Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой схеме. В ходе образовательной ситуации у детей актуализируются знания о способе составления слоговой схемы, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что существует еще способ составления схем для слов. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай сам». Дети, рассуждая о том, из чего состоит слоговая схема, приходят к выводу, что звуковая схема состоит из звуков, которые обозначаются символами, квадратами. На этапе включения нового знания в систему знаний детям предлагается игра «Составь слово по звуковой схеме», где ребёнок становится звуком. На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были, что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».

Образовательная область: «Речевое развитие».

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа

Тема: «Составление звуковой схемы слов».

Название: «Домашнее задание»

Образовательная цель: формирование звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников как предпосылки обучения грамоте.

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с понятием «звуковая схема»;

- способствовать формированию у детей представлений о способе составления звуковой схемы;

- создать условия для формирования начальных представлений о звуковой схеме;

- закрепить знания детей о слоговой схеме, о видах звуков: гласный и согласный;

- закрепить умение определять положение звука в словах.

Развивающие

- развивать умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причину, ставить цель, выбирать способы преодоления затруднения;

- способствовать формированию связной речи, умению строить простейшие выводы;

- развивать наблюдательность, внимание, мышление.

Воспитательные

- воспитывать отзывчивость, желание помочь.

Дидактические материалы: задание Незнайки, предметные карточки и слоговые схемы к ним, перфокарты для составления слоговых и звуковых схем, образцы составления схем, квадраты красного и синего цвета, магнитная доска с деревом, магнитные листья, цветы и плоды.

Оборудование: проектор, музыкальная колонка, магнитная доска.

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой схеме. В ходе образовательной ситуации у детей актуализируются знания о способе составления слоговой схемы, но, в результате затруднения дети приходят к выводу о том, что существует еще способ составления схем для слов. Открытие нового знания предусмотрено способом – «придумай сам». Дети, рассуждая о том, из чего состоит слоговая схема, приходят к выводу, что звуковая схема состоит из звуков, которые обозначаются символами, квадратами. На этапе включения нового знания в систему знаний детям предлагается игра «Составь слово по звуковой схеме», где ребёнок становится звуком. На этапе осмысления дети делают вывод о том, где были, что делали, какие знания и умения помогли справиться с затруднением.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, а кто из вас посещает кружки и секции? Какие? А кто из вас уже ходит в школу раннего развития?

- Вот и наш друг Незнайка тоже пошёл в школу и даже получил первое задание, но, к сожалению, у него не получается его выполнить.

- А вы хотите  ему помочь?

-Сможете?

2. Актуализация знаний

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о составлении слоговой схемы слов.

- Хотите узнать, какое задание получил Незнайка?

- Тогда предлагаю (имя ребёнка) помочь нам прочитать это задание.

(имя ребёнка) читает: «Незнайка, пожалуйста, рассмотри картинки и назови, что на них изображено. Составь по две разных схемы к каждому слову».

- Ребята,  какое задание нужно выполнить Незнайке?

Чтобы помочь Незнайке, я предлагаю вам тоже отправиться в школу раннего развития «Филлипок». Хотите?

- Дорога в школу короткая, но правила безопасного поведения нужно обязательно соблюдать. Скажите, пожалуйста, как правильно нужно построиться, чтобы отправиться в путь?

- Для того, чтобы найти свою пару, вам нужно взять одну карточку со слоговой схемой и подобрать к ней картинку (слово), которая будет выбрана другим ребёнком. Таким образом, вы найдёте свою пару.

(Дети выполняют задание, построение в пары)

- Ребята, вы готовы? Отправляемся в путь!

Чистоговорка

Фор – фор – фор – вот я вижу светофор!

Ал – ал – ал – горит красный нам сигнал!

Ши – ши – ши – быстрый транспорт пропусти!

Ти – ти – ти – а здесь нам можно пройти!

На экране появляется изображение школы.

- Ребята, вот мы и в школе раннего развития!

На экране появляются картинки «мак», «луна», «кот», «малина», «бочка».

-  Присаживайтесь за парты, вспомните о правильном положении тела за партой. А вот и задание Незнайки! Кто помнит, что нам нужно сделать?

- Дети, скажите, пожалуйста, а какие схемы слов вы уже знаете? (слоговая схема)

- Тогда предлагаю вам составить слоговые схемы к словам и проверить друг друга (дети самостоятельно выполняют задание и проверяют друг друга)

3. Затруднение в ситуации.

 Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины под руководством воспитателя.

- Ребята, скажите, пожалуйста, сколько схем вы составили для каждого слова? (одну)

- А сколько нужно было составить схем к каждому слову? (по две)

- Да, верно. В задании учителя написано, что именно две разных схемы к словам. А как вы думаете, какую еще схему мы можем составить? (варианты ответов детей)

На экране появляется картинка «мак» и две схемы для него: слоговая и звуковая.

- Ребята, посмотрите, учитель оставила для Незнайки подсказку, знакомую нам слоговую схему для слова «мак», проверьте себя, у вас такая?

- А что это за вторая схема, которую нарисовала учитель? Как она называется? (дети предлагают варианты ответов)

- Смогли мы с вами помочь Незнайке составить по две разных схемы к словам?

- Почему не смогли? (потому что не знаем, как называется вторая схема и как ее правильно составить)

4. Открытие нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

- формировать представление детей о способе составления звуковой схемы слов; формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, опыт эмоционального переживания радости открытия.

- Ребята, значит, что нам нужно узнать? (как называется схема, предложенная учителем)

- А как можно узнать то, что ты не знаешь? (спросить у воспитателя, посмотреть в интернете, прочитать в книге, придумать самим и т.д.)

- Ребята, вы же у меня очень умные и сообразительные, подумаем сами? Давайте вспомним, как называется первая схема, которую вы нарисовали в своих тетрадях? (слоговая) Почему она так называется?

- Значит, каждый квадрат – это слог. А в незнакомой схеме несколько квадратов разных цветов, как вы думаете, что они могут обозначать? Почему в схеме слова «мак»  3 квадрата?

- Верно, это звуки! Значит, как можно назвать  такую схему? (звуковая схема)

- Рассмотрите звуковую схему и скажите, как обозначается гласный звук в этой схеме, а как согласный? Конечно, разным цветом. В русском языке все гласные звуки обозначаются красным цветом, а согласные синим.

- Скажите, мы сейчас можем полностью выполнить задание Незнайки? Тогда предлагаю вместе составить звуковую схему для слова «луна».

- Сколько звуков в слове «луна»? Значит, сколько квадратов мы нарисуем?

- Какой первый звук в слове «луна»? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим первый квадрат?

- Какой второй звук в этом слове? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим второй квадрат?

- Какой третий звук в слове? Он гласный или согласный? Каким цветом мы закрасим третий квадрат?

- Проверьте, пожалуйста, себя по образцу (на экране появляется образец выполнения задания для слова «луна»)

- Ребята, предлагаю вам самостоятельно составить звуковые схемы для оставшихся слов «кот», «малина», «бочка» (дети выполняют задание, организуется взаимопроверка).

Интерактивная физминутка «Делай так» (видеозапись на экране)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка

Дидактические задачи: закрепить знания о способе составления звуковой схемы слов, умение определять первый звук в слове.

Дидактическая игра «Составь слово по звуковой схеме». Цель: формирование умения составлять звуковую схему слова.

- Сейчас мы с вами превратимся в звуки! (на столе разложены квадраты синего и красного цветов)

- Кто хочет стать звуком?

- (Имя ребёнка), ты -  первый звук в слове «слон». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)

- (Имя ребёнка), ты – второй звук в слове «каша». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу).

- (Имя ребёнка), ты – первый звук в слове «дом». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)

- (Имя ребёнка), ты – второй звук в слова «мишка». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)

- (Имя ребёнка), ты третий звук в слове «букет». Выбери, пожалуйста, правильный цвет квадрата (ребёнок выбирает квадрат и строится в шеренгу)

- Ребята, что у нас получилось?

- Верно! У нас получилась настоящая «живая» звуковая схема! А кто был внимательным, какое слово мы составили из звуков?

- Здорово! Конечно, это слово «садик»! Вот и нам с вами пора возвращаться в наш любимый детский сад. «Пару мы свою возьмём, дружно в садик свой пойдём!»

6. Осмысление

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

- Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

- Кому мы сегодня помогли? Смогли помочь? Почему смогли?

- Какие новые знания и умения помогли вам справиться с заданием Незнайки?

- Вы настоящие умники и умницы! Вы смогли справиться с таким непростым заданием Незнайки, а значит, вы совершили доброе дело!

- Сейчас я предлагаю вам оценить себя.

Рефлексия «Дерево успеха» (на магнитной доске расположено дерево, а рядом листья, цветочки и плоды)

- Ребята, выберите, пожалуйста, плоды, если вы считаете, что у вас всё сегодня получилось, вы справились со всеми заданиями. Выберите цветочек, если вы считаете, что почти выполнили все задания, при этом испытывали небольшие трудности. Выберите листочек, если вы думаете, что задания были для вас очень сложными, и вам не удалось их выполнить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Краткая аннотация к работе. Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»

Краткая аннотация к работе:  Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как  одним из способов  развития познавательной активности дошкольников....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»

Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». «Звуковой анализ слова»

Краткая аннотация к работе: занятие разработано в технологии деятельностного метода «Ситуация». Тип занятия – «открытие» нового знания. В образовательной ситуации описыва...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Вызов на спортивный поединок»

Краткая аннотация к работе: В ходе непрерывно-образовательной деятельности у детей актуализируются и дополняются представления о спортивной игре – хоккей. Умение правильно применять (использоват...

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии ситуация» Тема: «Подарок к празднику»

Краткая аннотация к работе: В основе данного занятия лежит системно-деятельностный подход и образовательная технология «Ситуация». Данная образовательная ситуация направлена на формировани...