Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
план-конспект занятия (средняя группа)
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «На чём ездили казаки?»
Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках). Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.
Дидактические материалы: Презентация к занятию, демонстрационный и раздаточный материал: виды транспорта, дидактическая игра: «Собери транспорт прошлого» (разрезной, «Волшебный тоннель времени», «Колесо истории», костюм казака.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, аудиозаписи, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: Новый материал для детей 4 – 5 лет. Познакомить детей со старинным транспортом казаков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_chyom_ezdili_kazaki.docx | 18.17 КБ |
prezentatsiya_transport_2_wecompress.com_.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
Образовательная область: Познавательное развитие
Возрастная группа: средняя группа
Тема: «На чём ездили казаки?»
Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках). Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.
Дидактические материалы: Презентация к занятию, демонстрационный и раздаточный материал: виды транспорта, дидактическая игра: «Собери транспорт прошлого» (разрезной, «Волшебный тоннель времени», «Колесо истории», костюм казака.
Оборудование: Мультимедийное оборудование, аудиозаписи, магнитофон.
Краткая аннотация к работе: Новый материал для детей 4 – 5 лет. Познакомить детей со старинным транспортом казаков.
Ход образовательной ситуации:
1) Введение в ситуацию.
Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания детей о родном крае.
Звучит Кубанская песня «?».
Воспитатель собирает детей около казачьего уголка.
- Ребята, скажите где мы с вами живем?
- Как называется город, в котором мы живем?
- Что движется по улицам нашего города?
- Для чего нам нужен транспорт? (Транспорт очень быстро помогает людям добраться в нужное место.)
- Как вы думаете, всегда ли транспорт был помощником человека?
- А давным-давно, когда жили наши предки? На чем они ездили?
А хотите сами узнать и рассказать потом малышам на чем ездили казаки в давние - давние времена?
Сможете?
2) Актуализация знаний:
Дидактические задачи: актуализировать знания детей о средствах передвижения, видах транспорта (воздушный, наземный, водный). Повысить интерес к жизни казаков.
Дети вместе с воспитателем подходят к столу, где разложены карточки с изображением разного вида транспорта и среди них лежит картинка старинного транспорта.
-Что вы видите? (Назовите, одним словом.)
Возьмите по одной картинке и назовите свой транспорт.
- Ребята, у кого воздушный транспорт? Прикрепите его на мольберт, к месту его передвижения.
- У кого наземный транспорт? Прикрепите его на мольберт, к месту его передвижения.
- У кого водный? Прикрепите так же.
3) Затруднение в ситуации:
Дидактическая задача: 1) создать мотивационную ситуацию для введения новых представлений о первых средствах передвижения жителей Кубани;
2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.
Воспитатель обобщает.
- Весь этот транспорт есть у нас в городе. И в настоящее время мы с вами ездим вот на таком транспорте.
- А что это за транспорт, как он называется, и как он передвигался? (показывает картинку «линейки» - старинное транспортное средство)
- Ребята, как вы думаете, как оно называется? (Мы не заем)
- А как узнать то, что мы еще не знаем? (Спросить у того, кто знает)
Воспитатель предлагает отправиться в прошлое и узнать на чем передвигались казаки и как назывался этот транспорт, при этом взять с собой картинку «линейки».
- Как вы думаете на чем можно отправиться в прошлое? (ответы детей)
В прошлое нельзя попасть на обычном транспорте, потому что это путешествие во времени. Вот у меня есть КОЛЕСО ИСТОРИИ НАРОДА, оно нам поможет.
Если я поверну его вправо – время пойдет вперед, и мы попадем в будущее.
Если я поверну влево – то назад в прошлое. В те времена, когда жили наши предки – казаки. (крутим влево)
Итак, все готовы? Отправляемся! (звучит волшебная музыка, дети проходят через колесо времени, оказываются в прошлом, где их встречает казачка или казак)
Казачка: - Здорово ночевали, казачата?
Дети: - Здравствуйте.
Казачка: Кто вы такие и зачем пожаловали?
Дети: Мы из будущего, хотим узнать, на чем ездили казаки? И как называется, вот этот транспорт «линейка»?
Казачка: Живем, слава богу - хорошо. А помочь, рассказать – это мы за всегда можем.
Казачка: Садитесь, казачата по удобнее и внимательно слушайте.
(дети садятся на стульчики и рассматривают слайды)
4) Открытие нового:
Дидактическая задача: 1) познакомить детей с первыми средствами передвижения жителей Кубани (ходили пешком, ездили на животных (конях, волах, передвигались на транспортных средствах (бричках, бестарках, линейках, формировать умения различать эти виды старинного транспорта, закрепить их названия в речи. Развивать интерес детей к образу жизни жителей Кубани; вызывать желание познавать старые традиции.
2) закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».
Просмотр видео слайдов по теме в сопровождении рассказа казачки.
Давним – давно, все казаки ходили пешком.
(1-слайд - Пеший путник с котомкой)
- Как вы думаете, нам было удобно? (ответы детей)
Брали казаки с собой котомку, в которую помещалось и вода, и хлеб, и одежда. Долго и тяжело нам было так путешествовать, и стали мы думать, как нам быть? И решили, что помочь нам могут животные.
- Как вы думаете какие? (2 слайд - Животные Корова, кони, волы и др.)
Правильно на всех этих животных мы ездили. Но осел – был упрям, корову и вола в пути надо было кормить травой и на них передвигаться было очень медленно. И только КОНЬ был БЫСТР, как ОГОНЬ. Он то и стал нашим верным другом и помощником.
(3 – слайд – Казак верхом на коне)
Стали казаки ездить на конях. Конь был сильным, быстрым и выносливым. Стало легче казакам, быстрее они могли добраться в нужное место.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Сам на лошадке, жена на коровке, детки на телятках, внуки на козлятках.
Но казаку стало неудобно ездить на животных, ведь необходимо было и грузы различные перевозить, и семью свою и стали казаки опять думать? И придумали БРИЧКУ. (4-слайд. Лошадь, запряженная в БРИЧКУ)
Это было первое транспортное средство.
Но вскоре и такой вид транспорта стал неудобным, как вы думаете, почему (холодно, укрыться негде)
И казак приделал крышу и получилась БЕСТАРКА.
(5 – слайд. Лошадь, запряженная в бестарку и перевозящая всю семью.)
Бестарка была более удобна, в ней помещалась вся семья, а крыша над головой помогала укрыться от палящего солнца и от дождя, высокие колеса помогали бестарке легко передвигаться по улицам города. Бестарка быстро стала городским транспортом. На ней можно было быстро добраться на работу, и на бал.
Со временем все больше становилось людей в городе, и бестарка перестала не удобной.
- Как вы думаете почему? (ответы детей)
И стали казаки думать, как им создать такой транспорт, чтобы можно было сразу перевести большое количество людей. И придумали - ЛИНЕЙКУ. (6 – слайд. Лошадь, запряженная в линейку.)
Вот так появился еще один городской транспорт. Он становился тяжелее и в него запрягали несколько лошадей. Управлял им вагоновожатый, теперь много народу помещалось в линейку. Они одновременно ехали в нужном направлении и по своим делам.
Вот так на конях верхом, на бричках, на бестарках, и линейках ездили казаки.
Казачка: Запомнили казачата, на чем ездили казаки?
Молодцы, ребята. Вот вам картинки с изображением этого транспорта. Возьмите с собой и малышам расскажите на чем ездили казаки. Вам пора возвращаться назад. До побачинья, казачата!
Дети: До свидания!
Воспитатель предлагает через КОЛЕСО ИСТОРИИ НАРОДА вернуться обратно в будущее. (крутим вправо) Возвращаемся в детский сад.
5) Включение нового в систему знаний:
Дидактическая задача: 1) организовать активный отдых детей.
2) закрепить представления детей о первых средствах жителей Кубани.
1) П/и «Кони»
2) Д/и «Собери картинку» (6-8частей.)
3) Д/и «Найди недостающую деталь» (аппликация Пешему казаку – котомку, коню – наездника, бричке – колеса, бестарке – крышу, линейке – несколько коней и вагоновожатого).
6) Осмысление:
Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.
- Ребята, где мы с вами сегодня были? (ответы детей)
- Что мы узнали в прошлом?
- На чем ездили казаки?
- Вам понравилось наше путешествие в прошлое?
- Вы расскажите малышам на чем ездили казаки раньше?
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др., при разработке занятия использовались исторические материалы, брошюры и интернет ресурсы. Данная образовательная деятельность проходит в рамках регионального компонента, что позволяет детям узнать много интересного и познавательного из истории Кубани.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»
Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все структурные единицы занятия логически связаны...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»
Краткая аннотация к работе: Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как одним из способов развития познавательной активности дошкольников....
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»
Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».
Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой ...
Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Вызов на спортивный поединок»
Краткая аннотация к работе: В ходе непрерывно-образовательной деятельности у детей актуализируются и дополняются представления о спортивной игре – хоккей. Умение правильно применять (использоват...
«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии ситуация» Тема: «Подарок к празднику»
Краткая аннотация к работе: В основе данного занятия лежит системно-деятельностный подход и образовательная технология «Ситуация». Данная образовательная ситуация направлена на формировани...