Проект Мини-музея Дом сказок
проект

Старовойтова Елена Юрьевна

Проект Мини-музея Дом сказок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx46.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Озерский детский сад»

Проект:

  мини-музей: « Дом сказок»

i?id=8214959d28fb971cb053c9c957dbcd1d&n=33&h=215&w=210

Автор  проекта:                        

Воспитатель  второй группы раннего  развития:

Старовойтова Е.Ю

                           2019- 2020.г.

ДЕТСКИЙ ТЕАТР
Любимый наш театр
Со сценою-малышкой,
Он сказку открывает
И дружит с детской книжкой.
Весёлые артисты –
Совсем не велики,
И в возрасте артисты –
От трёх до десяти.
Талант они раскроют
До донышка души –
Прекрасные артисты,
Хотя и малыши!

Мариша Лапина

Тип проекта: познавательно-творческий

Вид проекта: : ролево - игровой, творческий;

Возраст:  3-4 года  (  младшая группа )

Участники: воспитатели, дети группы, родители воспитанников.

Проблема
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! - возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра медленно и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Актуальность проекта:

Создание маленького музея непосредственно в группе – это явление удивительное, способствующее осуществлению важнейших педагогических задач. Предметы, собранные в одном месте  имеют для маленького ребенка чисто практическое значение, с помощью своей коллекции малыш реализует себя, предметы становятся частью развивающей среды

В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения они находят в театре. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества.

Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.

Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.

Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…

Цель проекта: Способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры  через приобщениек народным сказкам – средствами различных видов  театра .

 В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

• побуждать интерес к предлагаемой деятельности;

• привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;

• формировать представление о различных видах театра;

• развивать речь, воображение и мышление;

• помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • Принцип наглядности;
  • Принцип доступности;
  • Вариативности;
  • Интерактивности;
  • Многофункциональности;
  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения;
  • Принцип опоры на интересы ребенка.

Ожидаемые результаты:

Посредством театрализации у детей:

- развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;

- дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;

- разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

- совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

Формы работы:

- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;

- организация совместных с родителями мероприятий;

- организация театральных вечеров (показ сказок);

Формы работы с родителями:

- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

- Открытые показы занятий и театральных представлений.

- Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев пальчикового театра, пополнить театральный уголок  различными видами театра: настольный, пальчиковый, магнитный);

- Памятка для родителей о пользе театрализованных игр с примерами упражнений.

. При участии родителей:
 • Уголок театрализованной деятельности пополнился разными видами театра (кукольный, настольный, пальчиковый, би-ба-бо, магнитный театр);
•  Изготовлены маски и атрибуты;
• Уголок ряженья дополнен  костюмами сказочных героев.

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом, объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный.

- Изучение методической литературы;

- Организация предметно-развивающей среды;

- Составление перспективного плана работы;

- Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов.

2 этап – основной. В течение года

- Проведение образовательной деятельности с детьми согласно плану;

- Консультации для родителей, оформление папок-ширм по теме проекта; мастер- классы, проведение совместных мероприятий.

3 этап – заключительный.

1. Выставка работ родителей: «Мастерская  сказки»;
2. Развлечение «Теремок»;
3. Презентация проекта на методическом объединении в ДОУ;
Предметно-пространственная среда.

1. Ширма для настольного и кукольного театра со сменными декорациями, фоном;

2. Куклы Би-Ба-Бо, пальчиковые игрушки: шитые, вязаные;

3. Фигурки для настольного театра: бумажные конусные куклы, деревянный настольный театр;

4. Плоскостные театры;

5. Театр резиновой игрушки;

6 Театр мягкой игрушки;

7. Маски;

8 Костюмерная;

9. Детские музыкальные инструменты;

10. Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол), «Кто дальше».

11. Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями.

Основными требованиями к  театрализованной деятельности  являются:- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту; - постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т.е. во все формы организации педагогического процесса; - формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; - взаимодействие детей со взрослыми.

Ожидаемый результат:
•создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и воспитателями;
•формирование умений передавать характер персонажей сказок выразительностью речи, мимикой, жестами;
•оснащение театрального уголка.
Продукты проекта:
•кукольный театр: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Теремок»;
•настольные театры: «Колобок», «Вол и семеро козлят»;
•пальчиковый театр: «Теремок»;
•плоскостной театр: «Курочка Ряба», «Колобок»
•маски и атрибуты для театрализованной деятельности: «Репка», «Теремок», «Заяц, лиса и петух»;
•сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
•дидактические игры: «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка»,»Курочка Ряба»;

Сказка «Теремок»:
- рассказывание сказки «Теремок» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием пальчикового театра;
- конструирование домиков для животных теремка;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Теремок»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- дидактические игры: «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?»;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»;
Сказка «Репка»:
- рассказывание сказки «Репка» с показом кукольного театра;
- рассказывание сказки «Репка» вместе с детьми с показом театра на магнитах;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- использование раскрасок к сказке «Репка»;
Сказка «Курочка Ряба»:
- рассказывание сказки «Курочка Ряба» с показом театра на магнитах;
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с с использованием настольного театра;
- пение детских песенок «Петушок, петушок…»;
- дидактические игры: «Мои любимые сказки»;
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;
Сказка «Колобок»:
- рассказывание русской народной сказки «Колобок» с показом настольного театра;
- лепка, рисование «Колобок»;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Колобок»;
- упражнение «Изобрази героя»;
- подвижные игра: «Лиска – лиса»;
- использование раскрасок к сказке «Колобок»;
Сказка «Заюшкина избушка»:
- рассказывание сказки «Заюшкина избушка» с показом кукольного театра;
- конструирование домиков для животных лисы и зайчика;
- ряжение в костюмы и драматизация сказки «Заюшкина избушка»;
- имитационные движения героев сказки и их голосов;
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору»;

Заключительный этап:
1. Выставка работ родителей: «Мастерская сказки»;
2. Развлечение «Теремок»;
3. Презентация проекта на методическом объединении в ДОУ;

Итоги проекта
1. Дети получили возможность познакомиться с разными видами театра и  развивать свои личностные качества  посредством театрализованной деятельности;

2. У детей сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения,  навыки совместного взаимодействия со сверстниками;

3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;

4. У родителей появился интерес к театру и совместной  с детьми театрализованной деятельности;

5. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный (вязанный), пальчиковый, магнитный театры, ширма);


Познавательное развитие

1. Беседа «» 2. Дидактические игры по сказкам: «Кто прячется в сказке?», «Составь сказку» (из геометрических фигур, «Кто лишний?», «Узнай по контуру», «Кто за кем?», «Найди пару», Чего (кого) не стало?», «Найди ошибки художника», «Из какой сказки?», Пазлы по сказкам. 3. Рассматривание иллюстраций по сказкам,  4. Игры  с кубиками «Собери сказку».

Художественно-эстетическое развитие

1  Чтение художественной литературы (сказки, потешки, стихи) и обыгрывание их с помощью различных видов театра. 2. Пение песенок: «Я пеку, пеку, пеку…». 3. Разучивание танцев: «Танец игрушек», «Танец козляток». 4. Аппликация «Мороженое», «Баночка с вареньем», рисование «Козочка». 5. Рисование с родителями «Мой любимый сказочный герой», «Животные в сказках». 6. Разукрашивание картинок по русским народным сказкам. 7. Прослушивание русских народных сказок в аудиозаписи.8. Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам. 10. Изготовление атрибутов для инсценировок.

 Социально-коммуникативное развитие.

1. Игры с детьми на развитие эмоций  2. Мимическая гимнастика. 3. Разыгрывание этюдов (показ различных внутренних состояний героев).

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: сказки, стихи, потешки… 2.        Рассматривание  иллюстраций к произведениям. 3. Артикуляционная гимнастика.4. Отгадывание загадок. 5. Презентация «Постучится сказка в дом, станет интересно в нем!» 6. НОД. 7. Игры на имитацию голоса: «Кто как кричит?», «Кто как голос подает?» …

Физическое развитие 1. Разучивание физкультминуток. 2. Пальчиковые игры. 3. Подвижные игры с сюжетом: «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Воробышки и кот», «Лягушка», «Зайчик беленький сидит» … 4. Имитационные упражнения «Изобрази героя сказки», «Покажи, как ходит мишка, лисичка…»

Список используемой литературы:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
  2.  Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М. : АРКТИ, 2004.
  3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  4. Новиковская О.А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 2-3 года. – СПб.: Паритет, 2007. – С.
  5.  А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
  6.  Е.Н.Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ (младший возраст)».
  7. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 2-4 лет»
  8.  Е.В.Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»Хрестоматия для чтения детям в детском саду .:1 -3 года Москва Мозаика-Синтез
  9. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: Мозаика – Синтез, 2008
  10.  Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музея в группе "Наш край"

Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....

Проект мини-музея "Чудо ложки"

Проект расскажет о создании музея, посвещенный истории и видам ложки...

Проект мини-музея "Военная атрибутика"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Его  цель: нравственно-патриотическое воспитание детей, расширение и углубление их знаний об атрибутике российской армии....

проект мини-музея "Волшебная вода"

иформационнон-исследовательский проект мини-музея "Волшебная вода"...

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"

проект мини - музея "Мы милашки - куклы неваляшки"...

Проект мини-музея "Мир камня"

Проект разработан для работы со старшими дошкольниками в мини-музее "Мир камня"...

Паспорт мини-музея «В мире сказок»

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми надуховную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем ...