НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»
статья
Семинар-практикум на тему "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОДНОГО КРАЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР-Д/С «СКАЗКА»
ОП «ДЕТСКИЙ САД «РОМАШКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
НА ТЕМУ
«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ
ИХ К КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ
РОДНОГО КРАЯ»
Подготовил воспитатель первой кв. категории
Подгорнова Л.С.
Февраль-2018г.
Тема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из самых важных и значимых для нашей страны, а именно, для людей, живущих в ней. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Мы, педагоги постоянно задаемся этим вопросом.
Человек, как личность, формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Нравственность, как основа патриотизма, не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни. Нельзя заставить человека бережно относиться к окружающей природе, любить людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.
Мы можем воспитать любовь и уважение к Родине, если сами помним и чтим традиции и обычаи родного края, знаем историю и фольклор своей страны.
Наш детский сад «Ромашка» постоянно и кропотливо работает над вопросами нравственно-патриотического воспитания.
Работа по патриотическому воспитанию включает следующие задачи:
1. Дать первоначальное представление о народной культуре во всем ее многообразии через развитие исторической памяти с помощью творческих способностей
2. Способствовать воспитанию целостной эстетической культуры художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через ознакомление с традициями, через изучение истории и культуры родного города.
Решаются так же сопутствующие задачи:
-Развивать интерес и воспитывать чувство любви к национальной культуре родного края, народному творчеству, обычаям.
-Формировать умение видеть историю вокруг себя (в домах, улицах, в предметах быта, в традициях и обычаях)
- Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе, через непосредственное обращение к ней, восприятие ее красоты и многообразия
- Воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу, стране.
-Познакомить с интересными людьми города, прославившими его (поэты, музыканты и художники). Решение поставленных задач повлекло за собой поиск разных форм работы через совместную творческую деятельность педагогов, детей и родителей. В работе затронуты все образовательные области и все формы работы с детьми.
1.Социально-коммуникативное развитие.
Задачи реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Мой дом – моя крепость».
Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных фольклорных игр.
2.Познавательное развитие:
Целевые прогулки по нашему микрорайону, природа нашего города, экскурсии по памятным местам города, посещение музеев города.
3.Художественно-эстетическое развитие:
Благодаря тесному сотрудничеству детей, воспитателей и родителей оформлено большое количество выставок, организовано участие в различных конкурсах.
Для реализации задач нравственно - патриотического воспитания в нашем детском саду созданы необходимые условия.
В группах оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, фотовыставки: «Знай историю своего города», выставки рисунков «Мой город», подобраны книги о нашем городе, тематические папки «Животный и растительный мир нашей республики», «Люди, которыми мы гордимся».
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Старались привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации системы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ.
По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой город.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться. Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.
Приложение 1
Направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию
с учетом возрастных особенностей дошкольников
Младший дошкольный возраст
- Тематический материал:
- Взрослые люди (родовые характеристики, профессии, внешний вид, тематические папки, дидактические игры и т.п.);
- Семья (иллюстрации, изображающие семью, ее членов, фотоальбомы и т.п.);
- Дом, в котором ты живешь (фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений и т.п);
- Ребенок и сверстники (тематические папки о детях - мальчики и девочки, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся и др.);
- Эмоциональные состояния (тематические папки, иллюстрации, показывающие различные эмоциональные состояния, пиктограммы);
- Поведение детей(тематические папки, иллюстрации о правилах поведения детей).
- Материал для ознакомления детей с «малой родиной»:
- с детским садом(фотоматериалы, иллюстрации, макет группы детского сада и др.);
- с близлежайшими улицами(иллюстрации, фотоматериалы, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улицы, микрорайона, на котором расположен детский сад и т.п.);
- с родным городом(фотографии, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, макет улиц города и т.п).
- Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
- предметы старины;
- русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги);
- предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.);
- куклы в национальных костюмах.
- Художественная литература по фольклору:
- песенки;
- потешки;
- сказки и др;
Средний дошкольный возраст
- Тематический материал:
- Семейные праздники
2. Материал для ознакомления детей с «малой родиной»:
- со знаменитыми жителями города;
- с достопримечательностями своего города;
- с природой своего города;
- с транспортом;
- с архитектурой своего города;
- с профессиями, характерными для жителей своего города;
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры:
- различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья);
- дидактические игры по теме.
4. Произведения устного народного творчества:
- пословицы;
- поговорки и т.д.
5. Элементы символики:
- государственной (флаг и герб России);
- краевой (флаг, герб Красноярского края);
- муниципальной (флаг, герб города, промышленных предприятий).
Старший дошкольный возраст
1. «Моя семья»:
- семейные фотоальбомы;
- самодельные книги на темы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо» и пр.
2. Произведения устного народного творчества:
- сказки;
- былины;
- предания
3. «Родной город»:
- «История возникновения города»;
- «Знаменитые земляки»;
- «Достопримечательности»;
- «Архитектура»;
- «Спорт»;
- карта города;
- символика города;
- макеты (микрорайона, улиц, архитектурных сооружений города).
4. «Мой край»:
- символика Республики Мордовия
- материал, знакомящий детей со славой и достижениями города
5. «Родная страна»:
- символика России (герб, флаг, гимн);
- карта России;
- природные зоны страны;
- народы, населяющие страну;
- различные макеты (достопримечательности, архитектура и т.п.).
6. «Защитники Отечества»:
- «Наши предки - славяне» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
- «Богатыри земли русской» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
- «Великая Отечественная война»;(иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
- «Война 1812 года» (иллюстрации, тематические папки, художественная литература и дидактические игры);
- «Российская армия»;
- фотоматериалы «Памятники воинской славы»;
- Макеты (древняя крепость, военная техника и т.п.).
7. «Приобщение к истокам русской народной культуры»:
- «Как жили люди на Руси;
- «Предметы старины»;
- «Из истории русского народного костюма»;
- «Народные праздники и гуляния»;
- «Народный календарь»;
- русские игрушки (различные куклы-закрутки из соломы, ткани различных видов, ниток, кожи и т.д.; куклы из деревянных чурбачков, обереги);
- предметы народного декоративно-прикладного творчества (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работы по дереву и пр.);
- различные макеты (крестьянской избы, комнаты – горницы, крестьянского подворья);
- куклы в национальных костюмах.
8. «Великие соотечественники»:
- портреты;
- художественная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию.
9. «Наша планета - Земля»:
- глобус;
- детская карта мира;
- художественная литература, иллюстрации, тематические папки, рассказывающие о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Дегтярь О.В., Дмитрюк Е.В. Работа ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №2. С.10-13.
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям)
- Красова Т.Д. Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников//Воспитатель ДОУ. 2012. №4. С.43-46.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд.-М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 80с.
- Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей.: Мозаика-Синтез,2008.-128с.
- Шаламова Е.И. Смотры конкурсы по патриотическому воспитанию//Управление ДОУ. 2011.№4.С.59-66.
- Юченкова Л.А. Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании//Управление ДОУ.2001.№12.С.53-62.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
Статья посвящена одному из основных направлений современной отечественной педагогики,связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нр...
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...
Формирование патриотических чувств дошкольников в ходе ознакомления с историческим прошлым родного края
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о нашем городе, его достопримечательностям, обы...
Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...
Приобщение детей к культурно-историческому наследию родного края.
Патриотическое воспитание это необходимый процесс в педагогике, патриотизм развивает нравственные чувства ребенка. Перед педагогом стоит большая ответственность воспитать детей патриотами, залож...