Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Скрягина Татьяна Данииловна

Краткая аннотация к работе.

Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны  между собой. Педагогам удалось создавать условия когда дети сами «открывают» новое знание  (где раньше жили люди ) и  самостоятельного выполняют  отдельные шаги для его открытия.Для реализации каждой задачи были подобраны приемы  в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась презентация «Жилища человека», которая усиливала эмоциональное восприятие темы.  В конце образовательной ситуации  с  помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» педагоги помогли детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_v_kotorom_my_zhivyom.docx31.48 КБ
Файл prilozhenie.docx1016.67 КБ
Файл prilozhenie_prezentatsiya_zhilishcha_cheloveka.pptx609.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Дом, в котором мы живём»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.        

Возрастная группа: подготовительная к школе группа 

Тема: Дом, в котором мы живём 

Основные цели: 

формировать обобщенные представления о развитии цивилизации, об истории жилища;                                                                                        

совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение задавать вопросы и вступать в разговор, поддерживать его, подбирать слова и фразы в соответствии с ситуацией общения, излагать свои мысли понятно для окружающих, высказывать свою точку зрения, убеждать, доказывать, соглашаться, возражать, конструктивно разрешать противоречия;                                                        

способствовать установлению простейших связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;                                                        

воспитывать чувство восхищения достижениями человечества;                

поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (проведение опытов);                                                                

расширять опыт творческого конструирования, развивать продуктивную деятельность (аппликация, лепка) в коллективной деятельности.                        

Дидактические материалы: 

Демонстрационный: картинки современных домов, презентация «Жилища человека», две воронки, две баночки в одной песок, в другой глина, два пустых стакана и стакан с водой.                                                                                

Раздаточный: глина, цветная бумага, картон, ватные диски, ножницы, клей, клеенки, конструктор.                                                                        

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитофон (аудиозапись песни «Волшебный дом», слова Воиновой Марии).                                                                

Краткая аннотация к работе.

Выбранная структура занятия соответствует образовательной ситуации «открытие» нового знания. Все  структурные единицы занятия  логически связаны  между собой. Педагогам удалось создавать условия когда дети сами «открывают» новое знание  (где раньше жили люди ) и  самостоятельного выполняют  отдельные шаги для его открытия.Для реализации каждой задачи были подобраны приемы  в интересной и занимательной форме. На занятии использовалась презентация «Жилища человека», которая усиливала эмоциональное восприятие темы.  В конце образовательной ситуации  с  помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» педагоги помогли детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели.                                                

Ход образовательной ситуации:

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

Мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей вокруг себя.

— Ребята, сегодня к нам пришел гость Лисичка из сказки про лубяную и ледяную избушку.

Лиса: помогите мне ребята. Петушок меня из заячьей лубяной избушки выгнал. На дворе зима, а у меня и дома нет. Я хочу построить дом, только не знаю, как и из чего его строят.

— Хотите помочь Лисе построить дом?

— Сможете ей рассказать,  какие бывают дома и из чего их делают?

  1. Актуализация

Дидактические задачи.

1) Актуализировать знания детей о современных домах.

2) Совершенствовать речевые навыки, необходимые для общения: умение задавать вопросы и вступать в разговор.

Словесная игра «Задай вопрос Лисе»

Педагог предлагает детям поиграть в игру. Дети задают вопросы Лисе, чтобы узнать какой дом она хочет себе построить.

Чтобы помочь Лисе мы зададим ей вопросы и узнаем все её пожелания. 

Варианты детских вопросов:

— Лисичка, из какого строительного материала ты хочешь построить свой дом? (Из кирпичной кладки, из блока, из бруса?)

— Сколько будет этажей в доме?

Педагог на мольберте выставляет картинки. Предлагает детям и Лисичке рассмотреть все дома.

— Посмотрите, какие они разные: одноэтажные, многоэтажные, кирпичные, панельные, каменные, деревянные. Дома жилые, дома в которых мы работаем или проводим своё свободное время, свой досуг.

Работа с картинками

— Рассмотрите, из каких частей состоит дом.

— Назовите части дома? (Стены, крыша, окна, подвал, подъезд, лестница, лифт, квартиры и т.д.)

— Сколько этажей может быть в деревянном доме? (Один, два этажа.)

— Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный дом.)

— Дом, в котором два этажа? (Двухэтажный дом.)

— Сколько этажей может быть в кирпичном и панельном домах? (Много.)

— Как называется дом, в котором много этажей? (Многоэтажный дом.)

— Как сказать полностью об этом доме? (Многоэтажный кирпичный (панельный) дом.)

— Что же мы теперь можем сказать о домах, в которых живёт человек? (Дома бывают разные.)

— Чем дома отличаются друг от друга? (Дома отличаются друг от друга цветом, формой, размером, материалом.)

  1. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для знакомства с историей возникновения жилищ.

2) Формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

Лиса: спасибо. Я теперь благодаря вам все знаю о современном доме. А сможете вы мне рассказать, где же раньше жили люди? (Дети затрудняются ответить.)

— Смогли ли вы рассказать Лисе о том, где раньше жили люди? (Нет, не смогли.)

— Почему не смогли? (Потому, что не знаем.)

— Значит, что нам сейчас надо узнать? (Чтобы рассказать Лисе, надо самим знать, где раньше жили люди?) 

  1. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи:

1) Познакомить детей с разными жилищами.

2) Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, спрошу у родителей, получу информацию посмотрев фильм» и т.д.

— Ребята, а что нужно сделать, чтобы мы смогли рассказать лисе о жилищах, которые строил человек? (Спросить у родителей; получить информацию в интернете; прочитать в энциклопедии и т.д.)

Показ презентации «Жилища человека».

Слайд «Пещера первобытного человека».

— Давным-давно на земле жили люди, которые не были похожи на современных людей, их называли первобытными. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери.

Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.

Слайд «Шалаш».

— Как вы думаете, почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере? (Холодно, могут обвалиться камни, весь дым от костра остается в пещере.)

Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов.

Слайды «Типи», «Иглу».

— Так индейцы делали жилища - «типи». Они имеют форму конуса. Каркас собирают из шестов. Покрышку сшивают из кож бизонов или парусины. На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда. Жилище эскимосов называется - «иглу». Находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают изо льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Всё, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этого огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами. На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм.

— Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему? (Потому что земляные холодные полы, ходить надо было согнувшись, в непогоду попадал дождь, ветер мог их снести.)

Слайды «Мазанки», «Деревянные избы».

— Люди стали думать, из чего бы им построить крепкие, теплые дома. В степях появились дома из глины. Эти дома назывались «мазанки». А на Кубани из глины назывались «курень» или «хата». А там где было много лесов, люди делали деревянные срубы. Угадайте, как называются такие дома («Изба»). У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья.

— А как вы думаете, чем были удобны мазанки и деревянные избы? (Не попадает дождь; ветер не дует; тепло т.к. есть печка; светло, потому что есть окна; есть дверь, которую можно закрыть.)

Физминутка «Дом».

Дидактическая задача. Организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)

Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой)

Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)

Будет жить лисичка в нем. (Приседают)

  1. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи:

1)Поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность детей (проведение опыта с песком и глиной).

2) Тренировать мыслительные операции — анализ, сравнение, аналогия, развивать воображение, логическое мышление, речь.

3) Расширять опыт творческого конструирования, развивать продуктивную деятельность (аппликация, лепка) в коллективной деятельности. 

Опыты с «Песком и Глиной»

Воспитатель предлагает детям задние: определить, какой из строительных материалов (песок, глина) подходит для строительства жилища древнего человека.

Дети сравнивают песок и глину по их качественным характеристикам и свойствами.

Опыт № 1. Возьмем баночку с песком и аккуратно насыплем немного песка через воронку в стаканчик. Легко ли сыплется песок? (Легко). А теперь попробуем высыпать из баночки глину. Что легче высыпать - песок или глину? (Песок). Потому и говорят, что песок - «сыпучий». Глину нельзя так легко высыпать из баночки, как песок. В отличие от глины песок - рыхлый.

Опыт № 2. Слепим из глины и песка строительный кирпичик. Песчаные кирпичики распадутся, а глиняные после высыхания станут сухими и крепкими.

Подведение итогов:

— песок сыпучий, рыхлый;

— глина твёрдая, прочная, лепится, сохраняет свою форму.

Воспитатель предлагает детям подойти к доске выбора и выбрать материал, из которого они хотят построить жилища.

Дети садятся за столы.

Работа в малых группах:

1 группа - конструирование из строительного материала;

2 группа - аппликации из бумаги и бросового материала;

3 группа - лепки из глины.

Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

6.Осмысление

Дидактические задачи: 

Восстановить в памяти детей то, что делали, что узнали, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

— Кому мы сегодня помогали? (Лисе из русской народной сказки «Лиса и Заяц».)

— Что мы сегодня узнали?

— Чем вы смогли помочь Лисе? (Рассказали, показали, где раньше жили люди и сделали жилища своими руками.)

Лиса: спасибо вам, за интересную историю про дома. Теперь я точно знаю, какое себе построю жилище.



Предварительный просмотр:

Картинки по запросу картинки конструктор

Похожее изображение

Картинки по запросу картинки бумага и ножни

Картинки по запросу картинки кирпичный дома для доуПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображениеПохожее изображение

Картинки по запросу картин каменный дом


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жилища человека»

Слайд 2

«Пещера первобытного человека»

Слайд 3

«Шалаш»

Слайд 4

« Типи », «Иглу»

Слайд 5

«Мазанки», «Деревянные избы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Тема: Витаминные продукты

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»Образовательная область: Социально-коммуникативное развитиеВозрастная группа: 6-7 летТема: Витаминные продукты...

Тема: «На чём ездили казаки?». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»

Образовательная область: Познавательное развитиеВозрастная группа: средняя группаТема: «На чём ездили казаки?»Основные цели: Формировать представления о первых средствах передвижения жител...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Коллекционеры»

Краткая аннотация к работе:  Данная образовательная ситуация знакомит детей с коллекционированием как  одним из способов  развития познавательной активности дошкольников....

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «В гости к Белочке»

Занятие для второй младшей группы в технологии «Ситуация». Работа по данной технологии в системе дает свои плоды в плане того, что дети научились справляться с возникающим в ходе занятия з...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Составление звуковой схемы слов».

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация организуется с детьми старшего дошкольного возраста с целью создания условий для формирования первоначальных представлений детей о звуковой ...

Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Тема: «Вызов на спортивный поединок»

Краткая аннотация к работе: В ходе непрерывно-образовательной деятельности у детей актуализируются и дополняются представления о спортивной игре – хоккей. Умение правильно применять (использоват...

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии ситуация» Тема: «Подарок к празднику»

Краткая аннотация к работе: В основе данного занятия лежит системно-деятельностный подход и образовательная технология «Ситуация». Данная образовательная ситуация направлена на формировани...