •  Рассказать детям о ягодах, их разновидности и внешнем виде.
  •  Уточнить и закрепить представление об их произрастании.
  •  Научить детей различать садовые и северные  ягоды.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Оборудование: карточки с изображениями различных ягод;  звуки природы для фона, плакат с фоном леса и плакат с фоном сада, влажные салфетки, разрезные карточки с ягодами для игры «Собери ягоду»

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома «Лесные ягоды»
  • Чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций.
  • Лепка на тему (Ягоды)
  • Аппликация (Корзинка с ягодами)
  • Рисование ( Ягоды на тарелочке)
  • Разгадывание загадок.
  • Стихи о ягодах

 Материал к занятию.

  • Наглядный материал плакат (лес).
  • Диск со звуками леса.
  • Муляжи ягод или пластмассовые ягоды
  • Пластилин (оранжевого и зеленого цвета), стека, салфетки

Ход занятия:

Вступительная часть

Минутка эмоционального настроя:

Хорошо, что солнце светит!               (руки вверх)- Хорошо

Хорошо, что дует ветер!                (машем  на себя)-Хорошо

Хорошо в краю родном!             (разводим руками)- Хорошо

Хорошо там, где наш дом!          (показываем на себя)-Хорошо

Воспитатель: Ребята, скажите , а где мы с вами живем, как зовется наш край?

Правильно. Ямало-ненецкий автономный округ или Ямал.

А какое сейчас время года? (Осень)

Осень- пора сбора и получение пользы от природных даров, обладающих целебной силой, содержащих кладезь витаминов, полезных веществ для жизнедеятельности человека. Богато наше лето на урожай ягод.

Основная часть

Воспитатель: Назовите ягоды, которые вы знаете? А какие вы знаете ягоды садовые? Ответ детей.

Показ на экране садовых ягод

( Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.)

А как вы думаете, почему называют ягоды лесными? Ответы детей.

В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, морошка, клюква, черника.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод»  морошка.

Показ на экране лесных ягод (морошка, черника, брусника, клюква)

Как вы думаете, ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов).

Воспитатель: Ребята, чтобы узнать об этом, нам нужно попасть в лес.

Как вы думаете, на чем можно добраться в лес?

Ответы детей (на машине, велосипеде, пешком и т.д.)

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в лес с помощью шапки-невидимки . Ее нам прислала фея леса. Сейчас мы ее наденем, прочтем волшебные слова:

«Раз, два, три- повернись!

И в лесу очутись!»

На экране – лес

Воспитатель: Вот мы оказались с вами в лесу.

 Воспитатель:

Для того чтобы узнать какие ягоды растут в лесу, давайте  отгадаем загадки:

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(Малина)

Показ на экране- малины

На полянке у дорожки

Красные горошки,

Кто мимо ни пройдёт —

В рот себе кладёт. (Земляника)

На экране-земляника

Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая. (клюковка)

Показ на экране- клюквы

Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

На экране -черника

Показ на экране голубики и клюквы

Гимнастика для глаз

Справа зреет  земляника,

Слева-   сладкая черника,

Справа – красная брусника,                             Движения глазами вправо-влево

Слева спеет ежевика

Ягоды все соберем,                                                     Сомкнуть веки обоих глаз

Отдохнем и потом домой пойдем                             На 3- 5 секунд.

Воспитатель: 

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить …..

Как вы думаете, как используют ягоды в пищу?  Дети высказывают свои предположения.

Что, ребята варят из ягод? (варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.)

Игра «Ягодное варенье»


Воспитатель показывает на экране картинку ягоды, предлагая детям по очереди называть какое варенье.

Показ на экране варенья из земляники, черники, брусники и т.д

Например: Варенье из земляники – земляничное варенье.

                    Варенье из ежевики-  ежевичное варенье.

 Физминутка:

На внимание (  воспитатель называет ягоду-дети изображают способ собирания той или иной ягоды ягоды)

Я по лесу пойду.                                                     Шаги на месте

В лесу ягоды найду.                                              Наклоны вперед

Если нет лукошка,                                                Пожать плечами.

Соберу в ладошку.                                                 Загибать пальцы

 Ягоду… (морошку, смородину, голубику).

Воспитатель: Хорошо, а теперь рассмотрим картинки и опишем ягоды.

Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду.

Лепка ягоды морошки

 Стихотворение Прокопия Явтысыя «Легенда о морошке»

Девушка Заря склоняя взор,

Вышивала бисером узор —

После долгой, ледяной зимы

Украшала девичьи пимы...

Как-то ветер прилетел во мгле

И рассыпал бисер по земле!

С той поры далекой, поутру,

Косы распуская на ветру,

Девушка-Заря по тундре ходит,

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках, у дорожки

Ягодки оранжевой морошки,

Как живые капли янтаря,

 Собирает девушка Заря.

Воспитатель: А сейчас мы с вами из пластилина слепим ягоду, которая зовется «царицей» всех ягод- морошку. 

Пальчиковая гимнастика.

1, 2, 3, 4, 5 пошли детки погулять      Пальчики «здороваются» начиная с

За малиной, за калиной,                                больших

За брусникой, за черникой,         Обе руки «идут» указательными и средними

Землянику мы найдем                  пальцами по столу

И в корзиночку кладем. !   Загибают по-очереди пальчики начиная с мизинца

 Заключительная часть

Воспитатель спрашивает детей, что они делали на занятии:

  • повторили лесные ягоды которые растут у нас на Севере;
  • узнали, как можно использовать ягоды;
  • слепили из пластилина ягоду морошку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Перспективное тематическое планирование : «Край мой северный – край родной» ( в рамках краеведческой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста)

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Со словом "Родина...

Интеллектуальная игра "Край северный, край суровый"

          Задачи: Закреплять знания детей о природе, быте и культуре  Севера Красноярского края; Активизировать речь, умение быстро действовать по сигналу, выполня...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Творческий и познавательный проект: «Край мой северный, край мой любимый Коротчаево» для детей старшего дошкольного возраста

Мы живем в такое время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем или переоцениваем. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок ещ...