Паспорт мини-музея «В мире сказок»
проект на тему

Мельникова Людмила Идрисовна

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на

духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_mini.docx690.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5

Паспорт мини-музея

«В мире сказок»

E:\DSC_0730.JPG

г. Усть-Лабинск

2014 год

Содержание

Сведения об авторском коллективе……………………..………………...3

Паспортные данные мини-музея…………………........................………..4

Аспекты музейной деятельности………………………………………….6

Положение о музее ……………………………………………………………8

План работы по созданию мини-музея «В мире сказок»……….…...…10

Экспонаты мини-музея………………………………………………………11

Разделы  мини-музея……………………………………….........................15

Тематический план занятий в мини-музее……………………………...16

Перспектива развития мини-музея………………………………..……..17

 

Сведения об авторском коллективе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №5

H:\DSC_0462.JPG

 

Мельникова Людмила Идрисовна

Образование: высшее

Должность: воспитатель

Пед.стаж: 10 лет

Категория: первая квалификационная

Паспортные данные мини - музея

Наименование мини-музея: мини-музей «В мире сказок»

Профиль музея: познавательный.

Цели: 

формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, создание условий для развития чувств дошкольников через организацию мини-музея, формирование у дошкольников навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- сплотить коллектив детей, воспитателей и родителей;

- создать условия для творческого общения и сотрудничества воспитателей, родителей и детей;

- воспитывать интерес, любовь к сказкам и их героям;

-  развивать связную речь, обогащать словарь, развивать моторику и речедвигательный аппарат.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребенка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Основные критерии оформления

Разнообразие и целесообразность объектов;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Безопасность

Характеристика помещения: групповая комната площадью  28 кв.м.

Площадь, занятая под экспозицию:  4 кв.м.

Руководители мини-музея: Мельникова Людмила Идрисовна, Надденная Олеся Николаевна, воспитатели группы раннего возраста «В» .

Структура управления мини-музеем

Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

 

Аспекты музейной деятельности

Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на

духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья в праве рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться наилучшим образом объединять свои духовные интересы с интересами детей. Наш опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Творчески мыслящий педагог всегда сможет найти такие формы работы с детьми-дошкольниками, которые позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус. При этом расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Термин «музейная педагогика» появился несколько лет назад. Но такое название нового воспитательного направления нам очень нравится. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. 

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому, преимущества мини-музея для детского сада очевидны:

- они занимают очень небольшое пространство, при желании их можно разместить в самых стесненных условиях;

- мини-музеи не отвечают многим строгим правилам .

- в  настоящем музее ничего нельзя трогать руками , а вот в мини- музее можно и нужно брать в руки экспонаты, переставлять , исследовать;

-экспозиции мини-музея постоянно открыты для маленьких посетителей

-в создании экспозиций принимают участие все желающие: как дети, так и взрослые.

 - В обычном музее ребенок лишь пассивный наблюдатель, а здесь он соавтор, творец !

Формы деятельности:

    -   поисковая; -   фондовая;  -   научная; -   экспозиционная;

    -   познавательная.

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются на полках стенки в групповой комнате и на самой стене.  Например, дидактические и другие виды игр располагаются на нижней полке стенки, поэтому всегда доступны для детских игр. Коллекция фигурок сказочных героев из различных материалов, картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. На нижней и верхней полке представлена детская литература, подборки картинок, отдельный стеллаж занимает театральная деятельность (виды различного театра)

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИ-МУЗЕЕ

«В мире сказки»

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием различных форм работ со  сказками.  Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, бережного отношения к культуре народа.

2.2. Задачами музея являются:

- Поддержка воспитательно-образовательной работы, и её участие в пропаганде культуры.

- Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  • Изучает литературно-исторические источники, соответствующие

профилю музея;

  • Систематически пополняет фонды музея, путём активного поиска, используя различные формы поисковой работы (привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения);
  • Обеспечивает сохранность музейных предметов;
  • Создаёт и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  • Проводит экскурсионную работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей, педагогов.
  • Оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем Совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его Совета осуществляется педагогом, назначенным приказом заведующего по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные, календарные планы работы, тематико-экспозиционные, заслушивает отчёты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов.

4.3. Совет музея создаёт группы: поисковые, экскурсионные и лекторские.

 

N

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

Ожидаемый результат

1

Подготовительный этап.

Родительское собрание, индивидуальные беседы с родителями,

Педсовет,

анкетирование

Январь

2014

 

1.Определение темы и названия музея.
2. Выбор места для размещения. 
3. Выбор инициативной группы.

2

Практический этап.

1. Сбор экспонатов.
2.Оформление выставки.
3.Индивидуальная работа с детьми.
4. Проведение экскурсий.

Февраль -май 2014 

 

Создания мини-музея «В мире сказки».

Образовательная деятельность

3

Подведение итогов

Заседание инициативной группы.

Конец мая 2014

Альбом «Мини-музей «В мире  сказки».

Выставка экспонатов мини-музея

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ «В МИРЕ СКАЗКИ»

Экспонаты мини-музея

Название экспоната

Дата поступления

Постоянное/

временное хранение

Ф.И.О. представившего экспонат

Галерея сказочных героев

1

Иллюстрация к сказке «Курочка Ряба»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

2

Иллюстрация к сказке «Маша и медведь»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

3

Иллюстрация к сказке «Теремок»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

4

Иллюстрация к сказке «Три медведя»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

5

Иллюстрация к сказке «Колобок»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

6

Альбом «В мире сказок»

12.0214

постоянное

Мельникова Л. И.

7

Альбом «Герои сказок и мультфильмов»

12.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

8

Куклы «Аленушка и Иванушка»

14.02.14

постоянное

Васютина А. А.

9

Работа из пластилина «Теремок»

14.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

10

Работа «Петушок – золотой гребешок»

24.02.14

постоянное

Шумова А.

11

Теремок из дерева

25.02.14

постоянное

Новиков С.

12

«Курочка Ряба» из ткани

25. 02. 2014

постоянное

Гнатива Е.

13

Деревянный «Бычок – смоляной бочок»

26.02.2014

постоянное

Скорикова Е. А.

Выставка книг

1

Лучшие сказки малышам

Изд. дом «Проф-пресс»

8.02.14

постоянное

Скорикова Е.А.

2

Русские сказки малышам

Изд. дом «Проф-пресс»

8.02.14

постоянное

Васютина А. А.

3

Сказка «Волк и козлята»

«Росмэн»

8.02.14

постоянное

Верещака З. Б.

4

365 сказок на ночь

«Росмэн»

8.02.14

постоянное

Шумова А. А.

5

Русские народные сказки

Олма Медиа групп

8.02.14

постоянное

Байова А. В.

6

Чудо чудное, диво дивное

Эксмо-пресс

12.0214

постоянное

Телега М. А.

7

Стихи и сказки для малышей

К. Чуковский

12.02.14

постоянное

Терешенкова Ю. А.

8

В гости к сказке

«Эксмо»

14.02.14

постоянное

Терешенкова Ю. А.

9

Чудо сказки для малышей

«Русич»

14.02.14

постоянное

Мяснянкина Т. А.

10

Идет коза рогатая

«Проф-пресс»

24.02.14

постоянное

Манилова А. С.

11

7 лучших сказок малышам

«Проф-пресс»

25.02.14

постоянное

Гнатива Н. М.

Игротека

1

 Игра «Сказочное лото»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

2

Наглядно-дидактическое пособие «Играем в сказку» «Три медведя»

8.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

3

Наглядно-дидактическое пособие «Играем в сказку» «Теремок»

8.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

4

Игра «Собери целое из частей»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

5

Игра «Сказочный переполох»

8.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

6

Игра «Найди одинаковые картинки»

12.0214

постоянное

Надденная О. Н.

7

Игра «Расскажи сказку»

12.02.14

постоянное

Мяснянкина Т. А.

8

Рамка – вкладыш

«Курочка Ряба»

14.02.14

постоянное

Казанок А.

9

Рамка-вкладыш

«Репка»

14.02.14

постоянное

Казанок А.

10

Деревянный конструктор

«Построим сказку»

24.02.14

постоянное

Надденная О.Н.

Волшебные предметы

1

Рукавичка из сказки «Рукавичка»

8.02.14

постоянное

Топыгова А. В.

2

Золотое яйцо из сказки «Курочка Ряба»

8.02.14

постоянное

Гуртова М. Г.

3

Чудо-мельничка из сказки «Петушок и зернышко»

8.02.14

постоянное

Новиков С. С.

4

Ложка Михаила Потапыча из сказки «Три медведя»

8.02.14

постоянное

Колесникова Е. С.

5

Корзина и шапочка из сказки «Красная Шапочка

8.02.14

постоянное

Перова О. В.

Костюмерная

1

Костюм ежика

8.02.14

постоянное

Шумова Н

2

Костюм белого медведя

8.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

3

Костюм дракона

8.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

4

Костюм медведя

8.02.14

постоянное

Попова Е. В.

5

Костюм пингвина

8.02.14

постоянное

Манилова А.

6

Накидки с изображением

персонажей из сказки «Теремок»

12.0214

постоянное

Мельникова Л. И.

Театр сказок

1

Кукольный театр на руке

8.02.14

постоянное

Верещака

2

Пальчиковый театр

8.02.14

постоянное

Гнатива

3

Театр теней

8.02.14

постоянное

Гуртова М., Надденная О. Н.

4

Масочный театр

8.02.14

постоянное

Васютина А. А., Шумова А. Н, Мельникова Л. И.

5

Театр на ложках

8.02.14

постоянное

Попова Е. В.

6

Театр на тарелках

12.0214

постоянное

Мельникова Л. И.

Попова Е. В.

7

Театр на фланелеграфе

12.02.14

постоянное

Надденная О. Н.

8

Театр на резинках

14.02.14

постоянное

Телега М. А.

9

Бумажный театр

14.02.14

постоянное

Надденная О. Н., Терешенкова Ю. А., Перова

10

Куклы-марионетки

24.02.14

постоянное

Мельникова Л. И.

Разделы мини-музея, особенности использования

 «Галерея сказочных героев» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

«Выставка книг» экспонаты данной коллекции собранные  родителями, воспитателями. Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника. Содержание художественного произведения расширяет кругозор ребенка, выводит его за рамки личных наблюдений, открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде и жизни, о больших делах и подвигах, о событиях из мира детских игр, забав и т.д. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет чувства и мысли, воздействует, возбуждает и воспитывает.

«Игротека» экспонаты данной коллекции родителями, воспитателями группы. Игротека – развивающее  пространство, место для проведения  развивающих занятий, игр. Основные задачи игротеки это стимулирование познавательной активности детей, развитие речевых навыков и умений, активация  словарного запаса детей, совершенствование  грамматического строй формирование мотивации, ориентированной на удовлетворение интересов в творчестве.

«Театр сказок» и «Костюмерная» экспонаты данной коллекции выполнены  родителями, воспитателями группы. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.        

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ В МИНИ-МУЗЕЕ

Тема

Цель

Дата

Игровое физкультурное занятие по сказке «Курочка Ряба»

Вызвать у детей эмоциональный отклик и желание участвовать в игровом занятии.  Учить детей выполнять основные движения (ползание на четвереньках и прокатывание мяча друг другу) вместе с воспитателем в игровой форме.

Конец марта

Экскурсии для детей других групп

Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности

Март-май

Посещение

родителями и детьми театральных представлений

Приобщать детей к миру театра; составление экспозиции «Мы в театре»

Март-май

Проведение игр – викторин для детей старшего дошкольного возраста

формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности

Март-май

Дидактические и подвижные игры по сюжетам сказок

Заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, расширить его кругозор, сформировать эстетический вкус, развивать память, внимание, логическое мышление. Развитие двигательной активности

Март-май

Игра –инсценировка сказки «Репка»

Учить детей выполнять движения, действия в соответствии с текстом, следить за  развитием сюжета; учить  вслушиваться в речь ведущей, реагировать на обращение по имени, побуждать к повторению услышанного, самостоятельную речь; воспитывать интерес к драматизациям.

Апрель

Кукольный театр для детей с участием родителей «Колобок»

Приобщение родителей и воспитателей к социокультурным ценностям; вызвать у детей и родителей эмоциональный отклик.

Конец мая

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Подбор коллекций детских мультфильмов, детских художественных фильмов по сказкам.

– Создание коллекции авторских книг родителей и детей.

– Семейные праздники «Путешествие по сказкам».

– Написание книжек-малышек или большой книги сказок.

- Создание картотеки игр, альбомов, сборников по теме мини-музея.

- Создание каталога экспонатов с подробным описанием

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

 

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Птичий двор".

В материале описаны цели и задачи мини-музея, формы работы и оформление, план работы, экспонаты, разделы мини-музея и их особенности....

Паспорт мини-музея "Мой город"

Цели:: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной...

Паспорт мини-музея "Животные мира".

Презентация о мини-музее в подготовительной группе "В мире животных"....

паспорт мини-музея Дом сказок

паспорт мини-музея Дом сказок...

Паспорт мини-музея " В мире русских народных сказок"

Проект мини-музея " В мире русских народных сказок" Возраст детей 4-5 лет Авторы: Воронина Валерия Михайловна; Хлопуновкая Наталья Алексеевна ...

Паспорт мини-музея "Сокровища подводного мира"

Паспорт мини-музея "Сокровища подводного мира"...

Паспорт мини-музея "В мире детской книги" старшая группа

Паспорт мини-музея содержит план  мероприятий  с детьми и родителями....